Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 301
Скачиваний: 0
т р а к т о р а |
нарушает приработку сопряжений работающих |
д е т а л е й , |
ухудшает |
состояние крепежных деталей и применяемых п р и с п о с о б |
|
лений и инструмента, часто выводит из строя уплотняющие |
у с т р о й |
|
ства (сальники, прокладки и т. п.). Поэтому выяснение техническо |
г о состояния узлов и агрегатов трактора способом разборки, к а к : правило, нежелательно.
При проверке вторым способом некоторые узлы частично разби рают для использования приборов или приспособлений. Так, н а пример, снимают колпак вала отбора мощности для определенияоборотов вала, отсоединяют топливопровода высокого давления для проверки работы форсунки; отвинчивают нажимную гайку кол пака реактивной масляной центрифуги для проверки числа оборо тов ротора ее и т. п.
Методы проверки технического состояния узлов, агрегатов и де талей зависят от их назначения и конструкции. При контроле без разборки методы подразделяют на основные и дополнительные. Основными методами проверки считают те, которые позволяют и з мерять величины, непосредственно характеризующие состояние проверяемых узлов и агрегатов.
Дополнительные методы отличаются от основных тем, что заме ряют величины, которые косвенно характеризуют состояние прове ряемых агрегатов и узлов. Так, например, при определении мощ ности, развиваемой двигателем, основным методом проверки явля ется непосредственное измерение мощности или величин, от кото рых она зависит (число оборотов коленчатого вала и крутящий момент). Дополнительные методы проверки в этом случае следую щие: измерение давления в цилиндре, температуры выпускных га
зов, подачи топлива |
и других |
показателей. При дополнительных |
|
методах проверки |
точность |
измерения |
несколько понижается- |
из-за различных факторов, |
влияющих |
на результаты изме |
|
рений. |
|
|
|
Для проверки без разборки необходимо хорошо знать приме няемые приборы и приспособления, а также основные неисправ
ности узлов |
и агрегатов машин. |
|
|
|
|
|
|||
Проверка |
технического |
состояния двигателя. |
Техническое со |
||||||
стояние двигателя определяют по |
следующим |
признакам: |
|
||||||
наличию стуков, указывающих на неисправную работу |
какого- |
||||||||
либо из узлов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продолжительности пуска основного двигателя; |
|
|
|||||||
расходу масла двигателем и объему газов, выходящих из его |
|||||||||
сапуна или маслозаливной |
горловины; |
|
|
|
|
||||
цвету выхлопных газов; |
|
|
|
|
|
|
|||
давлению масла в главной магистрали системы смазки; |
|||||||||
числу оборотов |
коленчатого вала в минуту, |
расходу |
топлива |
||||||
и развиваемой |
двигателем |
мощности. |
|
|
|
|
|||
Перед проверкой |
технического |
состояния двигателя |
проверяют |
||||||
правильность показаний контрольных приборов на щитке |
тракто |
||||||||
ра, сопоставляя |
их |
с показаниями |
эталонных |
приборов. |
Разница |
||||
показаний между эталонным и проверяемым манометром |
не |
должна- |
превышать ±0,2 кГ/см2, а термометром ± 5 ° . Неисправные |
при |
|
боры заменяют новыми. |
|
|
Ослушивают двигатель с целью выявления |
неисправностей |
в та |
кой последовательности. Сначала ослушивают |
шатунно-поршневую |
группу со стороны, противоположной механизму газораспределе ния, затем переходят на другую сторону и ослушивают механизм газораспределения. Работу распределительных шестерен и муфты -сцепления ослушивают с двух сторон. Ослушивают прогретый дви
гатель в местах, указанных в табл. 81. |
|
Двигатель лучше ослушивать фонендоскопом — это |
стетоскоп |
с устройством для усиления звука. |
|
Износ цилиндро-поршневой группы рекомендуется |
оценивать |
не по мощности, развиваемой двигателем в данный момент, а по
расходу масла |
на угар и' объему газов, выходящих |
из маслозалив- |
ной горловины |
(или сапуна). Такая рекомендация |
вызвана тем, |
что по мере износа деталей цилиндро-поршневой группы мощность двигателя уменьшается на небольшую величину (а иногда даже возрастает) при одновременном некотором улучшении экономич ности вследствие частичного сгорания масла и повышения меха нического коэффициента полезного действия.
Расход масла более 3,0—4,0% (нижний предел для форсирован ных двигателей), а также выход большого количества газов из от верстия сапуна указывает на предельный износ деталей цилиндропоршневой группы и является основанием для разборки двигателя. Чтобы получить надежные данные о расходе масла, нужно брать расход его за последние 10 смен работы трактора.
Объем газов, выходящих из сапуна, можно замерить специаль ным прибором «ГОСНИТИ».
Работу двигателя оценивают по цвету выхлопных газов и «дым-
.лению» после прогрева. Цвет выхлопных газов в зависимости от технического состояния двигателя изменяется. Если выхлоп без дымный, то двигатель работает нормально. Если при выхлопе бе лый дым, то причинами этого могут быть: вода в цилиндрах (про горание прокладки, трещины в цилиндрах), неполное сгорание -топлива (поздняя подача топлива, переохлаждение двигателя). Причиной светлоили темно-синего дыма во время выхлопа может быть неисправность форсунок, большой расход масла, переохлаж дение двигателя. Выхлопной дым бывает коричневого или черного цвета, это происходит из-за избытка топлива, нарушения момента подачи топлива, неисправности форсунок.
У трактора, кроме двигателя, проверяют техническое состояние и других узлов и агрегатов. Дроссель-расходомером ДР-70 прове ряют производительность насоса гидравлической системы, расход масла через распределитель, давление срабатывания автоматов зо лотников и предохранительного клапана.
Для |
оценки гидравлической системы также определяют |
время |
||
подъема |
навешенной на |
трактор машины из |
крайнего |
ниж |
него в |
крайнее верхнее |
положение и величину |
транспортной |
|
усадки. |
|
|
|
|
Проверяют техническое состояние узлов и агрегатов механиче ской силовой передачи; вели шну свободного и полного хода рыча гов управления муфтами поворота, педали главной муфты сцепле ния, педалей тормоза и их состояние. Выявляют наличие стуков, повышенных шумов в силовой передаче и определяют на ощупь температуру корпусов. Температуру проверяют сразу после оста новки трактора. Температуру нормально работающего агрегата легко выдерживает ладонь на корпусе передачи. Контролируют осевой зазор в опорных катках, направляющих колесах, поддер живающих роликах, зазор кареток подвесок на цапфах и величину провисания гусениц.
Люфтомером-динамометром у колесных тракторов п р о в е р я т состояние узлов рулевого управления. Люфт рулевого колеса дол жен быть не более 30°. Гидроусилитель руля проверяют прибором ДР-70. Устанавливают нет ли течи масла в сопряжениях а также надежность сварных, заклепочных и болтовых соединений и т д.
Безразборная проверка технического состояния узлов и агрега тов и своевременное устранение выявленных неисправностей удли нит срок их службы, сократит время на техническое обслуживание и позволит повысить производительность машинно-тракторных аг регатов.
Составление плана технического обслуживания
Назначение плана. План технического обслуживания составля ют для своевременного выполнения технических уходов в соответ ствии с периодичностью, указанной в правилах, и при необходи мости ремонта; установления потребности в средствау технического обслуживания и их загрузки; установления потребности в рабочей силе, запасных частях, горюче-смазочных и ремонтных материалах;
расчета |
загрузки ремонтных |
мастерских; установления видов |
и объема |
работ, передаваемых |
другим предприятиям; определения |
затрат на выполнение всех работ, связанных с техническим обслу живанием.
Техническое обслуживание планируют по каждому механизиро ванному подразделению хозяйства отдельно.
Исходные данные для составления плана. Для составления го дового плана необходимы:
годовой и месячные объемы работ по каждой машине механи зированного подразделения. Для тракторов и самоходных шасси объемы работ указываются в условных гектарах и килограммах расхода топлива;
характеристика технического состояния каждой машины по ма териалам технического осмотра;
выработка каждого трактора в условных гектарах и коли чество израсходованного топлива в килограммах от последнего ремонта;
выработка каждого комбайна в гектарах убранной площади от последнего ремонта;
периодичность технического ухода за тракторами |
и комбайна |
ми в мото-часах или килограммах израсходованного |
топлива: |
нормативы расхода материалов и запасных частей на техниче ский уход, хранение и ремонт машин;
нормативы трудоемкости проведения различных видов техниче
ского ухода за машинами и ремонта; |
|
|
|
||||
фонд |
рабочего времени |
ремонтной |
мастерской, |
стационарных |
|||
пунктов |
и |
передвижных |
средств |
технического |
обслуживания |
||
(в чел-ч); |
|
|
|
|
|
|
|
сведения |
об удаленности |
мест |
работы агрегатов от |
пунктов |
|||
технического |
обслуживания. |
|
|
|
|
|
|
План технического обслуживания машинно-тракторного |
парка |
||||||
составляет главный инженер хозяйства |
(или заменяющее |
его ли |
цо), экономист-плановик, заведующий ремонтной мастерской и бри гадир механизированного подразделения.
Разработка плана технических уходов и ремонтов. План техни ческих уходов и ремонтов тракторов можно разрабатывать по форме, приведенной в табл. 82. Данные о виде последнего ремон та, о выработке и расходе топлива за период, прошедший после него, а также о виде последнего периодического технического ухо да проставляют по материалам бухгалтерского учета или записи в техническом паспорте трактора. Выработку трактора в условных гектарах и соответственно ей расход топлива за каждый месяц берут из производственного задания бригады.
Чтобы определить месяц и декаду, когда необходимо трактор поставить на тот или иной вид периодического технического ухода или ремонта, следует к расходу топлива от последнего ремонта прибавить нарастающим итогом запланированный расход топлива на первый и последующие месяцы работы. По периодичности тех нических уходов установить сроки соответствующего технического ухода или ремонта.
Сезонные технические уходы планируют в зависимости от ис пользования тракторов в различные периоды года. При использо
вании тракторов в осенне-зимний |
период |
сезонных |
уходов |
будет |
||
по два на каждый работающий трактор. |
|
|
|
|
|
|
В табл. 82 предусматривается |
не только |
план |
проведения |
тех |
||
нических уходов и ремонтов, но |
и фактическое |
их |
выполнение, |
|||
что необходимо для контроля. |
|
|
|
|
|
|
В конце года фактические данные могут |
быть |
использованы |
||||
для составления плана на следующий год. |
|
|
|
|
|
|
План проведения технических |
уходов |
и |
ремонтов комбайнов |
составляют по форме, приведенной в табл. 83.
Периодические технические уходы проводят после уборки опре деленной площади. Количество ежедневных технических уходов за сезон работы устанавливают по количеству рабочих дней минус количество периодических технических уходов. Количество перио дических технических уходов определяют делением общей сезонной выработки по плану в гектарах убранной площади на периодич ность технического ухода.
Марка комбайна |
Хозяйственный номер комбайна |
ПЛАН
проведения технических уходов и ремонтов комбайнов
|
|
|
на |
197 |
год |
|
|
|
|
|
|
колхоз |
|
|
|
совхоз |
|
||
|
|
района |
|
области |
|
|
|||
-капиталь! ного |
текущего |
Наработка |
ог |
Планируемаясезон выработка,ная га площалнубранной |
Количестворабочих планируемыйзадней сезон |
ежеднев ных |
периоди ческих |
после сезонных |
|
капиот тального |
текуот |
щего |
|||||||
Дата |
про |
последнего ре |
|
|
Количество |
|
|||
ведения |
монта, га |
|
|
технических |
|||||
последнего |
убранной |
|
|
|
уходов |
|
|||
ремонта |
площади |
|
|
|
|
|
|||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Количество
ремонтов
капиталь ных |
н |
|
S |
|
3 |
Количество послесезонных технических уходов соответствует числу комбайнов.
План проведения технических уходов и ремонтов сельскохозяй ственных машин составляют по форме, приведенной в табл. 84.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 84 |
|
План проведения технических уходов и ремонтов |
|||
|
сельскохозяйственных машин на 197 |
г. |
||
|
Колхоз |
совхоз |
района |
|
|
|
|
области |
|
|
Количество |
планируемых |
Количество планируемых |
|
Вид |
машино-смен |
технических |
уходов |
|
Количество |
|
|
Количество |
|
машин |
машин |
|
|
ремонтов |
|
на одну |
всего |
ежесменных |
после- |
|
машину |
сезонных |
||
|
|
|
іі
Количество машино-смен по видам машин определяют умноже нием количества дней работы на коэффициент сменности и коли чество работающих машин. Количество ежесменных технических уходов определяют по количеству планируемых машино-смен по каждому виду машин. Послесезонные уходы планируют в зависи мости от количества перерывов в использовании машин. Например, если сеялки используют на яровом и озимом севе, то предусмат ривают два послесезонных ухода. Количество ремонтов по каждо му виду сельскохозяйственных машин устанавливают, учитывая их техническое состояние. Причем планирование ремонта сельскохо зяйственных машин и комбайнов совмещают с проведением послесезонных технических уходов.