Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производительность транспортного агрегата в тоннах за смену определяют по формуле

WC M =

Q r A > P (т

Iсмену),

 

где Qr — грузоподъемность

агрегата

номинальная,

предусмотрен­

ная заводом

в технической

характеристике, т;

Кт — коэффициент

динамического

использования

грузоподъем­

ности агрегата; пр — число рейсов, сделанных за смену.

Коэффициент использования грузоподъемности агрегата приме­ няют для оценки загрузки транспортных средств, так как загрузка часто не совпадает с номинальной грузоподъемностью из-за раз­ ных свойств перевозимого груза. Для определения коэффициента использования грузоподъемности необходимо знать объемный вес перевозимого груза (табл. 48), объем кузова автомобиля, прицепа и их номинальную грузоподъемность и расстояние перевозки. Этот коэффициент определяется как отношение фактически выполнен­ ной транспортной работы в тонна-километрах к той работе, кото­ рую можно было бы выполнить при полном использовании номи­ нальной грузоподъемности на том же пути движения. В соответ­ ствии с этим он равен

 

 

 

ir

_

Фф1^'

+

^Ф2^2 +

. . .

+

QbnLn

 

 

 

Л г

_

QrL1

+

QTLi+

...

+

Qr I„

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г Де

Q<pi,

Qct^

• • •»

Q<pn в е с

груза,

 

фактически погруженного

 

 

 

 

 

и перевезенного

за

отдельную ездку, г;

 

 

 

 

 

п — число ездок;

 

 

 

 

L \ ,

L 2

, . . ., L

n — расстояние

перевозки, км.

 

Вес груза, фактически погруженного за отдельную ездку, мож­

но определить по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

< 2 Ф = ^ Ї ( Г ) ,

 

 

 

где

V — объем

кузова

транспортного

агрегата,

м3;

 

7—объемный

вес перевозимого

груза, т!мъ (табл. 48).

 

Виды перевозимых

грузов

по степени

возможного использова­

ния грузоподъемности транспортных средств делятся на 5 классов.

Коэффициент возможного

использования

грузоподъемности

при

перевозке

грузов

I класса

равен

1,0;

I I

класса—от 0,99

до

0,71,

в

среднем

(для

расчета)—0,85;

I I I

класса — от 0,70

до

0,51,

в

среднем

0,60; IV класса — от 0,50 до 0,41, в среднем 0,45; V клас­

са — от 0,40 и ниже.

Для отнесения грузов к тому или иному классу следует учиты­ вать их объемный вес. К первому классу относятся: земля, кирпич, цемент, уголь каменный и др. Большинство массовых сельскохозяй­ ственных грузов — зерно, картофель, кукурузу, сахарную свеклу, овощи относят ко I I или I I I классам; сено, солому, силос, хлопоксырец— к IV или V классам.


 

Значения

объемного веса

сельскохозяйственных

грузов

 

Наименование

груза

 

Объемный вес,

Наименование

груза

 

Объемный вес.

 

Тім3

 

 

тм3

 

 

 

 

0,55--0,62

 

 

 

 

 

1,60--1,90

 

 

 

 

0,60--0,63

 

 

 

 

 

0,63--0,73

Апельсины

. . .

.

0,40--0,45

 

Капуста

свежая (на-

0,20--0,32

Ботва

свеклы . .

.

0,30--0,41

 

 

 

 

 

 

Кукуруза

(зерно)

. .

0,70--0,75

 

 

 

 

0,70--0,80

 

 

 

 

 

 

Комбикорм

. .

. .

0,49--0,77

 

 

 

 

0,55--0,65

 

 

 

 

 

 

Лен:

 

 

 

 

 

 

 

 

0,22--0,30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

непрессованный

. .

0,12--0,15

 

 

 

 

0,70--0,80

 

 

 

 

 

 

прессованный.

. .

0,20--0,25

 

 

 

 

0,65--0,70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,50--0,57

 

 

 

 

1,60--1,86

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,50--0,60

Дрова

(поленья хвой-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,40--0,45

Дрова

лиственные

су-

0,50--0,55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,34--0,45

Навоз-перегной

. .

0,80--0,85

Навозно-торфяные

 

0,50--0,80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,40--0,50

Огурцы

свежие

. .

0,53--0,62

Помидоры

. .

. .

0,45--0,50

 

 

 

 

 

0,65--0,83

 

 

 

 

 

0,80--0,90

Подсолнечник

(на-

0,62--0,65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,66--0,79

Рис

(навалом)

. .

0,85--0,90

Репа

 

 

 

 

0,52--0,57

Свекла

сахарная

. .

0,55--0,65

Сено

и

солома

из

0,015--0,025

 

 

 

 

 

Земля:

 

 

 

 

рыхлая

влажная

 

0,25--0,30

 

 

 

 

 

1,50--1,70

смерзшаяся

.

. .

1,20--1,30

Зелень

огородная

. .

0,20--0,25

Камень

(булыжник) .

1,70--2,20

Сено

и

солома

из

0,05--0,08

стогов

(слежавшиеся)

Сено

прессованное .

0,17--0,32

Солома

прессован-

0,23--0,36

 

 

 

 

 

Силосная

масса

от

0,45

комбайна

 

 

 

Силосная

масса

из

0,60--0,75

 

 

 

 

 

Снопы

зерновые . .

0,08--0,12

 

 

 

 

 

0,20--0,33

 

 

 

 

 

0,30--0,62

Тыква

(навалом)

 

0,50--0,53

Удобрения

мине-

0,70--1,75

 

 

 

 

 

В том числе:

 

 

 

аммиачная

селитра

0,80--0,85

суперфосфат

по-

1,00--1,10

 

 

 

 

 

с и л ь в и н и т . . . .

1,05--1,10

известковая

мука .

1,05--1,15

 

 

 

 

 

0,60--0,65

 

 

 

 

 

0,36 -0,40

Навоз:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,20--0,40

свежий

рыхлый . .

0,30--0,40

свежий

уплотненный

0,50--0,70


Наименование груза

 

Объемный вес.

 

Наименование груза

 

Объемный вес,

 

Им3

 

 

 

 

ТІ л 3

 

 

 

 

 

0,65—0,85

 

непрессованный .

.

0,07—0,15

полу перепревший

0,70—0,80

 

прессованный .

.

0,70—0,80

Удобрения

минераль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сульфат

аммония .

1,25—1,35

 

 

 

 

 

1,27—1,40

фосфоритная

мука

1,65—1,75

 

Чай

 

 

 

0,33—0,60

хлористый калий .

0,90—0,95

 

 

 

 

 

0,60—0,75

Хлопок-сырец:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,25—0,40

Число рейсов, сделанных за смену, можно определить по фор­

муле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛпР

7 Ту

/ 7Пр Тф_»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Т — время продолжительности

смены, ч;

 

 

 

 

 

Ту — время

на технический уход за

агрегатом

во время сме­

 

 

ны,

ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тпр — время

переезда

агрегата

от

стоянки

до

места

работы

 

 

и обратно, ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тф — время

простоя по физиологическим и бытовым надобно­

 

 

стям,

ч;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tv— время продолжительности одного рейса, ч.

 

 

Продолжительность

одного

рейса

определяют

по формуле

 

 

 

 

tP

= tr + tx + tn

+ tB

(«),

 

 

 

 

где tn

YitB

— время погрузки

и выгрузки,

включая

и время

подъез­

tr

и t%

да,

взвешивания,

оформления документов;

 

— время движения

агрегата с грузом и без груза.

Значение этого времени определяют по формуле:

 

 

 

где

 

L — расстояние перевозки груза, км;

 

 

 

 

l/р и

Ух скорость движения

агрегата с грузом

и без груза,

км/ч.

Скорость движения с грузом и без груза зависит от типа транс­ портного агрегата, состояния дороги, вида груза.

Производительность транспортного агрегата в тоннах за час сменного времени находят делением сменной производительности на время продолжительности смены, в часах. Сменную производи­ тельность в тонно-километрах определяют по формуле

WTKM — W^L = QvKTn0L

(пгкм/смену).



Для повышения производительности транспортных агрегатов в условиях эксплуатации необходимо: увеличивать пробег с грузом путем правильной организации перевозок, стремясь к тому, чтобы он был близким по своему значению к общему пробегу; увеличи­ вать коэффициент использования грузоподъемности транспортных агрегатов путем соответствия их виду перевозимого груза, пра­ вильности упаковки и укладки груза, применения высоких кузовов с решетчатыми бортами при перевозке легковесных грузов; приме­ нять наиболее рациональные способы погрузки и выгрузки грузов, что имеет особенно большое значение при коротких рейсах; не до­ пускать простоев по техническим и организационным причинам; повышать квалификацию водителей агрегатов, совершенствовать способы вождения, своевременно и правильно проводить техниче­ ское обслуживание; повышать скорость движения агрегата в пре­ делах допустимой.

Производительность погрузочно-разгрузочных агрегатов опре­ деляют, учитывая способ их действия. По способу действия их раз­

деляют на агрегаты п е р и о д и ч е с к о г о

и

н е п р е р ы в н о г о

д е й с т в и я . К агрегатам периодического

действия относят агре­

гаты, имеющие захватные и грузонесущие устройства, заполнение которых чередуется с перемещением груза. Это тракторные лопаты, краны, автопогрузчики, самосвалы, опрокидыватели, разгрузочные

сетки и скребки. При определении

производительности

погрузочно-

разгрузочных средств различают

производительность

т е х н и ч е ­

с к у ю и э к с п л у а т а ц и о н н у ю . Техническая производитель­

ность отличается от эксплуатационной тем, что не учитывает про­

стои,

и

для погрузочно-разгрузочных средств периодического дей­

ствия ее определяют по формуле

 

 

 

УД7п = Г

(«/*),

где

Q3

—грузоподъемность захватного органа, т;

 

£ц

— время продолжительности

одного цикла погрузки, ч.

Для

ковшового погрузчика цикл включает время, затрачивае­

мое на подъезд, опускание ковша, набор материала, подъем ковша, поворот, выгрузку материалов из ковша.

Погрузочно-разгрузочные агрегаты непрерывного действия од­ новременно и непрерывно захватывают и перемещают груз. К этой группе агрегатов относят элеваторы и транспортеры (ленточные, планчатые, ковшовые, кулачковые, пневматические, винтовые и их сочетания).

Техническая производительность

агрегата непрерывного дей­

ствия

равна

 

 

 

 

 

 

WH = 3600QM Vpo

(т/ч),

где

QM — вес переносимого

материала,

размещаемого на I пог. м

 

рабочего

органа,

г/ж;

 

 

Vpo —скорость

рабочего органа,

м/сек.