Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на стоянке

трактора

вода в системе охлаждения быстро

остывает

и замерзает, что приводит к разрыву трубок радиатора,

головки

цилиндров,

водяной

рубашки блока.

 

Тепловое состояние двигателя зависит не только от температу­ ры окружающего воздуха, но и от степени загрузки его во время работы. При малой загрузке двигателя и на холостом ходу темпе­ ратура воды в системе охлаждения и масла в поддоне картера быстро понижается даже при закрытой шторке радиатора.

Таким образом, как климатические условия, так и загрузочные режимы работы двигателя и трактора оказывают существенное влияние на показатели их работы, что следует учитывать в усло­ виях эксплуатации.

Особенности подготовки тракторов к работе

Необходимость подготовки тракторов к эксплуатации в зимнее время вызвана тем, что на тракторах, кроме весенних, летних и осенних работ выполняют значительный объем работ в зимнее время. К таким работам относятся перевозка кормов, вывозка удобрений, снегозадержание и др. Чтобы в зимнее время тракторы работали бесперебойно, производительно и экономично, перед этим периодом они должны быть подвергнуты тщательному техническо­ му осмотру и в соответствии с их состоянием должен быть прове­ ден очередной технический уход или ремонт.

Очень важно, чтобы система охлаждения двигателя была чи­ стой от накипи. Удаляют накипь из системы охлаждения одним из следующих способов.

По первому способу в систему охлаждения заливают содовый раствор, содержащий в 1 л воды 100 г стиральной соды и 50 г ке­ росина или 75 г каустической соды и 25 г керосина. После этого пускают двигатель и через 10—12 ч работы сливают раствор из системы охлаждения.

По второму способу в систему охлаждения двигателя заливают нагретый до 30—40° раствор молочной кислоты, приготовленной из расчета на каждые 5 л воды 1 л 36%-ной молочной кислоты. Раствор из системы охлаждения сливают после выделения угле­ кислоты.

По третьему способу для промывания системы охлаждения

(не

имеющей деталей, изготовленных из алюминиевого сплава)

реко­

мендуется

2%-ный раствор технической соляной кислоты.

Если

в системе

имелись масляные загрязнения, то

рекомендуется

до

и после промывки применять шламоудаляющий

раствор (на

10 л

воды 150 г

технического тринатрийфосфата, 20 г едкого калия и 25 г

технического нитрата натрия). После промывки систему заправля­ ют 0,5%-ным раствором двухромовокислого калия. В случае незначительного отложения накипи ограничиваются простой очист­ кой радиатора и промывкой его шламоудаляющим раствором или чистой водой. Лучший результат дает раздельный способ промыв­ ки радиатора и рубашки охлаждения двигателя. Для этого разъ-


единяют верхние и нижние шланги, соединяющие радиатор с бло­ ком и головкой блока. Промывают с применением конического на­ садка, плотно вставленного внутрь шланга радиатора, и в направ­

лении, обратном циркуляции

охлаждающей

жидкости. При

про­

мывке по одному шлангу подводят воду от водопровода

или от дру­

гого

источника, а по

другому — сжатый

воздух

под

давлением

1,5—3

кГ/см2.

Вода

подается

непрерывно

в

течение

10—15

мин,

а воздух периодически через каждые 5—10

сек

за время

подачи

воды. Снимать термостат на зимний период

не

следует,

так

как

он ускоряет

прогрев

двигателя. При проверке

его нужно

убедить­

ся в том, что на нем нет наружных повреждений, а отверстия в гарелке клапана чистые. Снятие термостата допускается в суровых условиях работы тракторов (Крайний Север, Сибирь, Северный Казахстан) при отсутствии низкозамерзающих охлаждающих жид­ костей. В этом случае водоотводный канал перекрывают заглуш­ кой или специальной прокладкой. Необходимо проверить исправ­ ность дистанционного термометра, опуская датчик в кипящую во­ ду. При этом стрелка прибора должна показывать около 100°.

При подготовке системы питания промывают топливные баки,

отстойники,

фильтры

и топливопроводы. Топливный бак промыва­

ют чистым

топливом

в несколько приемов до тех пор, пока

он не

будет чистым. Можно промывать одним и тем же топливом

после

отстоя его

в течение

6—7 мин. Затем разбирают, очищают

и про­

мывают фильтр грубой очистки. После этого разбирают

фильтр

тонкой очистки топлива и определяют степень загрязненности его. При необходимости заменяют элементы новыми и собирают фильтр. В систему питания заливают зимний сорт дизельного топ­ лива.

В процессе работы двигателя масло загрязняется, ухудшается смазка трущихся поверхностей, вследствие чего повышается их износ. Поэтому при подготовке системы смазки ее тщательно про­ мывают. В последнее время промывку делают при неработающем двигателе с применением специальных промывочных агрегатов.

Для зимней эксплуатации трактора масляный радиатор отклю­ чают, так как картер двигателя достаточно охлаждается окружаю­ щим воздухом. У двигателей Д-75, Д-54А и СМД-14 для этого необ­ ходимо вывернуть болты, крепящие кран отключения масляного радиатора, и установить кран так, чтобы стрелка на фланце оста­ новилась против буквы 3 (у СМД-14 против стрелки на корпусе фильтров). После этого затянуть болты крепления крана. Затем заливают свежее зимнее масло, заводят и прогревают двигатель. При этом необходимо убедиться в отсутствии течи масла через соединения фильтров и нормальном его давлении в главной масля­ ной магистрали. Сразу после остановки двигателя надо на слух проверить работу центробежного маслоочистителя. Ротор центро­ бежного маслоочистителя должен продолжать вращаться по инер­

ции примерно 1

мин с постепенным

затухающим шумом.

 

Для обеспечения успешного

запуска двигателей

(особенно

в зимнее время)

необходимо, чтобы

пусковой двигатель,

топливный


насос, форсунки, система

электрозапуска,

аккумуляторы были

в полной исправности. От

надежной работы

электрооборудования

в значительной мере зависит работоспособность тракторов, особен­ но с электростартерным запуском. При подготовке к зимней экс­ плуатации генераторы регулируют на силу тока 10—12 а при сред­ них оборотах двигателя. Щетки должны прилегать к коллектору не менее чем на 3U своей поверхности. Нормальная высота щеток 22—25 мм; если она меньше, их следует заменить. Необходимо про­ верить плотность электролита, залитого в аккумулятор. Электролит недостаточной плотности замерзает (табл. 94), расширяется, разру­ шает активную массу пластин и делает аккумулятор неработоспо­ собным. Кроме того, аккумуляторные батареи очень часто растрес­ киваются.

Подготавливая аккумуляторные батареи к зиме, их надо пере­ зарядить, а плотность электролита довести до зимней нормы (табл. 95).

Аккумуляторную батарею, разряженную на 50% летом и 25%'

зимой, необходимо

снять

с трактора

и отправить

в

мастерскую

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

94

Температура замерзания электролита в зависимости от плотности его

 

Плотность

электро­

Температура замерза­

Плотность

электро­

 

Температура

 

замерза­

лита, приведенная

 

ния электролита, °С

лита, приведенная

 

ния

электролита,

°С

к +\5*С,

г\см?

 

 

 

к

+ № 0 ,

гісм3

 

 

 

 

 

 

 

1,30

 

68

 

1,200

 

 

 

25

 

1,275

 

59

 

1,175

 

 

 

19

 

1,250

 

50

 

1,150

 

 

 

14

 

1,225

 

37

 

1,125

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

95

Величина

нормальной

 

плотности

электролита

при полностью

заряженной

 

батарее,

 

а также

плотность

при разной степени

разряженности ее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плотность

 

электролита,

 

приведен­

 

 

 

 

 

 

 

ная к температуре

+ 15°С, г/см3

Климатические

районы

 

Время

 

 

батарея

разряжена на

 

года

батарея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полностью

25 % 50 % 75 %

 

 

 

 

 

 

 

заряжена

Крайние

северные

с

температурой

Зима

 

1,31

 

1,27

 

1,23

1,19

зимой ниже —40° С

 

 

 

Лето

 

1,27

 

1,23

 

1,19

1,15

 

 

 

 

 

 

 

 

Центральные с температурой

зи­

Зима

 

1,29

 

1,25

 

1,21

1,17

мой до —35° С

 

 

 

Лето

 

1,27

 

1,23

 

1,19

1,15

 

 

 

 

 

 

 

 

Южные

 

 

 

 

Зима

 

1,27

 

1,21

 

1Д7

1,13

 

 

 

 

Лето

 

1,25

 

1,21

 

1,17

1,13

 

 

 

 

 

 

 

 


на подзарядку. Плотность электролита батареи проверяют арео­ метром.

Как только наступит теплая погода, плотность электролита сле­ дует довести до величины, соответствующей этому времени года. Это важно потому, что повышенная плотность преждевременно выводит батарею из строя и установление ее является вынужден­ ной мерой, предохраняющей электролит от замерзания.

Степень разряженное™ батареи можно определить нагрузочной

вилкой. В этом случае ножки

нагрузочной вилки

поочередно

под­

ключают к клеммам

каждого

элемента батареи

не более

чем

на 5 сек и замечают

показание вольтметра. При разности

напря­

жения в отдельных элементах

одной батареи более 0,2 в

батарею

необходимо заменить. Полностью заряженному аккумулятору соот­ ветствуют показания вольтметра 1,8—1,9; разряженному на 25% — 1,7—1,8 и на 50% — 1,6—1,7.

Из трансмиссии и ходовой части нужно слить летнюю смазку из коробки передач, главной и бортовых передач сразу же после

постановки трактора

на подготовку. Залить дизельное топливо

в количестве, равном

примерно половине емкости картера, запу­

стить двигатель и на первой передаче дать проработать трактору

вперед и задним ходом 5 мин. Затем

слить

промывочное топливо

в посуду и залить зимние масла. Проверить

техническое состояние

и при необходимости отрегулировать

все механизмы трансмиссии

и ходовой части. У тракторов на пневматиках важно поддерживать

одинаковое давление

в шинах, что способствует лучшей управляе­

мости и проходимости

их по снегу. Колеса целесообразно расста­

вить на большую колею, если позволяют дорожные условия

(наез­

женная колея, ширина

проезжей части дороги и т. п.).

 

У гусеничных тракторов

во избежание разрыва гусеницы

натя­

гивать ее следует несколько

слабее, чем летом. После длительной

стоянки на морозе трактор трогают плавно при возможно малых оборотах двигателя. Иначе из-за застывшей смазки могут поло­ маться отдельные детали (шестерни, накладки у дисков муфты сцепления и т. п.).

Работоспособность гидросистемы во многом зависит от вязкости заправленного масла. Повышенная вязкость масла отрицательно влияет на работу распределителя, так как в масляных каналах его образуются «пробки». Вследствие этого автомат возврата золотни­

ка часто

не срабатывает

в нейтральное положение, золотник «за­

едает» и

его нельзя передвинуть

в положение

«опускание»

или

«плавающее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому тракторные

гидравлические

системы в холодное

 

время

года следует

заправлять

только

дизельным

маслом Д п - 8 . Работа

гидросистемы

допустима

при температуре масла

от +2 0 до +70°.

Если температура масла

ниже

+20°, то для нагрева его до такой

температуры

сначала перекачивают насосом

гидросистемы

без на­

грузки, т. е. при нейтральном

положении

всех золотников, а

затем

делают 10—15 переключений

золотника

к основному цилиндру во

всех положениях. При больших

морозах

гидросистему

следует


Рис. 50. Схема утеплительного чехла для двигателе трактора Т-74

заправлять подогретым маслом. Сливать холодное масло из гидро­ системы следует, не подогревая ее агрегаты, так как подогрев открытым огнем вызывает появление на них трещин и т. п. Во вре­ мя подготовки магистральные резиновые шланги высокого и низ­ кого давления следует заменить шлангами из морозостойкой резины.

При работе в условиях низких температур окружающего воз­ духа происходит быстрое охлаждение двигателя и ухудшение пока­ зателей его работы. Поэтому одной из трудных задач зимней экс­ плуатации тракторов является поддержание нужного теплового режима двигателя. С этой целью, кроме временных средств утеп­ ления, применяют постоянные утеплительные чехлы, являющиеся

обязательной принадлежностью трактора при зимней эксплуата­

ции. В качестве

временных средств утепления, используемых толь­

ко для подогрева

машин и агрегатов, применяют брезенты или ков­

рики. Коврики изготавливают из двух слоев брезента, простеган­

ных со слоем ваты. Постоянные

утеплительные

чехлы

должны

иметь двойную

прослойку

ватина

толщиной

не

менее

8 — 1 0 мм,

быть

покрыты

дерматином,

хоро­

 

 

 

 

 

 

 

шо простеганы,

иметь

надежные

 

 

 

 

 

 

 

застежки.

Чехол

должен

быть

 

 

 

 

 

 

 

скроен

и сшит точно по форме ра­

 

 

 

 

 

 

 

диатора и капота двигателя и

 

 

 

 

 

 

 

плотно прилегать к их наружным

 

 

 

 

 

 

 

стенкам. Перед

радиатором

у ка­

 

 

 

 

 

 

 

пота делают клапан, а для залив­

 

 

 

 

 

 

 

ной

горловины

и сливных

крани­

 

 

 

 

 

 

 

ков

предусматривают

отверстия

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 49 , 5 0 ) . Кроме этого,

утеп­

 

 

 

 

 

 

 

ляют

трубки дистанционных тер­

 

 

 

 

 

 

 

мометров,

показывающих

темпе­

 

 

 

 

 

 

 

ратуру

охлаждающей

жидкости и

Рис. 51.

Утеплительный

ящик

для

картерного

масла, наматывая на

аккумуляторной

батареи З-СТ-70;

них плотную ткань в несколько

/ — захваты

из

прочной

тесьмы

для

слоев,

при

этом

они

более пра­

переноса

батареи,

2 — прорезь

для

вильно

фиксируют

показатели;

провода

на

массу,

3 — утеплительный

слой, 4 прорезь

для провода от

стар­

утепляют поддон

картера, что сни­

тера,

5 — опора батареи

 

жает

интенсивность

охлаждения

 

 

 

 

 

 

 

двигателя

во время стоянок и работы, способствует

меньшему из­

носу деталей цилиндро-поршневой группы. Необходимо утеплять

аккумуляторные батареи стеклянной или шлаковой

ватой, войло­

ком и др.; при этом их надо помещать в деревянный

или фибровый

ящик с крышкой и двойными

стенками, между которыми помеща­

ют слой теплоизоляционного

материала толщиной 2 0 — 3 0 мм

(рис. 51) . Кроме того, исправляют погнутую металлическую обшив­ ку двигателя, а также защелки съемных боковин, при необходи­ мости заменяют у них ослабевшие пружины и приводят в порядок имеющиеся шторки радиатора; утепляют кабины у ранее выпущен­ ных тракторов, застекляют их, все щели заделывают лентами из