Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ликвидация рвов, окопов, щелей, траншей, ходов сообщения, канав, ям и различных дерево-земляных сооружений

Рвы, отрытые обычными землеройными машинами или образо­ ванные подрыванием удлиненных зарядов, имеют глубину до 3 м и ширину до 5—6 м. Они могут создаваться как противотанковые препятствия или отрываться в целях разрушения дорог и летных полос при отходе войск. Окопы, щели и траншеи отрываются про­ тивником при подготовке позиций в полосе его обороны, проходя­ щей вблизи объекта, а канавы — специально в целях разрушения аэродрома, дороги или площадки. Ямы и котлованы могут быть следствием работ, проведенных по разграждению объекта, напри­ мер корчевки надолб, удаления фортификационных сооружений, подрыва мин и т. п.

Рвы заделывают теми же способами, что и крупные воронки. При достаточной ширине рва уплотнять грунт в нем целесообразно укаткой пневморезиновыми или кулачковыми катками. Для ввода катков в ров следует с торцов устраивать аппарели; движение катков направлять вдоль рва.

Заделка окопов, щелей,

траншей, ходов сообщения, канав, ям

и котлованов, оставшихся

после разрушения различных дерево­

земляных сооружений, усложняется из-за наличия в них ниш для боеприпасов, одежды крутостей из жердей или хвороста, а также из-за ежей, оставляемых противником при отходе, и брустверов, выложенных из дерна. Их конструктивные элементы должны быть удалены, а ниши обрушены до засыпки грунта во избежание по­ следующих просадок.

При капитальном восстановлении работы по заделке траншей, окопов, щелей, ходов сообщения и ям включают откачку воды; удаление ежей и прочих заграждений, оставленных противником; удаление одежды крутостей и различных деревянных конструкций; удаление разжиженного слоя грунта, пластов дерна с брустверов; обрушение ниш для хранения боеприпасов; сбрасывание с бруст­ веров выброшенного при отрывке грунта; послойное уплотнение сброшенного грунта. Из-за стесненности фронта работ при послой­ ном уплотнении отсыпанных грунтов в узких траншеях ограничи­ ваются применением трамбовочных плит, которыми оснащаются краны-экскаваторы, или электротрамбовок, приводимых в действие от табельных электростанций. Трамбование вручную допускается

только как исключение.

При временном и краткосрочном восстановлении рвы, канавы, траншеи, окопы и т. п. заделываются теми же способами, что и воронки при соответствующих видах восстановления.

Восстановление затопленных и размытых участков дорог, летных полей и площадок

Затопление объектов может произойти (рис. V.4) в результате разрушения плотин, дамб, перемычек, расположенных по течению

5*

131


возведением плотины с помощью направленного взрыва. По опыту отечественного гидротехнического строительства последних лет, временная плотина возводится таким способом в течение несколь­ ких часов [43]. Взрывным способом почти во всех случаях могут быть также разрушены созданные противником временные пере­ мычки.

После спада воды и хотя бы минимального иросыхания затоп­ ленного участка начинаются работы по восстановлению дорог и летных полей: удаление разжиженного грунта, наносного мусора и-ила*, засыпка размытых участков грунтом, подвезенным со сто­ роны. Недоброкачественный наносный грунт, мусор и ил удаляют скреперами и бульдозерами или путем срезания слоя грунта грей­ дерами, который затем обваловывается и перемещается бульдозе­ рами и скреперами за пределы объекта.

Временное восстановление затопленных и размытых дорог и аэродромов так же, как и капитальное восстановление, должно начинаться с устранения причин, вызвавших затопление (подрыв устроенных противником перемычек и завалов или заделка брешей в плотинах и дамбах с использованием подручных мате­ риалов) .

Временное восстановление разрушенной плотины может произ­ водиться различными способами. При медленном течении воды или при его отсутствий засыпают отверстия грунтом. Наружный откос со стороны воды выкладывают мешками с землей или цементом, а остальную часть плотины заполняют грунтом. Другой способ заключается в устройстве с верховой стороны заборной стенки из двух рядов свай, забитых на расстоянии 1—1,5 м одна от другой; между сваями укладывают фашины, бревна или доски и произво­ дят отсыпку грунта за созданную стенку. При необходимости сроч­ но обеспечить работу авиации с затопленных грунтовых аэродро­ мов или движение транспорта на переувлажненных грунтовых дорогах усиление их размокшей поверхности после спуска воды осуществляется укладкой временных металлических, деревянных и других сборно-разборных покрытий.

Восстановление перепаханных и взрыхленных участков дорог, летных полей и площадок

В ходе второй мировой и Великой Отечественной войн разру­ шение поверхности дорог и летных полей механическим способом, в частности перепахиванием плугами или прокладкой канав кана­ вокопателями, практиковалось довольно часто.

* Наносы ила в результате ливней, селевых выносов и затоплений иногда полностью выводили из строя города и другие объекты. Так, например, в 1970 г. в результате тропических ливней, смывших грунт с окрестных холмов, лавина грязи настолько затопила конголезский город Букаву (близ границы с Руандой), что специалисты, обследовавшие место катастрофы, дали заключение о нецеле­ сообразности производить восстановительные работы и предложили выстроить город заново в другом месте.

133


При капитальном восстановлении постоянных аэродромов уча­ стки летных полей с разрушенным дерновым покровом восстанав­ ливаются засевом, а в некоторых случаях и вегетативным путем — пересадкой корневищ.

Временное и краткосрочное восстановление задерненных участ­ ков летных полей при малых объемах работ, если позволяет вре­ мя, выполняется вручную. Вывернутые пласты дернины перевер­ тываются, а затем крепятся деревянными спицами или на разру­ шенный участок пересаживается дернина, заготовленная на сто­ роне. При пересадке дернины эксплуатация аэродрома возможна сразу по окончании работ. Окончательное приживление дернового слоя к основанию и пластов друг к другу в зависимости от поч­ венных и климатических условий, времени года, качества дернины и выполненных работ может продолжаться от двух недель до по­ лутора месяцев. При больших разрушениях перепаханные участки планируют грейдерами и уплотняют катками без сохранения дер­ нового покрова. Во избежание вывертывания отдельных сохранив­ шихся дернин при рулении и особенно при торможении самолетов на перепаханных участках перед планировкой и укаткой перевер­ нутый дерновый слой рекомендуется размельчать проходом фрез, дисковых борон или рыхлителей грейдера.

3. РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПОКРЫТИЯ АЭРОДРОМОВ, АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ПЛОЩАДОК

Восстановление асфальтобетонных, бетонных и железобетонных сборных и монолитных капитальных покрытий

постоянных аэродромов, дорог и площадок

Состав и последовательность работ. Порядок и объем работ при восстановлении покрытий во многом зависят от характера их разрушения. Разрушение покрытия может произойти в результате бомбометания с воздуха, подрыва заглубленных фугасов и авиа­ бомб, подрыва накладных обычных или кумулятивных зарядов, образования камуфлетных полостей под покрытием и т. д. По со­ общению иностранной печати, во время войны Израиля против арабских стран в 1967 г. и войны во Вьетнаме чаще всего для разрушения бетонных покрытий дорог и аэродромов применялись бетонобойные бомбы весом около 200 кгс и обычные ФАБ весом около 350 кгс, которые образовывали воронки диаметром от 3,5 до 8 м и глубиной от 1,5 до 4 м.

В результате подрывания либо полностью разрушается капи­ тальное аэродромное или дорожное покрытие и его куски выбра­ сываются за пределы воронок, либо происходит взаимное смеще­ ние элементов покрытия по краям воронок и на нем образуются трещины. Характер повреждения плит зависит от веса заряда и места взрыва относительно швов покрытия.

При образовании открытых воронок в результате подрывания заглубленных зарядов или взрыва заглубленных авиабомб, реак­ тивных и обычных снарядов ярко выраженного вала вокруг ворон­

134


ки не создается; грунт вместе с обломками плит ложится нерав­ номерным, сравнительно тонким слоем. В среднем до 25% грунта располагается на расстоянии до 15 м от воронки. Разброс кусков разрушенного взрывом покрытия тем больше, чем больше вес заряда. Крупные куски покрытия падают ближе к воронке. Обычно до 70% кусков выброшенного покрытия находится на удалении до 15 м от краев воронки, а остальные вместе с комьями грунта разлетаются на значительное расстояние (80—100 м). При взры­ вах на большой глубине до 30—50% кусков покрытия оказывается в воронке. После взрыва камуфлета покрытие вспучивается, а в заболоченной местности и на песчаных грунтах оно обычно опу­ скается. Часть покрытия, прилегающая непосредственно к откры­ тым воронкам, в большинстве случаев вспучивается на высоту 0,3—0,8 м; на ближайших к бровкам воронок плитах покрытия образуются трещины, ширина которых вблизи воронок достигает 3—6 см, а за пределами зоны вспучивания покрытие обычно покры­ вается сквозными волосяными трещинами. Трещинообразование зависит от веса зарядов, конфигурации элементов покрытия, их размеров и конструкции швов. Чем больше швов и чем меньше размер плит, тем меньше трещин.

При подрыве накладных зарядов части разрушенного покрытия остаются в основном в пределах воронки. При этом не образуется вал выброшенного грунта и, как правило, не наблюдается подъема и опускания покрытия вблизи воронки.

Практика восстановительных работ и результаты исследований показали, что в зависимости от местоположения центра взрыва (ближе к центру плиты или к точке пересечения швов между пли­ тами), а также от размера плит и веса заряда площадь покрытия, подлежащего восстановлению, больше площади покрытия, унич­ тоженного при взрыве, в среднем в 1,5—3,5 раза. С точки зрения производства восстановительных работ наименее рациональными являются покрытия из плит крупного размера в плане, так как они получают повреждения на большей площади, чем плиты малого размера. Общая площадь подлежащего восстановлению бетонного покрытия в зависимости от его конструкции и вида вос­ становления может быть определена по графику, приведенному на рис. V.5.

Работы по восстановлению разрушенных покрытий ведутся в таком порядке: удаляют смещенные и деформированные покрытия; ликвидируют воронку и восстанавливают водоотводные и другие инженерные сети в пределах воронки; восстанавливают искусствен­ ные основания под покрытия, покрытия и боковые отмостки-

При капитальном восстановлении покрытия дорог и постоян­ ных аэродромов должны восстанавливаться путем устройства ана­ логичных равнопрочных покрытий. В некоторых случаях допу­ скается применение покрытий других типов. В частности, при капитальном восстановлении бетонных и железобетонных покры­ тий могут быть использованы монолитные бетонные и железобе­ тонные покрытия, сборные железобетонные и бетонные плиты и

135


 

асфальтобетонные покрытия. Выбор способа капитального

;ста:

овления покрытий зависит от материала

и главным обра-

vi от наличия времени.

восстановлением

 

покрытия

производятся

Пер гд

капитальным

 

ЛНЫ1

ремонт и восстановление разрушенной водосточной сети и

еная а

под

дорогой или

полосой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fo.M

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"

 

 

 

 

 

920

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

88О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

840

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

-

 

 

Общая площадь деф ормированного покрыт ия,

 

 

у '

 

 

 

 

 

 

 

 

800

 

 

подлеж ащ ая

за м ен е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

760

 

—■•о о—— - при капитальном восстановлении

 

 

 

 

 

/

 

------------ -при временном восстановлении

 

 

/

 

7

720

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ры т ия за пределам и воронки ,

 

7

 

.

 

680

 

 

 

 

п одл еж ащ ая ра зб о рке при

 

 

 

 

 

 

 

крат косрочном восст ановлении

 

~ Г _ 7

 

 

640

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

600

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

Ту

/

560

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77Т ~ Т

Ь20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

Т

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/"7

 

 

 

j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

440

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У

 

/

 

400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

гУЛ /

2V7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0-

 

 

 

 

/

360

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/Г

 

 

 

 

320

 

 

 

 

 

 

t

4*

7 ^

 

/

 

2

280

 

 

 

 

 

 

 

)

А

 

е*з

 

Z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

240

 

 

1

 

__ j / /

”7

Й

 

 

У ?

 

т '

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

ТУ2

 

 

 

 

 

 

 

160

 

 

 

 

 

7

 

V

 

 

 

- а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ /

 

**

 

 

 

 

 

 

 

Т ~

 

 

 

 

120

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

80

 

 

1C*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 0

 

 

Г

 

Ж

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

II

12

13

14

/5

W

Рис. V.5.

График

зависимости

общей

площади

подлежащего восстановле­

 

 

 

нию бетонного покрытия от диаметра воронки:

 

 

 

 

а — д

я шестигранных

плит;

б — для слоистого покрытия;

в — для

прямоугольных

 

 

 

 

 

плит; г —для

квадратных

 

плит-