Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с-с
Рис. VI.3. Способы временного восстановления дороги или ВПП аэродрома, разрушенной ядерным взрывом (с минимальным объемом земляных
работ):
а — при расположении воронки в центральной части до­ роги или ВПП; б — при расположении воронки на кром­ ке ВПП или за ее пределами; в — заделка воронки не на полную глубину; г, д — заделка только центральной или боковой части воронки

применять при строительстве постоянных Дорог, аэродромов

иплощадок сборные железобетонные плиты (облегчается замена разрушенных плит);

создавать на дорогах, аэродромах и площадках минимально необходимый неснижаемый запас восстановительных материалов;

изыскивать и

подготовлять приобъ­ ектные карьеры мест­ ных строительных ма­ териалов;

— расчищать про­ тивопожарные полосы.

Минимальные неснижаемые запасы соз­ даются из таких вос­ становительных мате­ риалов, заготовка ко­ торых является наибо­ лее трудоемкой (песок, гравий) или которые затруднительно транс­ портировать (цемент, битум и т. п.).

В лесистой и степ­ ной местности в связи с особой опасностью пожаров при ядерных взрывах должны за­ благовременно расчи­ щаться защитные про­ тивопожарные полосы

вокруг объектов, отдельных его сооружений и по сторонам подъ­ ездных дорог. Эти работы производятся в порядке мероприятий по противоатомной защите объектов.

2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ, ПОРАЖЕННЫХ ВОЗДУШНЫМ ЯДЕРНЫМ ВЗРЫВОМ

Состав и последовательность работ

Характер восстановительных работ на аэродромах и других площадных и линейных объектах, разрушенных воздушным ядерным взрывом, обусловливается спецификой взрыва и комбиниро­ ванными поражениями, вызванными действием светового излуче­ ния, ударной волны, радиоактивного излучения и заражения мест­ ности.

Воздушный взрыв, который сильно и на большой площади поражает личный состав, разрушает здания, сооружения, самолеты

171


и другую технику, сможет только на сравнительно короткий срок вывести из строя дороги или аэродромы. Связано это с тем, что самому важному их элементу — проезжей части или летному полю (в частности, ВПП, РД и МС с искусственными покрытиями),— как правило, не наносится серьезных повреждений, и вскоре после взрыва они снова могут быть использованы для временного бази­ рования авиации [8].

По данным зарубежной печати [64], при воздушном взрыве номинальной ядерной бомбы на высоте 600—700 м тяжелые* раз­ рушения ракет, самолетов, автомобилей, оборудования, зданий, специальных аэродромных сооружений наблюдаются в радиусе до 1600—1800 м от эпицентра взрыва, значительные и легкие разру­ шения— на расстояниях, достигающих более 3000 м.

Радиусы поражения тех же объектов ядерными взрывами боль­ шей или меньшей мощности могут быть ориентировочно подсчи­

таны

по формуле

з

 

 

 

 

 

 

 

( И )

где

R— радиус разрушения сооружений

взрыва искомой мощ-

 

ности;

 

мощностью 20 тыс. т;

/?2о — радиус разрушения для взрыва

Е — тротиловый

эквивалент взрыва,

отвечающий заданным

 

условиям,

г.

 

Действие поражающих факторов воздушного взрыва вызывает необходимость в ходе восстановления действующих дорог и аэрод­ ромов производить:

спасательные работы: помощь личному составу, находивше­ муся в момент взрыва на дороге или аэродроме;

тушение пожаров и срочные аварийные восстановительные работы в целях локализации разрушений;

разграждение, включая дезактивацию и уборку завалов, поврежденных самолетов, автомобилей и прочей техники;

работы по планировке или восстановлению поверхности поврежденных дорог и летных полей;

восстановление зданий и специальных сооружений, разру­ шенных или частично поврежденных.

Особенности разграждения объектов, разрушенных воздушным ядерным взрывом

Наиболее характерными работами по разграждению дорог, аэродромов и других площадных и линейных объектов, разрушен­ ных воздушным ядерным взрывом, являются уборка поврежден­

* Разрушения принято считать тяжелыми, если восстановление невозможно;

значительными — если восстановление связано с большими работами; легкими — если восстановление связано с незначительными работами.

172


ной техники, расчистка завалов от обломков разрушенных зданий и спецсооружений и дезактивация объектов.

Уборка поврежденной техники и завалов производится мето­ дами разграждения, описанными в гл. IV.

Радиоактивное заражение в районе воздушного взрыва чаще всего оказывается сравнительно незначительным. Опасная степень заражения наблюдается в первые часы после взрыва и только в районе эпицентра взрыва, где уровень радиации может достигать 100 р/ч и более (в зависимости от мощности ядерного заряда [49]). Заражение в районе взрыва создается в основном за счет наведен­ ной радиоактивности.

Считается, что после рассеивания пыли (которая удерживается в воздухе обычно в течение 10—30 мин) и радиоактивного облака дорога может быть открыта длц движения, аэродром использован для взлета и посадки самолетов, так как уже через несколько часов возможно пребывание на них людей [6].

При значительном радиоактивном заражении дезактивация дороги, аэродрома или площадки осуществляется методами, приве­ денными в гл. IV. Однако при этом необходимо иметь в виду, что срезать или перепахивать грунт в районе эпицентра воздушного ядерного взрыва не следует. Здесь поверхностная зараженность земли невелика, а заражение почвы под воздействием нейтрон­ ного потока на некоторой глубине может быть большим. В таких случаях можно вскрыть сильно зараженные глубинные слои, и в результате вместо ожидаемого понижения получится повышение радиоактивности дезактивируемого участка.

Восстановление поврежденных дорог, летных полей и площадок

Масштабы поражения взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок с капитальными покрытиями, а также авто­ мобильных и железных дорог при воздушном взрыве номинальной ядер,ной бомбы, как правило, невелики; возможно только неболь­ шое спекание или оплавление покрытий. Более существенные повреждения могут иметь дороги, площадки и ВГ1П из сравни­ тельно легких сборных покрытий, например из металлических сборно-разборных плит, а также дороги, расположенные на недо­

статочно

уплотненной грунтовой

поверхности

летного поля.

На пути

своего движения ударная

волна может

подхватить и

нести с большой скоростью мелкие камни, обломки разрушенных зданий, листы железа, плиты металлических аэродромных покры­ тий и т. п. Под воздействием зоны сжатия и зоны разрежения, образованной после прохождения фронта ударной волны, покрытие легкого типа может быть на значительной площади деформиро­ вано, сорвано или сожжено.

Поражение аэродромных покрытий световым излучением будет значительным только при наличии таких легких сборных покрытий (сетчатых, тканевых), которые могут сгореть или расплавиться, а также если под металлическими покрытиями проложены волокни­

173


стые, легковоспламеняющиеся материалы или слои тканевых по­ крытий.

Некоторые повреждения при воздушном ядерном взрыве может получить поверхность асфальтобетонных, грунтовых и щебеночных покрытий, обработанных битумом и другими органическими вяжу­ щими, в частности, выгорание или оплавление и спекание поверх­ ностей под влиянием высоких температур. Для восстановления их производятся обычная планировка грунтовой поверхности летного поля, замена поврежденных элементов сборно-разборных покрытий или поверхностная обработка и уплотнение упрощенных покрытий, после чего объект сравнительно быстро может быть введен в

эксплуатацию.

Восстановление зданий, сооружений и инженерных сетей

Подземные электрические и телефонные сети, дренажно-водо­ сточные системы, а также водопроводные, газовые и канализаци­ онные трубы, проложенные под землей, за исключением мест выхода этих сетей на поверхность, повреждений при воздушном ядерном взрыве не получают. На подъездных путях и внутриобъектных дорогах повреждаются в основном мосты. В районах жилой и промышленной застройки могут быть завалы от разрушенных зданий.

Для ядерного взрыва характерно массовое разрушение зданий. Поэтому зачастую придется отказаться от их восстановления и при временных и краткосрочных восстановительных работах огра­ ничиваться временным приспособлением подвалов разрушенных зданий.

Методы и технология восстановительных работ при средних разрушениях (уничтожение крыш, повреждение отдельных конст­ рукций и стен), легких и слабых разрушениях сооружений (повреж­ дения неответственных конструкций — крыш, дверей, перегородок) изложены в гл. VII.

3.ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ, ПОРАЖЕННЫХ НАЗЕМНЫМ

ИПОДЗЕМНЫМ ЯДЕРНЫМИ ВЗРЫВАМИ

Состав и последовательность работ

Подземный ядерный взрыв может вывести из строя аэродром, площадку или дорогу на довольно длительное время. При подзем­ ном ядерном взрыве на глубине 15 м (наибольшей, какая практи­ чески может быть достигнута авиационной бомбой или реактив­ ным снарядом) на сейсмические колебания расходуется 25% энер­ гии взрыва. Почти вся остальная энергия идет на образование воздушной ударной волны, плавление, испарение и выбрасывание грунта. Часть энергии ядерного взрыва выделяется в виде прони­ кающей радиации. Особенность подземного взрыва состоит в том,

174


что в результате его образуется большая воронка, диаметр кото­ рой измеряется сотнями метров. Комья грунта и обломки искусст­ венных покрытий (рис. VI.6) в значительных количествах могут выбрасываться на расстояние, в 3—5 раз превышающее радиус воронки, и, ударяясь об искусственные покрытия летных полей, здания и технику, разрушать или засыпать их. Поверхность грун­ та вокруг воронки под воздействием высоких температур оплав­ ляется и превращается в радиоактивный шлак на площади, по величине достигающей площади самой воронки. Выброшенный из воронки грунт перемешивается с радиоактивными продуктами взрыва, причем радиус заражения местности увеличивается до не­ скольких километров по сравнению с заражением при воздушном и наземном взрывах. Это не дает возможности приступить к вос­ становительным работам на аэродроме, дороге или площадке в течение длительного времени (нескольких недель) [11]. При ядерном взрыве в грунте происходит сейсмический удар, напоминаю­ щий по своему характеру землетрясение, от которого могут быть разрушены или серьезно повреждены искусственные покрытия, на­ земные и подземные сооружения и инженерные сети аэродромов. Однако радиусы поражения воздушной ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией при подземном ядерном взрыве значительно меньше, чем при воздушном.

При наземном ядерном взрыве также образуется воронка и происходит заражение поверхности, однако в значительно меньших масштабах, а прочие поражающие факторы действуют почти так же, как при воздушном взрыве.

В состав восстановительных работ на объектах, разрушенных наземным или подземным ядерным взрывом, входят:

спасательные и аварийно-технические работы в районе слу­ жебно-технической застройки, казарменного и жилого городков;

осмотр места работ в зараженной зоне, вынос проектного решения на восстановление дороги или летного поля в натуру и систематическое наблюдение за изменением уровня радиации на участках работ;

разграждение объекта;

заделка воронки с предварительным удалением из нее зара­ женной воды;

уборка в зараженной зоне разрушенных и смещенных эле­

ментов искусственных покрытий, восстановление искусственных покрытий;

— восстановление зданий, сооружений и инженерных сетей.

Особенности осмотра места работ и выноса в натуру проектных решений на восстановление в зараженной зоне

При восстановлении дорог, аэродромов и других площадных или линейных объектов, разрушенных наземным или подземным ядерным взрывом, возникают существенные затруднения, связан­ ные с тем, что командиры и инженеры — руководители восстанови­

175