Файл: Михно Е.П. Восстановление разрушенных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

00

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

3

 

Ориентировочные сроки и очередность подготовки

сооружений объектов

 

 

 

в зависимости от вида восстановительных работ и обстановки

 

 

 

 

Условия подготовки

 

Вид и техническое совершенство инженерных работ

 

Обстановка,

Ориентировочный

Ориентировоч­

комплекс

при строительстве новых

при восстановлении

 

в которой

срок исполь-

 

объектов

разрушенных объектов

 

 

 

ный срок,

подготавли-

 

 

 

 

 

 

 

 

отводимый

ваемых

 

 

вид изысканий

вид восста­

 

 

объект

объекта

для подготовки

тип вновь с троя­

вид инженерной

сооружений

и проектных

новительных

 

 

объекта

щегося объекта

работ

работ

разведки

 

В военное

Несколько су­

От нескольких

Первая оче­

Полевой

с при­

Упрощенные

Краткосроч­

Ускоренная

ин­

время

ток

часов до несколь­

редь

менением

пере­

изыскания с крат­

ное восста­

женерная развед­

 

 

ких суток

 

движных средств

кими проектными

новление

ка с составлением

 

 

 

 

 

 

решениями в поле

 

плана восстанови­

 

 

 

 

 

 

 

 

тельных работ

 

То же

От

нескольких

От нескольких

Первая и

Полевой с при­

 

недель

до не­

дней до несколь­

вторая очереди

менением времен­

 

скольких месяцев

ких недель

 

ных сборно-раз­

 

(независимо от

 

 

борных конструк­

 

состояния погоды)

 

 

ций

Подробные изы­ скания с разра­ боткой техничес­ кого проекта

Временное Детальная ин­ восстановле­ женерная развед­ ние ка с составлением

технического проекта восста­ новления

Мирное вре­

Постоянно

Нормативный

Полный

Постоянный

Подробные изы­

Капитальное

Детальная

ин­

мя (послевоен­

 

 

 

(капитальный)

скания

с разра­

восстановле­

женерная

раз­

ный период)

 

 

 

 

боткой

рабочих

ние

ведка с составле­

 

 

 

 

 

чертежей

 

 

нием рабочих

 

 

 

 

 

 

 

 

чертежей

 


4. СИЛЫ И СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

На гражданских и промышленных объектах в очагах массового поражения в военное время, а также при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий * в мирное время как у нас, так и за рубежом спасательные и неотложные аварийно-вос­ становительные работы (СНАВР), а в некоторых случаях и перво­ очередные восстановительные работы ведут невоенизированные формирования и другие формирования, например горноспасатель­ ные отряды горной промышленности и т. п. [18, 65]. Невоенизиро­ ванные формирования в виде отрядов, команд, групп, дружин и звеньев различного назначения создаются заранее на промышлен­ ных предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, учебных за­ ведениях по производственному, а некоторые и по территориаль­ ному принципу. Остальные восстановительные работы ведутся вос­ становительными и другими специальными организациями.

Средства механизации для восстановительных работ

Учитывая сжатые сроки, отводимые на подготовку объектов в боевых условиях, и большие объемы восстановительных работ, скоростное восстановление разрушенных объектов можно обеспе­ чить только при широком применении средств механизации.

При производстве восстановительных работ используются сле­ дующие основные средства механизации:

бульдозеры, корчеватели-собиратели, бетоноломы;

скреперы;

экскаваторы со сменным оборудованием (обратная и пря­ мая лопаты, трамбующие плиты и др.) в сочетании с автомобиля­ ми-самосвалами;

грейдеры прицепные и автогрейдеры;

катки моторные и прицепные (гладкие, кулачковые и пневморезиновые), вибрационные грунтоуплотняющие машины;

бетономешалки, камнедробильные и сортировочные агрега­ ты, пескоструйные аппараты и цемент-пушки;

автогудронаторы, поливо-моечные машины, насосы;

автомобильные и тракторные краны, вертолеты-краны, по­ грузчики, транспортеры и подъемники;

электростанции, компрессоры, электросварочные агрегаты,

керосинорезы, вибропогружатели и бурильные станки.

Помимо общетехнических требований, таких, как высокая про­ изводительность и износоустойчивость, к средствам механизации восстановительных работ, производимых в боевых условиях, предъявляется ряд специальных требований. К ним относятся уни-

*В большинстве стран задачи ликвидации последствий стихийных бедствий

вмирное время возлагаются на гражданскую оборону [19]. Так, в США,

Канаде, Англии, Италии и других странах силы и средства ГО неоднократно привлекались для борьбы с последствиями наводнений, землетрясений, урага­ нов, массовых пожаров и т. п.

49


Рис. 1.18. Специальная восстановительная техника:

а — танковый

бульдозер; б —танковый

снегоочиститель;

в — танк-тральщик;

г —

танк-мостоукладчик;

д — тепловая машина; е — самоходный

гидромонитор,

управляе­

мый на

расстоянии;

ж — артиллерийский

тягач с

навесным

бульдозерным

оборудо­

ванием

(БАТ);

з — путепрокладчик; и — дорожный

индукционный миноискатель;

к •—

автомобильный

мостоукладчик; л — вакуумная уборочная

машина; м — разведыва­

 

 

 

тельный автомобиль-амфибия

 

 

 

50


машины и механизмы были по возможности универсальными, т. е. чтобы их можно было использовать на разнообразных работах по восстановлению и разграждению, а при необходимости срочно перебрасывать по воздуху.

Материалы, применяемые для восстановительных работ

Строительные материалы, применяемые для восстановительных работ, делятся на привозные, местные и подручные.

К привозным относятся такие фондируемые материалы, как вяжущие: цемент, битум, различные полимеры, металлы и хи­ микаты, а также железобетонные изделия, песок, щебень и гра­ вий, доставляемые по железной дороге или водным путем.

Местными материалами считаются те, которые могут быть до­ ставлены к месту работ или приобъектным складам собственными

транспортными средствами.

Это — лесоматериалы, гравий, песок

из местных карьеров, шлак и т. п.

К подручным материалам

относят те, которые могут быть полу­

чены непосредственно у места работ: грунт, кирпичный бой, облом­

ки разрушенных зданий и т. п.

Виды применяемых материалов и требования к ним зависят главным образом от вида восстановления. При капитальном вос­ становлении используются привозные и местные материалы (це­ мент, битум, щебень и др.), отвечающие техническим требованиям, при временном — в основном местные материалы (гравий, шлак металлургический и обычный котельный, хрящ, ракушечник, опо­ ка, лесоматериалы и т. п.), а также некоторое количество привоз­ ных материалов, главным образом вяжущих (цемент, битум, из­ весть, фурфурол-анилин, каменноугольный деготь и др.). При краткосрочном восстановлении применяются в основном подручные материалы и заранее заготовленные сборно-разборные конструк­

ции в виде дощатых колейных щитов и т. п.

Помимо обычных строительных материалов при производстве восстановительных работ используются различные специфические материалы, такие, как расширяющиеся и быстротвердеющие це­ менты, сера, хлористый кальций, применяемый для ускорения затвердевания бетона, мастика, термоустойчивый асфальт и т. д. Особую группу составляют специфические восстановительные материалы и средства, применяемые при разграждении объектов. К ним относятся взрывчатые вещества для направленных взры­ вов, подрыва препятствий, мин, завалов; кумулятивные заряды ВВ для уничтожения невзорвавшихся авиабомб и снарядов, дето­ нирующий шнур для подрывания зарядов, расширения скважин и резки бетонных труб; дезактивирующие, дегазирующие и дезин­

фицирующие растворы и растворители

(хлорная известь,

гипохло­

рит кальция, дихлорамины, дихлорэтан, керосин

и др.),

а так­

же местные материалы (зола, глина

и др.) Для

дезактивации,

дегазации и дезинфекции дорог, территорий объектов, спецсооружений и инженерной техники.

- Я '


Г Л А В А II

ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА ОБЪЕКТОВ, РАЗРУШЕННЫХ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ, КАТАСТРОФ ИЛИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. ВИДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ

Под инженерной разведкой понимается обследование захвачен­ ных объектов противника, как действующих, так и разрушенных или оборудованных заграждениями при отходе, обследование своих объектов, разрушенных на фронте и в тылу в результате воздействия авиации, управляемых снарядов, артиллерии или диверсионных групп противника или поврежденных в процессе эксплуатации, во время аварий, стихийных бедствий, а также об­ следование объектов в целях определения пригодности к эксплуа­ тации и объемов работ по их восстановлению или реконструкции.

Инженерная разведка объектов может быть:

— воздушной с использованием пилотируемых аппаратов (самолетов и вертолетов) и беспилотных средств (воздушных шаров и т. п.);

наземной с использованием специальных разведывательных машин, бронетранспортеров и обычных транспортных средств.

Характер и объем инженерной разведки зависят от обстановки, природных условий, технического совершенства и сохранности раз­ ведываемого объекта, а также от вида намеченных восстанови­ тельных работ. Наиболее сложной является инженерная разведка

вцелях восстановления в ходе наступления разрушенных дорог, мостов, аэродромов и других военных объектов противника.

В зависимости от задач, объема работ и сроков их выполнения инженерная разведка подразделяется:

на рекогносцировку;

на ускоренную инженерную разведку;

на детальную инженерную разведку.

Первая обычно распространяется на объект или на группу объектов (сеть дорог, аэродромный узел, аэродромный район) в целях первоначального (приближенного) обследования, вторая — на конкретный намеченный к восстановлению, разграждению или

54

ных сооружений. Так, например, по сообщениям иностранной пе­ чати [13, 14], при фотографировании с космических разведыватель­ ных спутников США «Самос» с высоты 193—241 км при фокусном расстоянии камеры 305—3658 мм разрешающая способность до­ стигает 40—100 мм на пленке и 16—0,67 м на местности соответ­ ственно. При этом качество фотоснимков не уступает полученным с помощью самолетов-разведчиков.

По снимкам предварительно устанавливаются виды и размеры разрушений и заграждений, которые наносятся на схемы масштаба 1 : 10 000. Так, по аэрофотоснимку разрушенного аэродрома, при­ веденному на рис. II.1, можно установить наличие воронок от фу­ гасов на взлетно-посадочной полосе, их количество и т. д. На осно­ вании полученных предварительных сведений' заблаговременно составляются ориентировочные планы по восстановлению дорог, аэродромов и других объектов, намечаются силы и средства для их восстановления и т. п. Предварительные сведения о разруше­ ниях на объектах и соображения по их восстановлению в после­ дующем проверяются и уточняются при воздушном и наземном обследованиях разведывательными группами соединений.

В процессе разведки обследуются существующие автомобиль­ ные дороги в целях определения возможности использования неко­ торых их участков под взлетно-посадочные полосы аэродромов (рис. II.2) и зоны рассредоточения самолетов*.

* Для маскировки, а также в целях облегчения трудоемких работ по под­ готовке аэродромов для базирования фронтовой авиации в настоящее время в иностранных армиях планируется [63, 72] широко использовать в качестве вре­ менных военных аэродромов отдельные участки автомобильных дорог, и в пер­ вую очередь автострад с шириной земляного полотна, обеспечивающей взлет и посадку самолетов.

Опыт второй мировой войны, в период которой вермахт в целях скрытия подземных авиационных заводов и введения в заблуждение авиации союзных войск вместо строительства заводских аэродромов для испытания собираемых самолетов дооборудовал большое количество участков германских автострад под взлетно-посадочные полосы (рис. 11.2), показал надежность маскировки авиации этим способом, а опыт базирования на автостраде Бреслау—Берлин (во время февральской оттепели 1945 г., когда все грунтовые аэродромы вышли из строя) авиационной дивизии трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, которая произвела с автострады 688 самолето-вылетов, так же как и опыт бази­ рования на автомобильных дорогах Швеции, ФРГ и других стран авиации в период войсковых учений НАТО в 1963, 1966 и 1967 гг., подтвердил техническую возможность применения автомобильных дорог для этих целей. Практика дообо­ рудования автомобильных дорог под ВПП показала, что для этого требуются работы небольшой трудоемкости, заключающиеся в уборке близко стоящих деревьев и перил мостов, переносе на некоторое удаление от дороги столбов ли­ ний связи, устройстве покрытия на разделительной полосе двухпутных автострад и в некоторых случаях в расширении земляного полотна дорог путем засыпки кюветов и т. п. [63, 72].

Учитывая наличие существующей широко развитой сети дорог

(в США

насчитывается около 6 000 000 км дорог

с твердым покрытием, а в

Западной

Европе на каждые 100 км2 имеется около

125 км дорог шириной от 12 до 24 м,

в том числе около 30 км автострад), в Швеции уже сейчас все авиабазы офи­ циально делятся на четыре вида;