Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После составления планов устанавливают по отдельным видам машин, какое количество и каких технических уходов и ремонтов намечается провести в каждом месяце, их трудоемкость, необходи­ мые запасные части и материалы, необходимое количество рабо­ чих для выполнения технического обслуживания на основе действу­ ющих нормативных данных.

Контроль

выполнения

технических

уходов

 

 

Как бы

хорошо

ни

был составлен план

технических

уходов

и ремонтов,

но

если

нет соответствующего

контроля выполнения

его, то он мало

эффективен и не

способствует внедрению

техниче­

ских уходов. Способы контроля могут быть различными. В ряде колхозов и совхозов вводят талонную систему для контроля вы­ полнения технических уходов по количеству израсходованного топ­ лива, указанного в талонах.

Сущность этого способа состоит в том, что тракторист-маши­ нист может получать топливо-смазочные материалы у заправщика только до очередного периодического технического ухода. Дальней­ шее получение их разрешается после проведения его.

Опыт совхоза «Урюпинский» Целиноградской обл. по примене­ нию талонной системы заслуживает внимания.

В этом совхозе старшему трактористу-машинисту на каждый трактор выдается лимитная книжка талонов, в которой 16 основ­

ных (рис. 35)

и 16 контрольных

талонов (рис. 36).

По основным

Дизельное

 

Дизельное

Дизельное

 

Дизельное

кг

топливо

50

кг

топливо 50

кг

топливо 15

кг

топливо

10

Дизельное

 

Дизельное

Дизельное

 

Дизельное

кг

топливо

50

кг

топливо 50

кг

топливо 15

кг

топливо

10

Дизельное

 

Дизельное

Дизельное

 

Дизельное

 

топливо

50

кг

топливо 50

кг

топливо 15

кг

топливо

10

кг

Дизельное

кг

Дизельное

Дизельное

 

Дизельное

 

топливо

50

топливо 50

кг

топливо 15

кг

топливо

10

кг

Рис. 35. Основной талон лимитной книжки для трактора ДТ-54А

талонам тракторист-машинист получает у заправщика топливо до очередного технического ухода. Эти талоны одновременно являют­ ся ежедневным отчетным документом заправщика за полученные от заведующего нефтехозяйства нефтепродукты. Контрольные тало­ ны служат для выполнения очередного технического ухода. Общая сумма цифр основных талонов в книжке соответствует количеству топлива, необходимого для работы трактора в течение 60 ч. Так,


Корешок

 

 

 

 

 

Трактор

-

 

Трактор

 

Техуход

-

 

Техуход

 

проведен

 

 

 

проведен

 

 

 

 

19

г.

 

19

г.

Мастер-наладчик

 

Тракторист

 

 

 

 

 

Механик

отделения

 

Рис. 36. Контрольный талон лимитной книжки для трактора ДТ-54А

например, для трактора ДТ-54А эта сумма равна 500 кг. В конт­ рольных талонах отмечают номер трактора, дату и номер проводи­ мого технического ухода. Заправщик на основе учета расхода топ­ лива систематически извещает мастера-наладчика о предстоящих технических уходах. Тракторист после проведения очередного тех­ нического ухода заполняет контрольный талон, расписывается в от­ рывном талоне, а мастер-наладчик — на корешке контрольного та­ лона. Подпись мастера дает разрешение заправщику продолжать выдавать нефтепродукты трактористу, работающему на этом тракторе.

Такая система контроля обеспечивает хороший учет расхода нефтепродуктов и своевременное выполнение технических уходов.

Организация проведения технических уходов

Организация работы по техническому уходу должна обеспечи­ вать своевременное и качественное выполнение технических ухо­ дов при минимальных затратах труда и средств.

Впрактике сельскохозяйственного производства применяются различные формы организации технического обслуживания. Имеют место случаи, когда каждый механизатор (независимо от квалифи­ кации) самостоятельно проводит технические уходы за трактором, комбайном и другими машинами, устраняет возникающие во вре­ мя эксплуатации неисправности и ремонтирует закрепленную за ним сельскохозяйственную технику под руководством механика или бригадира. В отличие от этого в ряде случаев технические неис­ правности устраняют механик или шофер-слесарь вместе с тракто­ ристами-машинистами в автопередвижной мастерской.

Внастоящее время все большее распространение получает фор­ ма организации технического ухода, при которой периодические технические уходы за тракторами и другими сложными машинами, заправка машин нефтепродуктами, ремонт несложных сельскохо­ зяйственных машин, установка машин на хранение и устранение технических неисправностей в машинах, возникающих во время эксплуатации, выполняются специализированными звеньями, орга­ низуемыми в хозяйствах или привлекаемыми из объединений «Сельхозтехника».

15

3669

225


В первом случае разделение труда отсутствует полностью, что имеет следующие недостатки:

трактористы-машинисты отвлекаются от своей основной произ­ водственной работы на агрегатах. Стремление к выполнению сво­ ей основной работы, как правило, приводит к несвоевременному и недостаточно качественному выполнению операций технического ухода;

трактористы-машинисты затрачивают значительное время на выполнение операций технических уходов, устранение неисправно­ стей и на ремонт закрепленной за ними сельскохозяйственной тех­ ники. Практика и исследования показывают, что в этом случае трактористы-машинисты теряют примерно 20—25% сменного вре­ мени или в 10—12 раз больше, чем полагается по норме;

требуется более высокая квалификация от трактористов-маши­ нистов;

не представляется возможным механизировать трудоемкие опе­ рации технического обслуживания;

в ряде случаев новые и более совершенные машины не дают увеличения сменной или сезонной выработки по сравнению со ста­

рыми.

 

 

 

 

 

Во

втором

случае

организации

технического

обслуживания

недостатки в основном те же, что и в первом, так

как трактори­

сту-машинисту

никто не

помогает при

проведении

периодических

технических уходов. Однако технические уходы являются основой планово-предупредительной системы технического обслуживания. Технические неисправности, как правило, возникают при несвоевре­ менном и некачественном их выполнении.

В третьем случае трактористы-машинисты выполняют только операции ежесменного технического ухода. Операции периодиче­ ских технических уходов № 1 и № 2 за тракторами и операции пе­ риодических технических уходов за сложными машинами выпол­ няют специальные механизированные звенья с помощью передвиж­

ных агрегатов технического

обслуживания

(АТУ-А; АТУ-П;

АТУ-С), находящихся на месте

использования

машин или же на

стационарных пунктах технического обслуживания.

Работы по устранению технических неисправностей тракторов и сельскохозяйственных машин выполняют с помощью автопере­ движных мастерских.

При такой организации технического обслуживания повышает­ ся сменная и дневная выработка машинно-тракторных агрегатов, сокращается расход деталей и нефтепродуктов.

П у н к т ы технического обслуживания машинно-тракторных агрегатов

Передвижные средства технического обслуживания агрегатов.

Для проведения технических уходов за тракторами, комбайнами и сельскохозяйственными машинами на месте их использования применяют агрегаты технических уходов АТУ-А, АТУ-П и АТУ-С.


Агрегат АТУ-А (рис. 37) предназначен для выполнения техни­ ческих уходов № 1 и № 2 (по трехномерной структуре) специаль­ ными рабочими-мастерами-наладчиками. Агрегат монтируется на шасси автомобиля ГАЗ-63 или ГАЗ-51, может обслуживать 15—20 тракторов, работающих в радиусе 10—15 км.

 

 

 

Рис.

37. Общий

вид агрегата АТУ-А:

 

 

/ — центральная

цистерна, 2 и 3 —- левая

и

правая боковины, 4 — задний

отсек,

5 —•

моечная ванна,

6 и 7 — набор

инвентаря

и инструмента, 8 — отсек для запасных

час­

тей, 9—поддон

для

четырех

барабанов

с

самонаматывающимися шлангами,

10 —

 

 

 

 

пульт

управления

 

 

Перед мойкой

трактора агрегат ставят так, чтобы после

мойки

он проехал

вперед

примерно на б м, а агрегат переместился

перед­

ним ходом

и встал левым бортом

к радиатору трактора

(рис. 38).

Рис. 38. Расположение агрегата технического ухо­ да относительно трактора;

а — наружная мойка, б — технический уход

При таком взаимном расположении удобно пользоваться заправоч­ ными шлангами, сокращаются переходы рабочих и они не мешают друг другу. Рабочий, занятый мойкой трактора, должен стоять от обмываемой поверхности на расстоянии 1—1,5 м. Механизмы