Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи

к

§

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Насколько хорошо вы оцениваете

на глаз? Проделайте следующий экспери­

 

мент. Возьмите

кусок

веревки длиной приблизительно в

полтора

метра и

 

положите

его

на

 

пол

в

виде петли со свободными концами. -Затем по­

 

тяните

за

концы

веревки,

постепенно уменьшая петлю, и остановитесь

 

в тот

момент,

когда вам покажется, что петля по размеру равна вашей

 

талии.

Пометьте

 

веревку

в

точках

ее

самопересечения

 

 

 

 

 

 

и проверьте,

правильно

ли

вы

угадали,

обтянув ее во­

 

 

 

 

 

 

круг

талии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После

того

как вы

произведете

эту

 

проверку,

прочитай­

 

 

 

 

 

 

те

замечание

к

задаче 1 на

стр.

18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вот еще одна задача на

оценку

на

глаз.

Газетный

лист

 

 

 

 

 

 

довольно

тонок

— около

0,08

мм; пачку газет вам

 

 

 

 

 

 

приходилось видеть довольно часто. Представьте

себе,

 

 

 

 

 

 

что вы расстелили один газетный

лист

 

на

полу.

Затем

 

 

 

 

 

 

вы

 

кладете

на

него

другой

лист, затем еще два, затем

 

 

 

 

 

 

четыре

и т. д.,

так

что

пачка газет

все

время

увеличивается.

Каждый

раз

 

вы

 

добавляете

к

 

пачке

столько газет, сколько в ней уже было раньше.

 

После десятикратного повторения этой операции

высота пачки

достигнет

 

примерно

8 см.

Какую

высоту

имела

бы

пачка,

если

бы вы были в

со­

 

стоянии

 

повторить

эту

операцию 50

раз?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один

из ответов

 

а)

d),

приведенных

 

ниже, является

правильным;

вам

 

нужно

только

оценить (или подсчитать), какой именно.

 

 

 

 

 

 

a)

Примерно такую

же,

как

ваша

классная

комната.

 

 

 

 

 

 

B ) Примерно такую же,

как

четырехэтажное

здание.

 

 

 

 

 

 

c)

Примерно такую

же,

как

Импайр Стейт

Билдинг 1).

 

 

 

 

 

 

d) Более чем в два раза превышающую высоту Импайр Стейт Билдинг.

 

 

После того

как

вы

произведете

свой

выбор,

прочитайте замечание

к задаче

 

2 на

стр.

19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

На

 

первый

из двух

приведенных ниже

вопросов можно ответить

на

основа­

 

нии «здравого

смысла». Дайте только ответ. Ответ на второй вопрос требу­

 

ет небольших

арифметических или

алгебраических

вычислений.

 

Покажите,

 

как

вы

их

проделаете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a)

 

Чему

равна

одна

шестая

от

12?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

 

Чему

равна

одна

шестая

от 5 255 622?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Поступите, как в задаче 3:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a)

 

Третья

часть

 

расстояния

между двумя городами

равна

10 км . Чему равно

 

 

 

все

расстояние?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

 

Расстояние

между

двумя

городами на 10 км больше, чем треть расстоя­

 

 

 

ния

между

ними. Чему равно расстояние между

этими городами?

 

5 * . Поступите,

как

 

в

задаче

3:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a)

Если пятнадцатисантиметровый кусок проволоки разрезать на

две части

 

 

 

так,

чтобы

одна часть была в четыре раза длиннее другой, то чему будет

 

 

 

равна

длина

большей

части?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

Если пятнадцатисантиметровый кусок проволоки разрезать на две части

 

 

 

так,

чтобы

площадь

квадрата, образуемого

сгибанием

одной

части, была

 

 

 

в четыре раза больше площади квадрата, образуемого сгибанием другой,

 

 

 

то

чему будет

равна

длина большей

части?

 

 

 

 

 

 

 

6. Если два ученика добросовестно и независимо друг от

друга

будут изме­

 

рять

ширину

классной комнаты линейками, один слева направо, а другой

 

справа налево, то, по всей вероятности, они получат различные результаты.

 

Проверьте это! Какое из следующих соображений является правдоподобной

 

причиной такого

 

различия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!)

Импайр

Стейт

Билдинг — самый

высокий

в

мире дом (475 м, 102

этажа) в

 

момент

написания

этой

книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16


a) Линейки

имеют разные длины.

B ) Вещи удлиняются (или укорачиваются), когда их измеряют не слева

направо,

а справа налево.

c)Расхождения, являющиеся результатом изменения положения линейки, накапливаются, и сложение этих маленьких ошибок приводит к замет­

ному

различию.

 

 

 

 

 

 

d) Один

из

двух учеников сбился

со счета.

 

 

7. Покажите,

что равенство

п2— 2я +

2 =

я

верно

при п — 1.

Верно ли оно

при п =

2?

Верно ли оно

всегда, т.

е.

при

любом

значении

я?

8. Важной составной частью изучения математики является овладение умением подмечать детали, наталкивающие на некоторые общие умозаключения.

Взгляните, например,

на

соотношения

 

3 + 5 =

8,

9 + 5 = 1 4 ,

11 + 17 = 28.

По ним нетрудно догадаться, что сумма двух нечетных чисел есть число четное. Можете ли вы придумать два нечетных числа, суммой которых явля­ ется нечетное число? Доказывает ли ваш ответ, что такие два нечетных числа не существуют?

9. Рассмотрите соотношения

12= 1, 32 = 9, 52= 25, 72= 49.

a) Постарайтесь извлечь

из них какое-либо заключение

относительно нечет­

 

ных чисел. Запишите

утверждение, обобщающее ваше наблюдение.

B) Докажите, что это обобщение верно.

 

10. Разделите каждое из чисел З2, 52 и 72 на 4.

 

a)

Чему в каждом из этих случаев равен остаток?

 

B )

Какой здесь напрашивается вывод?

 

c)

Сколько нечетных чисел нужно было бы возвести в

квадрат и разделить

 

на 4, чтобы гарантировать, что остаток всегда будет

один и тот же?

11. Рассмотрите следующие фигуры и вывод, на который они наталкивают:

О

Число соединяемых точек: 2

Число образуемых областей: 2

a)Замените вопросительный знак под цифрой 6 числом, которое, по вашему мнению, должно здесь стоять.

B ) Нарисуйте окружность и соедините любые шесть ее точек всевозможными отрезками. Подсчитайте число образованных при этом областей. Согла­ суется ли этот результат с вашим ответом на вопрос а)?

c)Что показывает эта задача: всегда ли верно напрашивающееся обобщение наблюдений или это не так?

12.Следующие рисунки, в которых мы встречаемся с обманами зрения, пока­

зывают, что

не

всегда можно верить своим глазам.

а) Является

ли

отрезок

CD продолжением отрезка А В 7 Возьмите линейку

и проверьте,

правы ли

вы.

17


b)

Одинаковы ли по длине отрезки

Х У и Y Z? Возьмите масштабную линейку

 

или циркуль и проверьте, правы ли вы.

.с)

M N и PQ — прямолинейные это

отрезки или нет?

У

d) Какая из прямых справа от прямоугольника является продолжением прямой слева?

e) Какой из отрезков длиннее, A B или CD?

13. Рассмотрим выражение п2— п + 1 1 .

При

п = 1 оно равно 11. При п = 2 оно

равно 13.

При п = 3 оно дает 17.

Числа 11, 13 и 17 являются простыми.

(Простым

числом называется целое

число,

большее единицы, которое делится

только на себя и на единицу.) Если подставлять вместо п любые натураль­ ные числа, то всегда ли мы будем получать простые числа?

14*+. а) Покажите, что выражение

га2п - \-k,

когда k равно 3 или 5, ведет себя так же, как и выражение п2— п + 1 1

(см. задачу 13).

B ) На какое общее утверждение наталкивает а)? Верно оно или нет?

c)Какое наименьшее число, большее чем 11, годится здесь в качестве к?

Годится ли здесь число 41?

 

 

 

15' . Пилот реактивного

самолета собирается

покрыть

1500-километровый путь

со средней

скоростью

1500 км/час. Первые

1200 км

он прошел

со скоростью

1200 км/час.

С какой

скоростью должен он пройти

оставшийся

путь?

16+. Проверьте с помощью линейки, что размеры на рисунке указаны верно. Если они правильны, то, вычислив площади частей, на которые разбит пря­ моугольник, покажите, что сумма всех этих площадей больше, чем площадь

всего прямоугольника. Странно,

не правда ли? Можете ли вы это объяснить?

З а м е ч а н и е к з а д а ч е 1.

Почти каждый делает петлю примерно в

два раза больше, чем нужно. Можно получить вполне удовлетворительный ре­ зультат, если немножко порассуждать следующим образом. Длина окружности в л раз больше диаметра, а я приблизительно равно 3. Поэтому диаметр состав­ ляет около одной третьей части длины окружности. Таким образом, если вы знаете, что окружность вашей талии близка, скажем, к 60 см, то петля должна иметь диаметр, приблизительно равный 20 см. Это может показаться неправдо­ подобно малым, но если вы проанализируете задачу математически, то согласи­ тесь, что это строго логичное рассуждение вполне надежно.

18


Это один измногих довольно часто встречающихся случаев, когда много выгоднее использовать математический подход к задаче, пусть даже совсем грубый, чем просто гадать на кофейной гуще.

З а м е ч а н и е

к з а д а ч е

2.

Это также одна из многих весьма обычных

ситуаций, когда математический анализ помогает

 

 

 

открыть поразительные

факты, которые

иначе

об-

У

'

5

наружить

невозможно.

Аспект

математики,

свя ­

 

 

 

занный не с подтверждением уже открытого, а

 

 

 

непосредственно с открытиями, играет огромную

 

 

 

роль — и он столь

же

важен,

 

сколь

и полезен

при

 

 

 

решении

задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так

как каждый

раз,

 

прибавляя

газеты к

 

 

 

пачке, вы удваиваете число газетных листов, то

 

 

 

после 50

таких

операций вы

 

получите

260

листов.

 

 

 

Таблица степеней

числа

2,

или

непосредственный

 

3

 

подсчет,

убедит

вас,

что

вы

будете

иметь

 

 

1 125 899 906 842 624

листа.

Стоит

еще

немножко

 

 

 

посчитать — и

вы

убедитесь,

что

пачка

должна

 

 

 

иметь высоту, большую, чем 90 миллионов километров, т. е. большую, чем по­ ловина расстояния от Земли до Солнца.

Даже если вы решили, что правильным является ответ d), вы скорее всего все же не подозревали, насколько мал этот ответ по сравнению с истинным значением.

§ 2. ЛОГИЧЕСКИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ

Если вы немножко подумаете, то убедитесь, что знаете немало геометрических фактов. Например, вы знаете, как находить пло­ щадь различных простых фигур. Известно вам и равенство Пифа­ гора, связывающее стороны прямоугольных треугольников. Неко­ торые из знакомых вам фактов так очевидны, что вам, пожалуй, никогда не пришло бы в голову формулировать их словами, не говоря уже о том, чтобы задуматься, а почему же они верны. Примером такого рода служит следующее утверждение:

Две прямые не могут пересечься более чем в одной точке.

Но некоторые другие из этих фактов, например равенство Пи-

.фагора, совсем не очевидны. В этой книге мы собираемся изла­ гать геометрические факты таким образом, чтобы из нескольких простых начальных утверждений получать затем более сложные. Мы увидим, что все геометрические факты можно вывести из небольшого числа простых и очевидных утверждений. Это наводит нас на мысль о том, что все эти факты можно расположить в та­ ком порядке, что каждое утверждение в нашем списке можно вывести из предыдущих утверждений путем логического рассуж­ дения.

И действительно, мы собираемся реализовать следующую программу: мы будем определять геометрические понятия с той степенью ясности и полноты, которая покажется нам необхо­ димой, и устанавливать геометрические факты, приводя их ло­

19