Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Настоящая книга представляет собой учебник геометрии, используемый в старших классах части американских средних школ. Содержащийся здесь материал покрывает полную программу курса: он содержит и разделы, относящиеся к планиметрии, и пер­ воначальные (впрочем, довольно скромные) сведения по стереометрии. В книге произ­ ведена удачная попытка частичного объеди­ нения планиметрического и стереометриче­ ского материала, излагаемого зачастую в рамках одной главы.

Учебник Моиза и Даунса является также и задачником —он содержит полное количество задач, необходимое для целей преподавания. Для удобства преподавателя задачи, которые авторы считают возмож­ ным опустить, отмечены крестиками (+); бо­ лее трудные задачи отмечены звездочками

(*). Особо выделены так называемые «кон­ курсные задачи» (honors problems), адре­ сованные лишь к наиболее успевающим учащимся.

Основной текст книги сопровождается Дополнениями, заимствованными из «учи­ тельского издания» учебника, и послесло­ вием редактора перевода, поясняющим ос­ новные установки этой книги, а также содержащим некоторые сведения о ее ав­ торах и о том, как используется этот учеб­ ник в американских средних школах. В кон­ це книги имеется полный список всех ак­ сиом, позволяющий более полно представить себе избранную авторами дедуктивную си­ стему, а также список всех употребляемых в книге символов и предметный указатель. Немногочисленные подстрочные примеча­ ния в тексте книги принадлежат перевод­ чику и редактору. ж

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРОВ

В последние годы происходила оживленная дискуссия о содержа­ нии курса геометрии, который проходится в старших классах средней

школы. Просмотрев

оглавление этой книги, легко заметить,

что

мы

близко следуем рекомендациям Комиссии по математике Совета

по

вступительным

экзаменам

в колледжи (Commission

on Mathe­

matics of the College Entrance

Examination Board) и находимся под

сильным

влиянием

опубликованной исследовательской

Группой

по школьной математике (School Mathematics Study

Group,

со­

кращенно

SMSG) книги под

названием «Геометрия».

При отборе

материала для нашей книги мы руководствовались идеями, ко­ торые были приняты как этими коллективами, так и некоторыми другими.

Самый простой способ объяснить дух и метод этой книги состоит

втом, чтобы сразу выразить глубочайшую признательность нашим коллегам по SMSG. Нам посчастливилось участвовать в проводимой

врамках SMSG коллективной работе, и мы были воодушевлены длительными и серьезными обсуждениями стиля и метода преподава­ ния математики. Естественно, что мы писали свою книгу, осно­ вываясь на собственных убеждениях, сложившихся после нескольких

лет труда и размышлений под влиянием нашего опыта преподавания

в средней

школе; отступления от выработанной коллективно линии

изложения

здесь столь многочисленны,

что

мы не можем претен­

довать

ни на какую поддержку нашей книги

авторитетом SMSG.

Однако

наши

взгляды со времени летних месяцев 1958, 1959 и

1960 гг. существенно не изменились; основные установки составлен­

ной под эгидой SMSG книги и теперь

кажутся

нам такими же

обоснованными,

как

и раньше, так что своей задачей мы считаем

лишь усовершенствование воплощения этих установок.

Перечислим

теперь основные особенности нашей книги.

1.

Основные

понятия стереометрии

вводятся у нас рано, в гл. 3,

и с этого

момента

систематически

используются.

Они возникают

не только в более поздних главах, специально посвященных изучению

стереометрии,

но и в задачах к главам, посвященным планиметрии.

Таким образом, к тому времени,

когда

мы обратимся к система­

тическому изучению стереометрии в гл. 8, учащийся будет уже

иметь

большой

и разнообразный (хотя и интуитивный) опыт в этом

направлении.

 

 

 

 

 



2. Система координат на прямой вводится в гл. 2, и после этого мы свободно пользуемся алгеброй. Расстояния и углы измеряются числами, и при действиях с ними применяются алгебраические методы. Это позволяет легко ввести в гл. 13 (после того, как учащийся познакомится с подобием и теоремой Пифагора) коор­ динаты на плоскости.

3. Теорию измерения площадей обычно проходят в конце курса

геометрии. Здесь мы излагаем ее в гл.

11, т. е. примерно в середине

курса.

Для этого есть две причины.

Во-первых, понятие площади

должно

появляться рано потому, что

оно является легким, если

не считать требований, которые оно предъявляет к алгебраическим навыкам. (Эти навыки так или иначе нужно развивать.) Во-вторых, оно полезно в остающейся части теории, давая простое дока­ зательство теоремы Пифагора, а также теоремы о пропорциональ­ ных отрезках, на которую опирается теория подобия.

4.Почти в каждом случае, прежде чем формально определить какое-либо понятие, мы объясняем его интуитивно — путем нефор­ мального обсуждения, чаще всего базирующегося на разборе рисун­ ков. (См., например, определение выпуклого множества на стр. 69.)

5.Рисунки в книге используются очень широко; они снабжаются некоторыми пометками, имеющими своей целью увеличение доставляе­ мой рисунками информации. (См. стр. 126—127, где мы объясняем, как пометками обозначать конгруэнтность, а также стр. 141—142, где мы объясняем пользу проставляемых на рисунках восклицатель­

ных знаков: с их помощью мы обозначаем заключения.)

6.Мы постарались придумать названия для возможно большего числа теорем, чтобы облегчить их запоминание и ссылки на них. (См., например, «теорему о шарнире» на стр. 224 и «аксиому масштабной линейки» на стр. 45.)

7.Основная цель этой книги состоит в том, чтобы научить учащегося пользоваться математическим языком —т. е. понимать математическую книгу и самому использовать усвоенные формы записи. Это —не простая задача. Тому, кто учится пользоваться математическим языком, должны быть сообщены термины и обозначения, быстро и точно передающие смысл математического понятия. Не следует думать, что так поступают все. Например, во многих книгах один и тот же символ AB употребляется для обозначения: а) прямой, содержащей точки А и В; Ь) отрезка с концами А и В; с) луча, исходящего из Л и проходящего через

Ю


ß; d) расстояния между точками А и В. Вовсе не редкость также встретить в какой-либо книге детальное объяснение раз­ личия между отрезками и прямой, которое, однако, полностью игнорируется самими авторами (или автором). Но если применя­ емый язык так неряшлив, учащийся скорее всего придет к (закон­ ному!) заключению о том, что предложенный ему учебник для серьез­

ного изучения

не годится. В нашей книге мы сделали

попытку

добиться

вдумчивого внимания учащихся, последовательно приучая

их к ясности

и точности изложения.

 

 

Кембридж и Ньютон, Массачусетс,

Э.

Э. М.

Октябрь

1963

г.

Ф.

Л. Д.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И СТРОГОЕ РАССУЖДЕНИЕ

§ 1. ДВА ТИПА ЗАДАЧ

Рассмотрим следующие задачи.

1. Прямоугольник имеет размеры 6 смх8см. Ограниченная им площадь разбита прямолинейным отрезком на две части. Чему равна площадь одной из этих частей, если площадь другой равна 20 кв. см?

2. Сумма (измеренных в сантиметрах)

 

 

основания й боковой стороны некоторо­

 

го прямоугольника равна 14. Второй

 

 

прямоугольник имеет в 5 раз большее

 

основание и втрое большую боковую сто­

 

рону. Периметр второго

прямоугольни­

 

ка равен 91. Какие размеры имеет пер­

 

вый прямоугольник?

 

 

 

 

Задачу 1 вы сумеете решить без осо­

в см

бых размышлений. Ответ — 28 кв. см,

по­

 

 

тому что 6-8 = 48 и 48 — 20 = 28.

Ко­

 

нечно, при желании мы могли бы эту

задачу решить

и алгебраи­

чески, составив

уравнение

 

 

 

 

 

 

20 + х= 6-8

 

 

и затем

найдя

из него, что х = 28.

Но

решающий задачу таким

способом

рискует вызвать

нелестное мнение о своих

умственных

способностях, поскольку

в алгебре здесь нет никакой нужды. Ско­

рее всего, вам еще до того, как вы вообще начали изучать алгебру, приходилось решать с помощью арифметики и более трудные за­ дачи. И если бы все алгебраические уравнения были бы такими же ненужными, как только что составленное, то ни один серьез­ ный человек не заинтересовался бы ими.

Иное дело, однако, задача 2.

Если мы обозначим основание

и боковую сторону первого прямоугольника через х и

у, то осно­

вание и боковая сторона второго

прямоугольника

будут равны

и Зу. Следовательно,

 

 

5 * + 3 */ = ^ ,

так как сумма основания и боковой стороны равна половине пе­ риметра. Кроме того, мы знаем, что

х + у = 14.

Мы пришли к системе двух уравнений с двумя неизвестными. Чтобы ее решить, умножим второе уравнение почленно на 3; мы получим

Зх + Зг/= 42.

Затем почленно вычтем последнее уравнение из первого; это даст

нам

.з і—

1_

2* = 45-^- —42:

 

' ö 2

2

13


или

Следовательно,

У= 14— 1§ = 12|-.

Нетрудно проверить, что наш ответ удовлетворяет условиям задачи. Эти две задачи кажутся схожими, но в одном очень важном отношении они совершенно различны. Первую из них можно было бы назвать «задачей на здравый смысл». Легко догадаться, каким должен быть ответ, и столь же легко проверить, что ответ, к которому приводит естественная догадка, правилен. Угадать же ответ второй задачи почти невозможно. Чтобы ее решить, нужно

кое-что знать о математических методах.

Ситуации такого рода в геометрии не редки. Рассмотрим сле­ дующие утверждения.

1.Если треугольник имеет стороны 3, 4 и 5, то он является прямоугольным, причем прямой угол противолежит наибольшей стороне.

2.Пусть дан треугольник со сторонами а, b и с. Если

аа+ 6 2 = с2,

то треугольник является прямоугольным, причем прямой угол про­ тиволежит наибольшей стороне.

Первый из этих фактов был известен еще древним египтянам. Они проверили его на опыте. Вы можете удостовериться в том, что он верен, как можно точнее начертив треугольник 3 — 4 —5 и измерив транспортиром угол, противолежащий наибольшей сто­ роне. Нужно, конечно, учитывать, что такая проверка является только приближенной. Допустим, например, что этот угол, кото­ рый мы предположили точно равным 90°, в действительности равен

89° 59' 59-у- (т. е. 89 градусов, 59 минут и 59

секунды). В этом

случае вам едва ли удалось бы обнаружить это различие с по­ мощью транспортира, как бы тщательно вы ни точили свой карандаш

14

и вычерчивали треугольник. Тем не менее «египетский метод» с точки зрения здравого смысла является хорошим методом проверки экспериментального факта.

Египтяне были очень искусны в проведении физических изме­ рений. Ребра основания великой пирамиды в Гизе (пирамиды Хеопса) равны приблизительно 230,43 м, причем длины этих четырех ребер отличаются одна от другой не более чем на 2 см. По-видимому, никто сегодня не знает, какими средствами строители добились такой точности (Чем больше вы будете думать над этой задачей, тем более трудной она вам, вероятно, покажется.)

Утверждение 2 египтянам известно не было, оно было открыто греками много позже. Проверить это утверждение экспериментально совершенно невозможно по той простой причине, что пришлось бы рассмотреть бесконечное множество случаев. Можно, например, сделать чертеж и снять показания транспортира для всех сле­ дующих треугольников

и так далее до бесконечности. Таким образом, проверить наше общее утверждение экспериментально (даже приближенно) нет ни­ какой надежды. Поэтому разумный человек не будет убежден, что утверждение 2 во всех случаях верно до тех пор, пока он не обо­ снует его рассуждениями, основанными на правилах логики.

Это и явилось причиной того, почему именно греки, а не егип­ тяне открыли, что наше второе утверждение верно. Египтяне были очень сильны в измерениях, и они сделали несколько чрезвычайно проницательных догадок, которые позднее оказались верными. Но греки открыли новый метод, который оказался гораздо более мощ­ ным,—метод строгого геометрического рассуждения. С помощью этого метода они превратили правдоподобные догадки в прочные знания и установили некоторые настолько поразительные факты, что без доказательства им никто не поверил бы. Тем самым древние греки заложили основания современной математики, а потому и всей современной науки вообще.

15