ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
—применять при строительстве постоянных Дорог, аэродромов
иплощадок сборные железобетонные плиты (облегчается замена разрушенных плит);
—создавать на дорогах, аэродромах и площадках минимально необходимый неснижаемый запас восстановительных материалов;
—изыскивать и
подготовлять приобъ ектные карьеры мест ных строительных ма териалов;
— расчищать про тивопожарные полосы.
Минимальные неснижаемые запасы соз даются из таких вос становительных мате риалов, заготовка ко торых является наибо лее трудоемкой (песок, гравий) или которые затруднительно транс портировать (цемент, битум и т. п.).
В лесистой и степ ной местности в связи с особой опасностью пожаров при ядерных взрывах должны за благовременно расчи щаться защитные про тивопожарные полосы
вокруг объектов, отдельных его сооружений и по сторонам подъ ездных дорог. Эти работы производятся в порядке мероприятий по противоатомной защите объектов.
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ, ПОРАЖЕННЫХ ВОЗДУШНЫМ ЯДЕРНЫМ ВЗРЫВОМ
Состав и последовательность работ
Характер восстановительных работ на аэродромах и других площадных и линейных объектах, разрушенных воздушным ядерным взрывом, обусловливается спецификой взрыва и комбиниро ванными поражениями, вызванными действием светового излуче ния, ударной волны, радиоактивного излучения и заражения мест ности.
Воздушный взрыв, который сильно и на большой площади поражает личный состав, разрушает здания, сооружения, самолеты
171
и другую технику, сможет только на сравнительно короткий срок вывести из строя дороги или аэродромы. Связано это с тем, что самому важному их элементу — проезжей части или летному полю (в частности, ВПП, РД и МС с искусственными покрытиями),— как правило, не наносится серьезных повреждений, и вскоре после взрыва они снова могут быть использованы для временного бази рования авиации [8].
По данным зарубежной печати [64], при воздушном взрыве номинальной ядерной бомбы на высоте 600—700 м тяжелые* раз рушения ракет, самолетов, автомобилей, оборудования, зданий, специальных аэродромных сооружений наблюдаются в радиусе до 1600—1800 м от эпицентра взрыва, значительные и легкие разру шения— на расстояниях, достигающих более 3000 м.
Радиусы поражения тех же объектов ядерными взрывами боль шей или меньшей мощности могут быть ориентировочно подсчи
таны |
по формуле |
з |
|
|
|
|
|
|
|
|
( И ) |
где |
R— радиус разрушения сооружений |
взрыва искомой мощ- |
|
|
ности; |
|
мощностью 20 тыс. т; |
/?2о — радиус разрушения для взрыва |
|||
Е — тротиловый |
эквивалент взрыва, |
отвечающий заданным |
|
|
условиям, |
г. |
|
Действие поражающих факторов воздушного взрыва вызывает необходимость в ходе восстановления действующих дорог и аэрод ромов производить:
—спасательные работы: помощь личному составу, находивше муся в момент взрыва на дороге или аэродроме;
—тушение пожаров и срочные аварийные восстановительные работы в целях локализации разрушений;
—разграждение, включая дезактивацию и уборку завалов, поврежденных самолетов, автомобилей и прочей техники;
—работы по планировке или восстановлению поверхности поврежденных дорог и летных полей;
—восстановление зданий и специальных сооружений, разру шенных или частично поврежденных.
Особенности разграждения объектов, разрушенных воздушным ядерным взрывом
Наиболее характерными работами по разграждению дорог, аэродромов и других площадных и линейных объектов, разрушен ных воздушным ядерным взрывом, являются уборка поврежден
* Разрушения принято считать тяжелыми, если восстановление невозможно;
значительными — если восстановление связано с большими работами; легкими — если восстановление связано с незначительными работами.
172
ной техники, расчистка завалов от обломков разрушенных зданий и спецсооружений и дезактивация объектов.
Уборка поврежденной техники и завалов производится мето дами разграждения, описанными в гл. IV.
Радиоактивное заражение в районе воздушного взрыва чаще всего оказывается сравнительно незначительным. Опасная степень заражения наблюдается в первые часы после взрыва и только в районе эпицентра взрыва, где уровень радиации может достигать 100 р/ч и более (в зависимости от мощности ядерного заряда [49]). Заражение в районе взрыва создается в основном за счет наведен ной радиоактивности.
Считается, что после рассеивания пыли (которая удерживается в воздухе обычно в течение 10—30 мин) и радиоактивного облака дорога может быть открыта длц движения, аэродром использован для взлета и посадки самолетов, так как уже через несколько часов возможно пребывание на них людей [6].
При значительном радиоактивном заражении дезактивация дороги, аэродрома или площадки осуществляется методами, приве денными в гл. IV. Однако при этом необходимо иметь в виду, что срезать или перепахивать грунт в районе эпицентра воздушного ядерного взрыва не следует. Здесь поверхностная зараженность земли невелика, а заражение почвы под воздействием нейтрон ного потока на некоторой глубине может быть большим. В таких случаях можно вскрыть сильно зараженные глубинные слои, и в результате вместо ожидаемого понижения получится повышение радиоактивности дезактивируемого участка.
Восстановление поврежденных дорог, летных полей и площадок
Масштабы поражения взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок с капитальными покрытиями, а также авто мобильных и железных дорог при воздушном взрыве номинальной ядер,ной бомбы, как правило, невелики; возможно только неболь шое спекание или оплавление покрытий. Более существенные повреждения могут иметь дороги, площадки и ВГ1П из сравни тельно легких сборных покрытий, например из металлических сборно-разборных плит, а также дороги, расположенные на недо
статочно |
уплотненной грунтовой |
поверхности |
летного поля. |
На пути |
своего движения ударная |
волна может |
подхватить и |
нести с большой скоростью мелкие камни, обломки разрушенных зданий, листы железа, плиты металлических аэродромных покры тий и т. п. Под воздействием зоны сжатия и зоны разрежения, образованной после прохождения фронта ударной волны, покрытие легкого типа может быть на значительной площади деформиро вано, сорвано или сожжено.
Поражение аэродромных покрытий световым излучением будет значительным только при наличии таких легких сборных покрытий (сетчатых, тканевых), которые могут сгореть или расплавиться, а также если под металлическими покрытиями проложены волокни
173
стые, легковоспламеняющиеся материалы или слои тканевых по крытий.
Некоторые повреждения при воздушном ядерном взрыве может получить поверхность асфальтобетонных, грунтовых и щебеночных покрытий, обработанных битумом и другими органическими вяжу щими, в частности, выгорание или оплавление и спекание поверх ностей под влиянием высоких температур. Для восстановления их производятся обычная планировка грунтовой поверхности летного поля, замена поврежденных элементов сборно-разборных покрытий или поверхностная обработка и уплотнение упрощенных покрытий, после чего объект сравнительно быстро может быть введен в
эксплуатацию.
Восстановление зданий, сооружений и инженерных сетей
Подземные электрические и телефонные сети, дренажно-водо сточные системы, а также водопроводные, газовые и канализаци онные трубы, проложенные под землей, за исключением мест выхода этих сетей на поверхность, повреждений при воздушном ядерном взрыве не получают. На подъездных путях и внутриобъектных дорогах повреждаются в основном мосты. В районах жилой и промышленной застройки могут быть завалы от разрушенных зданий.
Для ядерного взрыва характерно массовое разрушение зданий. Поэтому зачастую придется отказаться от их восстановления и при временных и краткосрочных восстановительных работах огра ничиваться временным приспособлением подвалов разрушенных зданий.
Методы и технология восстановительных работ при средних разрушениях (уничтожение крыш, повреждение отдельных конст рукций и стен), легких и слабых разрушениях сооружений (повреж дения неответственных конструкций — крыш, дверей, перегородок) изложены в гл. VII.
3.ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ, ПОРАЖЕННЫХ НАЗЕМНЫМ
ИПОДЗЕМНЫМ ЯДЕРНЫМИ ВЗРЫВАМИ
Состав и последовательность работ
Подземный ядерный взрыв может вывести из строя аэродром, площадку или дорогу на довольно длительное время. При подзем ном ядерном взрыве на глубине 15 м (наибольшей, какая практи чески может быть достигнута авиационной бомбой или реактив ным снарядом) на сейсмические колебания расходуется 25% энер гии взрыва. Почти вся остальная энергия идет на образование воздушной ударной волны, плавление, испарение и выбрасывание грунта. Часть энергии ядерного взрыва выделяется в виде прони кающей радиации. Особенность подземного взрыва состоит в том,
174
что в результате его образуется большая воронка, диаметр кото рой измеряется сотнями метров. Комья грунта и обломки искусст венных покрытий (рис. VI.6) в значительных количествах могут выбрасываться на расстояние, в 3—5 раз превышающее радиус воронки, и, ударяясь об искусственные покрытия летных полей, здания и технику, разрушать или засыпать их. Поверхность грун та вокруг воронки под воздействием высоких температур оплав ляется и превращается в радиоактивный шлак на площади, по величине достигающей площади самой воронки. Выброшенный из воронки грунт перемешивается с радиоактивными продуктами взрыва, причем радиус заражения местности увеличивается до не скольких километров по сравнению с заражением при воздушном и наземном взрывах. Это не дает возможности приступить к вос становительным работам на аэродроме, дороге или площадке в течение длительного времени (нескольких недель) [11]. При ядерном взрыве в грунте происходит сейсмический удар, напоминаю щий по своему характеру землетрясение, от которого могут быть разрушены или серьезно повреждены искусственные покрытия, на земные и подземные сооружения и инженерные сети аэродромов. Однако радиусы поражения воздушной ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией при подземном ядерном взрыве значительно меньше, чем при воздушном.
При наземном ядерном взрыве также образуется воронка и происходит заражение поверхности, однако в значительно меньших масштабах, а прочие поражающие факторы действуют почти так же, как при воздушном взрыве.
В состав восстановительных работ на объектах, разрушенных наземным или подземным ядерным взрывом, входят:
—спасательные и аварийно-технические работы в районе слу жебно-технической застройки, казарменного и жилого городков;
—осмотр места работ в зараженной зоне, вынос проектного решения на восстановление дороги или летного поля в натуру и систематическое наблюдение за изменением уровня радиации на участках работ;
—разграждение объекта;
—заделка воронки с предварительным удалением из нее зара женной воды;
—уборка в зараженной зоне разрушенных и смещенных эле
ментов искусственных покрытий, восстановление искусственных покрытий;
— восстановление зданий, сооружений и инженерных сетей.
Особенности осмотра места работ и выноса в натуру проектных решений на восстановление в зараженной зоне
При восстановлении дорог, аэродромов и других площадных или линейных объектов, разрушенных наземным или подземным ядерным взрывом, возникают существенные затруднения, связан ные с тем, что командиры и инженеры — руководители восстанови
175