Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаметр

воронки d,M

2 6 -

15

4

3

2

Объем воронки

2000- з з

1500 “1

1000

900 -Е

800 —

700 —

600 —

500 s

400

300

Гпувина воронки И,м

s -Ю

="9

=-8

Е-7

6

2

t

Рис. V.I. Номограмма для определения объема малых и средних воронок q t обычных средств поражения

удаляется за пределы дороги или летного поля. Если грунт, подво­ зимый из карьера, имеет пониженную влажность, его можно пере­ мешать с разжиженным грунтом воронки.

Воду из воронок откачивают водоотливными насосами. Лучше всего для этой цели применять самовсасывающие центробежные насосы. Если воронка быстро заполняется грунтовыми водами, откачка их производится с устройством ограждающих шпунтовых стенок или при понижении уровня воды иглофильтрами. Откачен­ ная вода отводится по временным канавам и лоткам. Если побли­ зости есть исправные участки водосточной сети, вода сбрасывается в ближайший смотровой колодец, над которым устраивается фильтр из соломы, гравия и т. п. В случае заражения воронки радиоактивными веществами воду отводят в специально подготов­ ленные и обозначенные отстойники.

Грунт из карьера или резервов для заделки воронок подвозится автомобилями-самосвалами, большегрузными прицепами, скрепе­ рами, вагонетками и т. п. Отсыпка грунта в воронки, из которых удалялась вода, начинается сразу же после очистки их от разжи­ женного грунта. Во время заделки воронки до уровня, превышаю­ щего уровень грунтовых вод на 0,5—0,7 м, перерывы в работе не допускаются.

Способы уплотнения, уплотняющие средства, режим их работы и толщина отсыпаемых слоев при заделке воронок должны выби­ раться с соблюдением правил и норм производства земляных ра­ бот, с учетом наличия в воронках водоотводных сооружений в виде коллекторов или других инженерных сетей, затрудняющих приме­ нение мощных средств механизации, а также с учетом необходи­ мости выполнять работы в стесненных условиях и в весьма корот­ кие сроки. Грунт в воронках можно уплотнять укаткой, трамбова­ нием и вибрированием. Наибольшая сложность работ по заделке воронок заключается в трудности ввода в них наиболее распрост­ раненных средств механизации (бульдозеров, скреперов, автомо­ билей-самосвалов, катков и т. п.) для отсыпки, послойного разрав­ нивания и уплотнения грунта, так как их габариты часто не соот­ ветствуют размерам воронок. Поэтому способы заделки воронок и применяемые для этого средства зависят от размера воронок и наличия вокруг них искусственных покрытий.

Как показали исследования автора в 1954—1955 гг., большие и средние воронки целесообразно заделывать с полной или частич­ ной разделкой их под аппарели, предназначенные для въезда в воронку и выезда из нее землеройно-транспортных машин и катков. При этом способе несколько увеличивается объем земляных работ по заделке воронок, но зато работы полностью механизируются, что дает возможность сократить сроки восстановления, повысить качество уплотнения грунта и в значительной степени уменьшить потребность в рабочей силе. Наибольший эффект метод разделки воронок под аппарели дает при кустовом расположении воронок, так как при этом получается меньше холостых пробегов и разво­ ротов машин. При малых размерах воронок такой способ приме­

126


нять нецелесообразно, так как намного увеличивается объем работ. Не всегда его можно применить и на искусственных покрытиях. Аппарели создаются как на всю глубину воронки (полная раздел­ ка), так и на часть ее глубины (частичная разделка). В последнем случае нижняя часть воронки заделывается до создания аппа­ релей.

Уплотнение грунта в воронках, разделанных под аппарели, может производиться любыми прицепными катками, но наибольшая

эффективность

уплотне­

 

ния

достигается

при

ис­

 

пользовании

пневморези-

 

новых катков. Произво­

 

дительность катков суще­

 

ственно изменяется в за­

 

висимости от размера во­

 

ронки

и

свойств

грун­

 

та.

 

 

 

воронок

с

 

Заделка

 

 

устройством

аппарелей

 

может

стать

еще

более

 

эффективной

при

 

внедре­

 

нии

новых

самоходных

 

трамбующих

катков,

уп­

Рис. V.2. Уплотнение грунта в зараженной

лотняющих

грунт на боль­

воронке взрыв-трамбовкой

шую глубину.

Если размеры воронок настолько малы, что в них нельзя ввести инженерные машины, или если воронки находятся на искусствен­ ных покрытиях, не допускающих устройства аппарелей, они заде­ лываются способом трамбования или вибрирования грунта. При уплотнении воронок трамбованием хороший результат дает при­ менение мощных трамбовок взрывного действия (рис. V.2) или трамбующих плит с использованием кранов и экскаваторов. Задел­ ка воронок с помощью трамбующих плит (рис. V.3,4) выполняется следующим образом. Сначала производят обвалование выброшен­ ного взрывом грунта вокруг воронки в отдельные валы и уплотне­ ние дна воронки трамбующей плитой. Затем стенки воронки очи­ щают от взрыхленного грунта обратной лопатой. После этого бульдозеры или экскаваторы подают грунт из валов в во­ ронку. Потом самосвалами со стороны подвозится грунт, сбра­ сывается в воронку, разравнивается и уплотняется трамбующей плитой.

Применение трамбующих плит на кранах или экскаваторах наиболее эффективно в связных грунтах. В этих условиях произ­ водительность трамбующей плиты достигает 100 м3/ч и прорабаты­ вается слой толщиной до 1 м. Грунт в воронках трамбующими плитами уплотняется по веерообразной схеме, что уменьшает число перестановок машины. При работе по этой схеме после каждого удара плиты платформа машины поворачивается на определенный угол, обеспечивающий перекрытие предыдущего следа на 10—15 см.

127


Переход на следующую полосу осуществляется изменением вылета стрелы с таким расчетом, чтобы перекрыть предыдущую полосу на 10—15 см. По окончании первого прохода на всей уплот­ няемой площади совершается второй проход и т. д.

Рис. V.3. Технологическая схема производства работ при заделке малых воро­ нок на искусственных покрытиях дорог, площадок и аэродромов:

1 — обвалование

выброшенного взрывом грунта вокруг воронки

в

отдельные

валы;

2 —

очистка обратной лопатой стенок

воронки от

взрыхленного грунта;

3 — подача

бульдозе­

ром грунта из

валов в воронку;

4 — подвоз

грунта

со стороны

самосвалами,

сброс

его

 

в воронку бульдозером и уплотнение

трамбующей

плитой

 

 

Уплотнение сразу полным числом ударов по одному следу не допускается.

Вылет стрелы экскаватора или крана, применяемого при трам­ бовании, должен быть на 2,5—3 м больше радиуса воронки, а гру­ зоподъемность на максимальном вылете должна соответствовать весу трамбующих плит.

Эффективность трамбования повышается при использовании кулачковых и выпуклых универсальных железобетонных плит, ко­ торые могут изготовляться в полевых условиях, а также плит, име­ ющих эллиптическую форму в плане, благодаря чему лучше про­ рабатывается грунт по стенкам воронок и сокращается необходи­ мое число ударов.

В несвязных грунтах более целесообразно применять обычные

123

площадочные вибраторы или вибраторы с пригрузкой системы Б. А. Белостоцкого. Тяжелые поверхностные вибраторы и вибро­ трамбующие машины перемещаются по уплотняемой поверхности в воронках кранами. Легкие вибраторы в процессе уплотнения грунта перемещаются вручную.

На участках с песчаными грунтами в некоторых случаях может оказаться выгодным уплотнение грунта в воронках виброфлота­ цией. Этим способом песчаные грунты уплотняются на всю глубину воронок при условии подачи воды в зону уплотнения. Виброфло­ тация может производиться обычными глубинными вибраторами, предназначенными для уплотнения бетона. Вода в зону вибрации подается путем заливки в скважину из шланга в количестве 25— 30 л на 1 м3 грунта. Вибробулава оборудуется удлинительной штангой или гибким валом, обеспечивающими проникание булавы на полную глубину воронки. На одной воронке средних размеров (диаметром 8—12 м) одновременно может работать 10—15 булав.

Воронки на участках летных полей с искусственными покры­ тиями заделываются грунтом не на всю высоту, а до отметки, соответствующей низу восстанавливаемого покрытия, или немного выше ее.

В ходе работ в воронках нужно систематически контролировать качество уплотнения. Особенно тщательным контроль должен быть в начале работ в целях уточнения назначенных режимов работы уплотняющих машин и механизмов. Контроль уплотнения при заделке воронок может производиться с помощью плотномеравлагомера (Укр. ДорНИИ), ударника (ДорНИИ) или радиомет­ рических приборов. При недостаточной влажности грунт необхо­ димо увлажнять поливкой. Если привозные грунты имеют избыточ­ ную влажность, то следует пользоваться грунтом из резерва, где переувлажнения не наблюдаются.

Воронки, образованные химическими авиабомбами и снарядами или авиабомбами и снарядами, снаряженными биологическими средствами, должны ликвидироваться с соблюдением правил безо­ пасности, изложенных в гл. IV. Соблюдение этих правил обяза­ тельно и в случае вскрытия старых, ранее заделанных воронок, когда в ходе капитального восстановления удаляются или заме­ няются слои засыпки из подручных материалов, уложенные в ходе предыдущего временного восстановления. Это необходимо потому, что в глубине воронки могут сохраниться остатки отравляющих и радиоактивных веществ и болезнетворные бактерии.

Заделка воронок при временном восстановлении в зависимости от применяемых местных материалов может производиться:

— засыпкой всего объема воронки грунтом;

засыпкой всего объема воронок камневидными материалами (шлак, кирпичный бой, гравий, рваный камень и т. п.);

засыпкой нижней части воронок камневидными материа­ лами, а верхней — грунтом;

укладкой в нижней части воронок прослоек из лесоматериа­ лов и засыпкой остальной части грунтом;

5-683

129


- — устройством над уровнем грунтовых вод шпальных клеток или перекрытий балочного типа с последующей засыпкой их грун­ том.

При наличии в воронке грунтовых вод и их значительном при­ токе для полного ее осушения потребовались бы сложные приспо­ собления и много времени. В этих условиях заделку производят путем засыпки всей воронки или в крайнем случае ее нижней заполненной водой части камневидными материалами, а верхней —■ грунтом или же устраивают деревянное перекрытие выше уровня грунтовых вод и засыпают его грунтом.

Высота слоя насыпанного камневидного материала должна на 20—25 см превышать максимальный уровень грунтовых вод. Пустоты на поверхности камневидной засыпки заполняются более мелкими фракциями.

При наличии достаточного количества камневидных мате­ риалов воронку заполняют ими до уровня нижней поверхности по­ крытия.

Залитые водой воронки заделывают перекрытиями из лесома­ териалов однопролетной или многопролетной конструкции балоч­ ного типа в зависимости от диаметра воронки. Низ балочного перекрытия должен быть на высоте не менее 0,5 м над наибольшим уровнем грунтовых вод.

Данный способ заделки воронок очень трудоемок, его механи­ зация затруднительна и, кроме того, требуется большое количество лесоматериалов. Так, например, для заделки воронки диаметром 15 м надо около 48 м3 лесоматериалов.

В зимнее время воронки заделываются талым грунтом; при временном восстановлении допускается заделка их и мерзлым измельченным грунтом с тщательным послойным уплотнением.

Заделка воронок при краткосрочном восстановлении имеет ряд особенностей. Взрыхленный грунт при недостатке времени можно не удалять со стенок и дна воронки, воронку можно засыпать подвозимым грунтом, неоднородным с окружающим ее, а также любыми подручными материалами (кирпичным боем, лесоматери­ алами, обломками разрушенных зданий и т. д.).

Воронки, заполненные водой (если ее откачать невозможно), засыпают подручными камневидными материалами до уровня го­ ризонта высоких вод. Засыпка таких воронок грунтом может про­ изводиться: при уровне грунтовых вод Н не менее 1,7 м — для прохода их самолетами весом до 15 т с давлением в пневматиках р до 5 кгс/см2; при Н не менее 2,25 м — для прохода самолетов весом до 30 т с р 9 кгс/см2; при И не менее 3,5 м — для самоле­ тов весом до 70 т с р 6 кгс/см2.

При контроле качества работ обычно ограничиваются провер­ кой плотности грунта на поверхности заделанных воронок, для чего пропускают по ним груженый автомобиль или используют простейшие плотномеры.

130