Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 270
Скачиваний: 0
Производительность транспортного агрегата в тоннах за смену определяют по формуле
WC M = |
Q r A > P (т |
Iсмену), |
|
|
где Qr — грузоподъемность |
агрегата |
номинальная, |
предусмотрен |
|
ная заводом |
в технической |
характеристике, т; |
||
Кт — коэффициент |
динамического |
использования |
грузоподъем |
ности агрегата; пр — число рейсов, сделанных за смену.
Коэффициент использования грузоподъемности агрегата приме няют для оценки загрузки транспортных средств, так как загрузка часто не совпадает с номинальной грузоподъемностью из-за раз ных свойств перевозимого груза. Для определения коэффициента использования грузоподъемности необходимо знать объемный вес перевозимого груза (табл. 48), объем кузова автомобиля, прицепа и их номинальную грузоподъемность и расстояние перевозки. Этот коэффициент определяется как отношение фактически выполнен ной транспортной работы в тонна-километрах к той работе, кото рую можно было бы выполнить при полном использовании номи нальной грузоподъемности на том же пути движения. В соответ ствии с этим он равен
|
|
|
ir |
_ |
Фф1^' |
+ |
^Ф2^2 + |
. . . |
+ |
QbnLn |
|
|
|
|
Л г |
_ |
QrL1 |
+ |
QTLi+ |
... |
+ |
Qr I„ |
' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
г Де |
Q<pi, |
Qct^ |
• • •» |
Q<pn — в е с |
груза, |
|
фактически погруженного |
||||
|
|
|
|
|
и перевезенного |
за |
отдельную ездку, г; |
||||
|
|
|
|
|
п — число ездок; |
|
|
|
|||
|
L \ , |
L 2 |
, . . ., L |
n — расстояние |
перевозки, км. |
||||||
|
Вес груза, фактически погруженного за отдельную ездку, мож |
||||||||||
но определить по формуле |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
< 2 Ф = ^ Ї ( Г ) , |
|
|
|
|||
где |
V — объем |
кузова |
транспортного |
агрегата, |
м3; |
||||||
|
7—объемный |
вес перевозимого |
груза, т!мъ (табл. 48). |
||||||||
|
Виды перевозимых |
грузов |
по степени |
возможного использова |
ния грузоподъемности транспортных средств делятся на 5 классов.
Коэффициент возможного |
использования |
грузоподъемности |
при |
||||||
перевозке |
грузов |
I класса |
равен |
1,0; |
I I |
класса—от 0,99 |
до |
0,71, |
|
в |
среднем |
(для |
расчета)—0,85; |
I I I |
класса — от 0,70 |
до |
0,51, |
||
в |
среднем |
0,60; IV класса — от 0,50 до 0,41, в среднем 0,45; V клас |
са — от 0,40 и ниже.
Для отнесения грузов к тому или иному классу следует учиты вать их объемный вес. К первому классу относятся: земля, кирпич, цемент, уголь каменный и др. Большинство массовых сельскохозяй ственных грузов — зерно, картофель, кукурузу, сахарную свеклу, овощи относят ко I I или I I I классам; сено, солому, силос, хлопоксырец— к IV или V классам.
|
Значения |
объемного веса |
сельскохозяйственных |
грузов |
|
|||||
Наименование |
груза |
|
Объемный вес, |
Наименование |
груза |
|
Объемный вес. |
|||
|
Тім3 |
|
|
тм3 |
||||||
|
|
|
|
0,55--0,62 |
|
|
|
|
|
1,60--1,90 |
|
|
|
|
0,60--0,63 |
|
|
|
|
|
0,63--0,73 |
Апельсины |
. . . |
. |
0,40--0,45 |
|
Капуста |
свежая (на- |
0,20--0,32 |
|||
Ботва |
свеклы . . |
. |
0,30--0,41 |
|
|
|
|
|
||
|
Кукуруза |
(зерно) |
. . |
0,70--0,75 |
||||||
|
|
|
|
0,70--0,80 |
|
|||||
|
|
|
|
|
Комбикорм |
. . |
. . |
0,49--0,77 |
||
|
|
|
|
0,55--0,65 |
|
|||||
|
|
|
|
|
Лен: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,22--0,30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
непрессованный |
. . |
0,12--0,15 |
|||
|
|
|
|
0,70--0,80 |
|
|||||
|
|
|
|
|
прессованный. |
. . |
0,20--0,25 |
|||
|
|
|
|
0,65--0,70 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,50--0,57 |
|
|
|
|
|
1,60--1,86 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,50--0,60 |
|
Дрова |
(поленья хвой- |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,40--0,45 |
Дрова |
лиственные |
су- |
0,50--0,55 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,34--0,45 |
Навоз-перегной |
. . |
0,80--0,85 |
|||
Навозно-торфяные |
|
0,50--0,80 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,40--0,50 |
Огурцы |
свежие |
. . |
0,53--0,62 |
||
Помидоры |
. . |
. . |
0,45--0,50 |
||
|
|
|
|
|
0,65--0,83 |
|
|
|
|
|
0,80--0,90 |
Подсолнечник |
(на- |
0,62--0,65 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,66--0,79 |
Рис |
(навалом) |
. . |
0,85--0,90 |
||
Репа |
|
|
|
|
0,52--0,57 |
Свекла |
сахарная |
. . |
0,55--0,65 |
||
Сено |
и |
солома |
из |
0,015--0,025 |
|
|
|
|
|
|
|
Земля: |
|
|
|
|
|
рыхлая |
влажная |
|
0,25--0,30 |
||
|
|
|
|
|
1,50--1,70 |
смерзшаяся |
. |
. . |
1,20--1,30 |
||
Зелень |
огородная |
. . |
0,20--0,25 |
||
Камень |
(булыжник) . |
1,70--2,20 |
Сено |
и |
солома |
из |
0,05--0,08 |
|
стогов |
(слежавшиеся) |
||||
Сено |
прессованное . |
0,17--0,32 |
|||
Солома |
прессован- |
0,23--0,36 |
|||
|
|
|
|
|
|
Силосная |
масса |
от |
0,45 |
||
комбайна |
|
|
|
||
Силосная |
масса |
из |
0,60--0,75 |
||
|
|
|
|
|
|
Снопы |
зерновые . . |
0,08--0,12 |
|||
|
|
|
|
|
0,20--0,33 |
|
|
|
|
|
0,30--0,62 |
Тыква |
(навалом) |
|
0,50--0,53 |
||
Удобрения |
мине- |
0,70--1,75 |
|||
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
||
аммиачная |
селитра |
0,80--0,85 |
|||
суперфосфат |
по- |
1,00--1,10 |
|||
|
|
|
|
|
|
с и л ь в и н и т . . . . |
1,05--1,10 |
||||
известковая |
мука . |
1,05--1,15 |
|||
|
|
|
|
|
0,60--0,65 |
|
|
|
|
|
0,36 -0,40 |
Навоз: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,20--0,40 |
свежий |
рыхлый . . |
0,30--0,40 |
|||
свежий |
уплотненный |
0,50--0,70 |
Наименование груза |
|
Объемный вес. |
|
Наименование груза |
|
Объемный вес, |
||||||||
|
Им3 |
|
|
|
|
ТІ л 3 |
||||||||
|
|
|
|
|
0,65—0,85 |
|
непрессованный . |
. |
0,07—0,15 |
|||||
полу перепревший |
0,70—0,80 |
|
прессованный . |
. |
0,70—0,80 |
|||||||||
Удобрения |
минераль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ные: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сульфат |
аммония . |
1,25—1,35 |
|
|
|
|
|
1,27—1,40 |
||||||
фосфоритная |
мука |
1,65—1,75 |
|
Чай |
|
|
|
0,33—0,60 |
||||||
хлористый калий . |
0,90—0,95 |
|
|
|
|
|
0,60—0,75 |
|||||||
Хлопок-сырец: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,25—0,40 |
|||
Число рейсов, сделанных за смену, можно определить по фор |
||||||||||||||
муле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛпР |
— 7 Ту |
/ 7Пр Тф_» |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
'Р |
|
|
|
|
|
|
где |
Т — время продолжительности |
смены, ч; |
|
|
|
|
||||||||
|
Ту — время |
на технический уход за |
агрегатом |
во время сме |
||||||||||
|
|
ны, |
ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тпр — время |
переезда |
агрегата |
от |
стоянки |
до |
места |
работы |
|||||||
|
|
и обратно, ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Тф — время |
простоя по физиологическим и бытовым надобно |
||||||||||||
|
|
стям, |
ч; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tv— время продолжительности одного рейса, ч. |
|
|
|||||||||||
Продолжительность |
одного |
рейса |
определяют |
по формуле |
||||||||||
|
|
|
|
tP |
= tr + tx + tn |
+ tB |
(«), |
|
|
|
|
|||
где tn |
YitB |
— время погрузки |
и выгрузки, |
включая |
и время |
подъез |
||||||||
tr |
и t% |
да, |
взвешивания, |
оформления документов; |
|
|||||||||
— время движения |
агрегата с грузом и без груза. |
|||||||||||||
Значение этого времени определяют по формуле: |
|
|
|
|||||||||||
где |
|
L — расстояние перевозки груза, км; |
|
|
|
|
||||||||
l/р и |
Ух — скорость движения |
агрегата с грузом |
и без груза, |
км/ч.
Скорость движения с грузом и без груза зависит от типа транс портного агрегата, состояния дороги, вида груза.
Производительность транспортного агрегата в тоннах за час сменного времени находят делением сменной производительности на время продолжительности смены, в часах. Сменную производи тельность в тонно-километрах определяют по формуле
WTKM — W^L = QvKTn0L |
(пгкм/смену). |
Для повышения производительности транспортных агрегатов в условиях эксплуатации необходимо: увеличивать пробег с грузом путем правильной организации перевозок, стремясь к тому, чтобы он был близким по своему значению к общему пробегу; увеличи вать коэффициент использования грузоподъемности транспортных агрегатов путем соответствия их виду перевозимого груза, пра вильности упаковки и укладки груза, применения высоких кузовов с решетчатыми бортами при перевозке легковесных грузов; приме нять наиболее рациональные способы погрузки и выгрузки грузов, что имеет особенно большое значение при коротких рейсах; не до пускать простоев по техническим и организационным причинам; повышать квалификацию водителей агрегатов, совершенствовать способы вождения, своевременно и правильно проводить техниче ское обслуживание; повышать скорость движения агрегата в пре делах допустимой.
Производительность погрузочно-разгрузочных агрегатов опре деляют, учитывая способ их действия. По способу действия их раз
деляют на агрегаты п е р и о д и ч е с к о г о |
и |
н е п р е р ы в н о г о |
д е й с т в и я . К агрегатам периодического |
действия относят агре |
гаты, имеющие захватные и грузонесущие устройства, заполнение которых чередуется с перемещением груза. Это тракторные лопаты, краны, автопогрузчики, самосвалы, опрокидыватели, разгрузочные
сетки и скребки. При определении |
производительности |
погрузочно- |
разгрузочных средств различают |
производительность |
т е х н и ч е |
с к у ю и э к с п л у а т а ц и о н н у ю . Техническая производитель |
ность отличается от эксплуатационной тем, что не учитывает про
стои, |
и |
для погрузочно-разгрузочных средств периодического дей |
|
ствия ее определяют по формуле |
|
||
|
|
УД7п = Г |
(«/*), |
где |
Q3 |
—грузоподъемность захватного органа, т; |
|
|
£ц |
— время продолжительности |
одного цикла погрузки, ч. |
Для |
ковшового погрузчика цикл включает время, затрачивае |
мое на подъезд, опускание ковша, набор материала, подъем ковша, поворот, выгрузку материалов из ковша.
Погрузочно-разгрузочные агрегаты непрерывного действия од новременно и непрерывно захватывают и перемещают груз. К этой группе агрегатов относят элеваторы и транспортеры (ленточные, планчатые, ковшовые, кулачковые, пневматические, винтовые и их сочетания).
Техническая производительность |
агрегата непрерывного дей |
||||
ствия |
равна |
|
|
|
|
|
|
WH = 3600QM • Vpo |
(т/ч), |
||
где |
QM — вес переносимого |
материала, |
размещаемого на I пог. м |
||
|
рабочего |
органа, |
г/ж; |
|
|
Vpo —скорость |
рабочего органа, |
м/сек. |