ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
Ликвидация рвов, окопов, щелей, траншей, ходов сообщения, канав, ям и различных дерево-земляных сооружений
Рвы, отрытые обычными землеройными машинами или образо ванные подрыванием удлиненных зарядов, имеют глубину до 3 м и ширину до 5—6 м. Они могут создаваться как противотанковые препятствия или отрываться в целях разрушения дорог и летных полос при отходе войск. Окопы, щели и траншеи отрываются про тивником при подготовке позиций в полосе его обороны, проходя щей вблизи объекта, а канавы — специально в целях разрушения аэродрома, дороги или площадки. Ямы и котлованы могут быть следствием работ, проведенных по разграждению объекта, напри мер корчевки надолб, удаления фортификационных сооружений, подрыва мин и т. п.
Рвы заделывают теми же способами, что и крупные воронки. При достаточной ширине рва уплотнять грунт в нем целесообразно укаткой пневморезиновыми или кулачковыми катками. Для ввода катков в ров следует с торцов устраивать аппарели; движение катков направлять вдоль рва.
Заделка окопов, щелей, |
траншей, ходов сообщения, канав, ям |
и котлованов, оставшихся |
после разрушения различных дерево |
земляных сооружений, усложняется из-за наличия в них ниш для боеприпасов, одежды крутостей из жердей или хвороста, а также из-за ежей, оставляемых противником при отходе, и брустверов, выложенных из дерна. Их конструктивные элементы должны быть удалены, а ниши обрушены до засыпки грунта во избежание по следующих просадок.
При капитальном восстановлении работы по заделке траншей, окопов, щелей, ходов сообщения и ям включают откачку воды; удаление ежей и прочих заграждений, оставленных противником; удаление одежды крутостей и различных деревянных конструкций; удаление разжиженного слоя грунта, пластов дерна с брустверов; обрушение ниш для хранения боеприпасов; сбрасывание с бруст веров выброшенного при отрывке грунта; послойное уплотнение сброшенного грунта. Из-за стесненности фронта работ при послой ном уплотнении отсыпанных грунтов в узких траншеях ограничи ваются применением трамбовочных плит, которыми оснащаются краны-экскаваторы, или электротрамбовок, приводимых в действие от табельных электростанций. Трамбование вручную допускается
только как исключение.
При временном и краткосрочном восстановлении рвы, канавы, траншеи, окопы и т. п. заделываются теми же способами, что и воронки при соответствующих видах восстановления.
Восстановление затопленных и размытых участков дорог, летных полей и площадок
Затопление объектов может произойти (рис. V.4) в результате разрушения плотин, дамб, перемычек, расположенных по течению
5* |
131 |
возведением плотины с помощью направленного взрыва. По опыту отечественного гидротехнического строительства последних лет, временная плотина возводится таким способом в течение несколь ких часов [43]. Взрывным способом почти во всех случаях могут быть также разрушены созданные противником временные пере мычки.
После спада воды и хотя бы минимального иросыхания затоп ленного участка начинаются работы по восстановлению дорог и летных полей: удаление разжиженного грунта, наносного мусора и-ила*, засыпка размытых участков грунтом, подвезенным со сто роны. Недоброкачественный наносный грунт, мусор и ил удаляют скреперами и бульдозерами или путем срезания слоя грунта грей дерами, который затем обваловывается и перемещается бульдозе рами и скреперами за пределы объекта.
Временное восстановление затопленных и размытых дорог и аэродромов так же, как и капитальное восстановление, должно начинаться с устранения причин, вызвавших затопление (подрыв устроенных противником перемычек и завалов или заделка брешей в плотинах и дамбах с использованием подручных мате риалов) .
Временное восстановление разрушенной плотины может произ водиться различными способами. При медленном течении воды или при его отсутствий засыпают отверстия грунтом. Наружный откос со стороны воды выкладывают мешками с землей или цементом, а остальную часть плотины заполняют грунтом. Другой способ заключается в устройстве с верховой стороны заборной стенки из двух рядов свай, забитых на расстоянии 1—1,5 м одна от другой; между сваями укладывают фашины, бревна или доски и произво дят отсыпку грунта за созданную стенку. При необходимости сроч но обеспечить работу авиации с затопленных грунтовых аэродро мов или движение транспорта на переувлажненных грунтовых дорогах усиление их размокшей поверхности после спуска воды осуществляется укладкой временных металлических, деревянных и других сборно-разборных покрытий.
Восстановление перепаханных и взрыхленных участков дорог, летных полей и площадок
В ходе второй мировой и Великой Отечественной войн разру шение поверхности дорог и летных полей механическим способом, в частности перепахиванием плугами или прокладкой канав кана вокопателями, практиковалось довольно часто.
* Наносы ила в результате ливней, селевых выносов и затоплений иногда полностью выводили из строя города и другие объекты. Так, например, в 1970 г. в результате тропических ливней, смывших грунт с окрестных холмов, лавина грязи настолько затопила конголезский город Букаву (близ границы с Руандой), что специалисты, обследовавшие место катастрофы, дали заключение о нецеле сообразности производить восстановительные работы и предложили выстроить город заново в другом месте.
133
При капитальном восстановлении постоянных аэродромов уча стки летных полей с разрушенным дерновым покровом восстанав ливаются засевом, а в некоторых случаях и вегетативным путем — пересадкой корневищ.
Временное и краткосрочное восстановление задерненных участ ков летных полей при малых объемах работ, если позволяет вре мя, выполняется вручную. Вывернутые пласты дернины перевер тываются, а затем крепятся деревянными спицами или на разру шенный участок пересаживается дернина, заготовленная на сто роне. При пересадке дернины эксплуатация аэродрома возможна сразу по окончании работ. Окончательное приживление дернового слоя к основанию и пластов друг к другу в зависимости от поч венных и климатических условий, времени года, качества дернины и выполненных работ может продолжаться от двух недель до по лутора месяцев. При больших разрушениях перепаханные участки планируют грейдерами и уплотняют катками без сохранения дер нового покрова. Во избежание вывертывания отдельных сохранив шихся дернин при рулении и особенно при торможении самолетов на перепаханных участках перед планировкой и укаткой перевер нутый дерновый слой рекомендуется размельчать проходом фрез, дисковых борон или рыхлителей грейдера.
3. РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПОКРЫТИЯ АЭРОДРОМОВ, АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ПЛОЩАДОК
Восстановление асфальтобетонных, бетонных и железобетонных сборных и монолитных капитальных покрытий
постоянных аэродромов, дорог и площадок
Состав и последовательность работ. Порядок и объем работ при восстановлении покрытий во многом зависят от характера их разрушения. Разрушение покрытия может произойти в результате бомбометания с воздуха, подрыва заглубленных фугасов и авиа бомб, подрыва накладных обычных или кумулятивных зарядов, образования камуфлетных полостей под покрытием и т. д. По со общению иностранной печати, во время войны Израиля против арабских стран в 1967 г. и войны во Вьетнаме чаще всего для разрушения бетонных покрытий дорог и аэродромов применялись бетонобойные бомбы весом около 200 кгс и обычные ФАБ весом около 350 кгс, которые образовывали воронки диаметром от 3,5 до 8 м и глубиной от 1,5 до 4 м.
В результате подрывания либо полностью разрушается капи тальное аэродромное или дорожное покрытие и его куски выбра сываются за пределы воронок, либо происходит взаимное смеще ние элементов покрытия по краям воронок и на нем образуются трещины. Характер повреждения плит зависит от веса заряда и места взрыва относительно швов покрытия.
При образовании открытых воронок в результате подрывания заглубленных зарядов или взрыва заглубленных авиабомб, реак тивных и обычных снарядов ярко выраженного вала вокруг ворон
134
ки не создается; грунт вместе с обломками плит ложится нерав номерным, сравнительно тонким слоем. В среднем до 25% грунта располагается на расстоянии до 15 м от воронки. Разброс кусков разрушенного взрывом покрытия тем больше, чем больше вес заряда. Крупные куски покрытия падают ближе к воронке. Обычно до 70% кусков выброшенного покрытия находится на удалении до 15 м от краев воронки, а остальные вместе с комьями грунта разлетаются на значительное расстояние (80—100 м). При взры вах на большой глубине до 30—50% кусков покрытия оказывается в воронке. После взрыва камуфлета покрытие вспучивается, а в заболоченной местности и на песчаных грунтах оно обычно опу скается. Часть покрытия, прилегающая непосредственно к откры тым воронкам, в большинстве случаев вспучивается на высоту 0,3—0,8 м; на ближайших к бровкам воронок плитах покрытия образуются трещины, ширина которых вблизи воронок достигает 3—6 см, а за пределами зоны вспучивания покрытие обычно покры вается сквозными волосяными трещинами. Трещинообразование зависит от веса зарядов, конфигурации элементов покрытия, их размеров и конструкции швов. Чем больше швов и чем меньше размер плит, тем меньше трещин.
При подрыве накладных зарядов части разрушенного покрытия остаются в основном в пределах воронки. При этом не образуется вал выброшенного грунта и, как правило, не наблюдается подъема и опускания покрытия вблизи воронки.
Практика восстановительных работ и результаты исследований показали, что в зависимости от местоположения центра взрыва (ближе к центру плиты или к точке пересечения швов между пли тами), а также от размера плит и веса заряда площадь покрытия, подлежащего восстановлению, больше площади покрытия, унич тоженного при взрыве, в среднем в 1,5—3,5 раза. С точки зрения производства восстановительных работ наименее рациональными являются покрытия из плит крупного размера в плане, так как они получают повреждения на большей площади, чем плиты малого размера. Общая площадь подлежащего восстановлению бетонного покрытия в зависимости от его конструкции и вида вос становления может быть определена по графику, приведенному на рис. V.5.
Работы по восстановлению разрушенных покрытий ведутся в таком порядке: удаляют смещенные и деформированные покрытия; ликвидируют воронку и восстанавливают водоотводные и другие инженерные сети в пределах воронки; восстанавливают искусствен ные основания под покрытия, покрытия и боковые отмостки-
При капитальном восстановлении покрытия дорог и постоян ных аэродромов должны восстанавливаться путем устройства ана логичных равнопрочных покрытий. В некоторых случаях допу скается применение покрытий других типов. В частности, при капитальном восстановлении бетонных и железобетонных покры тий могут быть использованы монолитные бетонные и железобе тонные покрытия, сборные железобетонные и бетонные плиты и
135
|
асфальтобетонные покрытия. Выбор способа капитального |
|||||||||||||||||
;ста: |
овления покрытий зависит от материала |
и главным обра- |
||||||||||||||||
vi от наличия времени. |
восстановлением |
|
покрытия |
производятся |
||||||||||||||
Пер гд |
капитальным |
|
||||||||||||||||
ЛНЫ1 |
ремонт и восстановление разрушенной водосточной сети и |
|||||||||||||||||
еная а |
под |
дорогой или |
полосой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
fo.M |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
" |
|
|
|
|
|
920 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
||
88О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
840 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L |
- |
|
|
Общая площадь деф ормированного покрыт ия, |
|
|
у ' |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
800 |
|
|
подлеж ащ ая |
за м ен е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
760 |
|
—■•о о—— - при капитальном восстановлении |
|
|
|
|
|
/ |
||||||||||
|
------------ -при временном восстановлении |
|
|
/ |
|
7 |
||||||||||||
720 — |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
ры т ия за пределам и воронки , |
|
7 |
|
. |
|
||||||||
680 |
|
|
|
|
п одл еж ащ ая ра зб о рке при |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
крат косрочном восст ановлении |
|
~ Г _ 7 |
|
|
||||||||||
640 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
600 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
у |
Ту |
/ |
||
560 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
77Т ~ Т |
|||||
Ь20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, |
Т |
у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/"7 |
|
|
|
j |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
48 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
L |
|
|||
440 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У |
|
/ |
|
||
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
гУЛ /у / |
2V7 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0- |
|
|
|
|
/ |
||
360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/Г |
|
|
|
|
||||
320 |
|
|
|
|
|
|
t |
4* |
7 ^ |
|
'П / |
|
2 |
|||||
280 |
|
|
|
|
|
|
|
) |
А |
|
е*з |
|
Z |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
240 |
|
|
1 |
|
__ j / / |
”7 |
Й |
|
|
У ? |
|
т ' |
|
|
|
|||
200 |
|
|
|
|
|
|
ТУ2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
160 |
|
|
|
|
|
7 |
|
V |
|
|
|
- а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ / |
|
** |
|
|
|
|
|
|
|
Т ~ |
|
|
|
|
|
120 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
80 |
|
|
1C* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
4 0 |
|
|
Г |
|
Ж |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
□ |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
i |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
II |
12 |
13 |
14 |
/5 |
W |
||
Рис. V.5. |
График |
зависимости |
общей |
площади |
подлежащего восстановле |
|||||||||||||
|
|
|
нию бетонного покрытия от диаметра воронки: |
|
|
|
|
|||||||||||
а — д |
я шестигранных |
плит; |
б — для слоистого покрытия; |
в — для |
прямоугольных |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
плит; г —для |
квадратных |
|
плит- |
|
|
|
|
|
|