Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 0
с участка на участок, обеспечение качества работы, выполнение работы при наименьших эксплуатационных затратах на единицу
выработки или продукции. |
||
На почвах повышенной влажности применяют гусеничные само |
||
ходные |
машины |
и тракторы. При выполнении мелиоративных |
работ |
на болотах |
и заболоченных землях применяют машины |
с уширенными гусеницами. |
Ширину захвата многомашинных агрегатов устанавливают,
учитывая размер обрабатываемых участков |
и условия переезда |
|
с участка на |
участок. Агрегат должен быть |
маневренным, обла |
дать хорошей |
проходимостью при переездах. |
|
Для обработки междурядий пропашных культур тракторы и са моходные шасси должны иметь необходимый дорожный просвет, регулируемую колею, а колеса на пневматических шинах или гу
сеницы— узкими, |
чтобы не |
повреждать культурные |
растения. |
|
Специальные |
машины, |
предназначенные |
для |
возделывания |
и уборки пропашных культур, должны быть |
согласованы между |
|||
собой по ширине |
захвата и |
обрабатываемых |
междурядий. |
Подготовка тракторов и машин-орудий к работе
Одним из важнейших условий высококачественного выполнения сельскохозяйственных работ является тщательная подготовка агре гатов. Подготовку тракторов и машин-орудий можно разделить на
общую и |
специальную. |
О б щ а я |
п о д г о т о в к а |
включает опера |
ции, предусмотренные |
правилами |
технического ухода. К с п е ц и |
||
а л ь н о й |
п о д г о т о в к е относятся операции, |
проведение кото |
||
рых связано с выполнением того |
или иного |
производственного |
||
процесса. |
|
|
|
|
Передовые механизаторы уделяют большое внимание подготов ке агрегатов, в результате чего повышается их работоспособность, увеличивается выработка, экономятся нефтепродукты и средства на ремонт.
Подготовка агрегата к работе включает подготовку трактора, машин-орудий и сцепки (для многомашинных агрегатов).
Подготавливая трактор к работе, устанавливают требуемую ко лею колесного трактора, налаживают подъемно-навесное устрой ство. При подготовке машин и орудий устанавливают рабочие органы, регулируют узлы и механизмы. У сцепок делают разметку прицепного бруса для размещения машин-орудий. До начала под готовки агрегатов следует проверить комплектность, техническое состояние и правильность сборки машин и орудий в соответствии с заводскими руководствами, действующими правилами и инструк циями. Работу по подготовке агрегатов проводят в бригадах (от делениях) на регулировочной площадке. Окончательно регулируют агрегат на загоне. Подготавливает агрегат тракторист-машинист и прицепщик под руководством бригадира или его помощника.
Ниже рассматриваются некоторые специальные операции по подготовке тракторов к работе.
Расстановка колес универсальных тракторов для обработки междурядий. При эксплуатации пропашных тракторов с регули
руемой |
колеей следует |
учитывать, что на |
работах, |
не связанных |
|||||
с движением агрегата в междурядь |
|
|
|||||||
ях, колея колес трактора, как пра |
|
|
|||||||
вило, должна быть наибольшей. |
|
|
|||||||
Если трактор применяют для ра |
|
|
|||||||
боты |
в |
междурядьях |
пропашных |
|
|
||||
культур, колея должна быть такой, |
|
|
|||||||
чтобы колеса трактора не повреж |
|
|
|||||||
дали растений (рис.54). Данные, ха |
|
|
|||||||
рактеризующие проходимость |
колес |
|
|
||||||
ных |
тракторов, приведены |
в |
табл. |
|
|
||||
100. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ширину |
колеи трактора |
опреде |
|
|
|||||
ляют |
по |
следующим |
формулам: |
|
|
||||
а) колеса трактора проходят по |
|
|
|||||||
середине |
междурядий, |
|
|
Рис. |
54. Схема |
к расчету ши |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
К~ |
Ш • п |
(мм), |
|
рины |
колеи колесного универ |
||
|
|
|
|
сального |
трактора: |
б) задано расстояние от наруж ного края обода колеса до расте ния
К — колея |
трактира, |
Ш — ширина |
|
м е ж д у р я д ь я , |
ZB — внутренняя |
за |
|
щитная зона, а — ширина о б о д а |
ко |
||
леса, Z H — н а р у ж н а я |
защитная |
зо - |
|
|
К=Ш(п+ |
1) - a — 2ZB |
|
(мм), |
|
|
|
|||
в) задано расстояние от внутреннего |
края |
обода |
колеса |
до |
|||||||
растения |
К=Ш(п— |
1) + |
а + |
2ZH |
|
(мм), |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||||||
где К — ширина |
колеи трактора, |
мм; |
|
|
|
|
|
|
|
||
Ш — ширина |
междурядий, мм; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
п — число рядков, умещающихся |
под трактором; |
|
|
||||||||
а — ширина |
обода колеса трактора |
(или |
ширина |
гусеницы), |
|||||||
ZB |
мм; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— ширина |
внутренней защитной |
зоны |
или |
расстояние |
от |
||||||
|
внутреннего края |
обода |
колеса |
до |
растения, |
мм; |
|
||||
ZH |
— ширина |
наружной |
защитной |
зоны |
или |
расстояние |
от |
||||
|
наружного края обода колеса до растения, |
мм. |
|
||||||||
После определения наименьшей допустимой ширины колеи |
|||||||||||
трактора с учетом допустимой величины |
защитных |
зон сначала |
|||||||||
расставляют направляющие колеса |
трактора. |
|
|
|
|
|
|||||
У трактора «Беларусь», |
если размер колеи, на которую устанав |
ливают направляющие колеса, находится в пределах 1500—1600 мм, трубу толкающей тяги следует заменить дополнительной удлинен ной трубой. Если колеса нужно установить на колею более 1600 мм, то во внутренние трубы поворотных кулаков следует, кроме того, ввернуть специальные вставки (вставки и дополнительную
удлиненную трубу толкающей тяги прилагают к трактору на заво де). После этого расставляют на нужную колею задние колеса. Для этого необходимо определить по рис. 55, как должны располагать ся ступицы, ободья и диски ведущих колес для получения нужной колеи. Под передние колеса трактора подкладывают колодки.
У тракторов «Беларусь» можно плавно регулировать колею задних колес, поднять домкратом правую часть трактора до отры ва колеса от почвы, отвернуть на 2—4 оборота болты крепления вкладыша в ступице колеса и очистить полуось от грязи. Вращая червяк (у трактора МТЗ-50) или сдвигая руками колесо вдоль
В) |
|
|
Рис. 55. |
Схема |
расположения |
а—трактора ДТ-20 с шинами 8-32, б — трактора |
ДТ-20 |
с шинами 10-28, |
оси, установить его в нужном положении, после чего болты креп ления вкладыша затянуть до отказа. При расстановке ведущихколес трактора «Беларусь» на колею 1600—1800 мм их надо поме нять местами так, чтобы стрелки на шинах с надписью «Направле ние вращения» совпадали с направлением движения трактора.
Перестанавливать колеса удобнее при предварительно установ ленной разрезной регулировочной втулке на оси трактора. Затем нужно найти середины задних колес трактора, отметить их мелом,, надеть на колпак вала отбора мощности приспособление и распо
ложить указатель приспособления против середины правого |
коле |
са (рис. 56). При этом указатель должен показывать ширину |
колеи, |
на которую устанавливают колеса трактора. Если середина колеса не совпадает с указателем приспособления, следует отвернуть гай ки шпилек крепления ступицы колеса, вывернуть до отказа выжим ные винты и передвинуть колесо со ступицей так, чтобы середина колеса расположилась против указателя. После этого надо ввер нуть выжимные винты, укрепить их контргайками, затянуть гайки шпилек крепления ступицы. В той же последовательности следует устанавливать на заданную колею левое заднее колесо. После уста новки нужно опустить поднятые колеса.
У трактора типа ДТ-20 со ступенчатой регулировкой колеи ос лабить болты крепления правого колеса, поднять домкратом
задних колес:
в — трактора T-40, г — тракторов «Беларусь»
Т а б л и ц а 100
Марка
трактора
ДТ-20
Т-16
Т-28
Т-28Х
Т-40А МТЗ-5 МТЗ-50 МТЗ-52
|
|
|
Передние |
колеса |
|
|
|
Задние колеса |
|
|
Ширина |
междурядий |
Ш, |
|
|
||||
|
мм |
|
|
- |
Я ^ |
|
Е о |
- |
к ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ервал улиров колеи, |
|
ервал улиров колеи, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Агротехниче - |
а. - |
|
те - |
|
а. . |
|
те . |
450 |
500 |
600 |
650 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
||||
ский |
просвет, |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
щ к |
|
X те |
|
Ы X |
|
X те |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
S |
и |
|
а." |
- |
т ч |
ас а! з; J |
а." |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
те о |
|
= § |
4 |
СЗ О |
= 5 * |
Число рядков растений под трактором |
|
||||||||||
|
|
О . И |
|
з і * |
схьс |
|
зЗч |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
308; |
460; 515 |
1100-1400 |
50 |
150 |
|
1100-1500 |
50 |
210 |
3 |
2; 3 |
2 |
|
2 |
2 |
2 |
1; 2 |
1;2 |
||
|
560 |
1200—150Э |
150 |
170 |
|
1200-1800 |
150 |
210 |
3 |
3 |
3 |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
|
|
1500-1700 |
200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
650 |
1250; 1340; 1415; |
|
180 |
|
1200-1800* |
|
218; |
300 |
3; 4 |
(3) |
2; |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
1600; |
1770 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
825 |
одно колесо |
|
|
|
1800* |
|
218; |
300 |
4 |
|
|
|
|
„ |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
180 |
|
2000* |
|
|
|
— |
4 |
— |
|
— |
— |
— |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
2400* |
|
|
|
|
|
(4) |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
— |
|
|
— |
— |
— |
|||
|
540 |
1200-1 £00 |
|
210 |
|
1200—1800 |
|
240; |
330 |
3; 4 |
(3) |
2; |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
|
650 |
1260-1860 |
100 |
190 |
|
1260-1860* |
|
300 |
3; 4 |
3 |
2; |
3 2;(3) |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||
|
650 |
1200-1800 |
100 |
190 |
1200-1800* |
|
240 |
3; 4 |
3 |
2; |
3 2,(3) |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||
|
640 |
1200-1800 |
|
210 |
|
1200-1800 |
|
240 |
3 |
3 |
(2) |
|
2 |
2 |
2 |
(2) |
(2) |
П р и м е ч а н и я : 1) * Бесступенчатое изменение размера колеи.
2) Число рядков, указанное в скобках, означает, что защитная зона невелика.