Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
Рис. 46. Защита от накопления статического электричества: ,а — цистерны, б — напорно-всасывающих рукавов, а — наземного резер
вуара, г — подземного резервуара, |
д — наземного трубопровода, е — |
фланцевого |
соединения |
З Проводка электрического освещения должна выполняться с соблюдением специальных требований. Как исключение допуска ется пользование щелочно-аккумуляторными фонарями специаль ного типа.
4. Не допускаются удары крышек при закрытии люков резер вуаров цистерн и пробок бочек. В местах, где выделяются пары нефтепродуктов, запрещается находиться в обуви, подбитой желез ными гвоздями, с железными набойками или подковками, и при менять инструмент, который может вызвать искрообразование и привести к пожару. Инструмент должен быть омедненный или изцветного металла.
5. Все резервуары, трубопроводы, насосные установки, слив ные и наливные стояки, раздаточные шланги, фильтры необходи мо заземлять с целью избежания накопления статического элект ричества (рис. 46). Статическое электричество образуется при пере качке, сливе и наливе нефтепродуктов вследствие трения и удара струи нефтепродуктов о стенки трубопроводов, резервуара, цистер ны. Накопление электричества при отсутствии заземления может вызвать опасный искровой разряд. Накапливать электричество может и предмет, плавающий на поверхности нефтепродукта. Со
прикосновение такого |
предмета |
со |
стенкой |
емкости также |
может |
||
вызвать искровой |
разряд. |
|
|
|
|
|
|
6. Не допускается хранение нефтепродуктов в открытой |
посуде |
||||||
(ведрах, ваннах) |
в помещении, |
на |
территории нефтехранилища |
||||
и в местах заправки. |
|
|
|
|
|
|
|
7. Использованный |
обтирочный |
материал нужно |
складывать |
||||
в металлические |
ящики с герметическими |
крышками, |
а в |
конце |
смены вывозить с территории нефтехранилища и сжигать в безо пасном месте.
Для тушения возможных очагов пожара на заправочных пунк тах и местах остановки машин необходимо иметь специальный необходимый инвентарь. Небольшое пламя горящих нефтепродук тов обычно тушат сухим песком, землей, накрывают пламя кошмой» брезентом или используют пенный огнетушитель, специально пред назначенный для тушения горящих нефтепродуктов. Воду исполь зуют только для тушения построек и складов деревянной тары,, а также для обливания (охлаждения) резервуаров с нефтепродук тами, находящимися вблизи горящих сооружений. На пункте за правки обязательно надо иметь огнетушители 6 шт., запасные за ряды к огнетушителю 2 шт., ящик с песком емкостью 0,5 ЛІ 3 — 1 — 2; совковые лопаты — 2, штыковые лопаты — 2, пожарные ломы — 1У топоры—1, б а г р ы — 1 , кошма (кусок 2X3 м)—2 шт.
Контрольные вопросы. 1. Расскажите о значении правильной организации нефтехозяйства.
2.Какие существуют формы организации нефтехозяйства и в чем их раз
личие?
3.Какие требования предъявляют к нефтехранилищам?
4. |
Как определить емкость резервуаров для |
дизельного |
топлива? |
5. |
Какие мероприятия обеспечивают чистоту |
топлива и |
масел? |
б. Назовите средства заправки тракторов, комбайнов и расскажите, как их выбрать.
7 Расскажите о мероприятиях, предупреждающих потери |
нефтепродуктов. |
|
8. Каковы основные правила техники безопасности и противопожарные ме |
||
роприятия |
при транспортировке, хранении нефтепродуктов и их |
заправке? |
Г Л А В А |
XII |
|
О С О Б Е Н Н О С Т И Э К С П Л У А Т А Ц И И Т Р А К Т О Р О В И У Х О Д А З А Н И М И В Х О Л О Д Н О Е В Р Е М Я Г О Д А
При эксплуатации тракторов необходимо учитывать климатиче ские условия их работы, иначе неизбежны повышенные износы узлов и деталей, значительные простои, а также снижение эксплуа тационных показателей работы.
В л и я н и е н и з к и х т е м п е р а т у р в о з д у х а на работу д в и г а т е л я и т р а к т о р а
8 зависимости от теплового состояния двигателя различают нормальный, пониженный и низкий тепловые режимы работы его. Нормальный тепловой режим соответствует примерно 75—95° жид кости в системе охлаждения, пониженный — 55—75° и низкий — ниже 55°.
Данные исследований показывают, что тепловое состояние дви гателя оказывает существенное влияние на изменение мощности и удельного расхода, топлива (табл. 93).
|
|
|
|
Т а б л и ц а 93 |
|
|
Изменение показателей работы тракторных двигателей |
|
|||
|
в зависимости от теплового состояния их |
|
|||
|
Изменение |
теплового |
|
Изменение |
|
|
состояния, град |
|
|
|
|
Марка двигателя |
|
|
удельного |
расхода |
|
|
воды |
масла |
мощности, л. с. |
||
|
топлива, |
г/лсч |
|||
Д-38 |
90—30 |
70—40 |
38—25 |
210—310 |
|
Д-40 |
88—35 |
85—28 |
41—27 |
212—305 |
|
Д-48М |
87—30 |
74—23 |
42,7—36,3 |
202—242 |
|
СМД-14 |
90—35 |
80—25 |
44,5—37,0 |
195—240 |
|
Д-54А |
90—30 |
85—28 |
55,6—40,0 |
195—265 |
|
Д-54М |
90—50 |
85 - 35 |
70,0—62,0 |
210—238 |
Из |
приведенных |
данных следует, что с понижением |
темпера |
туры |
охлаждающей |
жидкости и масла снижается эффективная |
|
мощность двигателя |
и увеличивается удельный расход |
топлива. |
Так, например, у двигателя Д-38 с изменением температуры воды от 90 до 30° мощность снижается с 38 до 25 л. с, или на 34%, а удельный расход топлива увеличивается на 47,5%.
Для большей наглядности влияния теплового состояния двига
теля |
на |
изменение мощности и |
удельного |
расхода топлива на |
рис. |
47 |
показано изменение этих |
показателей |
у двигателя Д-54А. |
Из рисунка видно, что особенно резко снижается мощность при по ниженном тепловом режиме (ниже 70°). При понижении темпера
туры воды |
в |
системе охлаждения |
с 90 до |
70° мощность |
снижается |
||||
примерно |
на |
0,9 л. |
с, |
при |
понижении с |
70 |
до 50° — на 3,6 л. с. |
||
и с 50 до |
30° — на |
9,9 |
л. с. |
Такие |
изменения |
мощности |
двигателя |
|
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
9е |
|
• |
|
|
|
270 |
|
|
/ |
|
|
25В |
|
|
|
|
242 |
|
|
\ |
|
|
||
|
// |
|
|
228 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
214 |
|
|
|
|
|
200 |
|
30 |
to 50 |
SO 70 80 90 |
t'C |
|
Рис. 47. Влияние температуры во |
|||||
ды |
в системе охлаждения |
на мощ |
|||
ность и удельный расход топлива |
|||||
двигателя |
Д-54А: Ne — эффектив |
||||
ная |
мощность |
двигателя, л. |
с, |
||
ge — удельный |
расход |
топлива, |
|||
|
|
г/л. |
с. ч |
|
|
J00f |
/ |
280 |
|
260 |
/ |
%М
%220
|
|
/ |
1 |
Ц200 |
/ |
||
S . . . |
1 |
|
|
|
160 |
|
|
1 |
/ |
|
|
140 |
|
||
|
120 |
|
|
|
(00 |
|
|
90 80 70 60 50 40 ЗО t'C
Рис. 48. Влияние темпе ратуры охлаждающей во ды на износ двигателя Д-54
происходят вследствие того, что воздух низкой температуры, посту пающий в цилиндры, охлаждает камеры сгорания.
Повышение теплового состояния двигателя выше 90° вызывает незначительное снижение мощности из-за ухудшения наполнения цилиндров свежей рабочей смесью. Переохлаждение карбюратор ных двигателей также приводит к понижению эффективной мощ ности и увеличению расхода топлива, но в меньшей мере, чем у ди зельных двигателей.
Наряду с понижением показателей работы при низком тепло вом режиме двигателя интенсивно изнашиваются его детали, осо
бенно цилиндро-поршневой группы (рис. 48). Из |
рисунка видно, |
что при понижении температуры воды в системе |
охлаждения дви- |
гателя Д-54 с 90 до 60° износ его деталей увеличивается более чем на 30%, а до 40° — на 140%.
Износ деталей увеличивается еще и потому, что при длитель ной работе на низком тепловом режиме под действием паров воды в веществах неполного сгорания топлива и масел металл подвер гается интенсивной коррозии или химическому разрушению. На ряду с этим вещества неполного сгорания топлива и масел отлага ются на поверхности поршней, проникают в их канавки, заклини вают кольца и нарушают компрессию двигателя. Одновременно эти вещества отлагаются на стержнях клапанов, препятствуют их свободному перемещению в направляющих втулках и приводят к зависанию. В ряде случаев в течение одной смены осмоление де талей достигает таких размеров, что последующий пуск двигателя
бывает затруднен или невозможен |
без его разборки |
и |
удаления |
|||
смолистых отложений. |
|
|
|
|
|
|
Работа двигателя также ухудшается из-за понижения темпера |
||||||
туры топлива вследствие повышения вязкости |
его. Так, например, |
|||||
вязкость даже зимнего дизельного топлива, имеющего |
температу |
|||||
ру застывания ниже —65°, при изменении температуры |
от -(-20 |
|||||
до —20° увеличивается |
в 7,3 раза, |
а при охлаждении |
до —35° — |
|||
в 28 раз. С повышением |
вязкости |
дизельного |
топлива |
ухудшается |
||
качество его распыла |
и экономичность работы |
двигателя. На прак |
||||
тике бывают случаи, |
когда в морозные дни прекращается подача |
|||||
топлива к насосу. |
|
|
|
|
|
|
При низких температурах воздуха падает напряжение на зажи |
||||||
мах батарей, уменьшается их емкость, а аккумулятор |
|
медленнее |
подзаряжается, что ухудшает работоспособность электростартерного оборудования.
Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск двигателя из-за повышения вязкости масла, вызываемого увели чением сопротивления прокручиванию вала двигателя; снижения температуры воздуха, поступающего в двигатель, что приводит к снижению среднего индикаторного давления, развиваемого дви гателем, и из-за увеличения вязкости топлива (особенно летнего), что ухудшает распыливание его форсунками.
Кроме затруднений в пуске двигателя при этом увеличивается интенсивность износа деталей. Так, например, величина износа ци-
линдро-поршневой |
группы |
за 100 холодных пусков с последующим |
|||
прогревом |
эквивалентна 800—1100 ч нормальной работы двигате |
||||
ля. Износ |
предварительно |
подогретого |
двигателя в |
1,5—2 раза |
|
меньше, чем холодного. |
|
|
|
||
Низкие |
температуры окружающего |
воздуха также |
нарушают |
||
тепловой |
режим |
работы |
узлов трактора, особенно |
трансмиссии |
и ходовой части. При этом изменяются физико-механические свой ства смазочных материалов, увеличивается их вязкость, что вызы вает дополнительные затраты энергии на работу механизмов, уско рение износа деталей силовой передачи. Низкие температуры окру жающего воздуха часто служат причиной выхода из строя главных деталей двигателя. Так, например, при неработающем двигателе
17 |
3669 |
257 |