Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сокого напряжения надевают резиновые шланги, закрывают дере­ вянной пробкой отверстие масляного щупа. Чтобы не глушился мотор, двигаются на небольшой скорости, без переключения пере­ дач и без остановок, под небольшим углом по направлению течения реки. Преодолев брод, некоторое время необходимо двигаться с торможением колес для просушки колодок и тормозных барабанов.

При применении гусеничных транспортеров (вездеходов) типа ГАЗ-47, ГАЗ-71 и ГТТ нужно выполнять правила для обеспечения безопасности. Эти транспортеры передвигаются по бездорожью, болотам и преодолевают водные преграды наплаву.

При переправе через водную преграду вброд нужно определить его глубину; она не должна превосходить 1 м. Необходимо за­ крыть люки в днище и жалюзи, обмотать «салфеткой» сапун глав­

ной передачи и трубку

маслощупа.

 

 

Перед переправой

вплавь через водоем необходимо: 1)

осмот­

реть корпус, убедиться в герметичности кузова, проверить

работу

трюмного насоса, затяжку пробок в днище; 2)

если мотор

заво­

дится рукояткой, нужно проверить, закрыто ли

отверстие; 3)

нель­

зя допускать слабого натяжения гусениц; 4) необходимо поднять задний откидной борт, открыть тент, расчехлить багор; 5) всем, находящимся на транспортере, необходимо надеть спасательные жилеты; подготовить резиновую лодку и спасательные средства.

Перед спуском с берега следует проверить его крутизну. Высо­

ту обрыва

над уровнем

воды нельзя

допускать более 0,4

м.

Пред­

варительно надо

проверить,

имеются

ли в воде

большие

камни,

стволы деревьев

и т. п.;

необходимо

определить

крутизну

и

воз­

можность выхода на другом берегу;

надеть дополнительные

 

грун-

тозацепы,

закрыть жалюзи;

накрыть

специальный чехол,

закры­

вающий

проемы

капота;

захлопнуть дверцы

кабины.

В

воду

следует входить под прямым углом на первой передаче. Запрещено использовать транспортер для передвижения вниз или вверх по реке. Переправы через реки на транспортере должны быть редким исключением.

Если ширина реки в месте переправы превышает 10 м, обяза­ тельно должны устанавливаться гидродинамические кожухи, сни­ маемые немедленно после-переправы. Груз при переправах не должен превышать 600 кг и должен быть расположен равномерно по платформе и привязан.

При буксовании гусениц на тяжелом участке следует выбраться задним ходом. Преодоление спуска требует предварительного ос­ мотра его с целью определения крутизны возможных препятствий и характера грунта. Спуск допускается на первой передаче с тор­ можением двигателя, но без резкого торможения. Если на подъеме транспортер скатывается назад, следует остановить его, затем, включив передачу переднего хода, двигаться вперед.

При выполнении работ в зимнее время возникает зачастую необходимость переправ через водные преграды по льду как пеш­ ком, так и на гужевом или автомобильном транспорте. Перед тем

137


как начать переправу по льду водоема, производят общий осмотр места переправы, выбирают удобный спуск и выезд на противопо­ ложный берег. Нельзя без разрешения руководителя бригады кому-либо спускаться иа лед и пробным удалением от берега или

переходом

проверять

прочность льда. Для

определения прочности

и толщины

ледяного

покрова

выделяют

двух рабочих, двигаю­

щихся в связке на расстоянии

10—12 м друг от друга и держащих

в руках длинные шесты. Передний проверяет толщину льда и проч­ ность его, прорубая лунки пешней.

Помимо пологих спусков, место переправы должно иметь хоро­ шее сопряжение льда с берегом. Для переправы надо выбирать участки реки с медленным течением, широким руслом и тонким снеговым покровом. На фарватере, на перекатах, под глубоким снегом лед бывает более тонким. Ледяной покров не должен иметь трещин и открытых участков воды. Трасса переправы не должна проходить ближе 50 м к краю полыньи. При съезде с берега иа лед следует обращать внимание на его зависание. Если в пробитой лунке вода выступает менее чем на 0,8 толщины льда, это указы­ вает на его зависание. В таком случае следует выбрать другое место для съезда или устроить намораживание льда и накат из бревен. Спуск на лед должен иметь уклон не более 0,2 для гусе­ ничного транспорта и 0,1 для колесного.

Переправы по льду при наличии наледной воды, заберегов и по всплывшему весной донному льду, а также на перекатах, поро­ гах, вблизи устья притоков не допускаются.

Для определения грузоподъемности переправы измеряют тол­ щину льда в лунках, пробиваемых через 10 м вдоль намечаемой трассы. У берегов лунки следует пробивать чаще. Вокруг каждой лунки насыпают из снега валик высотой 0,25 м для предупрежде­ ния разливания воды. Для измерения толщины льда применяют палку, на одном конце которой прибивают перпендикулярно гвоздь,

при помощи

которого нащупывают нижнюю границу ледового по­

крова. Зимой

переправы допускаются

при

толщине

льда,

указан­

ной в табл. 26.

 

 

 

 

 

 

Переправы через водные препятствия по льду лучше всего про­

изводить рано утром, когда его прочность

под

влиянием

ночного

заморозка

наибольшая.

 

 

 

 

 

 

Движение

автомобилей или тракторов

по

льду

рекомендуется

плавное, без рывков, со скоростью 5—10 км/ч. В случае

вынужден­

ной остановки

одной машины объезд

разрешается

на

расстоянии

не менее

10 м. Люди во время переправы

должны

идти

пешком,

а водитель должен ехать при открытых дверцах кабины.

При переходе через болота надо иметь длинную палку или шест для обследования верхнего покрова и для поддержки в случае про­ вала. При этом шест кладут горизонтально. Делать резкие дви­ жения не следует. С устойчивого места провалившемуся бросают веревку или протягивают палку с тем, чтобы помочь ему выбраться из болота.

138


 

 

Т а б л и ц а

26

Вид груза

Полный

Толщина

Расстояние

вес в т

льда в см

м е ж д у

маши­

 

 

 

нами

в м

 

 

6

 

6

Четыре пешехода

 

15

 

5

 

2

16

15

 

4

22

15

 

6

27

20

 

8

31

32

 

10

35

35

Гусеничные машины

6

22

15

 

10

28

20

 

16

36

25

 

20

40

30

Переходить болото

надо

с интервалом

2—3

м друг

от друга,

через зыбкие

торфяные

болота — связкой,

при взаимной

страхов­

ке, с интервалами 8—10

м. Места, покрытые сочной

зеленью, осо­

кой, следует обходить. При передвижении необходимо

внимательно

наблюдать за

растительностью.

На топких болотах

деревьев нет,

есть молодняк

высотой

5—8

м,

среди которого

много

сухостоя.

Легче проходимы участки, покрытые ягелем, чем

покрытые мхом,

особенно сфагновым. Участки

с чахлой

лесной

растительностью

менее проходимы, чем участки с крупным лесом, растущим по бо­ лоту. В зоне мерзлоты легче проходимы участки, покрытые травой, а также южные склоны.

Для преодолевания заболоченных участков на транспортере не следует переключать передачи, нужно избегать движения по следу впереди идущего транспорта, так как это может вызвать разруше­ ние покрова, пробуксовку и погружение транспортера. Торфяные болота для транспортера труднопроходимы. Требуется определять их проходимость. Так, легкопроходимые заболоченные участки обычно покрыты густой травой или сплошным мхом. Наличие ив, берез, осин, муравейников и кротовых нор свидетельствует о про­ ходимости участка для тягача. К труднопроходимым относятся топкие болота, лишенные древесной растительности. Болота, по­ верхностный слой которых не выдерживает тяжести человека, не­ проходимы для тягача. Глубоко залегающие торфяники требуют предварительной разведки.

139


Г л а в а V I I I

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ТОПОГРАФОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАБОТАХ

§ 34. Рекогносцировка геодезических пунктов

Опасности, возникающие при топографо-геодезических работах, зависят от физико-географических и других факторов. В процессе работы топографа и геодезиста возникают моменты, представляю­ щие опасность для их жизни. Специфика производственного трав­ матизма и причины несчастных случаев определяются в основном технологическими и организационными особенностями топографогеодезического производства. Технология и организация работ на­ ходятся в прямой связи с содержанием техники безопасности.

Работы в полевых экспедиционных условиях, как правило, вы­ полняются малочисленными группами, рассредоточенными на зна­ чительной территории и постоянно перемещающимися в процессе работ, что затрудняет организацию труда, оперативное техническое руководство и всесторонний контроль. Поэтому руководители под­ разделений должны уделять большое внимание вопросам обеспе­ чения безопасности труда и производить работы в полном соот­ ветствии с утвержденными техническими инструкциями, наставле­ ниями и правилами по технике безопасности.

В необжитых, труднопроходимых, горных и пустынных районах запрещается работать бригадой менее трех человек (не считая транспортных рабочих). Руководители экспедиций несут ответст­ венность за полноту комплектования бригад.

Для безопасного ведения работ необходимо снабжать бригады полным комплектом исправных инструментов, оборудованием и снаряжением, защитными и спасательными средствами. Каждый работник, заметив неисправность инструментов, оборудования, должен немедленно заявить об этом производителю работ, а если при этом работающим грозит опасность, то принять немедленные меры по предотвращению ее.

Для выполнения работ в экспедиционных условиях в малооб­ житых и необжитых районах следует снабжать бригады огне­ стрельным оружием в целях самозащиты от нападения диких зве­ рей. Незнание правил обращения с огнестрельным оружием при­ водит к многочисленным несчастным случаям. Огнестрельное оружие закрепляется за определенным лицом; органами охраны общественного порядка выдается разрешение на право ношения оружия, что налагает персональную ответственность за сохран­ ность и использование оружия, за соблюдение правил обращения с ним.

Запрещается выдача гладкоствольного оружия взамен нарез­ ного (карабина), предусмотренного «Типовой табельной положенностью».

140