Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 38. Парооттаиватель

Для подъема треноги высотой свыше 10 м необходимо приме­ нять козлы, канаты и лебедки. Вручную можно поднимать треноги высотой не более 8 м. Бригада для этого должна иметь в своем составе не менее 4 чел. Ступеньки на стойке треноги набивают до подъема; они представляют собой бруски сечением 40X80 мм и длиной 70 см, врезанные в стойку и приби­ тые двумя гвоздями. Расстояние между ступеньками не должно превышать 40 см.

Стойки соединяются специальным шквор­ нем с глухой серьгой для подвешивания блока.

По окончании работ воспрещается бро­ сать треноги: на землю. Их следует плавно опускать. При подъеме или опускании тре­ ноги необходимо следить, чтобы никто из рабочих не находился в этот момент под треногой.

В случае сильного захвата бурового ин­ струмента разворот его производят под не­ посредственным надзором руководителя ра­ бот. При этом требуется осмотреть весь ин­ струмент, необходимый для разворота. Жимки должны иметь насечку и плотно охватывать штангу.

Для закладки центров и реперов в мерз­ лотном грунте за последнее время стал применяться метод прогревания грунта го­ рячим паром. Применяемый для этого пере­ носный паровой котел—парооттаиватель

(рис. 38) — должен быть оборудован предохранительным клапа­ ном, манометром и допущен к эксплуатации органами котлонад­ зора. Во время работы необходимо постоянное наблюдение за показаниями манометра, с тем чтобы в котле не создавалось пре­ дельное давление, чтобы никто из рабочих не был обварен струей

.пара. Запрещается направлять струю пара в ту сторону, где на­

ходятся люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

протаянную

скважину трубчатые центры с

многодисковым

или

винтовым якорем

закладывают вдавливанием

или

ввинчи­

ванием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При закладке центров и реперов в песках

и торфяниках широ­

кое применение нашел

способ

закладки

ввинчиванием

трубы в

грунт. Для

этого

якорь изготавливают

в

виде

спирали

или

штопора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работы

по закладке

центров

и реперов

с каждым годом

все

•более механизируются. Для механического бурения применяются ^различные буровые установки, например УРБ, смонтированная на гусеничном транспортере-вездеходе (рис. 39).

Наиболее эффективный способ бурения скважин для закладки

153


Т а б л и ц а 27

 

 

 

Количество

В том

числе по

степени

 

 

 

 

тяжести

 

 

 

 

несчаст­

 

 

Производственные

операции

 

 

 

ных

слу ­

 

 

 

 

 

 

чаев

в %

легкие

тяжелые

смертель ­

 

 

 

к итогу

ные

Изготовление деталей, сборка сигнала . .

31,8

100,0

 

 

Транспортировка

деталей

 

10,9

100,0

 

 

Подъем деталей

и сооружений

13,6

66,7

20,0

13,3

Монтаж и эксплуатация

подъемной сис­

 

 

 

 

 

темы

 

 

10,9

75,0

16,7

8,3

Верховые работы

 

19,1

28,5

19,0

52,5

Прочие операции

 

 

6,4

100,0

 

 

Поражение рабочих падающими предмета­

 

 

 

 

 

ми в процессе

строительства

7,3

75,0

12,5

12,5

ству геодезических знаков. Отсутствие в ряде случаев транспорт­ ных средств и средств механизации, особенно в труднопроходимой местности, вынуждает многие трудоемкие работы выполнять вруч­ ную, что создает определенные опасности. Часто причиной трав­ мирования работников является неудовлетворительное состояниеподъемных средств, пренебрежение предварительными расчетами подъемных систем. Самыми опасными являются верховые работы,. связанные с монтажом знака и нахождением людей на высоте. Пренебрежение предохранительными приспособлениями (верхо­ лазный пояс, канат, защитная каска), нарушение приемов и пра­ вил безопасного ведения работ нередко ведет к тяжелым послед­ ствиям, даже гибели работников.

В связи с повышенной опасностью работ на строительной пло­ щадке геодезического знака руководитель бригады должен при­ сутствовать при выполнении всех работ, связанных с заготовкой' лесоматериала, изготовлением деталей знака, сборкой его и подъ­ емом в цельнособранном виде.

Место для постройки знаков нужно намечать на расстоянии не­ менее полуторной высоты знака от всякого рода строений (осо­ бенно жилых), железнодорожных линий, автогужевых дорог, теле­ графных и телефонных линий. Особенно осторожным надо бытьпри постройке знаков вблизи линий высоковольтных передач. За­ прещается строить триангуляционные знаки на расстоянии меньше 150 м от этих линий. Расстояние до границ полей аэродромов должно быть не менее тридцати высот знака.

Строительная площадка должна быть полностью расчищена от деревьев, кустарника, гнилых и сухостойных деревьев. Нельзя до­ пускать загромождения строительной площадки излишними лесо­ материалами, затрудняющими свободное передвижение рабочих поплощадке, перенос необходимых тяжестей. Склад материалов дол­ жен находиться на расстоянии полуторной высоты сигнала. Недо­ пустимо разбрасывать на площадке доски с торчащими гвоздями..

156


Пилы и топоры должны

всегда

находиться

в таком

положении,

чтобы никто не мог повредить себе руку или ногу.

 

 

 

Каждый предмет, находящийся наверху, должен быть

привя­

зан к закрепленным частям знака, а инструменты,

прочно

наса­

женные на рукоятки, подвешены на шпонки

столбов при помощи

ременных

пли пеньковых

петель на концах

рукояток. При

работе

с этими

инструментами

петли

должны надеваться

на

руку

плот­

ника. Не следует держать наверху излишние гвозди и другие мате­ риалы. Сбрасывая что-либо на землю, необходимо сначала по­ смотреть, нет ли кого-нибудь под знаком, и предупредить осталь­ ных рабочих о сбрасывании. Инструменты необходимо передавать из рук в руки, а не перебрасывать.

Руководитель бригады обязан ежедневно осматривать рабочее место бригады — строительную площадку, оборудование, инстру­ менты, предохранительные приспособления и устройства; при обна­ ружении недостатков должен давать указания о немедленном их устранении.

Наружные геодезические знаки бывают трех основных типов: пирамиды, простые сигналы и сложные сигналы. Пирамиды строят высотой от 5 до 8 м, когда требуемая высота прохождения визир­ ного луча при геодезических измерениях обеспечивается со штати­ ва или тура. Простые сигналы строят для подъема инструмента на высоту 4—10 м. При необходимости поднять инструмент на высоту более 10 м строят сложные сигналы.

Подъемное оборудование, тросы

и блоки должны обеспечивать

безопасный подъем

всех сигналов,

которые

строит

бригада. Блоки

и тросы подбирают

с расчетом, чтобы

прочность

их превосходила

максимальную рабочую нагрузку не менее

чем в 3 раза при приме­

нении ручной тяги

(ворота) и в

5

раз

при

применении механиче­

ской тяги (лебедок,

автомобилей,

тракторов). Несоблюдение этого

условия ведет к быстрому износу тросов и блоков, что может при­ вести к аварии и несчастному случаю. Грузоподъемность блоков (в тоннах) обычно указывается на боковой поверхности крюка и со­ провождается подписью букв Р или М, в зависимости от назначе­ ния блока для ручного привода или механического. Блоки с мар­ кой М имеют запас прочности в 1,6 раза больше запаса прочности блоков с маркой Р, что необходимо учитывать при замене блоков.

Диаметр шкива блока при работе с ручным приводом должен

быть в 15—16 раз больше диаметра

троса, а

при

механическом

в

19—20 раз.

 

 

 

 

 

 

На постройке геодезических сигналов применяют

стальной трос

с

органическим

сердечником. Прочность троса

зависит не

только

от его толщины,

но и от прочности

проволок,

числа

прядей

и на­

личия органического сердечника. Тросы без органического сердеч­ ника, хотя и более прочные, чем тросы такого же диаметра с орга­ ническим сердечником, но для постройки сигналов менее пригодны ввиду их жесткости и неудобства в обращении. Поскольку проч­ ность тросов даже одинакового диаметра, но различных по типу,

157


разнится в значительных пределах (до 2—3 раз), приходится при­ бегать к ее расчету, чтобы определить пригодность тросов для постройки сигналов.

Новые тросы сопровождают паспортом завода, в котором ука­ зывают их грузоподъемность. Тросы, бывшие в употреблении, пе­ ред началом работ должны быть испытаны в полевых условиях на прочность пробной нагрузкой, равной предельной рабочей нагруз­

ке. Трос разматывают во всю длину,

одним

концом

привязывают

к прочному столбу

(дереву),

а другим — к валу ворота с диамет­

ром вала 0,25 м и

длиной водила 4

м. Действуя воротом,

созда­

ют тросу определенную нагрузку, для

чего к концу

водила

прила­

гают усилие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

= ^j-,

 

 

 

 

(48)

где Q—-предельная

рабочая

нагрузка

на трос, равная

разрывному

усилию, деленному

на

3 — в

случае

ручного

привода

и на 5 — в

случае механического,

/ — длина водила и г — радиус

вала

ворота.

Полученную величину

Р увеличивают на 20—25%

за

счет

трения

в подшипниках ворота. Прилагаемое к водилу ворота усилие от­ считывают по малому динамометру, а в случае применения боль­

шого динамометра

непосредственно измеряют созданное в тросе

напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

Тросу диаметром

12

мм дают

нагрузку

2000

кг

»

»

10

мм

»

»

1400

кг

»

»

9

мм

»

»

1200

кг

»

»

6

мм

»

»

600

кг

Испытание троса любым способом должно продолжаться не менее 15 мин. На случай обрыва троса должны устанавливаться оградительные щиты размером 2X4 м, с отверстием для пропу­ скания его через щит. Если во время испытания обрыва троса пли заметного уменьшения его диаметра не произошло, такой трос счи­

тается пригодным к работе. Результаты

испытаний направляют

главному инженеру экспедиции и заносят

в специальный журнал,

который хранится в бригаде. В журнал

заносят результаты не

только испытаний, но и периодических осмотров тросов, а также сведения о принятых мерах по уходу за тросами.

На каждом пункте перед производством подъемных работ ру­ ководитель строительной бригады обязан убедиться в исправности тросов путем осмотра всего комплекта, не допуская в работу тросы с оборванными каболками, счаленные или связанные, с наличием «жучков» (резких изломов от затяжки петель), поврежденные коррозией. Местные утоньшения свыше 10% от первоначального диаметра свидетельствуют о непригодности такого троса к работе. Если окажется, что трос имеет 5% оборванных проволок на уча­ стке шага одного витка, то такой трос нужно браковать.

Все тросы должны иметь бирки с номерами, где должны быть указаны их длина и год начала эксплуатации. Не только произво-

158


снабжена двумя канатоведущими многоручьевыми шкивами. Вес лебедки без двигателя и троса 30,5 кг. Специальным кулачковым механизмом лебедка может быть остановлена в любой момент подъема, а для плавного обратного движения используется «воз­ душный тормоз».

Вид сбоку

Вид с&ерху

о :

шнаправляющийблок

о

Рис. 43. Ворот

При устройстве ворота (рис. 43) следует особое внимание обра­ щать на надежность подшипника. Вал должен быть по толщине не менее 30 см. Водило следует изготавливать односторонним, из упругих пород лиственного леса (береза, клен и др.) толщиной не менее 15 см.

Нагрузка у ворота на одного

рабочего

не

должна

превышать

30 кг. Усилие S\

необходимое

для

подъема

сигнала, с учетом

ко­

эффициента полезного действия

ворота 0,6, можно принять

 

 

 

 

S' =

JLL-

,

 

 

 

(49)

 

 

 

 

 

0,6-z

 

 

 

v

'

где Q — нагрузка

подъемного троса; г — радиус вала ворота; 0,6 —

к. п. д. ворота; / — длина

водила.

 

 

 

 

 

 

Приняв Q = 1420

кг,

/=400

см,

а

г = 15

см,

получим

S' = 89

кг.

Отсюда при среднем

усилии

одного

рабочего

в 30 кг

необходимо

иметь на вороте трех

рабочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

160