Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.

44.

Механизированный

заправочный агрегат МЗ-3904

(03-1400)

на шасси

автомобиля

ГАЗ-66:

/ _ насос для дизельного

топлива,

2 — кожух самонаматывающихся

барабанов с

раздаточными рукавами,

3 — дополни­

тельная

фара

4 счетчик

жидкости для дизельного топлива. 5 щит управления,

6 — счетчик

жидкости для дизельного

иасла

7 — огнетушитель,

8 цистерна для

дизельного топлива,

9 — емкости для дизельного

и трансмиссионного масла,

 

 

'

/О — емкости

для воды и пускового

бензина, // — заземление

 

 


Иперекачки их с помощью насоса, установленного на агрегате.

Показатели технической характеристики агрегатов приведены -в табл. 91.

С помощью оборудования агрегатов можно выполнять следую­ щие операции: доставлять в герметично закрытых емкостях одно­

временно дизельное

топливо, дизельное масло, автол (или транс­

миссионное масло),

смесь бензина

с маслом (или бензин), солидол

и воду к месту работы тракторов

или комбайнов; заполнять свою

цистерну дизельным топливом с помощью насоса; заполнять свои баки дизельным маслом, автолом, бензином и водой с помощью компрессора, работающего в режиме вакуум-насоса; заправлять с помощью насоса трактор или комбайн дизельным топливом из цистерны агрегата через фильтр и счетчик жидкости; заправлять трактор или комбайн под давлением сжатого воздуха с помощью компрессора смесью бензина с маслом (или только бензином), дизельным и трансмиссионным маслами, автолом, солидолом и во­ дой; накачивать шины колесных тракторов сжатым воздухом; ту­

шить пожар водой, взятой

из цистерны или водоема.

 

У агрегата МЗ-3904 насос и компрессор приводятся

в действие

от двигателя

автомобиля,

а у агрегата

МЗ-3905Т — от

двигателя

трактора-тягача

МТЗ всех

модификаций

через гидросистему.

М е р о п р и я т и я

по

борьбе с

потерями н е ф т е п р о д у к т о в

 

Всякие потери нефтепродуктов недопустимы. Количество потерь зависит от технического состояния оборудования нефтехранилищ, степени механизации работ при доставке и выдаче нефтепродуктов, способов заправки машин, технического состояния тракторов и сельскохозяйственных машин, организации работы машиннотракторных агрегатов, степени использования мощности трактор­ ных двигателей.

Капли и струйки топлива, вытекающие непрерывно через неплотности в соединениях трубопроводов, пробок, кранов и дру­ гих устройств составляют тонны потерь топлива. Так, например, если неплотное соединение пропускает одну каплю в секунду (20—25 капель топлива весят 1 г), то в сутки вытекает более 4 кг топлива, а в год около 1,5 т.

Если топливо заправляют при помощи неисправного и несовер­ шенного заправочного инвентаря, то потери составляют 1—2%. Особенно велики потери топлива, а также загрязнение его при за­ правке открытой струей. Значительные потери топлива вызывает переполнение бака трактора и комбайна при заправке. При запол­ нении ручного рычажно-плунжерного шприца (лопаточкой) и смаз­ ке машины неисправным шприцем теряется до 5% солидола. Во время смазки при неисправном наконечнике шприца значительное количество солидола выходит мимо масленки.

Большие потери и расход топлива вызывают непроизводитель­ ные переезды агрегатов. При нерациональной организации заправ­ ки тракторов нефтепродуктами перерасход дизельного топлива на один трактор в год достигает 400—500 кг.


При установке крышек горловин резервуаров

и пробок бочек:

без прокладок или неплотном закрытии их, а также

из-за неисправ­

ности дыхательных клапанов происходит повышенное

испарение-

нефтепродуктов. Потери от испарения бензина через

неплотности,

в крышках люков резервуаров в летний период достигают 3—5%.

Летом

за 2 ч из

открытой бочки

улетучивается 2 кг бензина,.

0,25 кг

керосина,

0,2 кг дизельного

топлива. При этом из нефте­

продуктов улетучиваются легкие, наиболее ценные составные части.. Запуск двигателя на таком бензине затрудняется, особенно в хо­ лодное время года.

На потери топлива оказывает влияние цвет резервуара и за­ полнение емкости его. Если в резервуаре, окрашенном в черный? цвет, температура топлива от нагревания солнечными лучами до­ стигает 30°, то в резервуаре, окрашенном в белый цвет,11,5°.. Установлено, что при окраске резервуара в черный цвет, за год. хранения от испарения теряется бензина 1,24%, при окраске в крас­ ный цвет—1,14%, в серый1,03%, в серебристый 0,83%.

Значительное влияние на интенсивность испарения имеет за--

полнение емкости резервуара

(табл. 92).

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

92

 

Испарение

светлых нефтепродуктов

 

 

в зависимости от

заполнения

резервуаров

 

 

 

Годовая

потеря

топлива, %

 

Заполнение

 

 

 

 

 

 

емкости, %

 

средняя

зона

южная зона

 

 

 

 

90

 

0,3

 

0,4

 

 

80

 

0,6

 

0,9

 

 

70

 

1,0

 

1,5

 

 

60

 

1,6

 

2,3

 

 

40

 

3,6

 

5,2

 

 

20

 

9,6

 

13,6

 

 

При недостаточно правильной организации нефтехозяйства по­

тери топлива на один трактор

в год составляют

200—300 кг, а по-

бригаде — более 5 т.

 

 

 

 

 

 

В производственных условиях потери нефтепродуктов склады­

ваются не только из-за недостаточной организации

нефтехозяйства,

но и из-за нерационального

использования машинно-тракторных

агрегатов.

 

 

 

 

 

 

Перерасход топлива при этом тоже является потерями. Поэто­

му наряду с применением правильной организации

нефтехозяйства

тракторной бригады (отделения) необходимо обеспечить хорошее техническое состояние тракторов, комбайнов и других машин и их рациональное использование.


Таким образом, для

предупреждения потерь

нефтепродуктов

необходимо выполнять

следующее:

 

оборудование

и заправочный инвентарь нефтехранилища всег­

да поддерживать

чистым и в технически исправном

состоянии;

не допускать

подтекания топлива из соединений трубопроводов,

пробок, кранов и других устройств;

 

обеспечить чистоту нефтепродуктов и заправлять машины толь­

ко закрытым способом;

 

 

при заправке

топливом бак трактора или комбайна заполнять

не более чем на

90%

его объема. Чтобы избежать переполнения

•баков топливом,

следует применять автоматический раздаточный

кран 03-1567 (АК-38)

(рис. 45);

 

применять рациональную организацию заправки с учетом мест­ ных условий;

резервуары нефтехранилища окрашивать только в светлые цве­ та и заполнять при длительном хранении не менее чем на 90% вме­ стимости;

нефтепродукты, затаренные в бочки, бидоны, хранить под на­ весом или в помещении;

систематически проводить уход за оборудованием и заправоч­ ным инвентарем нефтехранилища,

тракторы, комбайны и сельскохозяйственные машины постоян-

;но поддерживать в состоянии, отвечающем техническим

требова­

ниям;

 

 

 

 

 

 

 

обеспечивать правильное

комплектование машинно-тракторных

-агрегатов;

 

 

 

 

 

 

 

применять рациональные

способы

движения

агрегатов

 

создавать условия для высокопроизводительной и экономичной

работы агрегатов.

 

 

 

 

 

П р а в и л а

т е х н и к и безопасности

и п р о т и в о п о ж а р н ы е

м е р о п р и я т и я

 

Лица,

поступающие на работу, связанную

с транспортировкой

н хранением нефтепродуктов и заправкой машин, должны

пройти

медицинское

освидетельствование и

получить

на рабочем

месте

инструктаж

по технике безопасности,

производственной

санитарии

и пожарной безопасности. После инструктажа они должны распи­ саться в журнале регистрации и получить один экземпляр инструк­ ции или памятки. Работники нефтехозяйства перед началом рабо* ты должны надевать установленную для данного вида работ спец­ одежду, спецобувь и при необходимости защитные приспособления. Все работники нефтехозяйства обязаны знать, что пары нефтепро­ дуктов ядовиты, взрыво- и огнеопасны, кроме того, нефтепродукты могут накапливать большие потенциалы статического электриче­ ства. Категорически запрещается засасывать любой вид топлива через трубку с целью создания сифона. Небольшое количество бен­ зина, попавшего в легкие, может послужить причиной воспаления легких. Нефтепродукт, попавший в желудок человека, вызывает


Рис. 45.

Автоматический раздаточный кран 03-1567 (АК-38)

і™пТНК™І7„Г*°НЄЧНИК;,

5 - п е т р о в . 4 - пружина, 5 — клапан,

6-

S„l2 P y „r,a

УІ5?Ра' 8 _

1 ) у ™ '

S ~ мембрана, /0 - крышка,

// -

клапан, 12

- рычаг,

13 - корпус, 14 -

пружина, 15 - обтекатель

16 -

проімадка,

17- переходник,

/ « - п р у ж и н а , 19 — фильтр, Ж — ограничи

гель

острое отравление организма. Частое

попадание

нефтепродуктов

на кожу вызывает появление фурункулов.

 

Перекачивать топливо следует насосами с ручным или электри­

ческим приводом. Нельзя находиться

перед скатываемой бочкота­

рой или сзади накатываемой по слегам

или покатам бочкотары,

можно находиться только сбоку от нее.

В кузовах

грузовых авто­

мобилей и тракторных тележек бочкотару следует устанавливать пробками вверх и надежно закреплять во избежание перекатыва­ ния и ударов друг о друга.

Запрещается выполнять сливные и наливные операции при неисправном или отсутствующем заземлении емкостей и оборудо­ вания. Нельзя проводить эти же операции и заправлять машины во время грозы и при ее приближении. Нельзя опускаться в люки резервуаров, цистерн и другой тары для определения уровня на­ лива, отбора проб и других целей. Особенно осторожным надо быть при зачистке резервуаров. Перед началом зачистки резервуаров должен быть проведен инструктаж рабочих на рабочем месте по правилам ведения работ, методам оказания первой помощи при несчастных случаях, противопожарным мероприятиям и технике безопасности. При обращении с этилированным бензином нужно соблюдать большую осторожность. Его можно использовать толь­ ко как топливо для двигателей. Для бытовых целей, промывки де­ талей, чистки одежды и как растворитель применять его опасно. Для хранения и перевозки этилированного бензина должна быть

•специальная тара. Запрещается

перевозить бочки с этим

бензином

в кузовах автомобилей вместе

с пассажирами или с

пищевыми

продуктами. Если этилированный бензин попал на кожу, не сле­ дует допускать его высыхания. Облитые участки кожи надо обте­ реть чистой ветошью и обмыть теплой водой с мылом. При заправ­ ке машин этим бензином заправщик и водитель должны иметь резиновые перчатки. На резервуарах, цистернах, бочках, канист­ рах и бидонах с этим бензином обязательно делают крупные над­ писи несмываемой краской «Этилированный бензин — ядовит», «Годен как топливо для двигателей» и т. п.

Рабочие, поступающие на работу, связанную с обращением с этилированным бензином, должны быть ознакомлены со специ­ альной инструкцией по безопасному хранению, перевозке и приме­ нению его. Лица, не прошедшие инструктажа, к работе не допу­ скаются.

Для предупреждения пожара и взрыва на местах заправки ма­ шин нефтепродуктами необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Место заправки содержать в чистоте и исправности. Случай­ но пролитые на землю нефтепродукты следует немедленно засы­ пать сухим песком. Песок, пропитанный нефтепродуктами, собрать

иудалить с территории заправочного пункта.

2.Запрещается разводить и подносить открытый огонь вблизи заправляемых машин (разжигание паяльных ламп, примусов, ку­ рение и пр.). Курение разрешается в особо отведенных местах.