Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Затем трактор подают задним ходом до упора передних и задних

концов тяг и в этом положении замковые

пальцы устанавливают

на место.

 

Амортизаторы в ограничительных цепях

не применяют, так как

они имеются в верхней тяге. При работе трактора с прицепными орудиями в вилки крышек бугелей оси нижних тяг устанавливают прицепную скобу с прицепной вилкой и шкворнем. Для этого на­ весное устройство переводят в транспортное положение, а петлю ограничительной цепи переставляют на верхний выступ вилки.

П о д г о т о в к а п о л я

к работе

агрегатов

Подготавливая

поле к

работе, устраняют или ограждают пре­

пятствия, неровности, мешающие работе агрегатов; разбивают по­ ле на загоны; провешивают линии первого прохода агрегата; отби­ вают поворотные полосы.

Одним из важнейших эксплуатационных показателей машиннотракторных агрегатов является качество работы. Качество и ре­ зультаты работы во многом зависят от поверхности поля. Неров­ ный микрорельеф снижает урожай сельскохозяйственных культур, так как в таких условиях нельзя обеспечить равномерную глубину заделки семян и дружные всходы. Это имеет особенно большое значение при выращивании мелкосемянных культур — льна, проса, многолетних трав, а также пропашных — сахарной свеклы, и др. Например, семена сахарной свеклы надо высевать на глубину 2—3 см, которую можно обеспечить только на ровном поле. Ров­ ность поля также имеет значение при междурядной обработке про­

пашных, особенно в

начале

вегетации. При неровной

поверхности

поля культиваторные

лапы

часть

растений

засыпают землей,

часть — оголяют и срезают.

Не менее

важна

ровность

поля при

уборке хлебов, особенно полеглых и низкорослых. На полях с не­ ровностями резко увеличиваются потери урожая из-за недостаточ­ ного копирования поверхности поля уборочными машинами; осо­ бенно широкозахватными. Кроме того, неровный микрорельеф зятрудняет движение машин на повышенных скоростях. Если поле глыбистое с развальными бороздами, свальными гребнями, глубо­

кими колеями, то качество работы и производительность

агрегата

резко ухудшаются.

 

 

 

Работа на повышенных скоростях требует высокой культуры

выполнения производственных процессов

при

обработке

почвы.

При этом особое значение имеет качество вспашки. Если

вспашка

проведена некачественно — гребнисто и на

разную глубину, то все

последующие производственные процессы

будут выполняться

в неблагоприятных условиях. Главными причинами низкого каче­ ства вспашки являются неправильное присоединение плуга к трак­ тору и работа плужных корпусов на разную глубину.

Для достижения слитной вспашки, кроме устранения указанных причин, необходимо применять скорости движения, допустимые по агротехническим требованиям. Кроме того, при последнем проходе



тором «Беларусь» или Т-38. Зимой его можно использовать для снегозадержания.

На рис. 61 показана схема заравнивателя. Заравниватель со­ стоит из двух отвалов, расположенных под углом 30° к направле­ нию движения. Отвалы соединены между собой двумя брусьями — передним 10 и задним 8. Передний брус является несущим, поэтому он усилен приваренным внизу швеллером. Для более устойчивого положения отвалов к их рабочим поверхностям и к брусьям при­ варены косынки 3. Для навески заравнивателя на трактор к пе­ реднему брусу приварены кронштейны с пальцами 11. Централь­ ная тяга навески трактора соединяется со стойкой, имеющей пять раскосов 2, что придает жесткость всей конструкции.

Отвал состоит из рамы 5 (уголок 45X45) и приваренной к ней стальной полосы толщиной 4 мм. Впереди установлен полозок 6, который ограничивает заглубление отвала.

Для обеспечения более выровненной поверхности поля после прохода агрегата к заднему брусу можно прицепить бороны или рейки.

Заравниватель навешивают так, чтобы его середина возможно точнее совпадала с продольной осью трактора. Этого добиваются, регулируя стяжки продольных тяг навески. Центральную тягу на­ вески удлиняют настолько, чтобы передние концы отвалов погру­ жались в почву меньше, чем задние. Это позволит избежать усту­ пов после прохода заравнивателя и равномернее заделать борозду. Одинаковая глубина хода правого и левого отвалов достигается регулировкой раскосов, которые должны иметь равную высоту.

 

Во время работы продольная ось трактора должна

совпадать

с

серединой борозды. Глубину хода

заравнивателя устанавливают

в

зависимости от глубины развальной

борозды. Благодаря

большой

ширине захвата достаточно заглубления заравнивателя на 4—5 см, чтобы полностью засыпать борозду.

После установки нужной глубины хода рычаг распределителя ставят в «нейтральное» положение. Если требуется большое за­ глубление, рычаг переводят в «плавающее» положение. Когда за­ равниватель достигает нормальной глубины, рычаг распределителя снова возвращают в «нейтральное» положение.

 

При заравнивании свальных гребней правый отвал устанавли­

вают на 5—6 см ниже левого. При этом правый раскос

удлиняют,

а

левый укорачивают. Разницу в положении отвалов

определяют

на

ровной площадке. Агрегат ведут так, чтобы свальный гребень

попадал примерно на середину правого отвала. Глубину хода регу­ лируют так же, как и при заравнивании развальной борозды. При движении заравнивателя левый отвал не работает, он лишь слегка касается почвы.

В Красноярском крае для выравнивания поверхности полей при­ меняется планировщик-борона, разработанная Красноярским науч­ но-исследовательским институтом сельского хозяйства.

Планировщик-борона (рис. 62) представляет собой деревянный обрезной брус 3 квадратного сечения—15X15 см, а для тяжелых


и глыбистых почв — 20X20 см; длина его — 4 м. Брус вырезают

из сосны, лиственницы или другой

породы

дерева. Переднее ниж­

нее ребро его оковывают уголком

50X50

или 60X60 мм по всей

длине, чтобы предохранить рабочую кромку 6 от быстрого

износа.

Уголок крепится к брусу снизу и впереди гвоздями

длиной

120—150 мм, вбитыми через 500 мм. Чтобы

брус не

раскололся,

его оковывают тремя-четырьмя железными

хомутами

7 шириной

3—4 см и прибивают их гвоздями 8, головки

которых

заваривают.

Рис. 62. Планировщик-борона:

'} — зуб-рыхлитель, 2 — шайба с шипами, 3 — брус,

4 гайка, 5 — тяга, 6 — рабочая

кромка, 7 — хомут,

8 — гвоздь

Установленные на расстоянии 15 см один от другого 26 само­ очищающихся зубьев-рыхлителей / крепятся на брусе гайками 4 и шайбами с двумя шипами 2, приваренными к стержням зубьев.

Планировщик-борона имеет две жесткие тяги 5 длиной 800— 1000 мм, которые изготовляют из прутка диаметром 22—25 мм. Тяги закрепляют на расстоянии 550 мм от края бруса. Для присо­ единения к сцепке С-П (рис. 63) к тягам добавляют цепочные уд­ линители длиной 800—1000 мм. Эти удлинители присоединяют к хо­ мутам сцепки. Целесообразно использовать агрегат из трех звень­ ев: планировщика-бороны, сцепки С-11У и гусеничного трактора класса 3 т (рис. 64).

19

3669

289


При выравнивании поверхности поля агрегат работает на третьей — пятой передаче трактора (на пониженных скоростях он работает хуже), двигаясь под углом 30—45° к направлению пахо­ ты. В зависимости от условий работы регулируют длину цепочных

тяг. При укорачивании тяг уменьшается

количество срезаемой

и перемещаемой почвы, в соответствии с

этим снижается тяговое

сопротивление планировщика.

 

Рис. 63. Схема присоединения планировщика-бороны к сцепке С-11У

Рис. 64. Схема агрегата из трех звеньев планировщика-бороны:

/ — трактор гусеничный класса 3 т, 2 — сцепка С-11У, 3 — брусья планировщика-бо­ роны

Испытания планировщика-бороны показали, что на осевшей почве (пар и зябь) за один проход агрегата неровности микро­ рельефа на ширине захвата 4 м уменьшаются более чем в 2,5 раза. При осенних испытаниях на свежевспаханной зяби гребнистость почвы при работе планировщика-бороны в один след уменьшалась почти в 5 раз.

Планировщик-борона хорошо разравнивает свальные гребни и заделывает разъемные борозды. Это орудие может быть изготов­ лено в условиях хозяйств. Оно находит применение на полях Красноярского края.

В Ростовской области широко применяются комбинированные пахотные агрегаты, состоящие из прицепного плуга, косо постав­ ленной волокуши и катка-рыхлителя. Комбинированные агрегаты позволяют сразу получить хорошо выровненную поверхность поля, в большинстве случаев пригодную для посева. При работе комби­ нированного агрегата волокуша, двигаясь под углом к пашне, сре­ зает верхушки гребней и заполняет почвой бороздки между греб­ нями, выравнивая гребнистую и глыбистую поверхность. Катокрыхлитель, перемещаясь по выровненному волокушей следу, дро­ бит комки по всей толще вспаханного слоя и уплотняет его, умень­ шая излишнюю вспушенность пахоты. Выходя из почвы, шпоры дисков рыхлят верхний слой. Ширина захвата волокуши больше ширины захвата плуга, благодаря чему смежные проходы получа­ ются слитными.

Подготавливая поле к работе агрегатов, необходимо убрать оди­ ночные деревья, кустарники, крупные камни и другие препятствия. Их убирают специальными машинами.

Остатки стеблей подсолнечника, кукурузы скашивают и измель­ чают машинами типа КИР-1,5, СК-2,6.

Остатки соломы, половы, ботвы убирают тракторными грабля­ ми, толкающими волокушами и т. п. На полях, не подверженных ветровой эрозии, стерню, мешающую работе пахотных агрегатов, с разрешения агронома удаляют выжиганием. При сжигании стер­ ни должны быть предусмотрены меры противопожарной безопас­ ности. Скирды соломы и другие опасные в пожарном отношении места опахивают двумя проходами агрегата четырехили пятикорпусным плугом.

Овраги, болотца и другие неустранимые препятствия, представ­ ляющие опасность для работы агрегатов, должны быть четко обо­

значены и

вокруг

них оставлена защитная зона шириной 4 м.

Въезд агрегатов в эту зону запрещается.

Требования, предъявляемые к загонам. К загонам предъявляют

следующие

требования:

1. Загоны должны быть оптимальных размеров и обеспечивать

наиболее

высокую

производительность и экономичность работы

агрегатов.

 

 

2.Размеры загона должны быть согласованы со способом дви­ жения агрегата и его составом, чтобы избежать продолжительных переездов агрегата во время смены.

3.Загоны должны иметь параллельные боковые стороны, вдоль которых будет двигаться агрегат, кроме загонов, обрабатываемых круговым способом.

Ориентировочные расчеты показывают, что при обработке по­ лей и загонов неправильной формы холостые проходы при поворо­ тах и заездах увеличиваются до 15% и более. Искривление границ