Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 88 Показатели типовых проектов гаражей и сараев для хранения машин

Номер проекта

18—106—6 (на 8 тракторов)

Строительный объем, м?

Площадь,

м'

 

застройки здания

полезная

Высота зда­ ния, м

495

119

112

4,2

Примерная стоимость строительства, руб.

W

зда­

 

зда­

 

1м3

ния

1м2

ния

О

3

 

 

 

 

3 530

7 - 1 4

31 - 5 0

18—107—6 (на

732

176

168

4,2

5 010

6—84

29—80

12 тракторов)

 

 

 

 

 

 

 

18—108—6 (на

1206

291

279

4,3

8 030

6 - 6 6

28 - 78

20 тракторов)

 

 

 

 

 

 

 

18—111—6 (на

 

 

 

 

2 740

5 - 0 8

18-64

8 сельскохозяй­

540

152

147

3,6

ственных

машин)

 

 

 

 

 

 

 

18—110—6 (на 6 ком­

2194

443

414

5,0

10 080

4 - 6 0

24 - 3 3

байнов)

 

 

 

 

 

 

 

 

18—112—6 (на

1594

443

435

3,6

7 070

4 - 4 3

16—25

24 сельскохозяй­

 

 

 

 

 

 

 

ственные

машины)

 

 

 

 

 

 

 

18—132—6П

(гараж

13 329

2791

2730

4,8

42 260

3 - 1 7

15 - 50

на 100 тракторов

 

 

 

 

 

 

 

и 70 сельскохозяй­

 

 

 

 

 

 

 

ственных

машин)

 

 

 

 

 

 

 

18—133—6П

(на

15 805

2787

2762

5,7

48 610

3 - 0 8

17—60

50 комбайнов)

между рядами 1,0 м, а между машинами и стенами не менее 0,7 м. 3. На открытой площадке расстояние между машинами в ряду

должно быть 1,5—2 м, а между рядами машин 5 м.

4.На площадках с естественным покрытием машины следует размещать в елочку (под углом), особенно длинногабаритные (убо­ рочные). При таком расположении во время выезда меньше будет разрушаться поверхность площадки.

5.При установке машин в два ряда прицепные или навесные устройства их должны быть обращены в стороны проездов. Шири­

на проездов устанавливается с учетом габаритов машин.

6. За каждой машиной должно быть закреплено постоянное ме­ сто в помещении или на площад*ке, поэтому на месте стоянки каж­ дой машины укрепляют бирку с указанием марки и хозяйственно­ го номера машины.

Подготовка машин к хранению. Подготавливают и устанавли­ вают машины на длительное хранение лица, за которыми закреп­ лены машины, под руководством бригадира, механика отделения. Сдачу машин на длительное хранение оформляют приемо-сдаточным


актом, в котором указывается техническое состояние и комп­ лектность машины, наличие и состояние инструментов, принадлеж­ ностей и запасных частей.

Акт подписывают механизаторы, сдающие машины, и лицо, при­ нявшее ее.

Приемо-сдаточный акт хранят в бухгалтерии.

Контроль и техническое обслуживание машин, узлов, агрега­ тов и деталей в период хранения. При хранении машины на откры­ тых площадках и под навесом правильность хранения проверяют не реже, чем через два месяца, и не позднее следующего дня после сильного ветра, снегопада и обильного дождя.

При хранении в закрытых помещениях делают проверки не ре­ же двух раз за период хранения.

Во время таких проверок проверяют правильность установки (устойчивость, отсутствие перекосов и прогибов длинногабаритных деталей); комплектность машины (с учетом снятых с нее узлов и деталей для хранения на складах); давление воздуха в пневма­ тических шинах (посредством ручного манометра); надежность сальниковых и прокладочных уплотнений (отсутствие течи масла); надежность герметизации блоков и корпусов (состояние оклеек, заглушек и плотность их прилегания); состояние противокоррозий­ ных покрытий (наличие предохранительной смазки, целостности окраски, отсутствие ржавчины, гниения); состояние защитных уст­ ройств (целостность и прочность крепления ящиков, щитов, кры­ шек) .

Все обнаруженные дефекты своевременно устраняют.

В тех районах, где зима продолжительна и устойчива, допуска­ ется наличие снежного покрова на поверхности открыто хранящих­ ся машин. Длинномерные узлы и детали машин во избежание про­ гиба систематически очищают от снега. Снег также счищают в на­ чале таяния со всех машин деревянными лопатами, метлами, воло­ сяными или травяными щетками, чтобы не повредить окраску деталей. Снятые с машин узлы и детали также периодически про­ веряют. Детали из резины и текстиля через каждые три месяца проверяют, перекладывают, при необходимости дезинфицируют, насухо протирают и припудривают тальком.

Аккумуляторные батареи рекомендуется проверять ежемесячно на уровень и плотность электролита.

Передовой о п ы т бригад и х о з я й с т в

Опыт последних лет подтверждает перспективность применения формы организации технического обслуживания, основанной на разделении труда, когда вождение машин возлагается на тракто­ ристов-машинистов, а техническое обслуживание их — на специа­ лизированные звенья мастеров-наладчиков и других работников. Такая форма организации технического обслуживания позволяет механизировать и облегчить труд тракториста-машиниста, умень-


шить затраты времени

и средств на более качественное

выполнение

операций технического

ухода.

 

 

 

 

По данным Государственного

Всесоюзного

научно-исследова­

тельского

технологического института ремонта

и эксплуатации ма­

шинно-тракторного парка (ГОСНИТИ)

применение

современных

средств механизации при проведении операций технического ухода

позволяет

снизить затраты труда

на 4 0 — 5 0 % .

 

 

Состав

специализированных звеньев,

их количество

определяют

в зависимости от объема работ

и условий эксплуатации техники.

Звенья создают для обслуживания одной или нескольких механизи­ рованных бригад или отделения. Количественный состав работни­ ков звена определяют по выражению:

где

Др — количество

работников звена;

 

 

 

 

 

Т — трудоемкость всех видов работ

по техническому

обслу­

 

живанию,

чел-ч;

 

 

 

 

 

 

Ф — действительный фонд рабочего

времени

одного

работни­

 

ка за расчетный период, который определяют

по

фор­

 

муле

 

 

 

 

 

 

где

Т — продолжительность смены, ч;

 

 

 

 

 

 

т — коэффициент использования

времени

смены

работника

 

звена (на передвижных постах

он равен 0 , 5 5 — 0 , 6 5 , а на

 

стационарных 0 , 7 — 0 , 7 5 ) ;

 

 

 

 

 

 

"см — количество смен за расчетный

период.

 

 

 

 

Обычно на стационарном посту технических уходов звено состо­

ит из мастера-наладчика, его помощника

и тракториста-машиниста

того трактора, который прибыл для проведения очередного техни­ ческого ухода.

Передвижной агрегат часто обслуживает только мастер-налад­ чик (он же водитель агрегата), который вместе с трактористоммашинистом проводит технический уход.

Если объем работ по техническому уходу меньше фонда рабо­ чего времени, то необходимо заранее запланировать работы по ремонту несложных сельскохозяйственных машин в механизирован­

ной бригаде, отделении.

 

 

 

 

В производственных

условиях

техническое

обслуживание

должно

быть организовано

в соответствии

с условиями работы аг­

регатов

и состава

парка.

 

 

 

 

Так,

например,

в ряде хозяйств

Томской обл. тракторы и само­

ходные

комбайны

работают небольшими

группами

4 — 7 машин.

Поля бригад расположены компактно. Пересмену тракторов и за­ правку их нефтепродуктами проводят на бригадном стане. В этих условиях организуют стационарные посты технических уходов.


В тех случаях, когда провести уход за тракторами и сельскохо­ зяйственными машинами в пересмену мастера не успевают, то на­ ряду со стационарными пунктами применяют передвижные меха­ низированные средства. В этом случае передвижными средствами обслуживают агрегаты, наиболее удаленные от бригадного стана.

Контрольные вопросы. 1. Какие машины следует считать технически исправ­ ными?

2. Какова структура технического обслуживания тракторов, комбайнов

инесложных сельскохозяйственных машин-орудий'

3.Какие виды систем технического обслуживания вы знаете? В чем раз­

личие?

4.Расскажите об этапах обкатки трактора.

 

5.

Какие

основные

принципы

построения периодических технических уходов

за

тракторами?

 

 

 

 

 

6.

Каково

значение

правильного и

своевременного выполнения

операций

технического

ухода?

 

 

 

 

 

7. Расскажите о преимуществах проверки технического состояния

трактора

без

разборки.

 

 

 

 

 

 

8.

Как

разработать

план технических уходов за тракторами и ремонтов?

 

9.

В чем

сущность

талонной

системы контроля выполнения технических

уходов?

 

 

 

 

 

 

 

10.

Какие

формы организации

технического обслуживания вы знаете? В чем

их

различие?

 

 

 

 

 

 

 

11.

Назовите агрегаты технических уходов и расскажите об их применении.

 

12.

Расскажите о видах и значении правильного хранения машин в нера­

бочий

период.

 

 

 

 

 

 

Г Л А В А

XI

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФТЕХОЗЯЙСТВА В БРИГАДЕ (ОТДЕЛЕНИИ)

 

 

Значение

 

правильной организации

нефтехозяйства

 

Эксплуатационные показатели машинно-тракторного парка во многом зависят от правильной организации нефтехозяйства, кото­ рая включает своевременную доставку нефтепродуктов, бережное

хранение

и использование,

правильную заправку и учет их.

В общей

себестоимости

выполняемых механизированных работ

затраты

на

горюче-смазочные материалы составляют 12—16%.

Большой долей в эти затраты входит стоимость дизельного масла, расход которого для тракторных двигателей составляет 4—5% от расхода основного топлива, а стоимость его выше стоимости топ­ лива примерно в 3—4 раза.

Если в среднем по колхозам и совхозам страны затраты на перевозку, хранение и заправку 1 г дизельного топлива принять за 100%, то при хорошей организации нефтехозяйства эти затраты сокращаются примерно на 40%. При этом экономия на каждом тракторе только на горючем составляет около 40—50 руб. в год.

Согласно ГОСТ 4749—49 и 305—62 содержание механических примесей в дизельном топливе допускается не более 0,005%, или 50 г на 1 т топлива.

Большее загрязнение нефтепродуктов недопустимо, так как оно вызывает усиленный износ деталей и механизмов тракторов и сель-


скохозяйственных машин. По данным ГОСНИТИ, нередки случаи, когда детали топливной аппаратуры дизельных тракторов выходят из строя через 10—20 дней работы из-за загрязнения топлива. На­ ряду с этим в практике имеются примеры, когда топливная аппа­ ратура трактора работает без регулировки более 2000—3000 ч и без замены прецизионных деталей 6000 ч при хорошем уходе и тща­

тельной очистке дизельного

топлива.

 

Необходимо следить

за чистотой транспортных цистерн.

 

Производительность

машинно-тракторных агрегатов

зависит

и от способа заправки

их нефтепродуктами. При ручной заправке

трактора

она продолжается примерно 40 мин, а при механизиро­

в а н н о й

15 мин, что позволяет лучше использовать время

смены

трактора.

 

 

 

 

Выбор

формы организации

нефтехозяйства

 

В сельскохозяйственном производстве применяются следующие формы организации нефтехозяйства.

1. Нефтепродукты доставляют с базы Главнефтесбыта на цент­ ральный склад хозяйства, откуда их перевозят в хранилища отде­ лений, а затем бригад, по мере надобности их доставляют из бригад к работающим в поле тракторам. Такая форма организации тре­ бует большого количества перевалочных баз и транспортных средств, что приводит к увеличению потерь нефтепродуктов и за­ трат на их перевозку. Ее применяют, когда состояние дорог неудов­ летворительное и значительные расстояния перевозок.

2. Нефтепродукты доставляют с базы

Главнефтесбыта на цент­

ральный

нефтесклад

хозяйства, откуда

их

перевозят

только

на

нефтехранилище

отделения, а затем по

потребности

доставляют

к тракторам, работающим в поле. При такой форме

организации,

по сравнению

с предыдущей, требуется

меньше транспортных

средств

для заправки

нефтепродуктами тракторов и комбайнов

на

месте их работы.

 

 

 

 

 

 

3. Нефтепродукты

доставляют с базы

Главнефтесбыта на цент­

ральный нефтесклад хозяйства, откуда их перевозят к работающим тракторам. Такая форма организации значительно снижает затра­ ты на доставку 1 т нефтепродуктов, сокращает число переливаний и потерь. Применение такой формы организации целесообразно при четкой организации снабжения нефтепродуктами, хорошо на­ лаженной работе транспортных средств и благоприятных дорожных условиях. В хозяйствах с возможными неблагоприятными дорож­ ными условиями необходимо создавать на станах тракторных бригад запас нефтепродуктов на те случаи, когда затрудняется до­ ставка их в бригады. Запас нефтепродуктов в бригаде зависит от длительности неблагоприятных дорожных условий и от ежеднев­ ного расхода на работу машинно-тракторного парка.

4. Нефтепродукты доставляют с базы Главнефтесбыта в нефте­ хранилище отделения, откуда специальные заправщики переводят нефтепродукты к тракторам. В этом случае отпадает необходимость