Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 0
на стоянке |
трактора |
вода в системе охлаждения быстро |
остывает |
и замерзает, что приводит к разрыву трубок радиатора, |
головки |
||
цилиндров, |
водяной |
рубашки блока. |
|
Тепловое состояние двигателя зависит не только от температу ры окружающего воздуха, но и от степени загрузки его во время работы. При малой загрузке двигателя и на холостом ходу темпе ратура воды в системе охлаждения и масла в поддоне картера быстро понижается даже при закрытой шторке радиатора.
Таким образом, как климатические условия, так и загрузочные режимы работы двигателя и трактора оказывают существенное влияние на показатели их работы, что следует учитывать в усло виях эксплуатации.
Особенности подготовки тракторов к работе
Необходимость подготовки тракторов к эксплуатации в зимнее время вызвана тем, что на тракторах, кроме весенних, летних и осенних работ выполняют значительный объем работ в зимнее время. К таким работам относятся перевозка кормов, вывозка удобрений, снегозадержание и др. Чтобы в зимнее время тракторы работали бесперебойно, производительно и экономично, перед этим периодом они должны быть подвергнуты тщательному техническо му осмотру и в соответствии с их состоянием должен быть прове ден очередной технический уход или ремонт.
Очень важно, чтобы система охлаждения двигателя была чи стой от накипи. Удаляют накипь из системы охлаждения одним из следующих способов.
По первому способу в систему охлаждения заливают содовый раствор, содержащий в 1 л воды 100 г стиральной соды и 50 г ке росина или 75 г каустической соды и 25 г керосина. После этого пускают двигатель и через 10—12 ч работы сливают раствор из системы охлаждения.
По второму способу в систему охлаждения двигателя заливают нагретый до 30—40° раствор молочной кислоты, приготовленной из расчета на каждые 5 л воды 1 л 36%-ной молочной кислоты. Раствор из системы охлаждения сливают после выделения угле кислоты.
По третьему способу для промывания системы охлаждения |
(не |
|||
имеющей деталей, изготовленных из алюминиевого сплава) |
реко |
|||
мендуется |
2%-ный раствор технической соляной кислоты. |
Если |
||
в системе |
имелись масляные загрязнения, то |
рекомендуется |
до |
|
и после промывки применять шламоудаляющий |
раствор (на |
10 л |
||
воды 150 г |
технического тринатрийфосфата, 20 г едкого калия и 25 г |
технического нитрата натрия). После промывки систему заправля ют 0,5%-ным раствором двухромовокислого калия. В случае незначительного отложения накипи ограничиваются простой очист кой радиатора и промывкой его шламоудаляющим раствором или чистой водой. Лучший результат дает раздельный способ промыв ки радиатора и рубашки охлаждения двигателя. Для этого разъ-
единяют верхние и нижние шланги, соединяющие радиатор с бло ком и головкой блока. Промывают с применением конического на садка, плотно вставленного внутрь шланга радиатора, и в направ
лении, обратном циркуляции |
охлаждающей |
жидкости. При |
про |
|||||||
мывке по одному шлангу подводят воду от водопровода |
или от дру |
|||||||||
гого |
источника, а по |
другому — сжатый |
воздух |
под |
давлением |
|||||
1,5—3 |
кГ/см2. |
Вода |
подается |
непрерывно |
в |
течение |
10—15 |
мин, |
||
а воздух периодически через каждые 5—10 |
сек |
за время |
подачи |
|||||||
воды. Снимать термостат на зимний период |
не |
следует, |
так |
как |
||||||
он ускоряет |
прогрев |
двигателя. При проверке |
его нужно |
убедить |
ся в том, что на нем нет наружных повреждений, а отверстия в гарелке клапана чистые. Снятие термостата допускается в суровых условиях работы тракторов (Крайний Север, Сибирь, Северный Казахстан) при отсутствии низкозамерзающих охлаждающих жид костей. В этом случае водоотводный канал перекрывают заглуш кой или специальной прокладкой. Необходимо проверить исправ ность дистанционного термометра, опуская датчик в кипящую во ду. При этом стрелка прибора должна показывать около 100°.
При подготовке системы питания промывают топливные баки,
отстойники, |
фильтры |
и топливопроводы. Топливный бак промыва |
|
ют чистым |
топливом |
в несколько приемов до тех пор, пока |
он не |
будет чистым. Можно промывать одним и тем же топливом |
после |
||
отстоя его |
в течение |
6—7 мин. Затем разбирают, очищают |
и про |
мывают фильтр грубой очистки. После этого разбирают |
фильтр |
тонкой очистки топлива и определяют степень загрязненности его. При необходимости заменяют элементы новыми и собирают фильтр. В систему питания заливают зимний сорт дизельного топ лива.
В процессе работы двигателя масло загрязняется, ухудшается смазка трущихся поверхностей, вследствие чего повышается их износ. Поэтому при подготовке системы смазки ее тщательно про мывают. В последнее время промывку делают при неработающем двигателе с применением специальных промывочных агрегатов.
Для зимней эксплуатации трактора масляный радиатор отклю чают, так как картер двигателя достаточно охлаждается окружаю щим воздухом. У двигателей Д-75, Д-54А и СМД-14 для этого необ ходимо вывернуть болты, крепящие кран отключения масляного радиатора, и установить кран так, чтобы стрелка на фланце оста новилась против буквы 3 (у СМД-14 против стрелки на корпусе фильтров). После этого затянуть болты крепления крана. Затем заливают свежее зимнее масло, заводят и прогревают двигатель. При этом необходимо убедиться в отсутствии течи масла через соединения фильтров и нормальном его давлении в главной масля ной магистрали. Сразу после остановки двигателя надо на слух проверить работу центробежного маслоочистителя. Ротор центро бежного маслоочистителя должен продолжать вращаться по инер
ции примерно 1 |
мин с постепенным |
затухающим шумом. |
|
Для обеспечения успешного |
запуска двигателей |
(особенно |
|
в зимнее время) |
необходимо, чтобы |
пусковой двигатель, |
топливный |
насос, форсунки, система |
электрозапуска, |
аккумуляторы были |
в полной исправности. От |
надежной работы |
электрооборудования |
в значительной мере зависит работоспособность тракторов, особен но с электростартерным запуском. При подготовке к зимней экс плуатации генераторы регулируют на силу тока 10—12 а при сред них оборотах двигателя. Щетки должны прилегать к коллектору не менее чем на 3U своей поверхности. Нормальная высота щеток 22—25 мм; если она меньше, их следует заменить. Необходимо про верить плотность электролита, залитого в аккумулятор. Электролит недостаточной плотности замерзает (табл. 94), расширяется, разру шает активную массу пластин и делает аккумулятор неработоспо собным. Кроме того, аккумуляторные батареи очень часто растрес киваются.
Подготавливая аккумуляторные батареи к зиме, их надо пере зарядить, а плотность электролита довести до зимней нормы (табл. 95).
Аккумуляторную батарею, разряженную на 50% летом и 25%'
зимой, необходимо |
снять |
с трактора |
и отправить |
в |
мастерскую |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
94 |
|||
Температура замерзания электролита в зависимости от плотности его |
|
|||||||||||||
Плотность |
электро |
Температура замерза |
Плотность |
электро |
|
Температура |
|
замерза |
||||||
лита, приведенная |
|
ния электролита, °С |
лита, приведенная |
|
ния |
электролита, |
°С |
|||||||
к +\5*С, |
г\см? |
|
|
|
к |
+ № 0 , |
гісм3 |
|
|
|
|
|
|
|
1,30 |
|
— |
68 |
|
1,200 |
|
|
|
— |
25 |
|
|||
1,275 |
|
— |
59 |
|
1,175 |
|
|
|
— |
19 |
|
|||
1,250 |
|
— |
50 |
|
1,150 |
|
|
|
— |
14 |
|
|||
1,225 |
|
— |
37 |
|
1,125 |
|
|
|
— |
10 |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
95 |
|||
Величина |
нормальной |
|
плотности |
электролита |
при полностью |
заряженной |
|
батарее, |
||||||
|
а также |
плотность |
при разной степени |
разряженности ее |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Плотность |
|
электролита, |
|
приведен |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ная к температуре |
+ 15°С, г/см3 |
||||||
Климатические |
районы |
|
Время |
|
|
батарея |
разряжена на |
|||||||
|
года |
батарея |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
полностью |
25 % 50 % 75 % |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
заряжена |
|||||||
Крайние |
северные |
с |
температурой |
Зима |
|
1,31 |
|
1,27 |
|
1,23 |
1,19 |
|||
зимой ниже —40° С |
|
|
|
Лето |
|
1,27 |
|
1,23 |
|
1,19 |
1,15 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Центральные с температурой |
зи |
Зима |
|
1,29 |
|
1,25 |
|
1,21 |
1,17 |
|||||
мой до —35° С |
|
|
|
Лето |
|
1,27 |
|
1,23 |
|
1,19 |
1,15 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Южные |
|
|
|
|
Зима |
|
1,27 |
|
1,21 |
|
1Д7 |
1,13 |
||
|
|
|
|
Лето |
|
1,25 |
|
1,21 |
|
1,17 |
1,13 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
на подзарядку. Плотность электролита батареи проверяют арео метром.
Как только наступит теплая погода, плотность электролита сле дует довести до величины, соответствующей этому времени года. Это важно потому, что повышенная плотность преждевременно выводит батарею из строя и установление ее является вынужден ной мерой, предохраняющей электролит от замерзания.
Степень разряженное™ батареи можно определить нагрузочной
вилкой. В этом случае ножки |
нагрузочной вилки |
поочередно |
под |
||
ключают к клеммам |
каждого |
элемента батареи |
не более |
чем |
|
на 5 сек и замечают |
показание вольтметра. При разности |
напря |
|||
жения в отдельных элементах |
одной батареи более 0,2 в |
батарею |
необходимо заменить. Полностью заряженному аккумулятору соот ветствуют показания вольтметра 1,8—1,9; разряженному на 25% — 1,7—1,8 и на 50% — 1,6—1,7.
Из трансмиссии и ходовой части нужно слить летнюю смазку из коробки передач, главной и бортовых передач сразу же после
постановки трактора |
на подготовку. Залить дизельное топливо |
в количестве, равном |
примерно половине емкости картера, запу |
стить двигатель и на первой передаче дать проработать трактору
вперед и задним ходом 5 мин. Затем |
слить |
промывочное топливо |
в посуду и залить зимние масла. Проверить |
техническое состояние |
|
и при необходимости отрегулировать |
все механизмы трансмиссии |
и ходовой части. У тракторов на пневматиках важно поддерживать
одинаковое давление |
в шинах, что способствует лучшей управляе |
||
мости и проходимости |
их по снегу. Колеса целесообразно расста |
||
вить на большую колею, если позволяют дорожные условия |
(наез |
||
женная колея, ширина |
проезжей части дороги и т. п.). |
|
|
У гусеничных тракторов |
во избежание разрыва гусеницы |
натя |
|
гивать ее следует несколько |
слабее, чем летом. После длительной |
стоянки на морозе трактор трогают плавно при возможно малых оборотах двигателя. Иначе из-за застывшей смазки могут поло маться отдельные детали (шестерни, накладки у дисков муфты сцепления и т. п.).
Работоспособность гидросистемы во многом зависит от вязкости заправленного масла. Повышенная вязкость масла отрицательно влияет на работу распределителя, так как в масляных каналах его образуются «пробки». Вследствие этого автомат возврата золотни
ка часто |
не срабатывает |
в нейтральное положение, золотник «за |
||||||||
едает» и |
его нельзя передвинуть |
в положение |
«опускание» |
или |
||||||
«плавающее». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поэтому тракторные |
гидравлические |
системы в холодное |
|
время |
||||||
года следует |
заправлять |
только |
дизельным |
маслом Д п - 8 . Работа |
||||||
гидросистемы |
допустима |
при температуре масла |
от +2 0 до +70°. |
|||||||
Если температура масла |
ниже |
+20°, то для нагрева его до такой |
||||||||
температуры |
сначала перекачивают насосом |
гидросистемы |
без на |
|||||||
грузки, т. е. при нейтральном |
положении |
всех золотников, а |
затем |
|||||||
делают 10—15 переключений |
золотника |
к основному цилиндру во |
||||||||
всех положениях. При больших |
морозах |
гидросистему |
следует |
Рис. 50. Схема утеплительного чехла для двигателе трактора Т-74
заправлять подогретым маслом. Сливать холодное масло из гидро системы следует, не подогревая ее агрегаты, так как подогрев открытым огнем вызывает появление на них трещин и т. п. Во вре мя подготовки магистральные резиновые шланги высокого и низ кого давления следует заменить шлангами из морозостойкой резины.
При работе в условиях низких температур окружающего воз духа происходит быстрое охлаждение двигателя и ухудшение пока зателей его работы. Поэтому одной из трудных задач зимней экс плуатации тракторов является поддержание нужного теплового режима двигателя. С этой целью, кроме временных средств утеп ления, применяют постоянные утеплительные чехлы, являющиеся
обязательной принадлежностью трактора при зимней эксплуата |
|
ции. В качестве |
временных средств утепления, используемых толь |
ко для подогрева |
машин и агрегатов, применяют брезенты или ков |
рики. Коврики изготавливают из двух слоев брезента, простеган
ных со слоем ваты. Постоянные |
утеплительные |
чехлы |
должны |
||||||||||||
иметь двойную |
прослойку |
ватина |
толщиной |
не |
менее |
8 — 1 0 мм, |
|||||||||
быть |
покрыты |
дерматином, |
хоро |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
шо простеганы, |
иметь |
надежные |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
застежки. |
Чехол |
должен |
быть |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
скроен |
и сшит точно по форме ра |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
диатора и капота двигателя и |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
плотно прилегать к их наружным |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
стенкам. Перед |
радиатором |
у ка |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
пота делают клапан, а для залив |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ной |
горловины |
и сливных |
крани |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ков |
предусматривают |
отверстия |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
(рис. 49 , 5 0 ) . Кроме этого, |
утеп |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ляют |
трубки дистанционных тер |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
мометров, |
показывающих |
темпе |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ратуру |
охлаждающей |
жидкости и |
Рис. 51. |
Утеплительный |
ящик |
для |
|||||||||
картерного |
масла, наматывая на |
||||||||||||||
аккумуляторной |
батареи З-СТ-70; |
||||||||||||||
них плотную ткань в несколько |
|||||||||||||||
/ — захваты |
из |
прочной |
тесьмы |
для |
|||||||||||
слоев, |
при |
этом |
они |
более пра |
переноса |
батареи, |
2 — прорезь |
для |
|||||||
вильно |
фиксируют |
показатели; |
провода |
на |
массу, |
3 — утеплительный |
|||||||||
слой, 4 — прорезь |
для провода от |
стар |
|||||||||||||
утепляют поддон |
картера, что сни |
тера, |
5 — опора батареи |
|
|||||||||||
жает |
интенсивность |
охлаждения |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
двигателя |
во время стоянок и работы, способствует |
меньшему из |
носу деталей цилиндро-поршневой группы. Необходимо утеплять
аккумуляторные батареи стеклянной или шлаковой |
ватой, войло |
|
ком и др.; при этом их надо помещать в деревянный |
или фибровый |
|
ящик с крышкой и двойными |
стенками, между которыми помеща |
|
ют слой теплоизоляционного |
материала толщиной 2 0 — 3 0 мм |
(рис. 51) . Кроме того, исправляют погнутую металлическую обшив ку двигателя, а также защелки съемных боковин, при необходи мости заменяют у них ослабевшие пружины и приводят в порядок имеющиеся шторки радиатора; утепляют кабины у ранее выпущен ных тракторов, застекляют их, все щели заделывают лентами из