Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 46. Защита от накопления статического электричества: ,а — цистерны, б — напорно-всасывающих рукавов, а — наземного резер­

вуара, г — подземного резервуара,

д — наземного трубопровода, е —

фланцевого

соединения

З Проводка электрического освещения должна выполняться с соблюдением специальных требований. Как исключение допуска­ ется пользование щелочно-аккумуляторными фонарями специаль­ ного типа.

4. Не допускаются удары крышек при закрытии люков резер­ вуаров цистерн и пробок бочек. В местах, где выделяются пары нефтепродуктов, запрещается находиться в обуви, подбитой желез­ ными гвоздями, с железными набойками или подковками, и при­ менять инструмент, который может вызвать искрообразование и привести к пожару. Инструмент должен быть омедненный или изцветного металла.

5. Все резервуары, трубопроводы, насосные установки, слив­ ные и наливные стояки, раздаточные шланги, фильтры необходи­ мо заземлять с целью избежания накопления статического элект­ ричества (рис. 46). Статическое электричество образуется при пере­ качке, сливе и наливе нефтепродуктов вследствие трения и удара струи нефтепродуктов о стенки трубопроводов, резервуара, цистер­ ны. Накопление электричества при отсутствии заземления может вызвать опасный искровой разряд. Накапливать электричество может и предмет, плавающий на поверхности нефтепродукта. Со­

прикосновение такого

предмета

со

стенкой

емкости также

может

вызвать искровой

разряд.

 

 

 

 

 

6. Не допускается хранение нефтепродуктов в открытой

посуде

(ведрах, ваннах)

в помещении,

на

территории нефтехранилища

и в местах заправки.

 

 

 

 

 

 

7. Использованный

обтирочный

материал нужно

складывать

в металлические

ящики с герметическими

крышками,

а в

конце

смены вывозить с территории нефтехранилища и сжигать в безо­ пасном месте.

Для тушения возможных очагов пожара на заправочных пунк­ тах и местах остановки машин необходимо иметь специальный необходимый инвентарь. Небольшое пламя горящих нефтепродук­ тов обычно тушат сухим песком, землей, накрывают пламя кошмой» брезентом или используют пенный огнетушитель, специально пред­ назначенный для тушения горящих нефтепродуктов. Воду исполь­ зуют только для тушения построек и складов деревянной тары,, а также для обливания (охлаждения) резервуаров с нефтепродук­ тами, находящимися вблизи горящих сооружений. На пункте за­ правки обязательно надо иметь огнетушители 6 шт., запасные за­ ряды к огнетушителю 2 шт., ящик с песком емкостью 0,5 ЛІ 3 1 — 2; совковые лопаты — 2, штыковые лопаты — 2, пожарные ломы — 1У топоры—1, б а г р ы — 1 , кошма (кусок 2X3 м)—2 шт.

Контрольные вопросы. 1. Расскажите о значении правильной организации нефтехозяйства.

2.Какие существуют формы организации нефтехозяйства и в чем их раз ­

личие?

3.Какие требования предъявляют к нефтехранилищам?

4.

Как определить емкость резервуаров для

дизельного

топлива?

5.

Какие мероприятия обеспечивают чистоту

топлива и

масел?


б. Назовите средства заправки тракторов, комбайнов и расскажите, как их выбрать.

7 Расскажите о мероприятиях, предупреждающих потери

нефтепродуктов.

8. Каковы основные правила техники безопасности и противопожарные ме­

роприятия

при транспортировке, хранении нефтепродуктов и их

заправке?

Г Л А В А

XII

 

О С О Б Е Н Н О С Т И Э К С П Л У А Т А Ц И И Т Р А К Т О Р О В И У Х О Д А З А Н И М И В Х О Л О Д Н О Е В Р Е М Я Г О Д А

При эксплуатации тракторов необходимо учитывать климатиче­ ские условия их работы, иначе неизбежны повышенные износы узлов и деталей, значительные простои, а также снижение эксплуа­ тационных показателей работы.

В л и я н и е н и з к и х т е м п е р а т у р в о з д у х а на работу д в и г а т е л я и т р а к т о р а

8 зависимости от теплового состояния двигателя различают нормальный, пониженный и низкий тепловые режимы работы его. Нормальный тепловой режим соответствует примерно 75—95° жид­ кости в системе охлаждения, пониженный — 55—75° и низкий — ниже 55°.

Данные исследований показывают, что тепловое состояние дви­ гателя оказывает существенное влияние на изменение мощности и удельного расхода, топлива (табл. 93).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 93

 

Изменение показателей работы тракторных двигателей

 

 

в зависимости от теплового состояния их

 

 

Изменение

теплового

 

Изменение

 

 

состояния, град

 

 

 

Марка двигателя

 

 

удельного

расхода

 

воды

масла

мощности, л. с.

 

топлива,

г/лсч

Д-38

90—30

70—40

38—25

210—310

Д-40

88—35

85—28

41—27

212—305

Д-48М

87—30

74—23

42,7—36,3

202—242

СМД-14

90—35

80—25

44,5—37,0

195—240

Д-54А

90—30

85—28

55,6—40,0

195—265

Д-54М

90—50

85 - 35

70,0—62,0

210—238

Из

приведенных

данных следует, что с понижением

темпера­

туры

охлаждающей

жидкости и масла снижается эффективная

мощность двигателя

и увеличивается удельный расход

топлива.

Так, например, у двигателя Д-38 с изменением температуры воды от 90 до 30° мощность снижается с 38 до 25 л. с, или на 34%, а удельный расход топлива увеличивается на 47,5%.


Для большей наглядности влияния теплового состояния двига­

теля

на

изменение мощности и

удельного

расхода топлива на

рис.

47

показано изменение этих

показателей

у двигателя Д-54А.

Из рисунка видно, что особенно резко снижается мощность при по­ ниженном тепловом режиме (ниже 70°). При понижении темпера­

туры воды

в

системе охлаждения

с 90 до

70° мощность

снижается

примерно

на

0,9 л.

с,

при

понижении с

70

до 50° — на 3,6 л. с.

и с 50 до

30° — на

9,9

л. с.

Такие

изменения

мощности

двигателя

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

270

 

 

/

 

 

25В

 

 

 

 

242

 

\

 

 

 

//

 

 

228

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

214

 

 

 

 

 

200

 

30

to 50

SO 70 80 90

t'C

Рис. 47. Влияние температуры во­

ды

в системе охлаждения

на мощ­

ность и удельный расход топлива

двигателя

Д-54А: Ne — эффектив­

ная

мощность

двигателя, л.

с,

ge — удельный

расход

топлива,

 

 

г/л.

с. ч

 

 

J00f

/

280

260

/

%М

%220

 

 

/

1

Ц200

/

S . . .

1

 

 

160

 

1

/

 

140

 

 

120

 

 

(00

 

 

90 80 70 60 50 40 ЗО t'C

Рис. 48. Влияние темпе­ ратуры охлаждающей во­ ды на износ двигателя Д-54

происходят вследствие того, что воздух низкой температуры, посту­ пающий в цилиндры, охлаждает камеры сгорания.

Повышение теплового состояния двигателя выше 90° вызывает незначительное снижение мощности из-за ухудшения наполнения цилиндров свежей рабочей смесью. Переохлаждение карбюратор­ ных двигателей также приводит к понижению эффективной мощ­ ности и увеличению расхода топлива, но в меньшей мере, чем у ди­ зельных двигателей.

Наряду с понижением показателей работы при низком тепло­ вом режиме двигателя интенсивно изнашиваются его детали, осо­

бенно цилиндро-поршневой группы (рис. 48). Из

рисунка видно,

что при понижении температуры воды в системе

охлаждения дви-


гателя Д-54 с 90 до 60° износ его деталей увеличивается более чем на 30%, а до 40° — на 140%.

Износ деталей увеличивается еще и потому, что при длитель­ ной работе на низком тепловом режиме под действием паров воды в веществах неполного сгорания топлива и масел металл подвер­ гается интенсивной коррозии или химическому разрушению. На­ ряду с этим вещества неполного сгорания топлива и масел отлага­ ются на поверхности поршней, проникают в их канавки, заклини­ вают кольца и нарушают компрессию двигателя. Одновременно эти вещества отлагаются на стержнях клапанов, препятствуют их свободному перемещению в направляющих втулках и приводят к зависанию. В ряде случаев в течение одной смены осмоление де­ талей достигает таких размеров, что последующий пуск двигателя

бывает затруднен или невозможен

без его разборки

и

удаления

смолистых отложений.

 

 

 

 

 

Работа двигателя также ухудшается из-за понижения темпера­

туры топлива вследствие повышения вязкости

его. Так, например,

вязкость даже зимнего дизельного топлива, имеющего

температу­

ру застывания ниже —65°, при изменении температуры

от -(-20

до —20° увеличивается

в 7,3 раза,

а при охлаждении

до —35° —

в 28 раз. С повышением

вязкости

дизельного

топлива

ухудшается

качество его распыла

и экономичность работы

двигателя. На прак­

тике бывают случаи,

когда в морозные дни прекращается подача

топлива к насосу.

 

 

 

 

 

 

При низких температурах воздуха падает напряжение на зажи­

мах батарей, уменьшается их емкость, а аккумулятор

 

медленнее

подзаряжается, что ухудшает работоспособность электростартерного оборудования.

Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск двигателя из-за повышения вязкости масла, вызываемого увели­ чением сопротивления прокручиванию вала двигателя; снижения температуры воздуха, поступающего в двигатель, что приводит к снижению среднего индикаторного давления, развиваемого дви­ гателем, и из-за увеличения вязкости топлива (особенно летнего), что ухудшает распыливание его форсунками.

Кроме затруднений в пуске двигателя при этом увеличивается интенсивность износа деталей. Так, например, величина износа ци-

линдро-поршневой

группы

за 100 холодных пусков с последующим

прогревом

эквивалентна 800—1100 ч нормальной работы двигате­

ля. Износ

предварительно

подогретого

двигателя в

1,5—2 раза

меньше, чем холодного.

 

 

 

Низкие

температуры окружающего

воздуха также

нарушают

тепловой

режим

работы

узлов трактора, особенно

трансмиссии

и ходовой части. При этом изменяются физико-механические свой­ ства смазочных материалов, увеличивается их вязкость, что вызы­ вает дополнительные затраты энергии на работу механизмов, уско­ рение износа деталей силовой передачи. Низкие температуры окру­ жающего воздуха часто служат причиной выхода из строя главных деталей двигателя. Так, например, при неработающем двигателе

17

3669

257