Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 301

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

т р а к т о р а

нарушает приработку сопряжений работающих

д е т а л е й ,

ухудшает

состояние крепежных деталей и применяемых п р и с п о с о б ­

лений и инструмента, часто выводит из строя уплотняющие

у с т р о й ­

ства (сальники, прокладки и т. п.). Поэтому выяснение техническо­

г о состояния узлов и агрегатов трактора способом разборки, к а к : правило, нежелательно.

При проверке вторым способом некоторые узлы частично разби­ рают для использования приборов или приспособлений. Так, н а ­ пример, снимают колпак вала отбора мощности для определенияоборотов вала, отсоединяют топливопровода высокого давления для проверки работы форсунки; отвинчивают нажимную гайку кол­ пака реактивной масляной центрифуги для проверки числа оборо­ тов ротора ее и т. п.

Методы проверки технического состояния узлов, агрегатов и де­ талей зависят от их назначения и конструкции. При контроле без разборки методы подразделяют на основные и дополнительные. Основными методами проверки считают те, которые позволяют и з ­ мерять величины, непосредственно характеризующие состояние проверяемых узлов и агрегатов.

Дополнительные методы отличаются от основных тем, что заме­ ряют величины, которые косвенно характеризуют состояние прове­ ряемых агрегатов и узлов. Так, например, при определении мощ­ ности, развиваемой двигателем, основным методом проверки явля­ ется непосредственное измерение мощности или величин, от кото­ рых она зависит (число оборотов коленчатого вала и крутящий момент). Дополнительные методы проверки в этом случае следую­ щие: измерение давления в цилиндре, температуры выпускных га­

зов, подачи топлива

и других

показателей. При дополнительных

методах проверки

точность

измерения

несколько понижается-

из-за различных факторов,

влияющих

на результаты изме­

рений.

 

 

 

Для проверки без разборки необходимо хорошо знать приме­ няемые приборы и приспособления, а также основные неисправ­

ности узлов

и агрегатов машин.

 

 

 

 

 

Проверка

технического

состояния двигателя.

Техническое со­

стояние двигателя определяют по

следующим

признакам:

 

наличию стуков, указывающих на неисправную работу

какого-

либо из узлов;

 

 

 

 

 

 

 

 

продолжительности пуска основного двигателя;

 

 

расходу масла двигателем и объему газов, выходящих из его

сапуна или маслозаливной

горловины;

 

 

 

 

цвету выхлопных газов;

 

 

 

 

 

 

давлению масла в главной магистрали системы смазки;

числу оборотов

коленчатого вала в минуту,

расходу

топлива

и развиваемой

двигателем

мощности.

 

 

 

 

Перед проверкой

технического

состояния двигателя

проверяют

правильность показаний контрольных приборов на щитке

тракто­

ра, сопоставляя

их

с показаниями

эталонных

приборов.

Разница

показаний между эталонным и проверяемым манометром

не

должна-


превышать ±0,2 кГ/см2, а термометром ± 5 ° . Неисправные

при­

боры заменяют новыми.

 

 

Ослушивают двигатель с целью выявления

неисправностей

в та­

кой последовательности. Сначала ослушивают

шатунно-поршневую

группу со стороны, противоположной механизму газораспределе­ ния, затем переходят на другую сторону и ослушивают механизм газораспределения. Работу распределительных шестерен и муфты -сцепления ослушивают с двух сторон. Ослушивают прогретый дви­

гатель в местах, указанных в табл. 81.

 

Двигатель лучше ослушивать фонендоскопом — это

стетоскоп

с устройством для усиления звука.

 

Износ цилиндро-поршневой группы рекомендуется

оценивать

не по мощности, развиваемой двигателем в данный момент, а по

расходу масла

на угар и' объему газов, выходящих

из маслозалив-

ной горловины

(или сапуна). Такая рекомендация

вызвана тем,

что по мере износа деталей цилиндро-поршневой группы мощность двигателя уменьшается на небольшую величину (а иногда даже возрастает) при одновременном некотором улучшении экономич­ ности вследствие частичного сгорания масла и повышения меха­ нического коэффициента полезного действия.

Расход масла более 3,0—4,0% (нижний предел для форсирован­ ных двигателей), а также выход большого количества газов из от­ верстия сапуна указывает на предельный износ деталей цилиндропоршневой группы и является основанием для разборки двигателя. Чтобы получить надежные данные о расходе масла, нужно брать расход его за последние 10 смен работы трактора.

Объем газов, выходящих из сапуна, можно замерить специаль­ ным прибором «ГОСНИТИ».

Работу двигателя оценивают по цвету выхлопных газов и «дым-

.лению» после прогрева. Цвет выхлопных газов в зависимости от технического состояния двигателя изменяется. Если выхлоп без­ дымный, то двигатель работает нормально. Если при выхлопе бе­ лый дым, то причинами этого могут быть: вода в цилиндрах (про­ горание прокладки, трещины в цилиндрах), неполное сгорание -топлива (поздняя подача топлива, переохлаждение двигателя). Причиной светлоили темно-синего дыма во время выхлопа может быть неисправность форсунок, большой расход масла, переохлаж­ дение двигателя. Выхлопной дым бывает коричневого или черного цвета, это происходит из-за избытка топлива, нарушения момента подачи топлива, неисправности форсунок.

У трактора, кроме двигателя, проверяют техническое состояние и других узлов и агрегатов. Дроссель-расходомером ДР-70 прове­ ряют производительность насоса гидравлической системы, расход масла через распределитель, давление срабатывания автоматов зо­ лотников и предохранительного клапана.

Для

оценки гидравлической системы также определяют

время

подъема

навешенной на

трактор машины из

крайнего

ниж­

него в

крайнее верхнее

положение и величину

транспортной

усадки.

 

 

 

 


Проверяют техническое состояние узлов и агрегатов механиче­ ской силовой передачи; вели шну свободного и полного хода рыча­ гов управления муфтами поворота, педали главной муфты сцепле­ ния, педалей тормоза и их состояние. Выявляют наличие стуков, повышенных шумов в силовой передаче и определяют на ощупь температуру корпусов. Температуру проверяют сразу после оста­ новки трактора. Температуру нормально работающего агрегата легко выдерживает ладонь на корпусе передачи. Контролируют осевой зазор в опорных катках, направляющих колесах, поддер­ живающих роликах, зазор кареток подвесок на цапфах и величину провисания гусениц.

Люфтомером-динамометром у колесных тракторов п р о в е р я т состояние узлов рулевого управления. Люфт рулевого колеса дол­ жен быть не более 30°. Гидроусилитель руля проверяют прибором ДР-70. Устанавливают нет ли течи масла в сопряжениях а также надежность сварных, заклепочных и болтовых соединений и т д.

Безразборная проверка технического состояния узлов и агрега­ тов и своевременное устранение выявленных неисправностей удли­ нит срок их службы, сократит время на техническое обслуживание и позволит повысить производительность машинно-тракторных аг­ регатов.

Составление плана технического обслуживания

Назначение плана. План технического обслуживания составля­ ют для своевременного выполнения технических уходов в соответ­ ствии с периодичностью, указанной в правилах, и при необходи­ мости ремонта; установления потребности в средствау технического обслуживания и их загрузки; установления потребности в рабочей силе, запасных частях, горюче-смазочных и ремонтных материалах;

расчета

загрузки ремонтных

мастерских; установления видов

и объема

работ, передаваемых

другим предприятиям; определения

затрат на выполнение всех работ, связанных с техническим обслу­ живанием.

Техническое обслуживание планируют по каждому механизиро­ ванному подразделению хозяйства отдельно.

Исходные данные для составления плана. Для составления го­ дового плана необходимы:

годовой и месячные объемы работ по каждой машине механи­ зированного подразделения. Для тракторов и самоходных шасси объемы работ указываются в условных гектарах и килограммах расхода топлива;

характеристика технического состояния каждой машины по ма­ териалам технического осмотра;

выработка каждого трактора в условных гектарах и коли­ чество израсходованного топлива в килограммах от последнего ремонта;

выработка каждого комбайна в гектарах убранной площади от последнего ремонта;


периодичность технического ухода за тракторами

и комбайна­

ми в мото-часах или килограммах израсходованного

топлива:

нормативы расхода материалов и запасных частей на техниче­ ский уход, хранение и ремонт машин;

нормативы трудоемкости проведения различных видов техниче­

ского ухода за машинами и ремонта;

 

 

 

фонд

рабочего времени

ремонтной

мастерской,

стационарных

пунктов

и

передвижных

средств

технического

обслуживания

(в чел-ч);

 

 

 

 

 

 

сведения

об удаленности

мест

работы агрегатов от

пунктов

технического

обслуживания.

 

 

 

 

 

План технического обслуживания машинно-тракторного

парка

составляет главный инженер хозяйства

(или заменяющее

его ли­

цо), экономист-плановик, заведующий ремонтной мастерской и бри­ гадир механизированного подразделения.

Разработка плана технических уходов и ремонтов. План техни­ ческих уходов и ремонтов тракторов можно разрабатывать по форме, приведенной в табл. 82. Данные о виде последнего ремон­ та, о выработке и расходе топлива за период, прошедший после него, а также о виде последнего периодического технического ухо­ да проставляют по материалам бухгалтерского учета или записи в техническом паспорте трактора. Выработку трактора в условных гектарах и соответственно ей расход топлива за каждый месяц берут из производственного задания бригады.

Чтобы определить месяц и декаду, когда необходимо трактор поставить на тот или иной вид периодического технического ухода или ремонта, следует к расходу топлива от последнего ремонта прибавить нарастающим итогом запланированный расход топлива на первый и последующие месяцы работы. По периодичности тех­ нических уходов установить сроки соответствующего технического ухода или ремонта.

Сезонные технические уходы планируют в зависимости от ис­ пользования тракторов в различные периоды года. При использо­

вании тракторов в осенне-зимний

период

сезонных

уходов

будет

по два на каждый работающий трактор.

 

 

 

 

 

В табл. 82 предусматривается

не только

план

проведения

тех­

нических уходов и ремонтов, но

и фактическое

их

выполнение,

что необходимо для контроля.

 

 

 

 

 

 

В конце года фактические данные могут

быть

использованы

для составления плана на следующий год.

 

 

 

 

 

План проведения технических

уходов

и

ремонтов комбайнов

составляют по форме, приведенной в табл. 83.

Периодические технические уходы проводят после уборки опре­ деленной площади. Количество ежедневных технических уходов за сезон работы устанавливают по количеству рабочих дней минус количество периодических технических уходов. Количество перио­ дических технических уходов определяют делением общей сезонной выработки по плану в гектарах убранной площади на периодич­ ность технического ухода.


Марка комбайна

Хозяйственный номер комбайна

ПЛАН

проведения технических уходов и ремонтов комбайнов

 

 

 

на

197

год

 

 

 

 

 

колхоз

 

 

 

совхоз

 

 

 

района

 

области

 

 

-капиталь! ного

текущего

Наработка

ог

Планируемаясезон­ выработка,ная га площалнубранной

Количестворабочих планируемыйзадней сезон

ежеднев­ ных

периоди­ ческих

после сезонных

капи­от тального

теку­от

щего

Дата

про­

последнего ре­

 

 

Количество

 

ведения

монта, га

 

 

технических

последнего

убранной

 

 

 

уходов

 

ремонта

площади

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество

ремонтов

капиталь­ ных

н

 

S

 

3

Количество послесезонных технических уходов соответствует числу комбайнов.

План проведения технических уходов и ремонтов сельскохозяй­ ственных машин составляют по форме, приведенной в табл. 84.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 84

 

План проведения технических уходов и ремонтов

 

сельскохозяйственных машин на 197

г.

 

Колхоз

совхоз

района

 

 

 

 

области

 

 

Количество

планируемых

Количество планируемых

Вид

машино-смен

технических

уходов

Количество

 

 

Количество

машин

машин

 

 

ремонтов

 

на одну

всего

ежесменных

после-

 

машину

сезонных

 

 

 

іі

Количество машино-смен по видам машин определяют умноже­ нием количества дней работы на коэффициент сменности и коли­ чество работающих машин. Количество ежесменных технических уходов определяют по количеству планируемых машино-смен по каждому виду машин. Послесезонные уходы планируют в зависи­ мости от количества перерывов в использовании машин. Например, если сеялки используют на яровом и озимом севе, то предусмат­ ривают два послесезонных ухода. Количество ремонтов по каждо­ му виду сельскохозяйственных машин устанавливают, учитывая их техническое состояние. Причем планирование ремонта сельскохо­ зяйственных машин и комбайнов совмещают с проведением послесезонных технических уходов.