Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осей задних колес и эластичных резиново-металлических

 

полугу­

сениц,

монтируемых

 

на

задние

колеса. Трактор,

оборудованный

полугусеничным

ходом,

может быть эффективно

использован

для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работы на переувлажненных и рых­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лых

почвах,

а

также

в

условиях

 

 

 

 

 

/

 

 

 

 

бездорожья

и зимой.

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным НАТИ трактор Т-40

 

W

 

 

 

2^

 

 

 

на

 

рыхлой

почве

 

влажностью

 

 

 

 

 

*

гч ч

 

28—30%

без

дополнительных

уст­

 

 

 

 

 

 

 

ройств работать

не

мог,

а

на

от­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дельных участках, которые он пре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

одолевал,

оставался

 

недопустимо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глубокий

след

(до 25 си) . Этот

же

 

то

 

 

 

 

 

 

 

 

трактор,

оборудованный

полугусе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ничным ходом,

работал

нормально.

 

 

 

 

 

>

 

 

 

 

800

 

 

 

 

 

Обычный колесный трактор

на бал­

 

wo

 

 

 

 

 

лонах даже без нагрузки на крюке

 

 

 

 

 

 

не может двигаться по снежной це­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лине

глубиной

40—50 см.

Трактор

 

9кр

 

 

 

 

 

 

 

на

полугусеничном

ходу удовлетво­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рительно проходит в этих условиях.

 

 

 

 

 

2

 

 

 

На рыхлой влажной почве

полугусе­

 

 

 

 

 

 

 

 

ничный

ход

увеличивает

 

тяговое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

усилие колесного трактора

пример­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но на 60%- Недостатком

полугусе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ничного хода

является

то,

 

что при

 

 

15 20 25

J0

35 W„

длительной

работе

резиново-метал-

 

 

лическая

лента

повреждает

шину,

 

Рис.

Ю. Изменение

тяговой

так

как

буксование

происходит

 

в

большей

степени

между

колесом

 

мощности

трактора

NKp

и

лентой,

чем между лентой и до­

 

(л. с),

тягового

усилия

Ркр

 

(кг)

и

удельного

расхода

рогой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

топлива

на

одну

тяговую

 

5)

блокировка

 

 

дифференциала

 

лошадиную силу gKj>

г/л. с. ч

 

 

 

 

трактора

«Беларусь»

с

колесного

трактора

позволяет

пре­

 

уширителями

(/)

и без уши­

одолевать участки пути, на которых

 

рителен

(2)

в

зависимости

буксует

одно

 

из колес

трактора.

 

от влажности почвы

Wa

(%)

При

повороте

трактора

необходимо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выключать блокировку, так как за­

блокированный

дифференциал

увеличивает

сопротивление

поворо­

ту

трактора

и

может вызвать

поломки

деталей

заднего

моста

из-за перегрузки их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)

использование

 

догружателя

ведущих

колес,

 

который

позво­

ляет

регулировать вес, приходящийся на

задние

колеса

трактора,

за

счет веса

навесного орудия. У трактора

«Беларусь»

МТЗ-50

гид­

равлический догружатель (рис. 12) состоит из гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) 2 и гидроаккумулятора//, включенных в схе­ му навесной системы между распределителем и основным силовым дилиндром. При пользовании ГСВ необходимо соблюдать следую­ щие правила. В начале загона рукоятку распределителя устанав-


Рис.

12. Схема

включения гидравлического догружателя ведущих колес трактора МТЗ-50:

А — ГСВ включен,

Б — ГСВ выключен, В — положение сЗаперто»;

/ — рукоятка распределителя,

2 — корпус

ГСВ. 3 — пружи­

на золотника; 4 — маховичок,

5 — рукоятка ГСВ, 6 запорный клапан, 7 — ползун, 8 — обратный

клапан,

9 — золотник, 10 —

 

 

поршень гидроаккумулятора,

// — гидроаккумулятор

 

 

удобство и быстрота изменения сцепного веса трактора; уменьшение сопротивления машины-орудия за счет переноса

части веса на ведущие колеса трактора; уменьшение сопротивления перекатыванию ведомых колес трак­

тора за счет их разгрузки.

По принципу действия и конструкции догружатели подразде­ ляют на три основные группы: механические, гидравлические и гид­ ромеханические.

Практика и исследования подтверждают полезность применения

догружателя ведущих колес трактора.

 

 

 

 

 

В табл.

12 приведены

данные научно-исследовательского инсти­

тута механизации

и электрификации

сельского хозяйства

северо-

запада об эффективности применения гидроувеличителя

сцепного

веса,

сокращенно — ГСВ, установленного

на тракторе

МТЗ-50ПЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 12

 

 

Изменение тягового сопротивления

плуга ПН-3-35Р,

 

 

 

 

скорости движения и буксования трактора МТЗ-50ПЛ

 

 

с применением и без применения ГСВ на вспашке многолетней

залежи

 

 

 

 

Без ГСВ

 

 

 

С включением

ГСВ

Глубина

Передача

скорость,

тяговое

буксова­

скорость,

тяговое

буксова­

пахоты,

см

 

 

 

км/ч

сопротив­

ние, %

км/ч

 

сопротив­

ние, %

 

 

 

 

ление, кг

 

 

 

 

ление,

кг

 

20

 

V

Работа

}1ЄВ03М0ЖНа

 

 

7,2

 

1120

11

20

 

IV

5,4

1180

 

23

6,3

 

920

10

22

 

I I I

4,0

1120

 

32

4,9

 

830

14

27

 

I I I

Работа

і1ЄВ03М0ЖНа

 

 

4,6

 

1025

20

Из

да? ных, пр иведеннь їх в таЄ>Л.

12,

Видно, ЧТо

гидрой^величи-

тель сцепного веса улучшает работу трактора. Так, например, па­ хота на глубину 20 см без ГСВ возможна лишь на четвертой пере­ даче со скоростью 5,4 км/ч. Включение ГСВ позволяет работать на пятой передаче со скоростью 7,2 км/ч, т. е. с увеличением скорости на 33% при той же глубине пахоты. При вспашке на глубину 22 см

тяговое сопротивление плуга с включением ГСВ снизилось

с 1120

до 830 кГ, или на 25%. Снижение тягового сопротивления

вызвано

уменьшением

так называемого «вредного»

сопротивления

плуга,

так как под

действием ГСВ опорное колесо

его меньше давит на

почву и опорные поверхности корпусов плуга — на дно борозды. При этом буксование трактора уменьшилось в два с лишним раза. Снижение тягового сопротивления и буксования вызвали увели­ чение рабочей скорости с 4 до 4,9 км/ч, или на 22,5%. Применение ГСВ расширяет диапазон рабочих скоростей. Например, пахота на глубину 27 см на третьей передаче практически была невозможна. Включение ГСВ позволило проводить вспашку со скоростью 4,6 км/ч. При этом очень важным является правильное установле­ ние положения регулировочного маховичка и подпора масла в гид-


роцилиндре. Подпор масла сверх допустимого для данной глубины вспашки, состояния поля и остроты лемехов приводит к отрыву опорного колеса плуга от поверхности поля, что снижает качество работы. Поэтому тракторист-машинист должен сам подбирать по­ ложения маховичка с учетом конкретных условий работы при обя­ зательном соприкосновении опорного колеса плуга с поверхностью поля.

В табл. 13 приведены оптимальные положения регулировочного маховичка и подпор масла в зависимости от глубины обработки почвы при сохранении копирующего действия опорного колеса на вспашке плугом ПН-3-35Р многолетней залежи на песчано-супес- чаной почве.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

 

Изменение давления масла и оборотов маховичка

золотника

 

 

 

в зависимости от глубины вспашки

 

 

 

 

 

 

 

Глубина вспашки,

см

 

Показатели

16-18

18-20

20-22

22-25

25-27

27-30

 

 

Среднее

давление

масла,

 

 

24,0

 

26,5

кГ/см2

 

20,0

21,5

22,7

25,3

Обороты

маховичка

золот-

 

 

 

5—5,5

 

 

 

3 - 3,5 3,5 - 4 4 - 4,5 4,5 - 5

5,5—6

Э к с п л у а т а ц и о н н о е

значение всережимного

р е г у л я т о р а

оборотов

 

т р а н т о р н о г о д в и г а т е л я и у в е л и ч и т е л я

к р у т я щ е г о момента

 

 

Двигатели современных дизельных тракторов оборудованы всережимными регуляторами, которые позволяют трактористу рыча­ гом управления (акселератором) устанавливать любой скоростной режим двигателя в пределах от максимальных до минимальных устойчивых оборотов коленчатого вала.

При изменении положения рычага управления изменяется и на­ тяжение пружины регулятора. При ослаблении пружины регулято-. ра обороты коленчатого вала двигателя будут уменьшены, так как требуются меньшие обороты или меньшие центробежные силы инерции грузиков регулятора, чтобы уравновесить натяжение пру­ жины. На любом установленном скоростном режиме с изменением загрузки двигателя регулятор изменяет подачу топлива соответ­ ствующим перемещением рейки топливного насоса. В условиях эксплуатации пользоваться всережимным регулятором, т. е. пере­ ходить на пониженный скоростной режим следует в тех случаях, когда при неполной загрузке трактора по силе тяги нельзя повы­ сить скорость его движения по агротехническим требованиям вы­ полняемого производственного процесса или по условиям движе­ ния. В этих случаях нужно перейти на высшую передачу и рыча-


гом управления уменьшить обороты коленчатого вала двигателя довеличины, при которой скорость движения трактора останется без изменения. При этом производительность агрегата не изменится, а часовой расход топлива уменьшится и повысится экономичность, работы трактора. Практика и исследования подтверждают это. По данным исследования Воронежского сельскохозяйственного инсти­ тута применение этого способа при работе трактора Т-40 на севе кукурузы обеспечивает экономию топлива на 10,3%; на междуряд­ ной продольной обработке посевов кукурузы15,0%; на между­ рядной поперечной обработке 8,5%; на междурядной обработке сахарной свеклы 10,0%; на окучивании картофеля 12,5% и на транспортировке прицепа за свеклоуборочным комбайном КС-3 на 11,6%. Эти данные убедительно свидетельствуют о необходи­

мости применения этого способа в производственных

условиях.

При эксплуатации

тяговое сопротивление сельскохозяйственных

машин

и особенно почвообрабатывающих орудий

(плуги,

культи­

ваторы,

лущильники

и др.) изменяется в пределах

с

колебаниями

до 40%)

от среднего

значения. Даже при непродолжительных зна­

чительных

колебаниях тягового сопротивления

 

машин-орудий'

и правильном комплектовании машинно-тракторных

агрегатов ра­

бота в

этих

условиях без изменения скоростного

режима

практи­

чески невозможна. Поэтому тракторист-машинист вынужден манев­

рировать

скоростями,

переключая передачи

трактора.

При

этом

переходы

с одной передачи на другую вызывают потерю

рабочего

времени,

уменьшение

или увеличение степени

использования

мощ­

ности двигателя и изменение производительности и экономичности

работы агрегата. Для повышения

производительности машинно-

тракторных агрегатов тракторы ДТ-75, МТЗ-50

оборудованы меха­

низмом, называемым увеличителем

крутящего

момента

(УКМ).

При помощи этого механизма тракторист-машинист может

на лю­

бой передаче изменить передаточное

число от вала двигателя к ве­

дущим колесам (гусеницам), уменьшить скорость движения

и уве­

личить силу тяги трактора, не выключая муфту сцепления и не ос­ танавливая агрегат. Наличие на тракторе УКМ повышает его экс­ плуатационные свойства, что выражается в следующем:

при необходимости у тракторов ДТ-75 и МТЗ-50 можно умень­ шить скорость движения на любой передаче в 1,25 раза без оста­ новки агрегата;

отключение УКМ восстанавливает рабочую скорость также без? остановки агрегата;

облегчается разгон тракторного агрегата при трогании с места* что позволяет повышать использование мощности двигателя;

сокращаются затраты времени за смену на переключение пере­ дач и на преодоление непродолжительных повышенных сопротив­ лений машин-орудий на рабочем участке.

Не рекомендуется длительное использование УКМ как рабочей передачи, так как детали заднего моста будут работать с перегруз­ кой и быстрее изнашиваться.

По данным Государственного союзного научно-исследователь-


ского тракторного

института

применение УКМ

на

сельскохозяй­

ственных работах

в

Подмосковье

повышает

производительность

трактора ДТ-75 на

 

1—4%.

При

использовании

УКМ

необходимо

соблюдать следующие условия:

истечении б сек необходимо вы­

с начала разгона

агрегата по

ключить УКМ, так как дальнейшее движение агрегата с включен­

ным УКМ менее

эффективно;

 

 

 

 

 

 

преодоление перегрузок на рабочем гоне с использованием

УКМ

целесообразно

при длине пути или

времени

преодоления,

указан­

ных в

табл. 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 14

 

Максимальные значения длины пути и времени преодоления

 

 

 

перегрузок трактора ДТ-75 с использованием УКМ

 

 

 

Передача

Максимальная

Максимальное

Передача

Максимальная

Максимальное

трактора

длина

пути,

м

время, сек

трактора

длина пути, м

время,

сек

I I

 

 

128

 

102

 

V

173

 

100

I I I

 

 

143

 

102

 

V I

193

 

100

IV

 

 

154

 

99

 

 

 

Контрольные вопросы. 1. По каким основным признакам классифицируют

сельскохозяйственные

тракторы?

 

 

 

 

 

 

2.

На какие классы

делят тракторы

по

номинальному тяговому

усилию?

3.

Назовите

основные

эксплуатационные

показатели двигателя

трактора.

4.Что называется регуляторной характеристикой двигателя?

5.Назовите основные эксплуатационные показатели трактора.

6.Что называется тяговой характеристикой трактора?

7.Как определить тяговое усилие трактора?

8.Как определить рабочую скорость движения трактора?

9. Расскажите о способах улучшения тяговых свойств тракторов.

10.В каких случаях целесообразно применение пониженного скоростного ре­ жима посредством регулятора?

11.Какие преимущества применения увеличителя крутящего момента вы

знаете?

Г Л А В А IV

О С Н О В Н Ы Е Э К С П Л У А Т А Ц И О Н Н Ы Е С В О Й С Т В А С Е Л Ь С К О Х О З Я Й С Т В Е Н Н Ы Х М А Ш И Н - О Р У Д И Й

В л и я н и е скорости д в и ж е н и я на к а ч е с т в е н н ы е п о к а з а т е л и работы

Одним из главных эксплуатационных оценочных показателей сельскохозяйственных машин-орудий является качество их работы. На качество работы существенное влияние оказывает скорость движения.

Качество работы сельскохозяйственных машин и орудий на по­ вышенных скоростях оценивали на основных полевых работах, па­ хоте, предпосевной сплошной культивации полей, посеве, весеннем

«о