Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 240
Скачиваний: 0
осей задних колес и эластичных резиново-металлических |
|
полугу |
||||||||||||||||||||
сениц, |
монтируемых |
|
на |
задние |
колеса. Трактор, |
оборудованный |
||||||||||||||||
полугусеничным |
ходом, |
может быть эффективно |
использован |
для |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работы на переувлажненных и рых |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лых |
почвах, |
а |
также |
в |
условиях |
|||||||
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
бездорожья |
и зимой. |
|
|
|
|
|
||||||
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По данным НАТИ трактор Т-40 |
|||||||||||
|
W |
|
|
|
2^ |
|
|
|
на |
|
рыхлой |
почве |
|
влажностью |
||||||||
|
|
|
|
|
* |
гч ч |
|
28—30% |
без |
дополнительных |
уст |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ройств работать |
не |
мог, |
а |
на |
от |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
дельных участках, которые он пре |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
одолевал, |
оставался |
|
недопустимо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
глубокий |
след |
(до 25 си) . Этот |
же |
|||||||||
|
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
трактор, |
оборудованный |
полугусе |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ничным ходом, |
работал |
нормально. |
|||||||||||
|
|
|
|
|
> |
|
|
|
||||||||||||||
|
800 |
|
|
|
|
|
Обычный колесный трактор |
на бал |
||||||||||||||
|
wo |
|
|
|
|
|
лонах даже без нагрузки на крюке |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
не может двигаться по снежной це |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лине |
глубиной |
40—50 см. |
Трактор |
|||||||||
|
9кр |
|
|
|
|
|
|
|
на |
полугусеничном |
ходу удовлетво |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рительно проходит в этих условиях. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
На рыхлой влажной почве |
полугусе |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ничный |
ход |
увеличивает |
|
тяговое |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
усилие колесного трактора |
пример |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
но на 60%- Недостатком |
полугусе |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ничного хода |
является |
то, |
|
что при |
||||||||
|
|
15 20 25 |
J0 |
35 W„ |
длительной |
работе |
резиново-метал- |
|||||||||||||||
|
|
лическая |
лента |
повреждает |
шину, |
|||||||||||||||||
|
Рис. |
Ю. Изменение |
тяговой |
так |
как |
буксование |
происходит |
|||||||||||||||
|
в |
большей |
степени |
между |
колесом |
|||||||||||||||||
|
мощности |
трактора |
NKp |
и |
лентой, |
чем между лентой и до |
||||||||||||||||
|
(л. с), |
тягового |
усилия |
Ркр |
||||||||||||||||||
|
(кг) |
и |
удельного |
расхода |
рогой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
топлива |
на |
одну |
тяговую |
|
5) |
блокировка |
|
|
дифференциала |
||||||||||||
|
лошадиную силу gKj> |
г/л. с. ч |
|
|
|
|||||||||||||||||
|
трактора |
«Беларусь» |
с |
колесного |
трактора |
позволяет |
пре |
|||||||||||||||
|
уширителями |
(/) |
и без уши |
одолевать участки пути, на которых |
||||||||||||||||||
|
рителен |
(2) |
в |
зависимости |
буксует |
одно |
|
из колес |
трактора. |
|||||||||||||
|
от влажности почвы |
Wa |
(%) |
При |
повороте |
трактора |
необходимо |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выключать блокировку, так как за |
||||||||||||
блокированный |
дифференциал |
увеличивает |
сопротивление |
поворо |
||||||||||||||||||
ту |
трактора |
и |
может вызвать |
поломки |
деталей |
заднего |
моста |
|||||||||||||||
из-за перегрузки их. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
6) |
использование |
|
догружателя |
ведущих |
колес, |
|
который |
позво |
|||||||||||||
ляет |
регулировать вес, приходящийся на |
задние |
колеса |
трактора, |
||||||||||||||||||
за |
счет веса |
навесного орудия. У трактора |
«Беларусь» |
МТЗ-50 |
гид |
равлический догружатель (рис. 12) состоит из гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) 2 и гидроаккумулятора//, включенных в схе му навесной системы между распределителем и основным силовым дилиндром. При пользовании ГСВ необходимо соблюдать следую щие правила. В начале загона рукоятку распределителя устанав-
Рис. |
12. Схема |
включения гидравлического догружателя ведущих колес трактора МТЗ-50: |
|||
А — ГСВ включен, |
Б — ГСВ выключен, В — положение сЗаперто»; |
/ — рукоятка распределителя, |
2 — корпус |
ГСВ. 3 — пружи |
|
на золотника; 4 — маховичок, |
5 — рукоятка ГСВ, 6 — запорный клапан, 7 — ползун, 8 — обратный |
клапан, |
9 — золотник, 10 — |
||
|
|
поршень гидроаккумулятора, |
// — гидроаккумулятор |
|
|
удобство и быстрота изменения сцепного веса трактора; уменьшение сопротивления машины-орудия за счет переноса
части веса на ведущие колеса трактора; уменьшение сопротивления перекатыванию ведомых колес трак
тора за счет их разгрузки.
По принципу действия и конструкции догружатели подразде ляют на три основные группы: механические, гидравлические и гид ромеханические.
Практика и исследования подтверждают полезность применения
догружателя ведущих колес трактора. |
|
|
|
|
|
||||||
В табл. |
12 приведены |
данные научно-исследовательского инсти |
|||||||||
тута механизации |
и электрификации |
сельского хозяйства |
северо- |
||||||||
запада об эффективности применения гидроувеличителя |
сцепного |
||||||||||
веса, |
сокращенно — ГСВ, установленного |
на тракторе |
МТЗ-50ПЛ. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 12 |
||
|
|
Изменение тягового сопротивления |
плуга ПН-3-35Р, |
|
|
||||||
|
|
скорости движения и буксования трактора МТЗ-50ПЛ |
|
|
|||||||
с применением и без применения ГСВ на вспашке многолетней |
залежи |
||||||||||
|
|
|
|
Без ГСВ |
|
|
|
С включением |
ГСВ |
||
Глубина |
Передача |
скорость, |
тяговое |
буксова |
скорость, |
тяговое |
буксова |
||||
пахоты, |
см |
||||||||||
|
|
|
км/ч |
сопротив |
ние, % |
км/ч |
|
сопротив |
ние, % |
||
|
|
|
|
ление, кг |
|
|
|
|
ление, |
кг |
|
20 |
|
V |
Работа |
}1ЄВ03М0ЖНа |
|
|
7,2 |
|
1120 |
11 |
|
20 |
|
IV |
5,4 |
1180 |
|
23 |
6,3 |
|
920 |
10 |
|
22 |
|
I I I |
4,0 |
1120 |
|
32 |
4,9 |
|
830 |
14 |
|
27 |
|
I I I |
Работа |
і1ЄВ03М0ЖНа |
|
|
4,6 |
|
1025 |
20 |
|
Из |
да? ных, пр иведеннь їх в таЄ>Л. |
12, |
Видно, ЧТо |
гидрой^величи- |
тель сцепного веса улучшает работу трактора. Так, например, па хота на глубину 20 см без ГСВ возможна лишь на четвертой пере даче со скоростью 5,4 км/ч. Включение ГСВ позволяет работать на пятой передаче со скоростью 7,2 км/ч, т. е. с увеличением скорости на 33% при той же глубине пахоты. При вспашке на глубину 22 см
тяговое сопротивление плуга с включением ГСВ снизилось |
с 1120 |
||
до 830 кГ, или на 25%. Снижение тягового сопротивления |
вызвано |
||
уменьшением |
так называемого «вредного» |
сопротивления |
плуга, |
так как под |
действием ГСВ опорное колесо |
его меньше давит на |
почву и опорные поверхности корпусов плуга — на дно борозды. При этом буксование трактора уменьшилось в два с лишним раза. Снижение тягового сопротивления и буксования вызвали увели чение рабочей скорости с 4 до 4,9 км/ч, или на 22,5%. Применение ГСВ расширяет диапазон рабочих скоростей. Например, пахота на глубину 27 см на третьей передаче практически была невозможна. Включение ГСВ позволило проводить вспашку со скоростью 4,6 км/ч. При этом очень важным является правильное установле ние положения регулировочного маховичка и подпора масла в гид-
роцилиндре. Подпор масла сверх допустимого для данной глубины вспашки, состояния поля и остроты лемехов приводит к отрыву опорного колеса плуга от поверхности поля, что снижает качество работы. Поэтому тракторист-машинист должен сам подбирать по ложения маховичка с учетом конкретных условий работы при обя зательном соприкосновении опорного колеса плуга с поверхностью поля.
В табл. 13 приведены оптимальные положения регулировочного маховичка и подпор масла в зависимости от глубины обработки почвы при сохранении копирующего действия опорного колеса на вспашке плугом ПН-3-35Р многолетней залежи на песчано-супес- чаной почве.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 13 |
|
|
Изменение давления масла и оборотов маховичка |
золотника |
|
||||
|
|
в зависимости от глубины вспашки |
|
|
|
||
|
|
|
|
Глубина вспашки, |
см |
|
|
Показатели |
16-18 |
18-20 |
20-22 |
22-25 |
25-27 |
27-30 |
|
|
|
||||||
Среднее |
давление |
масла, |
|
|
24,0 |
|
26,5 |
кГ/см2 |
|
20,0 |
21,5 |
22,7 |
25,3 |
||
Обороты |
маховичка |
золот- |
|
|
|
5—5,5 |
|
|
|
3 - 3,5 3,5 - 4 4 - 4,5 4,5 - 5 |
5,5—6 |
||||
Э к с п л у а т а ц и о н н о е |
значение всережимного |
р е г у л я т о р а |
оборотов |
|
|||
т р а н т о р н о г о д в и г а т е л я и у в е л и ч и т е л я |
к р у т я щ е г о момента |
|
|
Двигатели современных дизельных тракторов оборудованы всережимными регуляторами, которые позволяют трактористу рыча гом управления (акселератором) устанавливать любой скоростной режим двигателя в пределах от максимальных до минимальных устойчивых оборотов коленчатого вала.
При изменении положения рычага управления изменяется и на тяжение пружины регулятора. При ослаблении пружины регулято-. ра обороты коленчатого вала двигателя будут уменьшены, так как требуются меньшие обороты или меньшие центробежные силы инерции грузиков регулятора, чтобы уравновесить натяжение пру жины. На любом установленном скоростном режиме с изменением загрузки двигателя регулятор изменяет подачу топлива соответ ствующим перемещением рейки топливного насоса. В условиях эксплуатации пользоваться всережимным регулятором, т. е. пере ходить на пониженный скоростной режим следует в тех случаях, когда при неполной загрузке трактора по силе тяги нельзя повы сить скорость его движения по агротехническим требованиям вы полняемого производственного процесса или по условиям движе ния. В этих случаях нужно перейти на высшую передачу и рыча-
гом управления уменьшить обороты коленчатого вала двигателя довеличины, при которой скорость движения трактора останется без изменения. При этом производительность агрегата не изменится, а часовой расход топлива уменьшится и повысится экономичность, работы трактора. Практика и исследования подтверждают это. По данным исследования Воронежского сельскохозяйственного инсти тута применение этого способа при работе трактора Т-40 на севе кукурузы обеспечивает экономию топлива на 10,3%; на междуряд ной продольной обработке посевов кукурузы—15,0%; на между рядной поперечной обработке — 8,5%; на междурядной обработке сахарной свеклы — 10,0%; на окучивании картофеля — 12,5% и на транспортировке прицепа за свеклоуборочным комбайном КС-3 на 11,6%. Эти данные убедительно свидетельствуют о необходи
мости применения этого способа в производственных |
условиях. |
|||||
При эксплуатации |
тяговое сопротивление сельскохозяйственных |
|||||
машин |
и особенно почвообрабатывающих орудий |
(плуги, |
культи |
|||
ваторы, |
лущильники |
и др.) изменяется в пределах |
с |
колебаниями |
||
до 40%) |
от среднего |
значения. Даже при непродолжительных зна |
||||
чительных |
колебаниях тягового сопротивления |
|
машин-орудий' |
|||
и правильном комплектовании машинно-тракторных |
агрегатов ра |
|||||
бота в |
этих |
условиях без изменения скоростного |
режима |
практи |
чески невозможна. Поэтому тракторист-машинист вынужден манев
рировать |
скоростями, |
переключая передачи |
трактора. |
При |
этом |
переходы |
с одной передачи на другую вызывают потерю |
рабочего |
|||
времени, |
уменьшение |
или увеличение степени |
использования |
мощ |
ности двигателя и изменение производительности и экономичности
работы агрегата. Для повышения |
производительности машинно- |
||
тракторных агрегатов тракторы ДТ-75, МТЗ-50 |
оборудованы меха |
||
низмом, называемым увеличителем |
крутящего |
момента |
(УКМ). |
При помощи этого механизма тракторист-машинист может |
на лю |
||
бой передаче изменить передаточное |
число от вала двигателя к ве |
||
дущим колесам (гусеницам), уменьшить скорость движения |
и уве |
личить силу тяги трактора, не выключая муфту сцепления и не ос танавливая агрегат. Наличие на тракторе УКМ повышает его экс плуатационные свойства, что выражается в следующем:
при необходимости у тракторов ДТ-75 и МТЗ-50 можно умень шить скорость движения на любой передаче в 1,25 раза без оста новки агрегата;
отключение УКМ восстанавливает рабочую скорость также без? остановки агрегата;
облегчается разгон тракторного агрегата при трогании с места* что позволяет повышать использование мощности двигателя;
сокращаются затраты времени за смену на переключение пере дач и на преодоление непродолжительных повышенных сопротив лений машин-орудий на рабочем участке.
Не рекомендуется длительное использование УКМ как рабочей передачи, так как детали заднего моста будут работать с перегруз кой и быстрее изнашиваться.
По данным Государственного союзного научно-исследователь-
ского тракторного |
института |
применение УКМ |
на |
сельскохозяй |
||
ственных работах |
в |
Подмосковье |
повышает |
производительность |
||
трактора ДТ-75 на |
|
1—4%. |
При |
использовании |
УКМ |
необходимо |
соблюдать следующие условия: |
истечении б сек необходимо вы |
|||||
с начала разгона |
агрегата по |
ключить УКМ, так как дальнейшее движение агрегата с включен
ным УКМ менее |
эффективно; |
|
|
|
|
|
|
||||
преодоление перегрузок на рабочем гоне с использованием |
УКМ |
||||||||||
целесообразно |
при длине пути или |
времени |
преодоления, |
указан |
|||||||
ных в |
табл. 14. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|||
|
Максимальные значения длины пути и времени преодоления |
|
|
||||||||
|
перегрузок трактора ДТ-75 с использованием УКМ |
|
|
|
|||||||
Передача |
Максимальная |
Максимальное |
Передача |
Максимальная |
Максимальное |
||||||
трактора |
длина |
пути, |
м |
время, сек |
трактора |
длина пути, м |
время, |
сек |
|||
I I |
|
|
128 |
|
102 |
|
V |
173 |
|
100 |
|
I I I |
|
|
143 |
|
102 |
|
V I |
193 |
|
100 |
|
IV |
|
|
154 |
|
99 |
|
— |
— |
|
— |
|
Контрольные вопросы. 1. По каким основным признакам классифицируют |
|||||||||||
сельскохозяйственные |
тракторы? |
|
|
|
|
|
|
||||
2. |
На какие классы |
делят тракторы |
по |
номинальному тяговому |
усилию? |
||||||
3. |
Назовите |
основные |
эксплуатационные |
показатели двигателя |
трактора. |
4.Что называется регуляторной характеристикой двигателя?
5.Назовите основные эксплуатационные показатели трактора.
6.Что называется тяговой характеристикой трактора?
7.Как определить тяговое усилие трактора?
8.Как определить рабочую скорость движения трактора?
9. Расскажите о способах улучшения тяговых свойств тракторов.
10.В каких случаях целесообразно применение пониженного скоростного ре жима посредством регулятора?
11.Какие преимущества применения увеличителя крутящего момента вы
знаете?
Г Л А В А IV
О С Н О В Н Ы Е Э К С П Л У А Т А Ц И О Н Н Ы Е С В О Й С Т В А С Е Л Ь С К О Х О З Я Й С Т В Е Н Н Ы Х М А Ш И Н - О Р У Д И Й
В л и я н и е скорости д в и ж е н и я на к а ч е с т в е н н ы е п о к а з а т е л и работы
Одним из главных эксплуатационных оценочных показателей сельскохозяйственных машин-орудий является качество их работы. На качество работы существенное влияние оказывает скорость движения.
Качество работы сельскохозяйственных машин и орудий на по вышенных скоростях оценивали на основных полевых работах, па хоте, предпосевной сплошной культивации полей, посеве, весеннем
«о