Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 298

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

агрегата АТУ-А рассчитаны на работу при плюсовой температуре наружного воздуха.

Агрегат АТУ-П (рис. 39) предназначен для обслуживания 20—25 тракторных агрегатов, работающих в радиусе 8—12 км. Этот агрегат состоит из механизированной установки, смонтированной

 

Рис. 39. Общий

вид агрегата АТУ-П:

 

/ — трактор,

2 — компрессор,

3 — вакуумный

ресивер,

4 — огнетушитель:

5 —тракторный прицеп

2ПТС-4М,

6 — ресивер

сжатого

воздуха, 7— щит

управления,

8 — двойной

барабан,

9 —.моечный

барабан,

10 — пневматиче­

ский солидолонагнетатель,

// — бак для

нефтепродуктов,

12 — откидной

верстак, 13

— шланги для автотракторного

трансмиссионного

и отработан­

 

ного масла, 14 — ящик

для

инструмента

 

на шасси тракторного прицепа 2ПТС-4М, и компрессора, установ­ ленного на тракторе-буксире. АТУ-П работает нормально при плю­ совой температуре.

г

Рис.

40. Общий

вид агрегата технического ухода АТУ-С:

 

/ — рама

самоходного

тракторного шасси,

2 — механизированная

установ­

ка, 3 — кабина водителя, 4 — автомобильный

прицеп, 5 — цистерна

для ди­

 

 

зельного топлива

 

 

 

Агрегат АТУ-С (рис. 40) монтируется на самоходном

шасси

Т-16 и предназначен для обслуживания 15—20 тракторных

агрега­

тов, работающих в радиусе 8—12 км. Особенностью этого

агрегата

является возможность

использования

его при минусовой темпера­

туре.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Т а б л и ц а

85

Операции, выполняемые с помощью передвижных

агрегатов

 

 

 

 

 

 

Агрегат

 

Операции

 

 

АТУ-А

АТУ-П АТУ-С

 

 

 

 

Механизированная мойка и очистка машин

 

+

+

+

Мойка деталей и узлов в промывочной

жидкости . . .

+

+

+

Дозаправка смазочными

материалами

под

давлением

+

+

+

закрытым способом

 

 

 

Механизированный забор

отработавших и

заправка

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Промывка системы смазки неработающего двигателя .

Дозаправка дизельным топливом обслуживаемых машин

Проварка

цепей сельскохозяйственных машин (в масле)

Дозаправка системы

охлаждения водой

 

Продувка

сердцевин

радиатора сжатым

воздухом . .

Подкачка

шин колесных тракторов и

комбайнов . .

Нанесение

антикоррозийных покрытий

и покраска ма-

+

+

++

+

+ + +

++

++

+

Устранение

мелких технических

неисправностей . . .

Контрольные

и регулировочные

операции по работе

Смазка подшипниковых узлов консистентными смазками

+ + +

+ + +

+

П р и м е ч а н и е . Знак «+» означает возможность проведения операции данным агре­ гатом.

Оборудование агрегатов технических уходов позволяет выпол­ нять операции, указанные в табл. 85.

Стационарный пункт технического обслуживания (ПТО). Ста­ ционарный пункт представляет собой помещение, предназначенное для выполнения периодических и послесезонных технических ухо­ дов за машинами, ремонта несложных сельскохозяйственных ма­ шин, устранения неисправностей в машинах, возникающих во время их эксплуатации, досборке и регулировке новых машин. Стацио­ нарный пункт находится на машинном стане бригады или отделе­ ния. Пункт включает в себя следующие посты: технических уходов, кузнечно-сварочный, ремонтов, слесарно-механический, отопитель­ ный, бытовой. ПТО также должен включать искусственную и есте­ ственную вентиляцию, требуемое освещение всех рабочих мест, внутренний туалет и душевую установку. В период напряженных полевых работ длительность работы ПТО строится в тесном взаи­ модействии с автозаправочными агрегатами и передвижными агре­ гатами технических уходов.


Выбор средств технического обслуживания. При выборе средств технического обслуживания необходимо учитывать: расстояние до места работы тракторов; сложность и громоздкость агрегатов, а также затраты на обслуживание их. Практика и исследования ГОСНИТИ показывают, что проводить техническое обслуживание тракторов в мастерской пункта экономически выгодно, если пробег их на пункт и обратно до места работы не превышает значений, указанных в табл. 86.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 86

Значения максимального

пробега тракторов на пункт

и обратно до места работы

 

и размер

затрат, связанных с пробегом

 

Марка трактора

Пробег,

км

Затраты, py6.fj

Марка

 

Пробег,

км Затраты, руб.

трактора

 

С-100, С-80

5,5

 

2,2

К-700

 

14,3

2,76

ДТ-54А

4,5

 

1,4

МТЗ-50

 

11,9

1,3

ДТ-75

6,15

 

1,56

Т-28

11,5

1,06

Т-38

6,10

 

1,10

ДТ-20

 

8,3

1,06

 

Расстояние от пункта до места работы тракторов равно полови­

не

общего пробега. Следовательно, очередной технический уход

за

гусеничными тракторами следует проводить на пункте, если они

работают от него на расстоянии 2—3 км, за колесными

трактора­

ми и самоходными шасси — 4—7 км. При этом тракторы

прибыва­

ют на пункт и обратно к месту работы своим ходом.

 

Общие правила хранения

машин

 

Сельскохозяйственные

машины в связи с сезонностью

сельско­

хозяйственного производства большую часть года не используются. Нерабочий период у плугов составляет 70—80% времени года,

у сеялок — 90—94 % и у комбайнов — 88—92 % • Тракторы используются более продолжительное время, но и они

значительную часть года не работают.

При неправильном хранении машины подвергаются воздей­ ствию атмосферных осадков и переменной температуры. Деревян­ ные детали при этом прогнивают, коробятся, трескаются и разру­ шаются, металлические ржавеют, резиновые, прорезиненные, ко­ жаные теряют эластичность, на их поверхности образуются трещи­ ны. В результате многие детали приходят в негодность и их заме­ няют новыми.

Чтобы тракторы и сельскохозяйственные машины

бесперебойно

и высокопроизводительно работали в течение

многих

лет, их необ­

ходимо правильно хранить.

 

 

 

Правильным хранением считается такое,

при котором

детали

машины не портятся, не ржавеют, не прогибаются, а узлы

и меха­

низмы не разукомплектовывают.

 

 

 


Практика передовых хозяйств показывает, что правильное хра­ нение предупреждает разрушение и повреждение техники, позво­

ляет хозяйству только на

ремонте и

техническом обслуживании

машин сократить расходы средств на 15—20%.

Правилами хранения,

обязательными для выполнения всеми

колхозами и совхозами,

рекомендуется

как кратковременное, так

и длительное хранение машин.

 

На кратковременное хранение ставят машины, как правило, не снимая с них агрегаты, узлы и детали в том случае, когда они не используются временно. Перед постановкой на хранение проводят очередной технический уход за машинами. На длительное хране­ ние ставят машины, когда перерыв в использовании их продолжа­ ется более 2 месяцев или после окончания сезона работы.

Хранить машины следует по правилам, утвержденным Всесо­ юзным объединением Совета Министров СССР «Союзсёльхозтехника».

Места хранения. В соответствии с правилами машины хранят на специально оборудованных постоянных станах бригад, в отде­ лениях, на фермах, на центральной усадьбе хозяйства, а также ря­ дом с ремонтными мастерскими (перед ремонтом или после него). Кроме того, машины можно хранить на оборудованных открытых площадках, под навесами и в закрытых помещениях. Практика по­ казывает, что при правильном хранении машин на оборудованных

открытых площадках

можно обеспечить их полную сохранность.

Места хранения должны отстоять от жилых, складских и про­

изводственных

помещений

не менее чем на 50

м, а от складов

с нефтепродуктами

150 м.

Открытые площадки и навесы должны

располагаться

на сухих,

незатапливаемых местах. Они должны

иметь ровную

и прочную

опорную поверхность

(горизонтальную

или с небольшим наклоном), способную выдержать большую на­ грузку при передвижении машин и их стоянке. Площадки лучше всего делать с твердым покрытием из местных материалов. Допу­ скается покрытие поверхности низкорослой долголетней траво­ смесью, которая хорошо уплотняет почву. Перед посевом травосме­ си почву пахать не надо, следует лишь очистить ее от посторонних предметов и сорняков, выровнять, неглубоко обработать дисками, пробороновать и прикатать. После посева травосмеси почву вто­ рично прикатывают, а если применяли гладкий каток, то слегка разрыхляют ее, чтобы не образовалась корка.

Вокруг площадок и навесов должны быть водоотводные канавы. С тех сторон, откуда часто дует ветер, необходимо посадить де­ ревья и кустарники, предохраняющие площадки от ветра и снега.

Чтобы предохранить машины от пожара, место хранения сле­ дует опахать двумя проходами тракторного плуга и оборудовать противопожарными средствами.

На местах хранения машины не разрешается очищать и ремон­ тировать.

Для хранения машин на открытых площадках в центральных усадьбах колхозов и совхозов Росгипросельхозстроем разработаны


проекты на

585, 385, 240, 120 и

70 машино-мест, а

в

отделениях

и бригадах

на 355, 250, 120 и 80 машино-мест. Технико-экономиче­

ские показатели этих

проектов приведены в табл. 87.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 87

Технико-экономические показатели

открытых площадок

для хранения

машин

 

 

Число

 

Размеры

площадок

 

Стоимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер

проекта

 

 

 

 

 

площадь,

строительства

машино-

длина, м

ширина,

м

площадок,

 

 

мест

га

 

1 м* (руб.)

 

 

 

Показатели

площадок

для

хранения

машин

 

 

 

 

в бригадах

и

отделениях

 

8—04—268

355

 

170

 

120

 

2,04

 

2,71

8—04—269

250

 

140

 

107

 

1,50

 

2,89

8—04—270

120

 

107

 

81

 

0,87

 

3,78

8—04—271

80

 

120

 

51

 

0,61

 

4,34

 

 

Показатели площадок

для

хранения

машин

 

 

 

на

центральной

усадьбе

хозяйства

 

8—04—263

585

 

296

 

176

 

5,21

 

3,16

8—04—264

385

 

190

 

189

 

3,59

 

3,25

8—04—265

240

 

180

 

133

 

2,39

 

3,76

8—04—266

120

 

244

 

93

 

1,34

 

4,36

8—04—267

70

 

105

 

77

 

0,81

 

5,35

На открытых площадках места стоянки сельскохозяйственных машин делают из слоя утрамбованного грунта толщиной 20—25 см с добавлением щебня, шлака, гравия, древесины и песчано-глини- стой смеси. Проезды между местами стоянки покрывают бетоном, естественным камнем, гравием или щебнем. Более надежным и дол­ говечным покрытием для проездов считается однослойное цементнобетонное покрытие М-300, уложенное на подстилающий слой (пе­ сок, ракушка, щебень, металлургический шлак, гравийно-песчаная смесь).

В табл. 88 приведены данные Гипросельхоза о типовых проек­ тах гаражей и сараев для хранения тракторов, комбайнов и сель­ скохозяйственных машин.

Хранение машин. При хранении машин необходимо соблюдать следующие требования.

1.Машины в местах хранения размещают по видам и маркам, учитывая период их использования. Кроме того, машины размеща­ ют так, чтобы свободно можно было въезжать и выезжать, а также проводить осмотр и техническое обслуживание.

2.При хранении под навесом и в закрытом помещении рас­ стояние между машинами в одном ряду должно быть не менее 0,7 м.