Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При временном восстановлении мостов используют рамные и свайно-рамные опоры, а также ряжевые и .рамно-ряжевые опоры мостов с установкой на них уцелевших частей и обрушенных про­ летных строений, а также металлических ферм сборно-разборной конструкции.

Железобетонные и металлические мосты с целью сокращения объемов работ часто восстанавливают комбинированными с совме­ щенным железнодорожным и автомобильным движением. Времен­ ное восстановление железобетонных и металлических мостов с частично обрушенными фермами, плитами и другими конструк­ циями обычно производят с использованием обрушенных конст­ рукций путем возведения на них временных опор из рам или шпальных клеток (рис. V.16).

Повреждения отдельных конструктивных элементов мостов лик­ видируются методами, аналогичными тем, которые применяются при восстановлении и усилении каменных, железобетонных, метал­ лических или деревянных конструктивных элементов специальных сооружений (ом. гл. VII).

Деформированные и обрушенные опоры и пролетные строения мостов поднимают или заменяют с помощью подъемных кранов, вертолетов, талей, лебедок и домкратов теми же методами, что и при подъеме крупных блоков и правке элементов поврежденных конструкций промышленных сооружений (см. гл. VII),

Необходимость усиления мостов определяется с помощью спе­ циальных таблиц [30].

Дорожные трубы, разрушенные полностью, заменяют времен­ ными деревянными или из гофрированного железа трубами, а при небольшом их сечении однопролетными мостиками на береговых лежнях. Способы временного восстановления поврежденных труб показаны на рис. V.11.

На суходолах и постоянных водостоках с небольшим расходом воды при недостатке необходимых материалов или ограниченности времени разрушенные трубы и небольшие мосты можно восстанав­ ливать путем устройства фильтрующих каменных насыпей или клеток из бревен и шпал. Работы при постройке фильтрующей насыпи ведутся в такой очередности: очищают отверстие от облом­ ков разрушенного моста или трубы, крупных комьев грунта, гря­ зи, мусора; устраивают фильтрующую насыпь из камня или гравия сечением, в 1,2—1,5 раза большим рабочей площади трубы; покры­ вают насыпь слоем мха, соломы, сена, веток или дерна (травой вниз), после чего отсыпают насыпь дороги и восстанавливают дорожное полотно.

Г Л А В А VI

ВОССТАНОВЛЕНИЕ АЭРОДРОМОВ, ДОРОГ И ДРУГИХ ПЛОЩАДНЫХ И ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ,

ПОРАЖЕННЫХ ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ

1. ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, РАЗРУШЕННЫХ ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ

Применение ядерного оружия для разрушения военных объектов

Разрушения аэродромов и других военных объектов ядерным оружием могут быть следствием воздействия противника как непо­ средственно по аэродрому и находящейся на нем технике, так и по другим объектам, расположенным вблизи аэродрома. Степень разрушения объектов в этом случае зависит от мощности ядерного взрыва, их удаления от эпицентра взрыва, а также вида взрыва.

Известно, что за рубежом разрабатывается ядерное оружие как стратегического, так и тактического назначения, вплоть до малого калибра с тротиловым эквивалентом: для ядерных бомб — до 10—• 20 тыс. т; снарядов для полевых орудий — до 2 тыс. т; ядерных зарядов для воздушнодесантных, диверсионных и других целей — от 1 до 0,05 тыс. т. Поэтому иностранные специалисты полагают, что по фронтовым аэродромам, узлам дорог и другим объектам могут применяться ядерные боеприпасы тактического назначения * до номинальной** ядерной бомбы включительно [11], а также ядерное оружие меньших калибров. По тыловым аэродромам (ба­ зам) может быть применено ядерное оружие среднего и крупного калибра или (при большом значении авиационной базы) две-три бомбы малого калибра, а также термоядерное оружие стратегиче­ ского назначения.

* Тактическими ядерными боеприпасами принято считать такие, у которых тротиловый эквивалент составляет от 50 т до 5 тыс. т и менее, а стратегиче­ скими— от 50 до 100 тыс. т и более. (Атомное оружие и противоатомная защита. Изд. ДОСААФ, 1956.)

** Номинальной ядерной бомбой принято обозначать бомбу с тротиловым эквивалентом в 20 тыс. т (20 кт), являющуюся эталоном для сравнения пора­ жающего действия ядерных взрывов различной мощности. Такая бомба была применена в Хиросиме и Нагасаки. Все данные о разрушениях в результате ядерных взрывов, приведенные в книге без указания калибров, следует относить к номинальной ядерной бомбе.

165


Применение ядерного оружия по аэродромам может преследо­ вать двоякую цель: во-первых, уничтожение самолетов и, во-вто­ рых, разрушение аэродрома, в частности взлетно-посадочных полос. Для разрушения аэродрома ядерный заряд может быть

взорван

в воздухе (воздушный взрыв),

на земле

(наземный

взрыв)

или под землей (подземный взрыв)

(рис. VI.1).

Для унич­

тожения самолетов и объемных сооружений на аэродроме наибо­ лее целесообразным считается воздушный взрыв, а для вывода из

строя

на длительный

период летных полос — наземный

и подзем­

ный

взрывы.

 

 

С

тактической и экономической точки зрения подземный и

наземный взрывы не

всегда выгодны. Эффективность

ударной

волны при подземном взрыве почти в два раза ниже, чем при воз­ душном, значит, меньше и величина площади, на которой могут быть уничтожены самолеты. Так, например, при значительном рас­ средоточении самолетов на аэродроме для их уничтожения вместо одного воздушного могут потребоваться два-три подземных взрыва такого же калибра ядерных боеприпасов или одного боеприпаса соответственно увеличенного калибра.

Соотношение количества аэродромов, разрушенных подземными (наземными) и воздушными взрывами ядерного оружия в ходе боевых действий, зависит от особенностей каждой операции.

Как считают иностранные военные специалисты (например, С. Сильверси «Планирование применения ядерного оружия по объ­ ектам войскового тыла»), в ходе наступательной операции насту­ пающая сторона, заинтересованная в захвате и немедленном ис­ пользовании аэродромов противника, не будет применять назем­ ный или подземный взрыв, разрушающий летные поля аэродромов, а ограничится временным выводом их из строя воздушным взры­ вом. Обороняющаяся сторона, наоборот, будет стремиться, приме­ нив наземный или подземный ядерный взрыв, нанести удар по аэродромам противника с целью их разрушения как в период под­ готовки противника к наступлению, так и в ходе обороны.

Произвести эффективное разрушение аэродрома наземным или подземным ядерным взрывом гораздо труднее, чем воздушным. Для этого необходимо попадание непосредственно в центральную часть ВПП. Так, по данным зарубежной печати, для вывода из строя подземным взрывом ядерной бомбы одной из ВПП такого аэродрома, как Рейн-Майн (Западная Германия), требуется попа­ дание примерно в точку, указанную на рис. VI.2, в средней части этой ВПП. В то же время допустимые ошибки в прицеливании при воздушном взрыве ядерной бомбы (разрушающем все сооруже­ ния, самолеты и технику в зоне круга, обозначенного сплошной линией) ограничиваются весьма большим кругом, обозначенным на рисунке штриховой линией.

Для ударов по аэродромам наряду с авиацией возможно при­ менение управляемых реактивных снарядов и ракет. Однако они пока еще не обладают такой точностью попадания, как авиабом­ бы, сбрасываемые с самолетов, и вероятность попадания их в

166


центральную часть сравнительно узкой ВПП мала. Так, например, по данным зарубежной печати, точность попадания баллистиче­ ских ракет, снаряженных ядерным зарядом, ограничивается

Во з д у ш н ы й

вз р ы в

Р а з р у ш е н и я м а т е р и а л ь н о й ч а с т и и с о о р у ж е н и й а э р о д р о м о в п р и в о з д у ш н о м в з р ы в е

Р а з р у ш е н и я п о к р ы т и й а э р о д р о м о в п р и н а з е м н о м в з р ы в е

В о р о н к а г л у б и н о й д о / 6 м

Р а з р у ш е н и я п о к р ы т и й а э р о д р о м о в

д о 2 7 0 м

 

 

 

5001000

15002000

30 0 0

 

Условные

обозначения

^500

35 0 0 м

Разрушение м а т . ч а с т и

и в п е ц с о о р у ж е н и й от

в з р ы в н о й в о л н ы

■ ■

Г

. .I

Ш Ш

bbVd

 

 

Тяжелые

З н а ч и т е л ь н ы е

Л е г к и е

Р а зр у ш е н и е

и с м е ш е н и е п о к-

р а з р у ш е н и я р а з р у ш е н и я

р а з р у ш е н и я р ы т и й а э ^ о д ^ о м о в ^ т с е й с м и -

Рис. VI.1. Разрушения при ядерном взрыве

площадью примерно в 10—20 км2. Точность стрельбы межконти­ нентальными баллистическими снарядами составляет 0,2—0,5%, а управляемыми снарядами не превышает 70—90% дальности.

167

Поэтому американские специалисты управляемые снаряды реко­ мендуют применять по важным площадным целям (политические, военно-промышленные и другие центры) с сильной системой ПВО, а по точечным целям (ВПП аэродромов, мостам, складам ядерного оружия и т. п.) — пилотируемые самолеты.

Рис. VI.2. Зона возможного поражения современного аэродрома при воздушном ядерном взрыве

По мнению иностранных военных специалистов, для разруше­ ния оставляемых аэродромов отступающая сторона может приме­ нять в некоторых случаях подземные взрывы малых ядерных за­ рядов мощностью 2 тыс. т и менее, а также мины замедленного действия.

По мнению зарубежных военных специалистов, разрушение аэродромов подземным и наземным взрывами авиационных бомб, баллистических ракет и управляемых снарядов с ядерными заря­ дами будет иметь место главным образом в начальный период войны при ударах по базовым аэродромам в тылу страны, а во фронтовых условиях будет оправданным лишь в отдельных слу­ чаях. Поражение (временная нейтрализация) аэродромов воздуш­ ным ядерным взрывом наиболее характерно при подготовке и в ходе наступления, а также в ходе воздушнодесантных операций, когда предусматриваются захват и немедленное (через несколько часов) использование аэродромов [8, 64]. Поражение аэродромов

168


воздушным взрывом возможно также и тогда, когда они располо­ жены вблизи городов или индустриальных центров, подвергшихся ударам ядерного оружия.

Мероприятия по сокращению объема восстановительных работ

Наибольшая трудоемкость восстановительных работ ожидается на объектах, разрушенных в результате применения ядерного ору­ жия. Однако нельзя считать, что разрушения в этом случае будут так велики, что не стоит и пытаться восстановить аэродром, под­ вергшийся ядерному удару. Ядерный взрыв не разрушает все пол­ ностью. Следует учитывать калибр заряда и другие факторы. Так, например, общеизвестно, что при взрыве на аэродроме термоядер­ ной бомбы большого калибра, например с тротиловым эквивален­ том от 500 тыс. т до 20 млн. т, может образоваться воронка диа­ метром 1,5 или 5 км соответственно, а диаметр зоны выброса зараженного грунта составит от 20 до 30 км [29]. При таких взры­ вах вопрос о восстановлении не будет ставиться, так как объект вообще исчезнет. Но при разрушениях, вызванных применением ядерного оружия тактического назначения, имеются возможности для восстановления объектов. Конечно, объемы восстановительных работ будут большими, особенно на летных полях аэродромов при наземном и подземном взрывах. Кроме того, работы усложняются в связи с высокой зараженностью поврежденных объектов. Од­ нако спустя некоторое время, обеспечивающее самодезактивацию зараженной территории, капитальное восстановление аэродромов, даже разрушенных подземным взрывом ядерного заряда, безу­ словно целесообразно и экономически выгодно. Следует учитывать, что при взрыве даже в центре ВПП номинальной ядерной бомбы около 2/3 суммарной площади бетонных покрытий ВПГ1, РД, МС и внутриаэродромных дорог, как правило, сохраняется; поэтому стоимость восстановления будет значительно ниже стоимости строительства нового, аналогичного объекта.

Вследствие сравнительно узкой, полосной формы аэродромов * вероятность попадания в центральную часть ВПП при ядерном бомбометании в условиях сильной ПВО крайне незначительна и составляет 5—13%. При попадании же бомб на летное поле вблизи или у края ВПП с частичным ее разрушением (рис. 1.16,6) можно ограничиться при временном и краткосрочном восстановлении частичной заделкой воронок или вообще обойтись без их заделки. Это достигается двумя путями:

— сужением ширины ВПП до минимально допустимых разме­ ров или сужением ее с поврежденной стороны и некоторым уширением за счет боковой полосы безопасности.

* Согласно опубликованным в «Modernen Flughafenbau» (1956) данным большое количество постоянных аэродромов и аэропортов различных государств имеет в настоящее время длину ВПП от 2200 до 3500—4700 м при ширине 60—90 м. По данным «Юнайтед Стейтс Нэйвэл инститют просид ингс» (февраль, 1966), в США начинают строиться взлетно-посадочные полосы кольцевой формы. Диаметр кольцевой ВПП составляет 3000 м.

169


— уменьшением длины ВПП до минимально допустимых раз­ меров или частичным использованием ВПП и некоторым удлине­ нием ее за счет концевой полосы безопасности.

В ходе восстановительных работ приходится иметь дело с аэродромами, построенными в различные сроки и в связи с этим имеющими различную форму планировки летных полос. Многие из них, особенно созданные в период второй мировой войны или рань­ ше, а затем реконструированные, имеют многополосную форму с взаимно пересекающимися полосами. Для аэродромов, построен­ ных в послевоенный период, чаще всего характерна одно-или двух­ полосная форма с параллельным направлением полос или нали­ чием параллельных РД, которые могут быть использованы как запасные ВПП.

Восстановление многополооных аэродромов с параллельными ВПП наименее трудоемко. Даже в случае прямого попадания в одну из ВПП можно временно восстановить вторую, запасную ВПП или приспособить под нее параллельную широкую РД. Таким образом, можно обойтись без заделки воронки. При этом объемы восстановительных работ будут меньше, чем при восста­ новлении после поражения обычными средствами, так как извест­ ная часть сброшенных фугасных бомб, даже при значительном рас­ сеивании, как правило, попадает непосредственно на ВПП и РД.

Восстановление аэродромов с взаимно пересекающимися поло­ сами может оказаться более трудоемким по сравнению с анало­ гичными работами на аэродромах с параллельно расположенными ВПП только в случаях поражения в месте взаимного пересечения полос или вблизи него.

Трудоемкость восстановительных работ меньше, когда разру­ шение сосредоточено в одном месте (одна большая воронка), чем при образованных взрывами такого же количества ВВ, но рассре­ доточенных на большой площади.

При заделке воронок, образованных ядерным взрывом (вследст­ вие большой их площади), применение средств механизации облег­ чается, так как не ограничивается габаритами воронок. Кроме того, при большом диаметре и пологих скатах воронок значитель­ ного уменьшения объема земляных работ можно достичь неполной их заделкой как по ширине, так и по глубине (рис. VI.3). В этом случае срезаются аппарели по краям воронки (в направлении про­ дольной оси дороги или ВПП) в целях создания максимально допустимых продольных и поперечных уклонов. Часто можно вообще избежать заделки воронок и ограничиться уборкой выбро­ шенного взрывом зараженного вала грунта, переключив при этом движение на сохранившиеся ветви пересечений дорог или объезды.

Для сокращения трудоемкости и сроков восстановительных работ еще в период строительства дорог, аэродромов и площадок следует:

— создавать на бетонных покрытиях защитную пленку с при­ менением лака «этиноль» или жидких битумных составов (в этом случае облегчается дезактивация покрытий);

17Q