Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. IV.8. Вычисление размеров вероятных завалов при обрушении крутых горных склонов:

а — аналитически; 6, в, г — графически

?i— угол откоса

обрушенной

породы к

горизонту

всегда

меньше угла естественного откоса

для

навала

породы,

т. е. <р! <30^-35°).

 

 

 

 

Значения и W

можно определить из рис. IV.8, а . При расче­

тах по_ формуле

(10) можно

приближенно

считать

h= b,

W ^ V 2 sin (ф—45°).

 

 

 

 

 

Размеры завала от обрушенного крутого горного склона могут быть определены и графически [43]. При обрушении горного откоса (рис. IV.8, б) перемещается масса породы АВС, центр тяжести которой определяется делением отрезков АВ и ВС на три равные

т п г

л

ВС

части. Полученные таким образом отрезки -д-

и -д- используются

как координаты центра тяжести Ц в косоугольной системе коор­ динат с началом в точке В. Так как коэффициент разрыхления

обрушенной горной массы /с > 1, отрезок

умножают на к—1.

А В

Ц в направлении,

Отрезок -7j- —1)=б откладывают из точки

параллельном АВ, получая тем самым центр тяжести разрыхлен­ ной, но еще не обрушенной массы Ц'. Порода в таком состоянии в действительности находиться не может, и при обрушении ее центр тяжести перемещается по ветви гиперболы Ц'Ь, проходя­ щей через точку Ц' и построенной в косоугольной системе коор­ динат с осями ВС и ВА и началом в точке В. Если линия ВС горизонтальна, то действие силы тяжести перемещает центр тя­ жести породы до точки F —'Пересечения ветви гиперболы ЦД и прямой U'F, идущей из точки Ц' и образующей с горизонталь­ ной линией ВС угол ср (угол внутреннего трения раздробленной породы). Точка F является центром тяжести завала породы, обра­ зовавшегося в результате обрушения откоса. Абсциссу точки F_

в системе координат с осями ВС и ВА обозначим х, а ординату у. Допуская, что завал породы имеет треугольное сечение, получаем

ординату верхней точки завала, равную 3 — у, и абсциссу головной

части завала, равную 3 — х (рис. IV.8, в). Описанное построение может иметь место и при условия, что направление ВС не гори­ зонтально. Однако в этом случае линию Ц'Р следует проводить

под

углом ср

относительно

отдельно

построенной горизонталь­

ной

линии.

Эту линию

можно

провести через точку Ц'

(рис. IV.8,г).

 

 

 

Большие каменные завалы и завалы от обрушения снежных лавин и селевых выносов наиболее целесообразно ликвидировать взрывным способом. За основу может быть принят опыт устране­ ния обвала, запрудившего реку Зеравшан в 1967 г. Тогда в тело завала заложили несколько зарядов и взрывом их создали канал, позволивший спустить воду.

Остатки завала после взрыва удаляют (или поверхность завала планируется при устройстве временного проезда) бульдозерами и

120



другими машинами методами, аналогичными применяемым при уборке завалов от разрушенных зданий.

Ликвидация завалов на горных дорогах, часто возникающих вследствие обрушения снежных лавин, требует проведения весьма трудоемких работ. Так, например, на горном перевале дороги Чауус — Тегеран автор, будучи участником сложных спасательных работ после снежных обвалов, был очевидцем того, как снежной лавиной была сброшена в пропасть часть проходящей автомо­ бильной колонны и засыпаны снежным завалом высотой более 10 м снегоочистители и автогрейдеры патрульной дорожной служ­ бы вместе с обслуживающим их личным составом. В последнее время снежные обвалы катастрофического характера, вызвавшие прекращение движения на горных дорогах и сопровождающиеся разрушением селений, туристских баз и гибелью людей, имели место в Альпах.

При ликвидации снежных завалов наиболее эффективными оказываются мощные танковые снегоочистители (рис. 1.18,6), роторные снегоочистители и бульдозеры, а в некоторых случаях вызывается необходимость применения и направленных взрывов.

Ликвидация лесных завалов

Деревья, расположенные вблизи и по обочинам дорог, частью вырванные с корнем, а частью сломанные на высоте 1—3 м от земли в результате воздействия ударной волны ядерного взрыва, образуют завалы. При большой протяженности завалов в ряде случаев наиболее целесообразно устраивать объезды. Завалы не­ большой протяженности ликвидируют бульдозерами, кусторезами или трелевочными тракторами. Если деревья лежат примерно параллельно друг другу, их растаскивают тракторами, стропуя за комлевую часть. Если же деревья оказываются поваленными враз­ брос с накладкой друг на друга, их распиливают мотопилами или электропилами или перебивают накладными зарядами ВВ, а затем раздвигают расчлененные стволы бульдозерами или кусторезами по обе стороны от проезжей части дороги.

В очагах ядерного поражения работы по ликвидации завалов, особенно образовавшихся на лесных дорогах и от разрушения деревянных строений, осложняются из-за радиоактивного зараже­ ния, пожаров и наличия больших валов зараженного грунта у воронок, образованных ядерными взрывами. Методы уборки зава­ лов, состоящих из зараженного грунта, выброшенного ядерным взрывом, изложены в гл. VI.

Уборка завалов из поврежденной техники

Способы уборки с дорог, со взлетно-посадочной полосы, мест стоянки и рулежных дорожек аэродромов техники, поврежденной в результате бомбардировок и боевых действий или специально

121


выставленной в противодесантных целях, зависят от состояния ходовой части этой техники. При наличии хотя бы относительно сохранившейся ходовой части она буксируется за пределы летного поля тягачами. Если ходовая часть полностью разрушена и букси­ ровка невозможна, тяжелую поврежденную технику убирают буль­ дозерами или большегрузными прицепами — тяжеловозами (трей­ лерами) и пэнами. Очень громоздкую, непригодную для восстанов­ ления технику предварительно расчленяют на части резкой авто­

геном, подрыванием

зарядов ВВ или другим

способом.

В случае одновременного повреждения большого количества

техники (например,

при воздушных ядерных

взрывах) для рас­

чистки аэродрома в короткие сроки потребуется много времени. Для ускорения этого процесса в некоторых зарубежных армиях созданы специальные машины. В армии США, например, для быстрой расчистки взлетно-посадочной полосы от поврежденных тяжелых бомбардировщиков и другой техники применяется трехос­ ная машина, имеющая спереди и сзади бульдозерные отвалы. Она перемещается на шести пневматических-колесах размеромЗХ 1,2 м с приводами от собственных электрических двигателей. Считается,

что с помощью двух таких

машин

поврежденный

бомбардиров­

щик может быть удален за

пределы

летного поля

примерно за

20 мин [63].

 

 

 

Г Л А В А V

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДОРОГ, АЭРОДРОМОВ И ДРУГИХ ПЛОЩАДНЫХ И ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ,

РАЗРУШЕННЫХ ОБЫЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОРАЖЕНИЯ ИЛИ ВО ВРЕМЯ АВАРИЙ, КАТАСТРОФ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. СОСТАВ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПЛОЩАДНЫХ И ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

Работы по восстановлению разрушенного объекта включают:

— восстановление земляного полотна дорог, грунтовых площа­ док летных полей аэродромов (земляные работы по заделке воро­ нок, рвов, щелей, окопов, траншей, ликвидации последствий затоп­ ления, планировку перепаханных, вскиркованных участков или участков, поврежденных проездом транспортных и боевых машин);

— восстановление искусственных

капитальных, упрощенных

или сборно-разборных покрытий дорог,

площадок и аэродромов;

восстановление водоотводных, осушительных и различных других инженерных сетей;

восстановление специальных сооружений, зданий служебно­

технической застройки, казарменного и жилого городков.

Перед началом капитального восстановления перечисленных сооружений должны быть удалены все временные конструкции, ранее уложенные при временном или краткосрочном восстанов­ лении.

2. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОРОГ, ЛЕТНЫХ ПОЛЕЙ АЭРОДРОМОВ

И ГРУНТОВЫХ ПЛОЩАДОК

Ликвидация воронок от авиационных бомб, ракет, снарядов и фугасов

Воронки (см. рис. II.5) могут образоваться вследствие взрывов ракет, управляемых и обычных артиллерийских снарядов, авиабомб, а также мин (противопехотных, противотанковых и замедленного действия) и фугасов. При взрыве авиабомб, ракет и снарядов на глубине более расчетной для данного калибра вместо обычных

123


открытых образуются закрытые воронки, так называемые камуфлетные полости, наполненные вредными газами. Грунт над этими полостями может самопроизвольно обваливаться. Размеры воро­ нок зависят от глубины взрыва, калибра снаряда и свойств грунта.

Воронки по размерам можно разделить на три типа: малые, средние и большие (табл. 9).

Т а б л и ц а 9

Размер воронки, м

Тип воронки

Малая

Средняя

Большая

диаметр

До 10

О ! СЛ О

Более 50

глубина

До 3

3—10

Более 10

Причина образования

От взрыва артиллерий­ ских снарядов, мин и ФАБ калибра 250 кг

От взрыва фугасов, ра­ кет и ФАБ калибра

500 кг

От взрыва ядерных бомб, ракет или больших фугасов

Способы заделки воронок и объем восстановительных работ зависят от их формы, размеров, местоположения, от вида восста­ новления, времени года, а также от наличия сил и средств.

При капитальном восстановлении воронки заделываются толь­ ко грунтом, причем таким, который по своему составу тождествен окружающему воронку грунту. Объем подвозимого грунта для заделки воронки составляет 0,9—1 ее видимого объема при отсутст­ вии воды в воронке и 0,85—0,9 ее действительного объема при наличии воды. Видимый объем воронки приближенно определяет­ ся по номограмме, приведенной на рис. V.I. Действительный объем равен сумме видимого объема и объема, заполненного разрыхлен­ ным при взрыве грунтом, величина которого после уплотнения существенно изменяется.

В состав работ по заделке воронок грунтом входят удаление из воронки воды; очистка дна и откосов от разрыхленного и разжи­ женного грунта; подвоз грунта из карьера или резерва; послой­ ная отсыпка грунта (из вала вокруг воронки и из грунта, подве­ зенного со стороны) в воронку и грубая его планировка; уплотне­ ние отсыпанных'слоев грунта. Очистка дна и откосов может выпол­ няться драглайнами, обратными лопатами экскаваторов, механи­ ческими скребками. Если в воронке нет воды, вначале произво­ дится уплотнение дна, а затем очистка откосов, грунт сбрасывает­ ся на уплотненное дно. Если с помощью применяемой техники нельзя уплотнить всю разрыхленную толщу, то часть разрыхлен­ ного грунта перед началом работ удаляют. Воронки с грунтовой водой после ее откачки очищают от разжиженного грунта, который

124