Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 0
6) среднее удельное сопротивление плуга для группы полей
0,51 • 550 + 0,60 • 375 + 0,55 • 208 |
0,55 |
кГ[смг; |
|
1133 |
|||
|
|
7) общий коэффициент, характеризующий условия работы аг регатов в бригаде. Для нашего примера он равен
Поправочный коэффициент рельефа на производительность с учетом установленного класса длины гона в бригаде, среднего удельного сопротивления плуга и класса угла склона равен 0,95 (табл. 44).
Подставляем значения коэффициентов АГо бщ = 0,95 • 0,98 = 0,93.
После сделанных вычислений в нормативной таблице находят расчетное среднее удельное сопротивление плуга при глубине пахоты 20—22 см, расчетную среднюю длину гона или класс дли ны гона и по ним устанавливают сменную производительность агре гата для трактора ДТ-75 с прицепным плугом П-5-35 со стандарт ными корпусами.
Для нашего примера по нормативной таблице сменная произ водительность пахотного агрегата будет равна 6,0 га. Однако эта производительность не учитывает общего коэффициента, характе ризующего условия работы агрегата. Для учета нужно производи тельность агрегата умножить на его величину. Производительность равна 5,76 га за смену.
Аналогично определяют норму расхода топлива на гектар. По нормативной таблице она равна 14 кг/га. Для расхода топлива в нашем примере общий коэффициент должен учитывать попра
вочные коэффициенты |
на |
рельеф и каменистость. |
Поправочный |
|||||
коэффициент на рельеф принимаем равным |
1,02 |
(из |
табл. 44). |
|||||
Поправочный |
коэффициент |
на |
каменистость |
определяем по |
||||
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
1,00 |
• 650 + |
1,01 |
• 300 |
+ 1,04 |
• 150 + |
1,08 |
• 33 |
= 1,01. |
|
|
|
1133 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Общий поправочный |
коэффициент |
на |
расход |
топлива будет |
||||
равен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л " о б Щ . т= 1,02 |
• 1 , 0 1 » |
1,03. |
|
|
С учетом этого коэффициента расход топлива вместо 14 кг/га будет равен 14,43 кг/га.
У с т а н о в л е н и е норм методом д и ф ф е р е н ц и а ц и и единой нормы
При установлении норм этим методом необходимо иметь харак теристику полей, взятую из их паспортов. Каждое поле или группу полей оценивают нормативным показателем, определяемым по формуле
где П — нормативный |
показатель; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
К — удельное тяговое сопротивление |
машин-орудий, |
кГ/м |
или |
||||||||||||
|
кГ/см2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ф — коэффициент рабочих ходов, |
принимаемый |
в |
пределах |
||||||||||||
Ка |
0,81—0,97; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
— коэффициент |
рельефа, |
учитывающий угол |
склона |
поля |
|||||||||||
|
(табл. 47). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
47 |
||
|
Значения коэффициента |
рельефа |
в зависимости от угла склона |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
Значения |
коэффициента рельефа при угле |
склона, |
град |
|||||||
|
Показатель |
|
1 |
|
|
1-3 |
|
|
3-5 |
5-7 |
|
более 7 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Коэффициент |
рельефа . |
. |
1,0 |
|
|
0,98 |
|
|
0,95 |
0,92 |
|
0,84 |
|||
При отсутствии опытных данных, полученных в хозяйстве, ори |
|||||||||||||||
ентировочные |
значения |
их |
можно |
|
взять |
в |
ближайших |
опытных |
|||||||
нормативных |
|
станциях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
После того |
как известен нормативный |
показатель по |
каждому |
||||||||||||
полю или группе полей, устанавливают средний нормативный |
пока |
||||||||||||||
затель по всем полям и группам |
полей |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
п |
nxFx |
+ n2F2 |
+ . . . + nnFn |
|
|
|
|
|||||
где |
|
|
Я с — средний нормативный |
показатель; |
|
|
|
||||||||
Пи |
П2,. |
. ., Я„ — нормативные |
|
показатели отдельных или груп |
|||||||||||
|
|
|
|
пы |
полей; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F\, |
F2, . |
. |
., Fn — площади полей соответственно |
нормативным |
|||||||||||
|
|
|
показателям, |
га; |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
п — последний |
номер |
поля |
или группы |
полей. |
||||||||
Затем определяют коэффициент дифференциации для каждого |
|||||||||||||||
поля или группы полей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
к |
- |
I |
k |
|
|
|
|
|
|
|
''•лиф |
j-j • |
Чтобы определить дифференцированную сменную норму выра ботки, коэффициент дифференциации умножают на единую плано вую норму выработки
W C M = ^шДдиф |
(га[смену), |
где Wnn—единая плановая норма выработки, га/смену. Дифференцированная норма расхода топлива будет равна
( л г г / г а ),
|
^ д и ф |
где 0 — дифференцированная норма расхода топлива, кг/га; |
|
0„л — единая |
плановая норма расхода топлива, кг/га. |
Для проверки |
правильности установления дифференцированных |
норм выработки и расхода топлива определяют среднее их зна чение.
|
Среднее |
значение |
дифференцированных |
норм выработки |
будет |
|||||||
где |
Wu |
W2, |
. . ., Wn— дифференцированные нормы выработки от |
|||||||||
|
|
|
|
дельных |
или группы полей, |
га/смену; |
|
|||||
|
Fu |
F2, |
. . ., Fa—площади |
полей |
соответственно |
дифферен |
||||||
|
|
|
|
цированным нормам |
выработки, |
га. |
|
|||||
|
Средняя |
норма выработки должна |
быть |
не менее единой |
пла |
|||||||
новой нормы |
выработки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Средняя величина дифференцированных норм расхода топлива |
|||||||||||
составляет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
01, 02, . . ., 0П — дифференцированные |
нормы |
расхода топли |
|||||||||
|
F\, F2, . |
|
ва, |
кг/га; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. ., F„ — площади |
полей |
соответственно |
дифферен |
||||||||
|
|
|
|
цированным нормам расхода топлива, га. |
||||||||
|
Средняя норма расхода топлива должна быть не более единой |
|||||||||||
плановой |
нормы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Контрольные вопросы. |
1. Что называется технической |
нормой? |
|
|
|||||||
|
2. К чему приводит неправильная |
норма? |
|
|
|
|
|
|
||||
|
3. Расскажите о методах технического нормирования |
и их сущности. |
|
|||||||||
|
4. Как определить техническую норму нормативным методом? |
|
|
|||||||||
|
Г Л А В А |
IX |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О С О Б Е Н Н О С Т И И С П О Л Ь З О В А Н И Я Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Х А Г Р Е Г А Т О В |
|
|
||||||||||
|
Значение транспорта |
в |
сельском |
хозяйстве |
|
|
|
|
|
На транспортных средствах в сельском хозяйстве доставляют топливо, смазочные материалы, перевозят удобрения, семена, уро жай, рабочую силу, продукцию животноводства и т. д. Объем пере-
возок сельскохозяйственных грузов составляет в среднем от 20 до 60 ткм на каждый гектар пашни. С интенсификацией сельскохозяй ственного производства объем перевозок будет увеличиваться. Кро ме перевозки готовой продукции, возрастает объем транспортиров ки сырья и материалов при выполнении технологических процессов возделывания сельскохозяйственной продукции. Так, например, увеличивается объем работ по вывозке минеральных и органиче ских удобрений, подвозке кормов в животноводстве и т. д.
В зависимости от сельскохозяйственной зоны и интенсивности производства на каждые 100 га пашни требуется от 0,5 до 1,25 еди ницы условного транспорта (грузоподъемностью 2,5 т).
Из общего количества перевозимых грузов около 80% прихо дится на внутрихозяйственные перевозки, преимущественно на небольшие расстояния. Причем процесс перевозки грузов включает не только перемещение грузов из пункта отправления в пункт на значения, но и погрузку их, выгрузку и размещение в пункте на значения.
На транспортные и погрузочно-разгрузочные работы приходит ся 30—35% всех затрат труда на возделывание сельскохозяйствен ных культур и затрат энергии до 50%.
Из этого следует, что транспортные и погрузочные работы ока зывают существенное влияние на себестоимость сельскохозяйствен ной продукции.
Большое значение транспорта в сельском хозяйстве обязывает производительно и экономично его использовать путем хорошего знания транспортной техники, умелой организации и обеспечения бесперебойной и экономичной работы его.
Условия работы транспортных агрегатов в сельском хозяйстве
Условия работы транспортных агрегатов в сельском хозяйстве существенно отличаются от условий работы в других отраслях на родного хозяйства. Основными особенностями условий работы явля ются следующие:
1) сезонность и неравномерность использования агрегатов в те чение года. Наиболее напряженными периодами являются весен ний и особенно период уборочных работ;
2)большое разнообразие грузов по габаритам, транспортабель ности, состоянию, свойствам и объемному весу. Различие между объемным весом сельскохозяйственных грузов выражается десят ками раз. Так, например, разница между объемным весом пшени цы и соломы из копен достигает 40 и более раз;
3)большое разнообразие дорожных условий. В сельском хо зяйстве транспортные средства работают на разных видах дорог,
которые оказывают большое влияние на скорость их движения. Так, например, на проселочных дорогах скорость движения авто
машины колеблется от 15 до 40 |
км, составляя в |
среднем |
20—25 км/ч; на хороших грейдерных |
дорогах средняя |
скорость |
движения увеличивается до |
40 км/ч, |
а на асфальтовых — до |
80—120 км/ч. Наряду с этим |
автомобили |
и тракторы работают на |
транспортировке грузов в условиях бездорожья, преимущественно по стерне убранных растений. В этих условиях в зависимости от выровненности поверхности полей скорость движения их не превы шает 8—15 км/ч;
4) рассредоточенность сельскохозяйственных грузов и мест их доставки по территории хозяйства;
5) односторонность грузоперевозок из-за несовмещения ввоза и вывоза грузов по времени в связи с сезонностью сельскохозяй ственных работ;
6) обслуживание различных сельскохозяйственных агрегатов (посевных, посадочных, уборочных, по отвозке зерна, силоса, кар тофеля, сахарной свеклы и т. п.). При этом значительная часть ра боты должна быть выполнена своевременно в сжатые сроки. Так, например, посевные работы выполняют в течение нескольких дней, и за это время нужно доставить значительное количество посевных материалов и нефтепродуктов для средств механизации. В период уборки сельскохозяйственных культур качество и сбор продукции во многом зависят от работы транспортных средств. Очень боль
шое значение для урожая имеет |
также |
своевременная |
вывозка |
|
огромной массы удобрений и т. п. Недостаток |
в транспортных сред |
|||
ствах или нечеткая его работа |
приводят |
к |
большим |
потерям |
урожая. |
|
|
|
|
Применение тракторов на транспортных работах в отличие от применения автотранспорта имеет следующие особенности:
1)разнообразие типов тракторов, отличающихся по тяговым свойствам, диапазону скоростей, величине максимальной скорости, типу ходовой части и т. д.;
2)использование только с прицепами;
3)более низкие скорости движения;
4) |
одновременное выполнение транспортных и полевых ра |
|
бот, |
например, |
транспортировка и внесение удобрения на поля |
и т. |
п. |
|
Определение производительности транспортных и погрузочно- |
||
разгрузочных |
агрегатов |
Производительность является важнейшим показателем исполь зования транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, так как она показывает величину работы, выполненной за единицу времени.
Транспортная работа выражается в тоннах |
перевезенного груза |
или в тонна-километрах. Чтобы определить |
производительность |
транспортных агрегатов в тоннах, надо знать грузоподъемность аг регата, коэффициент использования грузоподъемности и число сде
ланных |
рейсов за смену. Под рейсом принято считать движение |
агрегата |
с грузом и без груза, т. е. туда и обратно с возвращением |
к месту |
отправления. |