Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где я —число подвижных блоков полиспаста;

k—число всех

блоков полиспаста, через которые проходит

подъемный

трос системы;

0,95 —коэффициент полезного действия одного блока.

Рис. 48. Схема подъемной системы в момент, когда мачта перпендикуляр­ на направлению подъемного троса

2. Для момента подъема, при котором мачта и подъемный трос перпендикулярны (рис. 4 8 ) :

 

QT =

М'а-

,LT -sin z',

 

(59)

 

Qn = Q T - sin(z'+a' - p') .

(60)

 

 

 

 

 

(61)

 

Q'y = Qi

cos (z' — P')

 

(62)

 

 

 

cos p' •

 

 

где

M'A = / J . S - C O S ( v +

P ' ) -

(63)

3. Для момента

подъема,

при котором

мачта

выходит из ра­

боты (рис. 4 9 ) :

 

 

 

 

 

QT = Qn =

<2ПТ = Мл

1

(64)

 

 

 

 

 

 

 

 

Lr-sin z"

 

•где

 

 

 

 

 

 

M.4' = P-5-cos(7 + p").

(65)

В последних двух моментах углы наклона мачты а' и а", углы подъема сигнала J3' и (3", вспомогательные углы z' и z" опреде­ ляются по соответствующим формулам через известные величины (заданные параметры системы).

165


Когда в процессе подъема сигнала проекция его центра тяже­ сти (т. ЦТ) проходит через ось вращения сигнала (т. А), работа подъемной системы прекращается и сигнал начинает двигаться к своему вертикальному положению под действием собственного веса, т. е. силы Р. В этот момент необходимо приложить сдержи­ вающее усилие Qc , чтобы сигнал не опрокинулся

Qc = - ^ 2 - .

(66)

Рис. 49. Схема подъемной системы в момент выхода мачты из работы

где L 0

— плечо

силы Р, равное 7з высоты

треугольника в осно­

hc

вании

сигнала;

из т. А на направле­

— плечо силы Qc , т. е. перпендикуляр

 

ние действия сдерживающего троса.

Обычно применяют два тормозных троса. Как показывают рас­ четы (табл. 30), сдерживающее усилие на каждый тормозной трос, а следовательно, и на якорное устройство, не превосходит 10% массы сигнала. Из этого и следует исходить при расчете прочности

тормозных тросов

и их якорных устройств.

В соответствии

с приведенными формулами в НИИГАиК был

разработан алгоритм и составлена программа, позволяющая полу­ чать на ЭЦВМ значения нагрузок Q, а также углов а и р для ука­ занных моментов подъема при всех возможных сочетаниях вели­ чин и положений элементов подъемной системы. Кроме того, в программе предусмотрен выбор только таких параметров подъем­ ной системы, при которых нагрузки в процессе подъема не превы­ шают 90% первоначальных.

Диапазоны изменения

параметров

подъемной системы сле­

дующие:

 

 

 

 

 

 

 

/ — от

0

до 0,3

Я

с шагом 0,1

Я ,

 

А — от

0,3

Я до

0,6

Я

с шагом

0,1

Я,

а„— от

50

до 90° с шагом 10°,

 

 

L a — от

0,8

Я до

1,2

Я

с шагом

0,2

Я .

166


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

30

 

 

Высота

знака Н

в м

 

 

11

15

20

25

30

35

40

 

 

Масса знака Р в т

 

 

3,4

5,0

7,1

10,1

13,9

18,9

25,0

 

Нагрузка на тормозной трос

QJ2 соответственно в

т в 96 от Р

 

0,35

0,46

0,60

0,78

0,98

1,27

1,62

10

9

8

8

7

7

6

Для выбора режима подъема сигнала какой-либо высоты рас­ считывают нагрузки для 240 различных сочетаний параметров подъемной системы, которые охватывают все существующие спо­ собы подъема цельнособранных сигналов. Результаты расчета по­ зволяют проанализировать характер изменения нагрузок в процес­ се подъема и выбрать те варианты сочетаний, при которых нагруз­ ки наименьшие и удовлетворяют требованию безопасности подъ­ ема. Последнему отвечают только 100 из 240 вариантов сочетаний параметров, а вариантов с наименьшими начальными усилиями — только несколько.

В прил. 6 дана таблица оптимальных параметров. Выбрав но этой таблице соответствующие нагрузки и воспользовавшись таб­

лицами из «Руководства по постройке

геодезических знаков» (М.,

«Недра», 1969), можно подобрать необходимое

количество блоков

и полиспастную

систему.

 

 

 

 

Расчет нагрузок в элементах подъемной системы сигнала

мож­

но выполнить и

графически,

руководствуясь

также [37] и [43].

Для сборки знака устанавливают опорные подставки или козлы

постепенно увеличивающейся

высоты

с таким

расчетом,

чтобы

можно было без дополнительного подъема сигнала сооружать пло­ щадку и верхнюю часть сигнала, т. е. чтобы все подставки лежали

в одной

наклонной плоскости, а

верхняя часть

сигнала

возвыша­

лась над поверхностью земли до

1—1,5 м. Кроме того, с

использо­

ванием

подставок уменьшается

усилие в начальный момент подъ­

ема. Не

разрешается подводить

подставки под

уже

собранную

раму или сигнал.

Для предотвращения сдвига сигнала во время подъема укла­ дывают в траншею опорное бревно с расчетом, чтобы верх бревна был на 10—15 см ниже поверхности земли.

167


При обтесывании бревен нельзя придерживать их ногой. Сле­ дует закреплять их скобой на подкладке, препятствующей бревну поворачиваться при обтесывании.

Геодезические сигналы испытывают значительную ветровую нагрузку. В целях предохранения их от опрокидывания предусмат­ риваются специальные якорные устройства в виде брусков, вре­

заемых в основные столбы, и дощатых

настилов.

Для сигналов

высотой до столика 12 м площадь настила берется

в

1 м2 , при вы­

соте сигналов

от 12 до 25 м

площадь

настила достигает 2,5 м2 .

Глубина ям устанавливается соответственно 1,5; 2,0 и 2,5 м. На

правильность

и тщательность

изготовления якорей

необходимо

обращать серьезное внимание, так как не только сохранность сиг­ налов, но и безопасность работающих на нем людей зависит от устойчивости знака.

Для большей надежности у сигналов высотой свыше 16 м вме­ сто наземных венцов используют дополнительные столбы. Для этого их устанавливают в плоскости грани таким образом, чтобы одним концом они заглублялись в землю, а вторым прибивались к венцу первого яруса. При высоте сигнала свыше 25 м дополни­ тельные столбы следует доводить до второго яруса венцов, на нижних концах этих столбов устраивать якоря, как и на обычных столбах.

Концы брусьев якорей и края дощатого настила размещаются в нишах, выбранных в стенах ямы, что значительно усиливает дей­ ствие якоря. При засыпке якорей необходимо тщательно трамбо­ вать грунт.

Поверхность настила якоря основных столбов должна распола­ гаться в мерзлоте не менее чем на 0,5 м ниже глубины оттаива­ ния. Для якорей дополнительных столбов глубина ям ограничи­ вается глубиной оттаивания.

Для создания жесткости и прочности сигнала длина кованых гвоздей должна быть больше диаметра сшиваемых бревен, чтобы загибаемые концы были не короче 4 см.

Обеспечение безопасности работающих при подъеме сигнала достигается удалением тяговых механизмов — ворота, трактора или автомобиля на расстояние не менее двойной высоты сигнала. Руководитель бригады и ра-бочие во время подъема сигнала долж­ ны находиться также на этом расстоянии. •

Руководитель бригады перед подъемом обязан лично проверить размеры и глубину ям для основных столбов, надежность опор­ ного бревна, якорей, блоков, правильность расположения оттяжек и установки подъемных механизмов, надежность тормозов. После подъема вершины собранного сигнала на 2 м подъем приостанав­ ливается. Руководитель бригады, проверяя подъемную систему, обращает особое внимание на то, чтобы было обеспечено равномер­ ное натяжение тяг и чтобы не было обрывов отдельных прядей троса. Производить какие-либо исправления в подъемной системе, пока сигнал приподнят, запрещается. Для этого руководитель,

169


выйдя из опасной зоны, должен дать команду опустить сигнал. Только после этого делаются необходимые исправления. Если подъемная система при осмотре оказывается в порядке, то подъем продолжается.

Для предотвращения падения собранного сигнала во время подъема в ту или иную сторону необходимо применять боковые оттяжки, укрепляемые на кольях, расположенных по осп враще­ ния сигнала. Чтобы сигнал не опрокинулся в сторону подъема, следует применять еще задние оттяжки и одну переднюю. Диаметр оттяжных тросов должен быть не менее 9 мм, а при высоте знака более 20 м должен быть равен 11 мм. Оттяжки остаются закреп­ ленными до засыпки ям основных и промежуточных столбов. По­ сле подъема А-образной стрелы запрещается подниматься на ее вершину для исправления крепления оттяжек.

При сносе старых сигналов требуется обязательное присутствие начальника партии, а также дополнительный инструктаж всех ра­ бочих. Перед сносам сигнала необходимо очистить площадку ра­ диусом, не меньшим высоты сигнала; ямы, рытвины и канавы должны заравниваться. Снос знака осуществляется в такой после­

довательности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Два основных столба с внешней стороны

подпиливают

на 2;'з

диаметра. В

третьем

столбе

сигнала

(или

в двух других

у

четы­

рехгранного

сигнала)

делают

два подпила

на

такую

же

глубину

и на расстоянии 50

см один

от другого. Между этими подпилами

привязывают

трос.

Используя

тяговое

усилие

ворота,

автомобиля

или другого механизма натяжением троса, выпиленную часть стол­

ба вырывают. Расстояние между сносимым

знаком и тяговым

ме­

ханизмом должно быть не менее четырех высот этого знака.

 

Особенно осторожно

следует производить снос старых знаков

вблизи линий электропередач, железных дорог и других

сооруже­

ний. Валить знак нужно только в противоположную

от

них

сто­

рону. При сносе сигнала в застроенном районе нужно

обязательно

применять механизмы

(подъемные краны,

тракторы,

автомобили

с телескопическими вышками и т. п.).

 

 

 

 

§ 38. Угловые измерения на пунктах

триангуляции

 

Прежде чем приступить к работе на знаке, необходимо тщатель­ но проверить правильность его изготовления и прочность лестниц, перил, переходных площадок, пола и выходного люка. Все заме­ ченные неисправности должны быть устранены. На старом знаке необходимо обращать особое внимание на места соприкосновения столбов знака с поверхностью земли. Если обнаруживается загни­ вание основных столбов на глубину более 0,5 см, требуется капи­ тальный ремонт сигнала.

При подъеме на знак обе руки должны быть свободными. Подъ­ ем с грузом более 6 кг запрещен.

При расположении сигнала вблизи линии высоковольтной

170