Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

почвенных условиях и на ровном участке. Тяговые характеристики необходимы для эксплуатационных расчетов и для анализа пока­ зателей работы.

Анализ тяговых характеристик тракторов. На тяговых характе­ ристиках на каждой передаче выделяются гри характерных режи­ ма работы трактора: первый, при котором сила тяги и буксование равны нулю, что соответствует скорости холостого хода; второй — нормальная сила тяги, что соответствует максимальной тяговой мощности, максимальному часовому расходу топлива и нормаль­ ным оборотам коленчатого вала двигателя, при достаточном сцеп­ лении трактора с почвой; третий — сила тяги максимальная.

При холостом ходе трактора с увеличением передачи часовой расход топлива увеличивается, а обороты коленчатого вала умень­ шаются. Это вызывается тем, что с увеличением передачи или ско­ рости движения увеличивается мощность, потребная на передви­ жение трактора. С увеличением этой мощности увеличивается на­ грузка на двигатель, которая и вызывает повышение часового рас­ хода топлива.

С понижением передачи при достаточном сцеплении трактора с почвой нормальная сила тяги увеличивается. Увеличение ее .вы­ зывается повышением передаточного числа в трансмиссии тракто­ ра. В условиях недостаточного сцепления, особенно на низших передачах, когда буксование трактора значительно превышает допустимые значения, сила тяги на крюке его, соответствующая максимальной тяговой мощности, может быть равна или меньше силы тяги на смежной более высокой передаче.

На каждой передаче разница в тяговом усилии между макси­ мальным значением и значением, соответствующим максимальной тяговой мощности, характеризует запас силы тяги при перегрузке.

Разные значения максимальной тяговой мощности на передачах на одном и том же агрономическом фоне вызываются главным образом изменением мощности, затрачиваемой на передвижение трактора и мощности, теряемой на буксование. Разницу в макси­ мальной тяговой мощности между двумя смежными или другими передачами можно определить по формуле

 

Д-Яр.макс = (Л^кач.Ш + М

ш

) — (М<ач.П +

М и )

(Л.С.),

 

где

ДЛАк р ,м а к с — разница

в максимальной

тяговой

мощности

 

 

между

второй и

третьей

передачами

трак­

 

 

тора, л.

 

с;

 

 

 

 

 

 

 

 

Мсач.н и

Л^кач.ш — мощность,

потребная

 

на

передвижение

 

 

трактора

на

I I и I I I передачах

при

скоро­

 

 

сти, соответствующей

максимальной

тяго­

 

Nm

вой мощности, л.

с;

 

 

 

 

 

 

и М ш — потеря

мощности

на буксование

трактора,

 

 

при тех же условиях, л. с.

 

 

 

 

При вычислении разница

в мощности может быть с плюсом

и

минусом. В данном случае

знак плюс будет указывать, что на

I I

передаче

максимальная

тяговая

мощность

больше,

чем на


I l l

передаче, а знак

минус — тяговая

мощность

меньше на величи­

ну,

полученную

расчетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В общем виде потери мощности на буксование трактора

опре­

деляют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

= i V e H

7jT p г)гщ

 

(л.с).

 

 

 

 

 

П р и м е р .

Определить тяговое

усилие

 

и

тяговую

мощность

трактора

МТЗ-50 на стерне, на третьей и пятой

передачах, без уве­

личителя

крутящего момента

при G = 2900 кг; irm =78,0; tT v =53,7

М д = 2 2 , 3 7

кгм; г0 =0,483 м; /і = 0,305 м; /(=0,75;

п„ = 1600

об/мин

« = 0 ° ; т] ц =0,97;

г)к = 0,96;

я = 3 ; т

= 1; / Т = 0,09;

1=2,345;

а = 0,765:

ц = 0,75;

п х х = 1 7 0 0

 

об/мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П е р е д а ч а

 

т р е т ь я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

=

-

МА i)° • т)" • / т Ш

 

22,37 • 0,973 . о,96 • 78

 

 

 

 

 

" к н Ш

 

г 0 +

hK

 

 

 

0,483 +

0,305 • 0,75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22,37 • 0,91 • 0,96 • 78

 

1520

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,483 +

0,229

 

07712 ~

2

1 3

0

 

 

 

r

_

G (L а) • cos а +

РкнШ

. г к

_

2900 (2,345 -

0,765) + 2130 • 0,712

 

 

 

 

 

 

L

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,345

 

~~

 

 

_

2900 - 1,58 + 1520

_

4800 +

1520

_

6100

_

 

г

 

 

 

 

 

2,345

 

 

2,345

 

~~ 2,345

~

^ b U U К

'

 

 

 

 

 

^ с ц

=

О с ц • (х =

2 6 0 0

• 0 , 7 5

=

1 9 5 0

кГ.

 

 

 

Так

как Р с

ц

меньше

Р к н

, то Рт

определяют

по следующему

выражению:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

_

G

— Д) • cos а • р.

_

 

2900 (2,345 - 0,765) • 0,75

_

 

 

 

 

с ц ~

 

 

L -

у. • r K

 

~

 

 

2,345 — 0,75 • 0,712

~

 

 

 

 

 

 

_

2900 • 1,58 • 0,75

_

 

3440 _

1 Q

m

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

~"

 

2,345 -

0,535

 

1,81

1 У Ш

К 1

'

 

 

 

 

 

 

 

 

^кач =

О / ш =

^ 9 0 0

• 0 , 0 9

=

261

кГ,

 

 

 

 

 

Ркрт = Рт

-

Я к а ч

=

1 9 0 0 -

261

= 1 6 3 9

кГ.

 

 

 

П е р е д а ч а п я т а я .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P k h . V

=

мл

 

<

• 1к •{rv

_

 

22,37 • 0,973 . о,96 • 53,7

 

 

 

 

 

 

r0+h

• k

 

 

 

 

0,483 + 0,305 • 0,705

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22,37 • 0,91 • 0,96 • 53,7

 

_

1050

^

, . ? t .

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,712

 

 

 

~

0,712 —

 

 

'

 

 

 

 

 

 

 

^

 

 

G (L

а) • cos a -f- Я к н у • г к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-сц —

 

 

 

 

£

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2900 (2,345 -

0,765) + 1475 • 0,712

_

2900 • 1,58 + 1050

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,345

 

 

 

 

 

 

 

2,345

 

 

 

 

 

 

 

_

4580+ 1050 _

5630

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,345

~

2,345 ~

z

w

u

'

 

 

 

Я С ц = О с ц • (х = 2 4 0 0 • 0 , 7 5 = 1 8 0 0 кГ.


На пятой передаче максимальная сила сцепления больше каса­ тельной силы тяги, поэтому сцепление трактора с почвой доста­ точное.

Сила тяги на крюке будет равна

Ркрн.у = Якн.у - ЯК ач = 1475 - 261 = 1214 кГ.

Определение

максимальной тяговой

 

мощности трактора

 

П е р е д а ч а

т р е т ь я ,

при недостаточном

сцеплении.

 

л,

_ У т е р л и

 

_ Р**лп

, 0 , 3 7 7 ~ Т н 7 ~

 

 

-'VKP.III

-

 

270

-

 

 

 

 

 

270

'

 

 

 

«нд ~

Ян +

( « х х -

« и )

 

Р к н М

1

=

 

 

= 1600 + (1700 - 1600) 2 1 3 0 2 ~ 0

1 9 0

0

= 1600 +

н ю •

=

= 1600+ 100 • 0,108 = 1600 +

 

11 = 1611

об/мин.

 

Буксование трактора, соответствующее тяговому усилению на

третьей передаче, принимаем

по табл. 7, равным 30%. Тогда

 

 

 

 

 

1639-0,377

0,712 • 1611 /

30 \

 

 

 

 

 

 

 

щ

 

(і — їоб)

 

 

JVKP . IH

=

 

 

 

 

 

 

27б~

 

 

 

 

 

 

 

_

9100 • 0,7

_

6360 _

0 .

 

 

 

 

 

 

 

270

~

270

/ с 5 ' Ь

Л Х

'

 

 

П е р е д а ч а

п я т а я ,

при достаточном

сцеплении.

 

Л/

 

 

W

 

 

_ Р " Р Н У - 0 . 3 7 7 - ^ ( 1 - 4 )

 

w K p v —

 

270

 

 

 

270

 

 

 

Буксование трактора принимаем

по табл. 7, равным 17%- Тогда

 

 

 

 

 

 

 

0,712 • 1600 /

17 \

 

 

 

 

 

1214-0,377

щ

 

 

(1

Too)

 

 

 

WK p v =

 

 

270

 

 

 

 

 

 

 

 

_

9700 • 0,83

_

8060

 

.

 

 

 

 

 

 

 

~~

 

270

 

~~

27o - ~^y,e o

Л.С.

 

 

Разница

в

максимальной

тяговой

мощности

между

пятой

и третьей передачами трактора МТЗ-50 в данных условиях равна 6,25 л. с.

Результаты расчетов совпадают с данными, приведенными на рис. 7.


 

 

 

Примерные

значения буксования

тракторов

отечественного

производства

(в процентах)

 

 

 

 

Нагрузка

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка

крюке,

к Г / ^

200

400

600

800

1000

1200

1400

1600

1800

2000

2500

3000

3500

4000

5000

6000

7000

8000

9000

 

 

 

трактора

^ ^ С о с т о я н и е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ ^

 

поля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Колесные

тракторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К-700

Вспаханное

 

 

2,0

3,0

5,0

7,0

8,5

11,0

13,0

30,0

 

поле

.

s . .

 

 

 

Стерня . .

1,5

2,0

3,0

4,5

6,0

7,5

9,5

17,0

28,0

45,0

 

Многолет­

1,0

1,7

2,0

2,7

3,5

5,0

6,5

10,0

17,0

30,0

 

няя

залежь

МТЗ-

Вспаханное

3,0

5,5

9,0

13,0

20,0

27,0

45,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-5МС

поле . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-

Стерня . .

2,0

4,2

6,8

9,6

13,0

17,0

22,0

30,0

40,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-50

Многолет­

1,8

3,6

6,0

8,2

11,0

14,0

18,0

24,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

няя

залежь .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-

Вспаханное

3,0

5,0

6,0

8,0

10,0

14,0

20,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-52

поле . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерня . .

2,5

4,0

5

6,5

8,0

10,0

13,0

16,0

20,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многолет­

 

2,0

 

 

7,0

 

 

15,5

19,0

 

 

 

 

 

няя

залежь .

1,0

3,0

5,0

9,0

12,0

 

 

 

 

Т-40

Вспаханное

2,5

5,0

8,0

 

30,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-40А

поле . . . .

14,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерня . .

2,2

4,0

7,5

11,0

16,0

24,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многолет­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

няя

залежь .

1,0

2,0

3,0

4,5

6,0

8,0

11,0

15,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДТ-20

Вспаханное

2,7

5,1

10,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поле

.

. . •

14,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-25

Стерня . .

2,3

4,6

7,8

9,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многолет­

1,0

2,3

3,8

7,3

12,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

няя залежь .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-16

Вспаханное

4,0

11,0

20,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поле . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стерня . .

2,2

6,7

12,2

22,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многолет­

 

4,2

8,3

14,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

няя залежь

1,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гусеничные

тракторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-100М

Вспаханное

 

 

0,4

0,6

0,7

0,9

1,2

1,4

1,6

3,0

5,4

11,0

22,0

-

 

поле . . . .

 

Стерня . .

—-

ОД

0,2

0,3

0,4

0,5

0,7

1,0

1,4

2,1

5,5

11,5

 

Многолет­

 

0,2

0,3

0,4

0,5

0,7

 

1,4

2,0

2,5

3,0

3,9

 

няя залежь .

ОД

1,0

Т-4

Вспаханное

0,5

1,5

2,0

2,5

3,5

5,0

8,0

 

поле . . . .

 

Стерня . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,0

1,5

2,0

4,0

5,0

 

Многолет­

0,4

0,8

1,5

3,0

4,0

 

 

няя залежь

8

ДТ-75

Вспаханное

 

1,6

.1,8

1,9

2,0

3,5

10,0

22,0

 

 

 

 

 

 

 

поле . . . .

 

6,0

 

 

 

 

 

 

Стерня . .

1,6

1,8

1,9

2,0

2,5

3,5

4,0

 

 

 

 

 

 

Многолет­

 

1,0

 

1,0

1,5

1,5

2,0

3,0

4,0

 

 

 

 

 

 

няя залежь .

0,5

 

 

 

 

 

 

ДТ-54А

Вспаханное

 

0,45

1,5

2,0

2,5

4,0

10,0

20,0

 

 

 

 

 

 

 

поле . . . .

 

 

 

 

 

 

 

Т<74

Стерня . .

0,40

1,4

1,8

—•

2,0

3,0

4,0

7,0

 

 

 

 

 

 

 

Многолет­

0,30

1,0

1,3

 

1.5

2,0

3,0

5,0

7,0

 

 

 

 

 

 

няя залежь .

 

 

 

 

 

 

 

Вспаханное

0,4

1,2

1,0

2,2

3,1

5,0

7,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поле . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т-38М

Стерня . .

0,1

0,15

0,3

0,4

0,8

1,4

2,0

3,0

4,2

5,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многолет­

 

 

0,2

0,3

0,5

0,8

 

1,6

2,8

4,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

няя залежь .

0,08

0,1

1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Влияние агрофона на показатели работы трактора. В производ­ ственных условиях тракторы работают на разных агрофонах (це­

лина,

стерня, поле,

подготовленное под посев и т. п.), имеющих

почвы

разного типа

и механического состава,

а

следовательно,

и разную прочность несущей поверхности. Почвы

по степени проч­

ности

несущей поверхности делят на слабые, средние

и прочные.

К слабым почвам относят песчаные и супесчаные,

к

прочным —

глинистые и суглинистые, к средним — остальные

пахотоспособные

земли. Все многообразие почвенных условий, влияющих на тяго­

вые свойства тракторов, ГОСНИТИ сгруппировал в следующие че­

тыре класса

агрофонов:

 

I. Целина,

многолетняя залежь, пласт многолетних трав, силь­

но уплотненная стерня.

 

II . Стерня зерновых колосовых и однолетних трав, поле после

уборки кукурузы и подсолнечника.

I I I . Пар, поле после

уборки корнеклубнеплодов и перепашки,

междурядья пропашных

культур.

IV. Поле,

подготовленное под посев, свежевспаханное поле.

В соответствии с этой группировкой установлено влияние агро­ фонов на тяговые свойства тракторов. Второй класс принят в ка­ честве средних усилий и тяговые усилия тракторов в этих условиях условно приняты за 100%- Влияние агрофонов почвы на тяговые

свойства

тракторов

приведены

в табл. 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

Изменение тяговых свойств тракторов в зависимости

от агрофонов

почвы

 

 

 

(данные

ГОСНИТИ)

 

 

 

Тяговые

усилия тракторов относительно I I класса средних почв, %'

Класс

 

 

 

Типы

почв

 

 

слабые

средние

прочные

слабые

средние

прочные

агрофона

 

 

 

 

 

 

 

 

колесные

тракторы

 

гусеничные тракторы

I

100

 

108

115

100

104

108

I I

90

 

100

108

96

100

104

I I I

80

 

90

100

92

96

100

IV

73

 

80

90

88

92

96

Из табл. 8 видно, что почвенные

условия

оказывают

существен­

ное влияние на тяговые свойства тракторов. На слабых

почвах

тяговое

усилие снижается

из-за ухудшения

сцепления

трактора

с почвой

и увеличения коэффициента

сопротивления качению его.

Тяговые

свойства

тракторов

I I класса агрофона средних

почв соот­

ветствуют слабым

почвам

(песчаные

и

супесчаные)

агрофона

I класса, а также прочным

почвам

(тяжелые глинистые)

агрофо­

на I I I класса.