ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
00 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
3 |
|
|
Ориентировочные сроки и очередность подготовки |
сооружений объектов |
|
|
||||||
|
в зависимости от вида восстановительных работ и обстановки |
|
|
|||||||
|
|
Условия подготовки |
|
Вид и техническое совершенство инженерных работ |
|
|||||
Обстановка, |
Ориентировочный |
Ориентировоч |
комплекс |
при строительстве новых |
при восстановлении |
|
||||
в которой |
срок исполь- |
|
объектов |
разрушенных объектов |
|
|||||
|
|
ный срок, |
подготавли- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отводимый |
ваемых |
|
|
вид изысканий |
вид восста |
|
|
|
объект |
объекта |
для подготовки |
тип вновь с троя |
вид инженерной |
||||||
сооружений |
и проектных |
новительных |
||||||||
|
|
объекта |
щегося объекта |
работ |
работ |
разведки |
|
|||
В военное |
Несколько су |
От нескольких |
Первая оче |
Полевой |
с при |
Упрощенные |
Краткосроч |
Ускоренная |
ин |
|
время |
ток |
часов до несколь |
редь |
менением |
пере |
изыскания с крат |
ное восста |
женерная развед |
||
|
|
ких суток |
|
движных средств |
кими проектными |
новление |
ка с составлением |
|||
|
|
|
|
|
|
решениями в поле |
|
плана восстанови |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
тельных работ |
|
То же |
От |
нескольких |
От нескольких |
Первая и |
Полевой с при |
|
недель |
до не |
дней до несколь |
вторая очереди |
менением времен |
|
скольких месяцев |
ких недель |
|
ных сборно-раз |
|
|
(независимо от |
|
|
борных конструк |
|
|
состояния погоды) |
|
|
ций |
Подробные изы скания с разра боткой техничес кого проекта
Временное Детальная ин восстановле женерная развед ние ка с составлением
технического проекта восста новления
Мирное вре |
Постоянно |
Нормативный |
Полный |
Постоянный |
Подробные изы |
Капитальное |
Детальная |
ин |
|
мя (послевоен |
|
|
|
(капитальный) |
скания |
с разра |
восстановле |
женерная |
раз |
ный период) |
|
|
|
|
боткой |
рабочих |
ние |
ведка с составле |
|
|
|
|
|
|
чертежей |
|
|
нием рабочих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чертежей |
|
4. СИЛЫ И СРЕДСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
На гражданских и промышленных объектах в очагах массового поражения в военное время, а также при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий * в мирное время как у нас, так и за рубежом спасательные и неотложные аварийно-вос становительные работы (СНАВР), а в некоторых случаях и перво очередные восстановительные работы ведут невоенизированные формирования и другие формирования, например горноспасатель ные отряды горной промышленности и т. п. [18, 65]. Невоенизиро ванные формирования в виде отрядов, команд, групп, дружин и звеньев различного назначения создаются заранее на промышлен ных предприятиях, в учреждениях, колхозах, совхозах, учебных за ведениях по производственному, а некоторые и по территориаль ному принципу. Остальные восстановительные работы ведутся вос становительными и другими специальными организациями.
Средства механизации для восстановительных работ
Учитывая сжатые сроки, отводимые на подготовку объектов в боевых условиях, и большие объемы восстановительных работ, скоростное восстановление разрушенных объектов можно обеспе чить только при широком применении средств механизации.
При производстве восстановительных работ используются сле дующие основные средства механизации:
—бульдозеры, корчеватели-собиратели, бетоноломы;
—скреперы;
—экскаваторы со сменным оборудованием (обратная и пря мая лопаты, трамбующие плиты и др.) в сочетании с автомобиля ми-самосвалами;
—грейдеры прицепные и автогрейдеры;
—катки моторные и прицепные (гладкие, кулачковые и пневморезиновые), вибрационные грунтоуплотняющие машины;
—бетономешалки, камнедробильные и сортировочные агрега ты, пескоструйные аппараты и цемент-пушки;
—автогудронаторы, поливо-моечные машины, насосы;
—автомобильные и тракторные краны, вертолеты-краны, по грузчики, транспортеры и подъемники;
—электростанции, компрессоры, электросварочные агрегаты,
керосинорезы, вибропогружатели и бурильные станки.
Помимо общетехнических требований, таких, как высокая про изводительность и износоустойчивость, к средствам механизации восстановительных работ, производимых в боевых условиях, предъявляется ряд специальных требований. К ним относятся уни-
*В большинстве стран задачи ликвидации последствий стихийных бедствий
вмирное время возлагаются на гражданскую оборону [19]. Так, в США,
Канаде, Англии, Италии и других странах силы и средства ГО неоднократно привлекались для борьбы с последствиями наводнений, землетрясений, урага нов, массовых пожаров и т. п.
49
Рис. 1.18. Специальная восстановительная техника:
а — танковый |
бульдозер; б —танковый |
снегоочиститель; |
в — танк-тральщик; |
г — |
||||
танк-мостоукладчик; |
д — тепловая машина; е — самоходный |
гидромонитор, |
управляе |
|||||
мый на |
расстоянии; |
ж — артиллерийский |
тягач с |
навесным |
бульдозерным |
оборудо |
||
ванием |
(БАТ); |
з — путепрокладчик; и — дорожный |
индукционный миноискатель; |
к •— |
||||
автомобильный |
мостоукладчик; л — вакуумная уборочная |
машина; м — разведыва |
||||||
|
|
|
тельный автомобиль-амфибия |
|
|
|
50
машины и механизмы были по возможности универсальными, т. е. чтобы их можно было использовать на разнообразных работах по восстановлению и разграждению, а при необходимости срочно перебрасывать по воздуху.
Материалы, применяемые для восстановительных работ
Строительные материалы, применяемые для восстановительных работ, делятся на привозные, местные и подручные.
К привозным относятся такие фондируемые материалы, как вяжущие: цемент, битум, различные полимеры, металлы и хи микаты, а также железобетонные изделия, песок, щебень и гра вий, доставляемые по железной дороге или водным путем.
Местными материалами считаются те, которые могут быть до ставлены к месту работ или приобъектным складам собственными
транспортными средствами. |
Это — лесоматериалы, гравий, песок |
из местных карьеров, шлак и т. п. |
|
К подручным материалам |
относят те, которые могут быть полу |
чены непосредственно у места работ: грунт, кирпичный бой, облом
ки разрушенных зданий и т. п.
Виды применяемых материалов и требования к ним зависят главным образом от вида восстановления. При капитальном вос становлении используются привозные и местные материалы (це мент, битум, щебень и др.), отвечающие техническим требованиям, при временном — в основном местные материалы (гравий, шлак металлургический и обычный котельный, хрящ, ракушечник, опо ка, лесоматериалы и т. п.), а также некоторое количество привоз ных материалов, главным образом вяжущих (цемент, битум, из весть, фурфурол-анилин, каменноугольный деготь и др.). При краткосрочном восстановлении применяются в основном подручные материалы и заранее заготовленные сборно-разборные конструк
ции в виде дощатых колейных щитов и т. п.
Помимо обычных строительных материалов при производстве восстановительных работ используются различные специфические материалы, такие, как расширяющиеся и быстротвердеющие це менты, сера, хлористый кальций, применяемый для ускорения затвердевания бетона, мастика, термоустойчивый асфальт и т. д. Особую группу составляют специфические восстановительные материалы и средства, применяемые при разграждении объектов. К ним относятся взрывчатые вещества для направленных взры вов, подрыва препятствий, мин, завалов; кумулятивные заряды ВВ для уничтожения невзорвавшихся авиабомб и снарядов, дето нирующий шнур для подрывания зарядов, расширения скважин и резки бетонных труб; дезактивирующие, дегазирующие и дезин
фицирующие растворы и растворители |
(хлорная известь, |
гипохло |
|
рит кальция, дихлорамины, дихлорэтан, керосин |
и др.), |
а так |
|
же местные материалы (зола, глина |
и др.) Для |
дезактивации, |
дегазации и дезинфекции дорог, территорий объектов, спецсооружений и инженерной техники.
- Я '
Г Л А В А II
ИНЖЕНЕРНАЯ РАЗВЕДКА ОБЪЕКТОВ, РАЗРУШЕННЫХ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ, КАТАСТРОФ ИЛИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. ВИДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ РАЗВЕДКИ
Под инженерной разведкой понимается обследование захвачен ных объектов противника, как действующих, так и разрушенных или оборудованных заграждениями при отходе, обследование своих объектов, разрушенных на фронте и в тылу в результате воздействия авиации, управляемых снарядов, артиллерии или диверсионных групп противника или поврежденных в процессе эксплуатации, во время аварий, стихийных бедствий, а также об следование объектов в целях определения пригодности к эксплуа тации и объемов работ по их восстановлению или реконструкции.
Инженерная разведка объектов может быть:
— воздушной с использованием пилотируемых аппаратов (самолетов и вертолетов) и беспилотных средств (воздушных шаров и т. п.);
—наземной с использованием специальных разведывательных машин, бронетранспортеров и обычных транспортных средств.
Характер и объем инженерной разведки зависят от обстановки, природных условий, технического совершенства и сохранности раз ведываемого объекта, а также от вида намеченных восстанови тельных работ. Наиболее сложной является инженерная разведка
вцелях восстановления в ходе наступления разрушенных дорог, мостов, аэродромов и других военных объектов противника.
В зависимости от задач, объема работ и сроков их выполнения инженерная разведка подразделяется:
—на рекогносцировку;
—на ускоренную инженерную разведку;
—на детальную инженерную разведку.
Первая обычно распространяется на объект или на группу объектов (сеть дорог, аэродромный узел, аэродромный район) в целях первоначального (приближенного) обследования, вторая — на конкретный намеченный к восстановлению, разграждению или
54
ных сооружений. Так, например, по сообщениям иностранной пе чати [13, 14], при фотографировании с космических разведыватель ных спутников США «Самос» с высоты 193—241 км при фокусном расстоянии камеры 305—3658 мм разрешающая способность до стигает 40—100 мм на пленке и 16—0,67 м на местности соответ ственно. При этом качество фотоснимков не уступает полученным с помощью самолетов-разведчиков.
По снимкам предварительно устанавливаются виды и размеры разрушений и заграждений, которые наносятся на схемы масштаба 1 : 10 000. Так, по аэрофотоснимку разрушенного аэродрома, при веденному на рис. II.1, можно установить наличие воронок от фу гасов на взлетно-посадочной полосе, их количество и т. д. На осно вании полученных предварительных сведений' заблаговременно составляются ориентировочные планы по восстановлению дорог, аэродромов и других объектов, намечаются силы и средства для их восстановления и т. п. Предварительные сведения о разруше ниях на объектах и соображения по их восстановлению в после дующем проверяются и уточняются при воздушном и наземном обследованиях разведывательными группами соединений.
В процессе разведки обследуются существующие автомобиль ные дороги в целях определения возможности использования неко торых их участков под взлетно-посадочные полосы аэродромов (рис. II.2) и зоны рассредоточения самолетов*.
* Для маскировки, а также в целях облегчения трудоемких работ по под готовке аэродромов для базирования фронтовой авиации в настоящее время в иностранных армиях планируется [63, 72] широко использовать в качестве вре менных военных аэродромов отдельные участки автомобильных дорог, и в пер вую очередь автострад с шириной земляного полотна, обеспечивающей взлет и посадку самолетов.
Опыт второй мировой войны, в период которой вермахт в целях скрытия подземных авиационных заводов и введения в заблуждение авиации союзных войск вместо строительства заводских аэродромов для испытания собираемых самолетов дооборудовал большое количество участков германских автострад под взлетно-посадочные полосы (рис. 11.2), показал надежность маскировки авиации этим способом, а опыт базирования на автостраде Бреслау—Берлин (во время февральской оттепели 1945 г., когда все грунтовые аэродромы вышли из строя) авиационной дивизии трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина, которая произвела с автострады 688 самолето-вылетов, так же как и опыт бази рования на автомобильных дорогах Швеции, ФРГ и других стран авиации в период войсковых учений НАТО в 1963, 1966 и 1967 гг., подтвердил техническую возможность применения автомобильных дорог для этих целей. Практика дообо рудования автомобильных дорог под ВПП показала, что для этого требуются работы небольшой трудоемкости, заключающиеся в уборке близко стоящих деревьев и перил мостов, переносе на некоторое удаление от дороги столбов ли ний связи, устройстве покрытия на разделительной полосе двухпутных автострад и в некоторых случаях в расширении земляного полотна дорог путем засыпки кюветов и т. п. [63, 72].
Учитывая наличие существующей широко развитой сети дорог |
(в США |
|
насчитывается около 6 000 000 км дорог |
с твердым покрытием, а в |
Западной |
Европе на каждые 100 км2 имеется около |
125 км дорог шириной от 12 до 24 м, |
в том числе около 30 км автострад), в Швеции уже сейчас все авиабазы офи циально делятся на четыре вида;