Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

матор, понижающий судовое напряжение 380 или 220 В, 50 Гд до

110В, и пять предохранителей.

Вверхней части прибора 1АМ вместо лампы «Сигнал термореле» установлена лампа «Вентилятор включен».

Термореле имеет два контакта. При повышении температуры поддерживающей жидкости до -j-42° замыкается первый контакт, в результате чего включается вентилятор и зажигается лампа «Вентиля­ тор включен». Когда температура жидкости поднимается до 4-58°, замыкается второй контакт и включается ревун.

Переключатель вентилятора имеет два положения: «Автоматичес­ кая работа» и «Включено». При положении переключателя «Автомати­ ческая работа» вентилятор включается контактами специального ре­ ле МКУ-48С, установленного в основании прибора. При положении переключателя «Включено» вентилятор включается непосредственно.

На столе прибора 1АМ установлено два сельсина-датчика типа ДИ-150, работающих от двигателя отработки следящей системы АДП-1. Наличие двух сельсииов-дачиков позволяет подключать к прибору 1АМ большее число принимающих приборов.

Принципиальная электросхема компаса на переменном токе

Поскольку гирокомпас «Амур-2» не имеет существенных отличий от гирокомпаса «Амур», ограничимся рассмотрением лишь его прин­ ципиальной электросхемы при работе на переменном токе (рис. 138, на вкладке).

Линия судового переменного тока

Судовой переменный ток напряжением 380 или 220 В, частотой 50 Гц поступает на пакетный выключатель питания прибора 1АМ.

При установке ручки выключателя в положение «Включено» ток, пройдя 10-амперные предохранители на панели ПР-2, по наружному кабелю поступает на двигатель агрегата АМГ-202.

Линия трехфазного тока 120 В, 500 Гц

Генератор агрегата питания вырабатывает трехфазный ток напря­ жением 120 В, частотой 500 Гц, которым питаются все элементы сис­ темы, за исключением двигателя времени курсографа.

Все три фазы через 3-амперные предохранители и амперметры по­ даются на стол прибора 1АМ к токоподводящим кольцам. С токоподво­ дящих колец ток подается в чувствительный элемент для питания ги­ ромоторов и катушек электромагнитного дутья. С этих же колец 1-я фаза подается на общий контакт термореле, а 2-я и 3-я — на обмотку

возбуждения

двигателя

АДП-1. Через 1-амперные предохраните­

ли три фазы

подаются

на переключатель вентилятора В1 и контакты

реле Р.

От 2-й и 3-й фаз через 1-амперные предохранители питаются: трансформатор освещения и усилитель (в цепи питания усилителя

228


стоит выключатель «Следящая система»), обмотка возбуждения дат­ чика М4 (ДИ-150) и по кабелям наружного монтажа трансформаторы освещения и обмотки возбуждения принимающих сельсинов СС-150, подключенных к этому датчику.

От 1-й и 2-й фаз через 1-амперные предохранители питаются: об­ мотка возбуждения датчика М 3 (ДИ-150) и по кабелям наружного монтажа трансформаторы освещения и обмотки возбуждения принимаю­ щих сельсинов СС-150, подключенных к этому датчику.

В приборе 1АМ предусмотрена сигнализация о подаче питания напряжением 120 В, частотой 500 Гц, о включении вентилятора и о повышении температуры поддерживающей жидкости.

После срабатывания реле замыкается цепь сигнальной лампы Л2, горение которой свидетельствует о том, что агрегат перешел на ра­ бочий режим. Лампочка Л2 включена в первую и третью фазы через балластное сопротивление R2.

Лампочка Л1, включенная в две фазы через балластное сопротив­ ление R1, сигнализирует о включении вентилятора.

Переключатель вентилятора В1 имеет два положения: I •— «Вклю­ чено» и II — «Автоматическая работа». При положении переключате­ ля В1 «Включено» включаются вентилятор и лампочка Л1, а при по­ ложении переключателя «Автоматическая работа» вентилятор и лам­ почка Л1 включаются после включения реле Р.

При повышении температуры поддерживающей жидкости до +42° замыкается один контакт термореле. В результате этого на выпрями­ тель, питающий обмотку реле Р постоянным током, подается одна фаза (другая через 1-амперный предохранитель подана была ранее), и реле срабатывает, включая вентилятор и лампочку Л1 при положе­ нии переключателя В1 «Автоматическая работа».

При повышении температуры поддерживающей жидкости до +58° замыкается другой контакт термореле, подающий одну фазу на тран­ сформатор Тр1 (другая фаза через 1-амперный предохранитель пода­ на ранее), во вторичную обмотку которого включен ревун.

Линия уравнительных токов

Обмотки возбуждения принимающих сельсинов СС-150 и датчиков ДИ-150 питаются, как уже указывалось, от 1-й и 2-й фаз, 2-й и 3-й фаз трехфазной линии 120 В, 500 Гц. Статорные обмотки принимаю­ щих сельсинов-датчиков соединены каждая в звезду.

Линии синхронной передачи каждого из датчиков ДИ-150 в при­ боре 1АМ разветвляются и далее внешним кабелем совместно с пи­ танием соответствующих обмоток возбуждения поступают к приборам курсоуказания системы.

Линия однофазного переменного тока

110 В, 50 Гц

Для питания двигателя времени ДСД-2 прибора 23АМ на распре­ делительной панели ПР-2 в приборе 1АМ установлен понижающий трансформатор Гр, на первичную обмотку которого через 1-амперные

229



предохранители подается напряжение судовой сети 380 или 220 В. Со вторичной обмотки снимается напряжение 110 В, 50 Гц. Это напря­ жение подается в прибор 23АМ по тому же кабелю, которым сельсинприемник курса подключается к соответствующему датчику основного прибора.

Глава VIII. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВУХГИРОСКОПНЫХ КОМПАСОВ

§ 51. ПРОВЕРКА ПЕРЕД ПУСКОМ, ПУСК И ОСТАНОВКА ГИРОКОМПАСОВ

Подготовка гирокомпасов к действию

1.Убедиться, что выключатели во всех приборах комплекта нахо­ дятся в положении «Выключено».

2.Проверить надежность контактных соединений, прочность мон­ тажа, а также крепление узлов приборов.

3.Протереть чистой ветошью, смоченной бензином, корпусы и крышки приборов, проверить уплотнение сальников и крышек при­ боров.

4.Проверить от руки легкость хода вращающихся частей. Обнару­ женные заедания устранить. Удалить старую смазку во всех зубчатых передачах жесткой кисточкой, смоченной бензином, и нанести новый слой смазки, имеющейся в ЗИП.

5.Смазать открытые подшипники, после чего каждый из них про­ вернуть вручную на 4—5 оборотов.

6.Прочистить и протереть марлей или батистом, смоченными спир­ том, контактные кольца и коллекторы электрических машин. Под­ горевшие поверхности предварительно зачистить стеклянной бумагой

00. Проверить состояние и плотность прилегания щеток агрегата. Выработанные более чем на 60% щетки заменить новыми.

7.Проверить наличие предохранителей, их исправность и правиль­ ность посадки в гнезда. Ампераж предохранителей проверить по элек­ тросхеме каждого прибора. Неисправные предохранители должны быть заменены запасными.

8.Проверить наличие сигнальных и осветительных ламп, их ис­ правность и правильность посадки в гнезда; неисправные лампы за­ менить запасными.

9.Проверить количество поддерживающей жидкости в резервуаре основного компаса через одно из отверстий в столе гирокомпаса при помощи чистой деревянной палочки, предварительно протертой спир­ том. Уровень жидкости должен быть не ниже 20 мм от верхней кромки стола. При меньшем количестве жидкости долить ее.

10.Проверить, свободно ли поступает забортная и пресная вода в

змеевик помпы.

11. Проверить уровень воды в помпе охлаждения; он должен быть не ниже красной черты на водомерном стекле помпы. В случае необхо­ димости долить воду через наливное отверстие помпы.

230


12.Заправить чернилами перья курсографа. Если лента курсографа на исходе, заправить новый рулон ленты.

13.Убрать из гиропоста все посторонние предметы.

Пуск гирокомпаса «Курс-4» на переменном токе

1. Подать в схему однофазный ток 111 В, 50 Гц, повернув рукоят­ ку «Однофазный ток» прибора 4Д в положение «Включено». При этом сразу же должна загореться сигнальная лампочка «Однофазный ток» в приборе 4Д, свидетельствующая о наличии однофазного напряже­ ния.

2. Повернуть рукоятку «Судовая сеть» прибора 4Д в положение «Включено». При этом сразу же начнет работать агрегат питания,

ав приборе 4Д зажжется лампочка «Судовая сеть».

3.Проверить по амперметрам прибора 4Д пусковые токи в фазах гиромоторов, которые должны быть в следующих пределах:

Первая

ф а з а .......................................................................

не

более

4,0 А

Вторая

ф а з а ........................................................................

»

»

4,4 »

Третья

ф а з а .........................................................................

»

»

4,0 »

4.Убедившись по звуку ревуна и по горению сигнальных ламп «Отклонение температуры» (приборы ЮМ и 34) в исправности линии сигнала, вынуть один из предохранителей (зажимы 59 или 60) в при­ боре 4Д и, таким образом, разорвать цепь замыкателя ревуна.

5.Убедиться в правильности направления вращения двигателя помпы, после чего вынуть 1 -амперные предохранители (зажимы 1515, 16— 16 и 17— 17) в приборе 4Д.

6.Убедиться в горении сигнальных ламп «Рассогласование следя­ щей системы» и «Отклонение тока» в приборах 9Б, ЮМ и 34.

Лампы «Отклонение тока» при пуске гирокомпаса должны гореть до тех пор, пока гиромоторы не наберут требуемую скорость враще­ ния.

Лампы «Рассогласование следящей системы» должны гореть до включения в действие следящей системы.

7.Включить следящую систему гирокомпаса выключателем в при­ боре 9Б. Сразу же начнет работать следящий двигатель в приборе 9Б. Когда колебания следящего двигателя прекратятся, сигнальные лампы «Рассогласование следящей системы» должны погаснуть.

8.Включить освещение основного компаса и по термометру на сто­ ле проверить температуру поддерживающей жидкости. Когда темпера­ тура жидкости будет подходить к 37°, поставить на место предохра­ нители ревуна и убедиться, что при температурах жидкости в пределах 37—41° ревун не дает сигнала.

9.Когда температура жидкости поднимется до 41°, поставить на место предохранители помпы и открыть кран в судовой водяной магис­ трали, подающей воду в змеевик бачка помпы. В результате действия системы охлаждения температура жидкости должна снизиться до 39°

ивпредь оставаться постоянной.

231