Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 274
Скачиваний: 0
Эксплуатационная производительность учитывает действитель ное использование грузоподъемности рабочих органов и времени смены и для агрегатов периодического и непрерывного действия ее определяют соответственно по формулам
|
|
|
^ э п = |
WnKtt, |
( 7 - / Ч ) , |
|
|
|
||
|
|
|
W S |
H = |
WH • /Сг |
• х |
(т/ч), |
|
|
|
где |
Кг—коэффициент |
использования |
грузоподъемности |
рабочих |
||||||
|
органов. |
При |
расчетах его |
можно |
принять |
равным |
||||
|
0,7—0,95; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т — коэффициент |
использования |
времени, |
учитывающий |
||||||
|
непроизводительные затраты времени и возможные про |
|||||||||
|
стои по разным |
причинам. |
|
|
|
|
|
|||
|
Коэффициент |
использования времени для погрузчика |
периоди |
|||||||
ческого действия |
определяют |
по формуле |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
" ц р ' |
|
|
|
|
|
где |
/гЦ д — действительное количество |
циклов погрузки |
за смену; |
|||||||
|
«Ц р—расчетное |
количество циклов погрузки за смену. |
||||||||
|
Действительное |
количество циклов погрузчика |
зависит |
от вре |
мени рейса, обслуживаемых транспортных агрегатов и времени их работы за смену.
_ |
Т—Ту—Тпу— |
7 ф |
" ц д " т а |
* |
> |
|
Гр |
|
где « т а — количество транспортных агрегатов, обслуживаемых од ним погрузчиком.
Расчетное количество циклов погрузчика зависит от времени одного цикла погрузки и времени работы за смену обслуживаемых транспортных агрегатов и-погрузчика. Принимая время работы об служиваемых транспортных агрегатов и погрузчика равным, рас четное количество циклов погрузчика за смену будет
ТТу Тпр Тф
Время продолжительности одного цикла погрузки ориентировоч но можно определить по формуле
|
|
'« = - ^ ^ - + 0,01 («о, |
|
||
где 0,01— время на |
замену транспортных агрегатов |
при погруз |
|||
|
ке, ч. |
|
|
|
|
Для |
повышения |
производительности |
погрузочно-разгрузочных |
||
средств |
необходимо, |
чтобы |
они соответствовали виду |
груза, и их |
|
сменная |
производительность |
была не ниже |
нормативной. |
Р а с ч е т |
себестоимости |
т р а н с п о р т н о й р а б о т ы |
От себестоимости |
транспортной работы в значительной мере |
|
зависит |
и себестоимость единицы сельскохозяйственной продукции. |
|
Поэтому |
очень важно знать факторы, от которых зависит себестои |
мость транспортной работы.
При расчете себестоимости перевозок все расходы делят на пе ременные и постоянные. Переменные расходы находятся в прямой
зависимости от пройденного километража или |
времени работы, |
|
а постоянные не зависят от пробега |
автомобиля. |
|
К п е р е м е н н ы м р а с х о д а м , |
зависящим |
от пробега, отно |
сят расходы на топливо и смазочные материалы, на техническое обслуживание и текущий ремонт, на капитальный ремонт, на вос становление и ремонт шин, на погрузочно-разгрузочные работы.
К п о с т о я н н ы м р а с х о д а м , не зависящим от пробега, от носят расходы на заработную плату шоферу, на амортизационные отчисления (реновацию), на хранение, накладные расходы.
Себестоимость единицы транспортной работы, выполняемой автомобилем, определяют по формуле
|
|
|
|
С |
+ |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Са— |
п е |
^ |
" (руб\т |
или |
руб\ткм), |
|
|
|||||
где |
Са |
— себестоимость |
перевозки 1 т или 1 ткм работы, |
руб.} |
||||||||||
|
Спе |
—сумма |
переменных |
расходов, |
руб/ч; |
|
|
|
||||||
|
Сп |
— сумма |
постоянных |
расходов, |
руб/ч; |
|
|
|
||||||
|
W4 |
— производительность |
автомобиля за |
час сменного време |
||||||||||
|
|
ни, г |
|
или ткм. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Сумму переменных |
расходов определяют |
по |
формуле |
|
|||||||||
|
|
Qie |
— Стс + |
Сто + |
^ к р 4 " |
Срш + Спр |
|
(руб/ч.), |
|
|||||
где |
С т с |
— стоимость топлива и смазочных материалов за час рабо |
||||||||||||
|
Сто |
ты, |
руб/ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— затраты на текущий ремонт, техническое |
обслуживание, |
||||||||||||
|
|
руб/ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
руб/ч; |
|
С к р |
— ежегодные отчисления на капитальный ремонт, |
||||||||||||
|
С р ш |
— затраты на восстановление и ремонт |
шин, руб/ч; |
|||||||||||
|
С п р |
— расходы на погрузочно-разгрузочные |
работы, |
руб/ч. |
||||||||||
|
Затраты на топливо и смазочные |
материалы определяют по |
||||||||||||
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сх с |
= |
|
|
too |
2 |
(РУб1*)> |
|
|
||
ГДЄ Qaioo — расход топлива автомобилем |
на 100 км пробега с уче |
|||||||||||||
|
|
том дорожных условий (табл. 49), л; |
т/м3, |
|
||||||||||
|
у — объемный |
вес дизельного топлива |
0,86 |
бензина |
||||||||||
|
|
0,75 |
|
т/м3; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
комплексная цена топлива с учетом смазочных мате |
||||||||||||
|
|
риалов, |
руб/кг; |
|
|
|
|
|
км/ч. |
|||||
|
V c p - средняя скорость |
движения |
автомобиля, |
10 |
3669 |
145 |
|
Расход топлива грузовыми автомобилями на 100 км |
пробега |
|
|||||||
|
|
|
|
с учетом дорожных условий, |
л |
|
|
|||
|
|
|
|
|
Усовер |
|
Грунтовые |
Грунтовые |
|
|
|
|
|
|
|
Переход |
в неудов |
Полевые |
|||
|
Марка |
автомобиля |
шенство |
в |
хорошем |
летвори |
||||
|
ного типа |
условия |
||||||||
|
|
|
|
|
ванные |
|
состоянии |
тельном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
состоянии |
|
ГАЗ-51, ГАЗ-51А |
18,4 |
22,6 |
|
25 |
40,5 |
75,5 |
||||
ГАЗ-63, ГАЗ-63А |
22 |
27 |
|
30 |
48.5 |
90 |
||||
ГАЗ-51 |
с |
|
полуприцепом |
|
|
|
|
|
|
|
ПАЗ |
744 |
|
|
|
20,8 |
25,6 |
|
29,6 |
45,8 |
85,1 |
ГАЗ-93 |
|
|
|
19,2 |
23,6 |
|
26,2 |
42,3 |
78,6 |
|
УАЗ-450, УАЗ-450Д |
13,6 |
16,7 |
|
18,5 |
30 |
55,6 |
||||
Урал-355, Урал-355М |
24 |
29,5 |
|
32,6 |
52,8 |
98,5 |
||||
ЗИЛ-150 |
|
|
|
26 |
32 |
|
33,4 |
57,2 |
106,6 |
|
ЗИЛ-164 |
|
|
|
24,8 |
30,5 |
|
32,4 |
54,6 |
101,8 |
|
ЗИЛ-120М |
|
с |
полуприцепом |
|
|
|
|
|
124,8 |
|
ММЗ-584 |
|
|
|
30,4 |
37,4 |
|
41,8 |
67,8 |
||
ЗИЛ-151, ЗИЛ-157 |
32 |
39,4 |
|
43,5 |
70,4 |
131 |
||||
ЗИЛ-ММЗ-164 с полупри |
|
|
|
|
64,3 |
120 |
||||
цепом |
ММЗ-584 |
|
29,2 |
35,9 |
|
39,7 |
||||
ЗИЛ-585И, ЗИЛ-585К |
25 |
30,8 |
|
34 |
55 |
102,5 |
||||
ЗИЛ-585, ЗИЛ-585В, |
|
|
|
35,6 |
57,6 |
107,3 |
||||
КАЗ-600 |
|
|
|
26,2 |
32,2 |
|
||||
КАЗ-601 |
|
|
|
27,2 |
33,4 |
|
37 |
59,8 |
111,5 |
|
МАЗ-200, МАЗ-200Г, |
|
27 |
|
30 |
48,5 |
90 |
||||
МАЗ-200В |
|
|
|
22 |
|
|||||
МАЗ-200В с полуприцепом |
|
33,4 |
|
37 |
59,8 |
111,5 |
||||
5215Б |
|
|
|
|
27,2 |
|
||||
МАЗ-200Д |
|
|
|
23,6 |
29 |
|
32,1 |
52 |
96,6 |
|
МАЗ-205 |
|
|
|
22,3 |
27,4 |
|
30,3 |
49,1 |
91,5 |
|
ЯАЗ-210, ЯАЗ-210А, |
|
46,2 |
|
51 |
82,6 |
154 |
||||
ЯАЗ-219 |
|
|
|
37,6 |
|
|||||
ЯАЗ-210Д |
|
с |
полуприцепом |
48 |
59 |
|
65,2 |
105,5 |
197 |
|
МАЗ-5203 |
|
|
|
|
||||||
ЯАЗ-210Г |
|
|
|
39,2 |
48,2 |
|
53,3 |
86,1 |
161 |
|
ЯАЗ-210Е, |
|
ЯАЗ-222 |
40,5 |
49,8 |
|
55,1 |
89 |
166 |
Под усовершенствованными дорогами понимают дороги цемент- но-бетонные, асфальтированные, брусчатые, черное шоссе. Дороги переходного типа — шоссе щебеночное и булыжное.
Расход топлива на 100 км пробега автопоезда увеличивается для автомобиля с карбюраторным двигателем на 2,5 л, с дизель ным двигателем на 1,5 л на каждую тонну веса буксируемого при цепа. На подъем платформы и маневрирование в пунктах погрузки
ЇШ
и разгрузки автомобили-самосвалы дополнительно расходуют 0,3 л топлива при каждой ездке.
При планировании работы автотранспорта нормы пробега гру зовых автомобилей принимают с учетом условий работы. В качест ве минимальных расчетных скоростей грузового автомобиля нор му пробега за городом на дорогах с усовершенствованным покры тием (асфальто-бетонные, цементно-бетонные, брусчатые и т. п.) принимают 35 км/ч, на дорогах с твердым покрытием (булыжные, гравийные, щебеночные)— 27 и на дорогах грунтовых— 22. При движении в городе (независимо от типа дорожных покрытий) при грузоподъемности автомобиля до 7 г нормы пробега принимают 19 км/ч, а при более высокой грузоподъемности—17 км/ч.
Расчетные |
нормы пробега автомобилей могут быть |
снижены |
в зависимости |
от особенностей работы. Так, например, |
при пере |
возке кислоты, огнеопасных веществ, пылящих и других грузов,
требующих особой |
осторожности, |
нормы |
могут |
быть снижены |
||
до 20%; при работе |
на расстоянии |
до 1 км или в условиях |
бездо |
|||
рожья и на труднопроходимых |
дорогах — до 40% |
против |
норм, |
|||
установленных для естественных |
грунтовых |
внегородских |
дорог. |
При расчетах также могут быть использованы данные хозяйства.
Затраты на текущий ремонт, техническое обслуживание можно определить по формуле
п |
= |
Ф± іоо) -г |
, ,. . |
С т 0 |
1000 |
ІРУбІч), |
|
где С — норма затрат |
на |
1000 км пробега, установленная из сред |
|
них дорожных условий и для автомобилей, имеющих про |
|||
бег до первого капитального ремонта (табл. 50), руб.; |
|||
Д — с плюсом увеличение затрат, |
с минусом снижение в зави |
||
симости от дорожных условий |
работы автомобиля, %. |
Т а б л и ц а 50
Нормы затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей
(для |
целей |
планирования) на 1000 км пробега*, руб. |
|
|
|||
Марка автомобиля |
Всего |
Марка автомобиля - |
Всего |
Марка автомобиля |
Всего |
||
рублей |
рублей |
рублей |
|||||
ГАЗ-51 |
14,59 |
ЗИЛ-130 |
20,39 |
ЗИЛ-ММЗ-555 |
|
22,29 |
|
ГАЗ-53Ф |
15,24 |
МАЗ-200 |
29,37 |
МАЗ-205 |
|
|
32,84 |
Урал 355М |
16,09 |
ГАЗ-93 |
15,53 |
ГАЗ-51 П |
(с |
полу |
18,36 |
|
|
|
|
прицепом) |
|
|
|
ЗИЛ-164 |
18,51 |
ЗИЛ-585 |
22,02 |
МАЗ-200В |
(с |
полу |
36,74 |
(ЗИЛ-150) |
|
|
|
прицепом) |
|
|
* Из указаний МСХ РСФСР от 25 апреля 1968 г.
Для автомобилей, не имеющих пробега до первого капитально
го ремонта, нормы затрат на текущий |
ремонт снижаются |
на |
пер |
|
вой половине |
установленного пробега |
до капитального |
ремонта |
|
на 50%; Для |
автомобилей, прошедших |
половину пробега |
до |
капи |
тального ремонта, на 25%.
Нормы затрат установлены из средних дорожных условий рабо ты автомобилей, в связи с чем указанные нормы повышаются на
15% |
при работе автомобилей |
в карьерах, |
строительных |
площадках |
||||||||||||||
и в трудных дорожных условиях |
(грунтовые и т. п. дороги) |
и пони |
||||||||||||||||
жаются на 15% при работе на усовершенствованных дорогах. |
|
|||||||||||||||||
Для |
автомобилей-самосвалов, |
работающих |
на |
коротких |
рас |
|||||||||||||
стояниях |
(менее |
5 км), |
нормы затрат увеличиваются на 10%. |
|
|
|||||||||||||
Ежегодные |
отчисления |
на |
капитальный |
ремонт |
автомобиля |
|||||||||||||
определяют |
по |
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
С б а в к а ^ С Р |
/ |
я* \ |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
с*р |
= |
|
looooo |
(РУб/ч)* |
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
С б а — балансовая |
стоимость |
автомобиля, руб.; |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Р к а — норма |
ежегодных |
отчислений |
на |
капитальный |
ремонт |
||||||||||||
|
|
автомобиля, |
% |
(табл. |
51). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
51 |
|||
|
|
Нормы ежегодных отчислений на автомобильный |
транспорт |
|
|
|
||||||||||||
|
|
Автомобили |
и прицепы |
|
|
|
На |
капитальный |
на |
На |
полное |
восстанов |
||||||
|
|
|
|
|
ремонт к стоимости |
ление к стоимости |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1000 км пробега, % |
автомобиля, |
% |
|
|||||
Автомобили грузоподъемностью до 2 г |
|
|
0,4 |
|
|
|
|
18 |
|
|
||||||||
Автомобили |
грузоподъемностью |
от |
|
|
0,45 |
|
|
|
12,9 |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Автомобили |
грузоподъемностью |
бо- |
|
|
0,5 |
|
|
|
|
11,2 |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Прицепы и полуприцепы всех марок |
|
|
0,2 |
|
|
|
|
12,9 |
|
|||||||||
Транспорт |
со |
специализированными |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
кузовами: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,6 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
прицепы |
и полуприцепы |
. . . . |
|
0,3 |
|
|
|
|
9 |
|
|
||||||
|
Затраты на восстановление и ремонт шин определяют по фор |
|||||||||||||||||
муле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-"рш |
|
|
|
|
ср |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
100 |
000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где |
С к ш |
— стоимость комплекта шин, руб.; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Рш |
— норма |
отчислений |
на |
восстановление |
и |
ремонт |
шин |
на |
|||||||||
|
|
|
1000 |
|
км |
пробега |
к |
стоимости |
|
комплекта |
шин |
|||||||
|
|
|
(табл. |
52), |
%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|