Файл: Мухин А.А. Основы эксплуатации машинно-тракторного парка учеб. пособие для сел. проф.-техн. училищ и подготовки рабочих на пр-ве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

с участка на участок, обеспечение качества работы, выполнение работы при наименьших эксплуатационных затратах на единицу

выработки или продукции.

На почвах повышенной влажности применяют гусеничные само­

ходные

машины

и тракторы. При выполнении мелиоративных

работ

на болотах

и заболоченных землях применяют машины

с уширенными гусеницами.

Ширину захвата многомашинных агрегатов устанавливают,

учитывая размер обрабатываемых участков

и условия переезда

с участка на

участок. Агрегат должен быть

маневренным, обла­

дать хорошей

проходимостью при переездах.

 

Для обработки междурядий пропашных культур тракторы и са­ моходные шасси должны иметь необходимый дорожный просвет, регулируемую колею, а колеса на пневматических шинах или гу­

сеницы— узкими,

чтобы не

повреждать культурные

растения.

Специальные

машины,

предназначенные

для

возделывания

и уборки пропашных культур, должны быть

согласованы между

собой по ширине

захвата и

обрабатываемых

междурядий.

Подготовка тракторов и машин-орудий к работе

Одним из важнейших условий высококачественного выполнения сельскохозяйственных работ является тщательная подготовка агре­ гатов. Подготовку тракторов и машин-орудий можно разделить на

общую и

специальную.

О б щ а я

п о д г о т о в к а

включает опера­

ции, предусмотренные

правилами

технического ухода. К с п е ц и ­

а л ь н о й

п о д г о т о в к е относятся операции,

проведение кото­

рых связано с выполнением того

или иного

производственного

процесса.

 

 

 

 

Передовые механизаторы уделяют большое внимание подготов­ ке агрегатов, в результате чего повышается их работоспособность, увеличивается выработка, экономятся нефтепродукты и средства на ремонт.

Подготовка агрегата к работе включает подготовку трактора, машин-орудий и сцепки (для многомашинных агрегатов).

Подготавливая трактор к работе, устанавливают требуемую ко­ лею колесного трактора, налаживают подъемно-навесное устрой­ ство. При подготовке машин и орудий устанавливают рабочие органы, регулируют узлы и механизмы. У сцепок делают разметку прицепного бруса для размещения машин-орудий. До начала под­ готовки агрегатов следует проверить комплектность, техническое состояние и правильность сборки машин и орудий в соответствии с заводскими руководствами, действующими правилами и инструк­ циями. Работу по подготовке агрегатов проводят в бригадах (от­ делениях) на регулировочной площадке. Окончательно регулируют агрегат на загоне. Подготавливает агрегат тракторист-машинист и прицепщик под руководством бригадира или его помощника.

Ниже рассматриваются некоторые специальные операции по подготовке тракторов к работе.


Расстановка колес универсальных тракторов для обработки междурядий. При эксплуатации пропашных тракторов с регули­

руемой

колеей следует

учитывать, что на

работах,

не связанных

с движением агрегата в междурядь­

 

 

ях, колея колес трактора, как пра­

 

 

вило, должна быть наибольшей.

 

 

Если трактор применяют для ра­

 

 

боты

в

междурядьях

пропашных

 

 

культур, колея должна быть такой,

 

 

чтобы колеса трактора не повреж­

 

 

дали растений (рис.54). Данные, ха­

 

 

рактеризующие проходимость

колес­

 

 

ных

тракторов, приведены

в

табл.

 

 

100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ширину

колеи трактора

опреде­

 

 

ляют

по

следующим

формулам:

 

 

а) колеса трактора проходят по

 

 

середине

междурядий,

 

 

Рис.

54. Схема

к расчету ши­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К~

Ш • п

(мм),

 

рины

колеи колесного универ­

 

 

 

 

сального

трактора:

б) задано расстояние от наруж­ ного края обода колеса до расте­ ния

К — колея

трактира,

Ш — ширина

м е ж д у р я д ь я ,

ZB внутренняя

за­

щитная зона, а — ширина о б о д а

ко­

леса, Z H — н а р у ж н а я

защитная

зо -

 

 

К=Ш(п+

1) - a — 2ZB

 

(мм),

 

 

 

в) задано расстояние от внутреннего

края

обода

колеса

до

растения

К=Ш(п—

1) +

а +

2ZH

 

(мм),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где К — ширина

колеи трактора,

мм;

 

 

 

 

 

 

 

Ш — ширина

междурядий, мм;

 

 

 

 

 

 

 

п — число рядков, умещающихся

под трактором;

 

 

а — ширина

обода колеса трактора

(или

ширина

гусеницы),

ZB

мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— ширина

внутренней защитной

зоны

или

расстояние

от

 

внутреннего края

обода

колеса

до

растения,

мм;

 

ZH

ширина

наружной

защитной

зоны

или

расстояние

от

 

наружного края обода колеса до растения,

мм.

 

После определения наименьшей допустимой ширины колеи

трактора с учетом допустимой величины

защитных

зон сначала

расставляют направляющие колеса

трактора.

 

 

 

 

 

У трактора «Беларусь»,

если размер колеи, на которую устанав­

ливают направляющие колеса, находится в пределах 1500—1600 мм, трубу толкающей тяги следует заменить дополнительной удлинен­ ной трубой. Если колеса нужно установить на колею более 1600 мм, то во внутренние трубы поворотных кулаков следует, кроме того, ввернуть специальные вставки (вставки и дополнительную


удлиненную трубу толкающей тяги прилагают к трактору на заво­ де). После этого расставляют на нужную колею задние колеса. Для этого необходимо определить по рис. 55, как должны располагать­ ся ступицы, ободья и диски ведущих колес для получения нужной колеи. Под передние колеса трактора подкладывают колодки.

У тракторов «Беларусь» можно плавно регулировать колею задних колес, поднять домкратом правую часть трактора до отры­ ва колеса от почвы, отвернуть на 2—4 оборота болты крепления вкладыша в ступице колеса и очистить полуось от грязи. Вращая червяк (у трактора МТЗ-50) или сдвигая руками колесо вдоль

В)

 

 

Рис. 55.

Схема

расположения

а—трактора ДТ-20 с шинами 8-32, б — трактора

ДТ-20

с шинами 10-28,

оси, установить его в нужном положении, после чего болты креп­ ления вкладыша затянуть до отказа. При расстановке ведущихколес трактора «Беларусь» на колею 1600—1800 мм их надо поме­ нять местами так, чтобы стрелки на шинах с надписью «Направле­ ние вращения» совпадали с направлением движения трактора.

Перестанавливать колеса удобнее при предварительно установ­ ленной разрезной регулировочной втулке на оси трактора. Затем нужно найти середины задних колес трактора, отметить их мелом,, надеть на колпак вала отбора мощности приспособление и распо­

ложить указатель приспособления против середины правого

коле­

са (рис. 56). При этом указатель должен показывать ширину

колеи,

на которую устанавливают колеса трактора. Если середина колеса не совпадает с указателем приспособления, следует отвернуть гай­ ки шпилек крепления ступицы колеса, вывернуть до отказа выжим­ ные винты и передвинуть колесо со ступицей так, чтобы середина колеса расположилась против указателя. После этого надо ввер­ нуть выжимные винты, укрепить их контргайками, затянуть гайки шпилек крепления ступицы. В той же последовательности следует устанавливать на заданную колею левое заднее колесо. После уста­ новки нужно опустить поднятые колеса.

У трактора типа ДТ-20 со ступенчатой регулировкой колеи ос­ лабить болты крепления правого колеса, поднять домкратом

задних колес:

в — трактора T-40, г — тракторов «Беларусь»



Т а б л и ц а 100

Марка

трактора

ДТ-20

Т-16

Т-28

Т-28Х

Т-40А МТЗ-5 МТЗ-50 МТЗ-52

 

 

 

Передние

колеса

 

 

 

Задние колеса

 

 

Ширина

междурядий

Ш,

 

 

 

мм

 

 

-

Я ^

 

Е о

-

к ^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ервал улиров колеи,

 

ервал улиров колеи,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агротехниче -

а. -

 

те -

 

а. .

 

те .

450

500

600

650

700

800

900

1000

ский

просвет,

 

 

 

 

 

щ к

 

X те

 

Ы X

 

X те

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

и

 

а."

-

т ч

ас а! з; J

а."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

те о

 

= §

4

СЗ О

= 5 *

Число рядков растений под трактором

 

 

 

О . И

 

з і *

схьс

 

зЗч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

308;

460; 515

1100-1400

50

150

 

1100-1500

50

210

3

2; 3

2

 

2

2

2

1; 2

1;2

 

560

1200—150Э

150

170

 

1200-1800

150

210

3

3

3

 

2

2

2

2

2

 

 

1500-1700

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

650

1250; 1340; 1415;

 

180

 

1200-1800*

 

218;

300

3; 4

(3)

2;

3

2

2

2

2

2

 

 

1600;

1770

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

825

одно колесо

 

 

 

1800*

 

218;

300

4

 

 

 

 

2

2

2

 

 

 

 

 

180

 

2000*

 

 

 

4

 

2

2

 

 

 

 

 

 

2400*

 

 

 

 

 

(4)

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

540

1200-1 £00

 

210

 

1200—1800

 

240;

330

3; 4

(3)

2;

3

2

2

2

2

2

 

650

1260-1860

100

190

 

1260-1860*

 

300

3; 4

3

2;

3 2;(3)

2

2

2

2

 

650

1200-1800

100

190

1200-1800*

 

240

3; 4

3

2;

3 2,(3)

2

2

2

2

 

640

1200-1800

 

210

 

1200-1800

 

240

3

3

(2)

 

2

2

2

(2)

(2)

П р и м е ч а н и я : 1) * Бесступенчатое изменение размера колеи.

2) Число рядков, указанное в скобках, означает, что защитная зона невелика.