Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) среднее удельное сопротивление плуга для группы полей

0,51 • 550 + 0,60 • 375 + 0,55 • 208

0,55

кГ[смг;

1133

 

 

7) общий коэффициент, характеризующий условия работы аг­ регатов в бригаде. Для нашего примера он равен

Поправочный коэффициент рельефа на производительность с учетом установленного класса длины гона в бригаде, среднего удельного сопротивления плуга и класса угла склона равен 0,95 (табл. 44).

Подставляем значения коэффициентов АГо бщ = 0,95 • 0,98 = 0,93.

После сделанных вычислений в нормативной таблице находят расчетное среднее удельное сопротивление плуга при глубине пахоты 20—22 см, расчетную среднюю длину гона или класс дли­ ны гона и по ним устанавливают сменную производительность агре­ гата для трактора ДТ-75 с прицепным плугом П-5-35 со стандарт­ ными корпусами.

Для нашего примера по нормативной таблице сменная произ­ водительность пахотного агрегата будет равна 6,0 га. Однако эта производительность не учитывает общего коэффициента, характе­ ризующего условия работы агрегата. Для учета нужно производи­ тельность агрегата умножить на его величину. Производительность равна 5,76 га за смену.

Аналогично определяют норму расхода топлива на гектар. По нормативной таблице она равна 14 кг/га. Для расхода топлива в нашем примере общий коэффициент должен учитывать попра­

вочные коэффициенты

на

рельеф и каменистость.

Поправочный

коэффициент на рельеф принимаем равным

1,02

(из

табл. 44).

Поправочный

коэффициент

на

каменистость

определяем по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

1,00

• 650 +

1,01

• 300

+ 1,04

• 150 +

1,08

• 33

= 1,01.

 

 

 

1133

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий поправочный

коэффициент

на

расход

топлива будет

равен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л " о б Щ . т= 1,02

• 1 , 0 1 »

1,03.

 

 

С учетом этого коэффициента расход топлива вместо 14 кг/га будет равен 14,43 кг/га.


У с т а н о в л е н и е норм методом д и ф ф е р е н ц и а ц и и единой нормы

При установлении норм этим методом необходимо иметь харак­ теристику полей, взятую из их паспортов. Каждое поле или группу полей оценивают нормативным показателем, определяемым по формуле

где П — нормативный

показатель;

 

 

 

 

 

 

 

 

К — удельное тяговое сопротивление

машин-орудий,

кГ/м

или

 

кГ/см2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф коэффициент рабочих ходов,

принимаемый

в

пределах

Ка

0,81—0,97;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— коэффициент

рельефа,

учитывающий угол

склона

поля

 

(табл. 47).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

47

 

Значения коэффициента

рельефа

в зависимости от угла склона

 

 

 

 

 

 

 

Значения

коэффициента рельефа при угле

склона,

град

 

Показатель

 

1

 

 

1-3

 

 

3-5

5-7

 

более 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

рельефа .

.

1,0

 

 

0,98

 

 

0,95

0,92

 

0,84

При отсутствии опытных данных, полученных в хозяйстве, ори­

ентировочные

значения

их

можно

 

взять

в

ближайших

опытных

нормативных

 

станциях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После того

как известен нормативный

показатель по

каждому

полю или группе полей, устанавливают средний нормативный

пока­

затель по всем полям и группам

полей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

nxFx

+ n2F2

+ . . . + nnFn

 

 

 

 

где

 

 

Я с — средний нормативный

показатель;

 

 

 

Пи

П2,.

. ., Я„ — нормативные

 

показатели отдельных или груп­

 

 

 

 

пы

полей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F\,

F2, .

.

., Fn — площади полей соответственно

нормативным

 

 

 

показателям,

га;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п — последний

номер

поля

или группы

полей.

Затем определяют коэффициент дифференциации для каждого

поля или группы полей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

-

I

k

 

 

 

 

 

 

 

''•лиф

j-j •


Чтобы определить дифференцированную сменную норму выра­ ботки, коэффициент дифференциации умножают на единую плано­ вую норму выработки

W C M = ^шДдиф

(га[смену),

где Wnn—единая плановая норма выработки, га/смену. Дифференцированная норма расхода топлива будет равна

( л г г / г а ),

 

^ д и ф

где 0 — дифференцированная норма расхода топлива, кг/га;

0„л единая

плановая норма расхода топлива, кг/га.

Для проверки

правильности установления дифференцированных

норм выработки и расхода топлива определяют среднее их зна­ чение.

 

Среднее

значение

дифференцированных

норм выработки

будет

где

Wu

W2,

. . ., Wn— дифференцированные нормы выработки от­

 

 

 

 

дельных

или группы полей,

га/смену;

 

 

Fu

F2,

. . ., Fa—площади

полей

соответственно

дифферен­

 

 

 

 

цированным нормам

выработки,

га.

 

 

Средняя

норма выработки должна

быть

не менее единой

пла­

новой нормы

выработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя величина дифференцированных норм расхода топлива

составляет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

01, 02, . . ., 0П — дифференцированные

нормы

расхода топли­

 

F\, F2, .

 

ва,

кг/га;

 

 

 

 

 

 

 

 

. ., F„ — площади

полей

соответственно

дифферен­

 

 

 

 

цированным нормам расхода топлива, га.

 

Средняя норма расхода топлива должна быть не более единой

плановой

нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы.

1. Что называется технической

нормой?

 

 

 

2. К чему приводит неправильная

норма?

 

 

 

 

 

 

 

3. Расскажите о методах технического нормирования

и их сущности.

 

 

4. Как определить техническую норму нормативным методом?

 

 

 

Г Л А В А

IX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О С О Б Е Н Н О С Т И И С П О Л Ь З О В А Н И Я Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Х А Г Р Е Г А Т О В

 

 

 

Значение транспорта

в

сельском

хозяйстве

 

 

 

 

 

На транспортных средствах в сельском хозяйстве доставляют топливо, смазочные материалы, перевозят удобрения, семена, уро­ жай, рабочую силу, продукцию животноводства и т. д. Объем пере-


возок сельскохозяйственных грузов составляет в среднем от 20 до 60 ткм на каждый гектар пашни. С интенсификацией сельскохозяй­ ственного производства объем перевозок будет увеличиваться. Кро­ ме перевозки готовой продукции, возрастает объем транспортиров­ ки сырья и материалов при выполнении технологических процессов возделывания сельскохозяйственной продукции. Так, например, увеличивается объем работ по вывозке минеральных и органиче­ ских удобрений, подвозке кормов в животноводстве и т. д.

В зависимости от сельскохозяйственной зоны и интенсивности производства на каждые 100 га пашни требуется от 0,5 до 1,25 еди­ ницы условного транспорта (грузоподъемностью 2,5 т).

Из общего количества перевозимых грузов около 80% прихо­ дится на внутрихозяйственные перевозки, преимущественно на небольшие расстояния. Причем процесс перевозки грузов включает не только перемещение грузов из пункта отправления в пункт на­ значения, но и погрузку их, выгрузку и размещение в пункте на­ значения.

На транспортные и погрузочно-разгрузочные работы приходит­ ся 30—35% всех затрат труда на возделывание сельскохозяйствен­ ных культур и затрат энергии до 50%.

Из этого следует, что транспортные и погрузочные работы ока­ зывают существенное влияние на себестоимость сельскохозяйствен­ ной продукции.

Большое значение транспорта в сельском хозяйстве обязывает производительно и экономично его использовать путем хорошего знания транспортной техники, умелой организации и обеспечения бесперебойной и экономичной работы его.

Условия работы транспортных агрегатов в сельском хозяйстве

Условия работы транспортных агрегатов в сельском хозяйстве существенно отличаются от условий работы в других отраслях на­ родного хозяйства. Основными особенностями условий работы явля­ ются следующие:

1) сезонность и неравномерность использования агрегатов в те­ чение года. Наиболее напряженными периодами являются весен­ ний и особенно период уборочных работ;

2)большое разнообразие грузов по габаритам, транспортабель­ ности, состоянию, свойствам и объемному весу. Различие между объемным весом сельскохозяйственных грузов выражается десят­ ками раз. Так, например, разница между объемным весом пшени­ цы и соломы из копен достигает 40 и более раз;

3)большое разнообразие дорожных условий. В сельском хо­ зяйстве транспортные средства работают на разных видах дорог,

которые оказывают большое влияние на скорость их движения. Так, например, на проселочных дорогах скорость движения авто­

машины колеблется от 15 до 40

км, составляя в

среднем

20—25 км/ч; на хороших грейдерных

дорогах средняя

скорость


движения увеличивается до

40 км/ч,

а на асфальтовых — до

80—120 км/ч. Наряду с этим

автомобили

и тракторы работают на

транспортировке грузов в условиях бездорожья, преимущественно по стерне убранных растений. В этих условиях в зависимости от выровненности поверхности полей скорость движения их не превы­ шает 8—15 км/ч;

4) рассредоточенность сельскохозяйственных грузов и мест их доставки по территории хозяйства;

5) односторонность грузоперевозок из-за несовмещения ввоза и вывоза грузов по времени в связи с сезонностью сельскохозяй­ ственных работ;

6) обслуживание различных сельскохозяйственных агрегатов (посевных, посадочных, уборочных, по отвозке зерна, силоса, кар­ тофеля, сахарной свеклы и т. п.). При этом значительная часть ра­ боты должна быть выполнена своевременно в сжатые сроки. Так, например, посевные работы выполняют в течение нескольких дней, и за это время нужно доставить значительное количество посевных материалов и нефтепродуктов для средств механизации. В период уборки сельскохозяйственных культур качество и сбор продукции во многом зависят от работы транспортных средств. Очень боль­

шое значение для урожая имеет

также

своевременная

вывозка

огромной массы удобрений и т. п. Недостаток

в транспортных сред­

ствах или нечеткая его работа

приводят

к

большим

потерям

урожая.

 

 

 

 

Применение тракторов на транспортных работах в отличие от применения автотранспорта имеет следующие особенности:

1)разнообразие типов тракторов, отличающихся по тяговым свойствам, диапазону скоростей, величине максимальной скорости, типу ходовой части и т. д.;

2)использование только с прицепами;

3)более низкие скорости движения;

4)

одновременное выполнение транспортных и полевых ра­

бот,

например,

транспортировка и внесение удобрения на поля

и т.

п.

 

Определение производительности транспортных и погрузочно-

разгрузочных

агрегатов

Производительность является важнейшим показателем исполь­ зования транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, так как она показывает величину работы, выполненной за единицу времени.

Транспортная работа выражается в тоннах

перевезенного груза

или в тонна-километрах. Чтобы определить

производительность

транспортных агрегатов в тоннах, надо знать грузоподъемность аг­ регата, коэффициент использования грузоподъемности и число сде­

ланных

рейсов за смену. Под рейсом принято считать движение

агрегата

с грузом и без груза, т. е. туда и обратно с возвращением

к месту

отправления.