Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мые навалом, с весом одного места

80—500

кг; с весом более

500 кг.

 

 

Транспортировка грузов первой

категории

между складом и

местом погрузки (разгрузки) должна быть механизирована. Вруч­ ную эти работы можно производить на расстоянии не далее 25 м, а для сыпучих грузов 3,5 м. При большем расстоянии следует применять механизмы и приспособления для перемещения груза. Для перемещения груза второй категории применяются подъемнотранспортные и погрузочно-разгрузочные механизмы и приспособ­

ления— тачки, вагончики, краны и т. п. При перемещении

грузов

третьей категории требуется

обязательное применение

средств

механизации в виде блоков,

лебедок, подъемных кранов,

катков

или автопогрузчиков. Для работы на механических приспособле­ ниях допускаются лица, имеющие специальную подготовку. Для подъема грузов на высоту установлены ограничения в зависимости от высоты подъема и веса груза. Так, высота подъема по наклон­ ным сходням при весе груза до 80 кг не должна превышать 3 м.

Заложение

должно

превзойти высоту подъема

не менее чем в

3 раза. При большей высоте или большем весе

груза необходимо

механизировать подъем.

 

 

При погрузке и разгрузке подъемными кранами рабочие дол­

жны находиться вне кузова автомобиля или

железнодорожной

платформы и направлять груз специально устроенными

крюками.

Зачаливать

грузы

при наклонном положении

троса

не разре­

шается. При погрузке водителю не разрешается находиться в ка­ бине или стоять на подножке, производить осмотр или ремонт мотора. Подносить краном груз к автомобилю можно сзади или сбоку, но не над кабиной водителя.

Груз должен распределяться равномерно по всей площади ку­ зова. Штучные грузы, возвышающиеся над бортами, должны быть увязаны прочными веревками.

Рабочие грузчики, обслуживающие автомобиль, должны рас­ полагаться в передней части кузова, при движении следить за состоянием груза, замеченные недостатки не исправлять на ходу, а сообщать водителю для остановки автомобиля и устранения их. Запрещается находиться в кузове при перевозке длинномерных материалов, воспламеняющихся, взрывчатых, горючих и пылящих грузов, химикатов, баллонов со сжатым газом, а также в кузове самосвалов, прицепов и на безбортовых платформах.

При погрузке бревен вручную следует применять веревки, каждый ряд бревен укладывать на прокладки; после погрузки лесоматериалы увязывать веревкой или канатом. Перед разгруз­ кой руководитель работ и сам грузчик должны убедиться в устой­ чивости штабеля.

Погрузка (разгрузка) грузов в бочках и рулонах производится перекатыванием, если пол склада находится на. одном уровне с полом кузова; при разных уровнях — по слегам при помощи веревки.

124


§ 33. Обеспечение безопасности при передвижении

в различных районах

Значительную опасность представляют переезды и работа в не­ обжитых труднодоступных районах.

Каждая бригада, направляемая для работы в такие районы, должна быть особенно тщательно обеспечена снаряжением в со­ ответствии с «Типовой табельной положенностыо».

Запрещается ходить в одиночку и оставлять в лагере на ночь

одного человека. Уходя из лагеря, руководитель должен

оставлять

записку с указанием

маршрута движения

и срока

возвращения,

а на каждом пункте

(геодезическом знаке,

слиянии

рек,

избушке

и т. п.), отмеченном в схеме передвижения, оставлять записки с указанием даты и времени выхода и направления следования.

Если необходимо послать часть бригады по другому маршруту, то ей надо дать карту и аварийное снаряжение. Каждого члена бригады надо обучить ориентированию по компасу, карте, Солнцу, звездам, местным предметам.

Ориентирование

на местности при помощи карты заключается

в определении на

ней места стояния и в ориентировании листа

карты относительно стран света при помощи компаса, по Солнцу, Полярной звезде или по местным признакам, после чего легко наметить нужное направление, определить его азимут. При пере­ движении по нужному направлению время от времени необхо­ димо сверяться по компасу и карте. Для более точного ориенти­ рования применяют буссоль и учитывают отклонение магнитной стрелки, подписанное на карте. При отсутствии компаса или бус­ соли задача ориентирования сводится к нахождению приближен­

ного направления меридиана. Для этого в открытой

равнинной

местности

из

точки

стояния, отмеченной колом, при

восходе

Солнца

намечают

направление

на

центр

Солнца,

отклады­

вают определенное расстояние (10—15 м),

забивают

колышек.

При заходе

Солнца из этой

же

точки

стояния

намечают

направление на центр заходящего Солнда, откладывают такое же расстояние и забивают второй колышек. Расстояние между ко­ лышками делят пополам; направлением на полученную точку из точки стояния будет направление меридиана север—юг.

Ночью приближенное направление меридиана находят по По­ лярной звезде. Положение ее на небесном своде найти легко, мысленно продолжив линию, соединяющую две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы, и отложив примерно в 5 раз боль­ шее расстояние, чем между этими звездами. В солнечный день легко определить южное направление меридиана при наличии часов. Для этого их кладут горизонтально на ладонь таким об­ разом, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Бис­ сектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 1 (13 ч) указы­ вает направление на юг.

Определение стран света по природным признакам менее

125


надежно, но все же дает возможность приближенно ориентиро­ ваться на местности. Известно, что муравейники располагаются с южной стороны дерева, лишайники и мхи чаще встречаются с северной стороны камней или стволов деревьев; на северных окраинах лесных полян весной трава гуще, а к осени скорее выгорает и желтеет, древесная кора с северной стороны более темная и грубая.

Рис.

23. Сигнальный

пистолет:

/ — ствол; 2 — ствольная коробка;

3 — курок: 4— рукоят­

ка; 5 — спуск;

6 — защелка: 7 — момент заряжения

Исполнитель работ должен постоянно следить за тем, чтобы никто из членов бригады не отставал при передвижении, потому что отставший может заблудиться. Передвижение бригады ночью по незнакомой местности и в одиночку категорически запрещается.

Если кто-либо из членов бригады заблудился, то немедленно следует начать розыски, сообщить местным властям и органам охраны общественного порядка о случившемся и требовать обя­ зательного привлечения служебных собак. Разыскивающим необ­ ходимо сообщить район поисков заблудившегося.

Заблудившемуся при окончательной потере ориентировки не­ обходимо выйти на возвышенность или открытое место, разводить костер, днем устраивать дымовую сигнализацию при помощи дымовых шашек, а вечером — световую при помощи сигнального пистолета и ракет (рис. 23, о и б). При появлении шума мотора самолета или вертолета нужно сигнализацию усиливать. Группе заблудившихся надо находиться в одном лагере, строго распреде­ лять оставшиеся запасы продуктов, а в безводной местности и воды. Индивидуальные неприкосновенные запасы продуктов раз­ решается расходовать в самом крайнем случае. Следует изыски­

вать

возможность

добавления

в рацион

питания ягод,

грибов,

рыбы, съедобных растений.

 

 

 

Заблудившимся

в

пустыне

желательно

устраивать

стоянку

возле

воды, зарослей

саксаула

или другого кустарника,

пригод­

ного для разведения костра.

Для розыска заблудившихся необходимо организовать группы розыска, обеспеченные радиостанциями, аптечками, продуктами


питания. Для розысков и вызова заблудившихся нужно исполь­ зовать вертолет или самолет.. Группы розыска должны иметь при себе аптечку для оказания первой помощи и транспортные сред­ ства для вывоза больных. О результатах поисков необходимо сообщать вышестоящей организации.

Если бригада не выходит на радиосвязь или не вышла в пункт назначения в установленный срок, то не позднее суток надлежит начинать розыски. Если же группа или отдельное лицо отстали во время движения, то об этом надо сообщить по радио началь­ нику партии или в экспедицию немедленно. Безуспешные поиски заблудившихся можно прекращать при получении бесспорных данных об их гибели и только с разрешения экспедиции.

I . П е р е д в и ж е н и е в м а л о о б ж и т ы х л е с н ы х

ра й о н а х

Втаежной местности руководитель перед выходом на маршрут знакомит состав бригады с картами лесных кварталов, с основ­

ными

ориентирами (реки,

ручьи,

высокие

деревья, пожарные

вышки,

бараки, лесовозные

дороги,

избушки)

и разъясняет на­

правление движения по выбранным ориентирам, странам света.

Двигаться

в тайге

рекомендуется всей

бригадой,

цепочкой:

впереди — руководитель бригады

и проводник

или опытный рабо­

чий, в конце — тоже

опытный

рабочий.

В

сторону

уходить от

маршрута (за

пределы

голосовой связи) запрещается.

При отсут­

ствии дорог, троп и других заметных ориентиров следует на де­ ревьях делать затесы с двух сторон на таком расстоянии, чтобы они просматривались при движении по маршруту в обе стороны; делать заломы веток или вершинок кустов.

Запрещается передвижение босиком, ночью, во время грозы и сильного ветра. Пережидать грозу и бурю надо под низкими деревьями, в отдалении от сухостойных и выделяющихся по вы­ соте деревьев.

Привалы на отдых устанавливают через определенные интер­ валы, в зависимости от сложности маршрута и веса переносимых грузов, а также по требованию наиболее слабого участника пере­

хода. Продвижение по тайге с

завалами и

буреломами связано

с

поиском квартальных

просек,

с

прорубкой

и расчисткой пути

от

поваленных деревьев

и сучьев

и требует

много времени и

большого физического напряжения. Скорость передвижения не превышает 0,5—1,0 км/ч. В такой тайге стараются прокладывать маршруты по квартальным, лесовозным просекам, по водоразде­ лам или вдоль рек и ручьев, где есть звериные тропы. Передвиже­ ние пешком по сухой тайге возможно со скоростью 2—3 км/ч.

Нельзя допускать разрыва цепочки идущих; заранее надо вы­ работать звуковую сигнализацию для оказания помощи и при необходимости приостановить движение. Каждый член бригады должен отзываться на призывы и приходить на помощь. Если

127


кто-либо отстает с потерей видимости и голосовой связи, то ру­ ководитель бригады останавливает движение, поджидает отстаю­ щего или принимает меры к розыску отставшего. Исключает много опасностей и трудностей применение воздушного транспорта.

2. П е р е д в и ж е н и е в г о р а х

 

В высокогорных

районах

возникает

необходимость

восхожде­

ния на труднодоступные

вершины. При

этом затрачивают много

физических усилий,

еще

не

достигнув

вершины. Чтобы

сберечь

силы и сохранить работоспособность участников бригады, следует доставить бригаду как можно выше, используя автомобильный транспорт, вертолет или лошадей. Необходимо организовать про­

межуточный лагерь

с запасом продовольствия, снаряжения, теп­

лой одежды, затем

начать восхождение под руководством инструк­

тора альпинизма. Если бригада

использует вертолет при подъеме

на предельную для него высоту,

то высадку бригады производят

при невыключенном моторе, так как завести его при разреженной атмосфере затруднительно.

При передвижении в горах ритм шага должен быть спокойным,

размеренным, дыхание — спокойным, глубоким и строго

сочетаться

с шагом; постановка ноги должна быть на всю ступню.

 

Внимание к опасностям должно быть одинаковым

как при

подъеме, так и при спуске. Несчастные случаи чаще происходят на спусках, когда идущие пренебрегают охранением, забывают о дис­ циплине.

Передвижение в высокогорных районах можно производить только группами в составе не менее четырех человек, оснащенных альпинистским снаряжением. Бригады должны комплектоваться физически подготовленными инженерно-техническими работниками и рабочими.

Инженерно-технический персонал и рабочие должны быть спе­ циально обучены приемам передвижения по льду, снегу, осыпям; должны знать способы скалолазания, методы страховки и правила взаимного охранения. Такое специальное обучение и тренировку необходимо получить в альпинистских лагерях под руководством опытных инструкторов. При производстве работ в особо трудных условиях высокогорья следует включать в бригады квалифициро­ ванных инструкторов-альпинистов.

Безопасность при восхождениях в значительной степени зависит от выполнения правил страховки: каждый работающий должен усвоить приемы самозадержання, взаимной страховки и самостра­ ховки.

На льду или твердом снегу следует для самозадержання ухва­ тить правой рукой головку ледоруба, а левой держать рукоятку перпендикулярно движению (рис. 24) и, действуя его острым клю­ вом, пытаться остановить движение. На рыхлом снегу самозадер­ жание достигается торможением рукоятки ледоруба.

128