Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кладывать

путь так, чтобы находиться

над лавиноопасными уча­

стками, проходя по гребням, ребрам, залесенным участкам.

 

При попадании в лавиноопасную

зону

следует

всеми

силами

стараться

выйти из этой

зоны и не

подвергать

состав

бригады

опасности.

В случае завала человека лавиной

необходимо

попы­

таться немедленно извлечь его. Если

же лавинный конус

настолько

большой, что силами бригады отрыть

пострадавшего

невозмож­

но, следует немедленно

обратиться

за

помощью

в ближайший

населенный пункт или альпинистский лагерь.

 

 

 

 

Надувы

или снежные

карнизы, часто

образующиеся

на

снеж­

ных гребнях, легко могут обрушиться под тяжестью проходящих

людей, поэтому движение по

карнизам

недопустимо. Следует об­

ходить их ниже опасной границы

карниза по наветренному

склону.

Не

рекомендуется подходить

к

краю карниза ближе

чем

на

10—

15

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

По заваленным снегом ледникам передвигаться можно только

связками. Ведущий

связку

с помощью

ледоруба

прощупывает

каждый шаг, чтобы

не свалиться в скрытую трещину. При

пере­

ходе через трещину по снежному мосту, а также при пересечении но такому мосту верховья горного потока необходимо тщательно соблюдать правила страхования веревкой и переходить по одному.

Ледопады и висячие ледники опасны вследствие возможности обвала льда. Такие места при движении следует обходить. Запре­ щается заходить в ледниковые гроты на «языке» ледника. Спуск по поверхности ледников и фирновых полей скольжением запре­

щается.

 

По некрутым (до 20°) ледяным склонам

следует передвигаться

в горных ботинках, подбитых триконями.

Более крутые склоны

требуют применения кошек, прикрепляемых к ботинкам. При по­ мощи кошек можно преодолевать склоны крутизной до 60°. Когда применение кошек становится ненадежным, приходится вырубать во льду ступени. Передвижение по льду, по крутым склонам также требует две точки опоры.

При передвижении по склонам нужно наметить наиболее безо­ пасный путь от ориентира к ориентиру, применяя на опасных уча­ стках пути обязательную страховку веревкой и скальными крючья­ ми. Опоры для рук и ног должны опробоваться на прочность при каждой перестановке ноги или руки. На скалах всегда требуется иметь три точки опоры.

Чтобы ориентировочно определить время на переход, следует пользоваться средними нормами перехода в час, указанными в табл. 24.

Имея указанные нормы движения за час, можно определить затраты времени на намеченный переход.

Дождь, буря, снегопад, туман требуют прекращения работы к передвижения. После дождя и тумана следует начинать передви­ жение по просохшим камням и скалам, так как идти по мокрым камням очень скользко и опасно.

Серьезную опасность для группы, передвигающейся по узкой ча-

130



 

 

Т а б л и ц а 24

Уклон подъема в

Норма движения по

Соответствующий перепад

градусах

склону в км/ч

высот в м/ч

5—10

3,0

300

10—15

2,5

420

15—20

2,0

520

20—25

1,5

480

25—30

1,0

420

сти ущелья с отвесными стенами, представляют селевые потоки. При возникновении сильного шума пли гула в верхней части ущелья необходимо немедленно выбраться по боковому его склону.

По характерным

конусам

выноса

из засохшей

грязи

и камней

можно

судить о том, что в этой

местности возможны

селевые

потоки.

 

 

 

 

 

 

 

 

При выходе на сложный маршрут необходимо внимательно сле­

дить

за

состоянием

погоды;

надо

знать

признаки

устойчивой по­

годы

и ее перемены. Так, устойчивую

хорошую

погоду

можно

ожидать

при направлении ветра днем по долинам

вверх, а

ночью

с вершин гор вниз. Выпадение инея или росы, похолодание

к ве­

черу и ночью, розовый и золотистый цвет неба на закате солнца — все это признаки установившейся хорошей погоды. Затяжной мел­ кий дождь, относительно теплые ночи без резкого похолодания — признаки плохой погоды.

При топографо-геодезических работах в горах следует распо­ лагать пункты триангуляции, опознаки или станции фототеодолит­ ной съемки на более доступных вершинах. Передвижение по скло­ нам горной тундры также требует особой осторожности, так как на обледеневших северных склонах можно сорваться и при сколь­ жении удариться о выступающие камни, а на южных склонах, по­

крытых мхом и лишайником, весной при оттаивании

верхнего

слоя растительная подушка

сползает по склону и можно

повредить

ноги. Открытые каменистые

южные склоны при оттаивании также

опасны для передвижения.

 

 

3. П е р е д в и ж е н и е в п у с т ы н н ы х р а й о н а х

В пустынных районах маршруты передвижения бригад должны проходить по тропам с наибольшим количеством колодцев, ори­

ентиров,

по возможности

совпадать

с направлением

барханов.

В настоящее время в пустынях, особенно с каменистым покро­

вом, для

передвижения

используется

автотранспорт,

позволяю­

щий лучше обеспечить полевые подразделения снаряжением, про­ дуктами, водой, а при необходимости и топливом. Потребное ко­ личество воды должно рассчитываться не только по количеству людей в бригадах, но и с учетом пополнения систем охлаждения

5* 131


автотранспорта, для чего нужно иметь бочки емкостью от 50 до200 л.

При переездах на участках сыпучих песков, с бугристыми или грядовыми песками передвижение может осуществляться на авто­ мобилях повышенной проходимости или вертолетах. Водитель дол­ жен быть осторожным на крутых склонах, где автомобиль может опрокинуться. В весенний и осенний периоды автомобили должны быть снабжены цепями, траковыми дорожками. Где затруднитель­ но применение автомашин, находят широкое применение вер­ толеты.

Несмотря на то, что автотранспорт получил широкое распро­ странение, верблюжий транспорт в условиях пустыни и полупусты­ ни до настоящего времени не утратил своего значения, особенно при работе на небольших участках и при наличии достаточного количества источников водоснабжения. Верблюды хорошо пере­ носят жару. Пищей для верблюдов служит скудная растительность пустыни. Весной их можно поить раз в 2 дня, летом — каждый день. При переходах верблюд выпивает по 6—8 ведер воды за один раз; к качеству воды нетребователен. Двугорбый верблюд может перевозить вьюком груз до 100—150 кг, одногорбый — 200— 300 кг.

В районах

пустынь довольно часто

возникают песчаные бури;

в движущихся

песках, даже при слабом

ветре, верхушки барханов

курятся, а при сильном ветре и буре массы песка поднимаются в

воздух

в таком

количестве,

что в ясный

день становится

 

темно

и нельзя определить положение солнца.

Обыкновенно

буря кон­

чается к вечеру и после нее возникает масса

новых барханов. При

усиливающемся

ветре следует прекратить

 

передвижение,

собрать

и уложить в понижении имущество, устроить укрытие,

положить

верблюдов, если

позволяет

время, — поставить

палатки

и

пере­

ждать

бурю.

 

 

 

 

 

 

 

 

На

большие

расстояния следует направлять людей не

менее

чем на двух автомобилях.

 

 

 

 

 

 

 

4. В о д н ы е п е р е п р а в ы и п е р е д в и ж е н и ,е

 

 

 

п о б о л о т а м

 

 

 

 

 

 

Производство

топографо-геодезических

 

работ

связано

 

иногда

с необходимостью переправ через реки и озера. Переправы

через

водные

преграды представляют зачастую

серьезную

опасность,

поэтому необходимо заранее, в подготовительный период, собрать сведения о реках и озерах в районе предстоящих работ, их глуби­ нах, скорости течения, наличии порогов, перекатов, бродов, а так­ же о половодьях, максимальных возможных уровнях воды, прохо­ димости берегов и дна. Все эти данные должны учитываться при разработке маршрутов передвижения.

Всякая переправа требует тщательной подготовки. Для этого нужно выбрать и изучить место, разработать и разъяснить план

132


переправы, подготовить плавательные и спасательные средства и провести необходимый инструктаж о мерах безопасности.

Переправы, даже предусмотренные по схеме передвижения, могут производиться только с разрешения начальника партии, пе­ редаваемого по радио. Начальник партии, давая разрешение, дол­ жен убедиться в безопасности переправы и наличии надежных средств для нее. В наиболее сложных случаях переправы произво­ дятся в присутствии начальника партии. При отсутствии надежных

средств начальник

партии

органи­

 

зует переправу на

вертолете.

 

Запрещаются

переправы

и тран­

 

спортировка на

гребных лодках по

 

рекам, имеющим

скорость

течения

 

свыше 2 м/сек;

применение

малых

 

лодок грузоподъемностью менее 1 т

 

при ширине водоема свыше

0,5 км;

Рис. 25. Узел проводника

при большой волне и вблизи пере­ катов; нельзя также допускать перегрузку водного транспорта и

перемещение людей в лодке во время движения, транспортировку по порожистым рекам.

При переправе в незнакомом месте необходимо выбирать наи­ более широкий разлив реки с наличием нескольких рукавов. Для переправы необходимо установить на месте брода скорость тече­

ния реки, глубину

ее и характер дна.

Пока

не

исследован

брод

наиболее

опытным

работником

с применением

веревки

для

охра­

нения

и

спасательного жилета, не следует переправлять всю

бригаду.

Веревка

крепится

вокруг

груди

узлом

проводника

(рис.

25)

с хомутиком, перебрасываемым

через

плечо; конец ее

укрепляется на берегу выше места брода по течению и постепенно «травится» группой страхующих, следящих за тем, чтобы веревка не погружалась в воду. Разведанный брод обозначается вехами,

особенно в местах изменения направления

и значительной

ширины

реки в месте брода.

 

не

поранить ноги и

охранить

Вброд переходят в обуви, чтобы

их от холода. Максимальная глубина

брода

допускается:

 

1 м при

скорости течения

воды

до

1 м/сек

 

0,7

м при скорости течения

воды

»

2 м/сек

 

0.5

м

»

 

 

»2,5 м/сек

 

Разведав брод и укрепив второй конец веревки (рис. 26) или тросика за дерево, большой камень или кол, получают перила, при помощи которых поочередно переходят остальные, привязываясь скользящей петлей или карабином. Последний отвязывает конец веревки, обвязывается им и как первый переправляющийся пере­ ходит реку при помощи спасательного жилета.

Если глубина брода не превышает 0,8 м, переправа облегчается при наличии в бригаде лошадей или верблюдов. При незначитель­ ной скорости течения и глубине брода в 1 —1,2 м можно пере­ правляться верхом. Перед переправой проверяют седловку, под­ тягивают подпруги. Чтобы лошадь не останавливалась во время

133