Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проверки прочности водила используем соотношение

W

(50)

 

где М — изгибающий момент, равный произведению длины водила

на усилие; w — момент сопротивления водила

в слабом

месте (у

вала ворота);

/г — допустимое напряжение на

изгиб,

зависящее

от породы леса'

 

( 5 1 )

 

W = • 32

 

 

 

 

где d—-диаметр

водила.

 

 

 

 

На ворот

 

 

 

 

 

 

 

 

а -

° ~ " С т р о п

 

 

На направляющий

 

 

Якорь тормоза

••

 

 

блок

 

 

 

Рис. 44. Эксцентриковый

тормоз

 

 

 

Если

rf=15

см, то

а» = 331 см3 , а М = 400-89 = 35600

кг/см, то­

гда

м

35 600

 

 

 

 

 

 

ш

331

= 108 кг/см2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

березы допустимое

напряжение

на

изгиб

составляет

ПО кг/см2 , для лиственницы

120 кг/см2 ,

следовательно,

для этих

пород диаметр

водила

15 см в данном

случае

можно

допустить.

Вокруг

ворота

расчищают и выравнивают

площадку

в радиусе

10 м, убирают опасные и сухостойные деревья на расстояние высо­ ты леса. Для предохранения работающих на тяговом механизме (ворот, лебедка) от удара концом троса в случае'его обрыва над тросом, идущим от якоря к тяговому механизму, сооружают козлы в виде пары кольев, вбитых в землю и перевязанных сверху. Во­ рот должен иметь тормозное устройство, обеспечивающее безопас­ ность работы на нем. Одним из наиболее эффективных устройств является эксцентриковый тормоз, предложенный Н. В. Шрейбером и Г. Н. Лу (рис. 44). Этот тормоз выдерживает нагрузку в 2 т, обратный ход троса незначителен (около 15 мм).

6 Г. А. Минаев н др .

161


Во время подъема воротом рабочим категорически

запрещается

самовольно оставлять ворот.

 

 

 

 

 

 

При подъеме сигналов для закрепления полиспаста и оттяжек

применяют якори — свайные

и горизонтальные (мертвяки). Пер­

вые представляют собой сваи, которые забивают в землю

под уг­

лом 60° на глубину 1,2—2 м, диаметр

сваи от 18 до 26 см. Служат

 

они

для

сравнительно

небольших

Вид сбщ

усилий

(1—5 т). Для больших уси­

лий — до 50 т делают

горизонталь­

 

ные

якори

из бревна

или

связки

 

бревен, зарываемой в землю с за­

 

сыпкой

и

трамбовкой

траншеи

 

(рис. 45).

 

 

 

Вид сВерху

 

 

Схема 1

Схема II

 

 

 

 

 

Рис. 45. Горизонтальный якорь

Рис. 46. Свайные якори:

d — диаметр

свай:

a—ai — рассстояине от

места

привязки троса д о

поверхности

зем ­

ли; в

и

«i — расстояние

от

поверхности

земли

д о

нижнего

конца

сван;

с — рас­

стояние

от

поверхности

Земли

д о

гори­

зонтального

упора;

C i расстояние

м е ж д у

 

 

тросами

на схеме

I I

 

 

Свайные якори закладывают по двум схемам в зависимости от прочности грунта и ожидаемой нагрузки на якорь (рис. 46).

В табл. 28 приведены размеры свай и глубина их забивки в сантиметрах.

Для подъема сигналов высотой до 14 м неподвижные блоки и конец подъемного троса крепятся каждый к отдельной свае. Якорь

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

28

 

 

Схема

I

 

 

Схема

I I

 

Усилие в

 

 

 

 

 

 

 

 

оттяжке в кг

а

0

 

d

 

bi

 

 

 

 

 

 

 

1000

30

120

40

18

 

 

 

1500

30

120

40

20

2000

30

120

40

20

—.

3000

30

120

40

20

30

120

90

22

4000

30

120

40

22

30

120

90

25

5000

30

120

40

24

30

120

90

26

162


 

 

 

 

Т а б л и ц а 29

Высота знака

Диаметр гори­

Число бревен

Длина бревна

Глубина

траншеи

в м

зонтального

якоря

в м

в

м

бревна в м

 

 

 

 

 

16—20

0,20

1

2,5—3

1,5

25

0,25

1

3,5

1,5

30

0,22

2

3,5

1,5

35

0,25

2

4

1,5

располагается на продолжении оси сигналов в

сторону

подъема

на расстоянии, равном двойной высоте падающей стрелы.

Для расчета и устройства горизонтальных

якорей

служит

табл. 29.

 

 

Технику-строителю вменяется в обязанность

лично

проверять

надежность забивки свай и привязки к ним тросов, а также под­ вязки оттяжных тросов к основным столбам и равномерность на­ тяжения всех тросов. Длину тросов при постройке сигнала подби­ рают с таким расчетом, чтобы для закрепления их оставались сво­ бодные концы длиной не менее 3 м.

При постройке геодезических знаков следует строго соблюдать

принятую технологию работ. Всякая

достройка

знака

после его

подъема не допускается.

 

 

 

 

 

 

Применяются следующие

методы

подъема

цельнособранных

сигналов: а) подъем при помощи падающей

мачты (стрелы), уста­

новленной на оси вращения

поднимаемого

сигнала;

б)

подъем

при помощи мачты, смещенной с оси вращения в сторону

вершины

сигнала; в) подъем без мачты.

 

 

 

 

 

Мачта может устанавливаться вертикально

или наклонно, на

продольной оси сигнала (прямолинейная мачта и А-образная) или по бокам его (П-образная мачта). В каждом из этих способов схема подъемных систем различная.

Нагрузки в подъемной системе по мере подъема сигнала ме­ няются и зависят от величины элементов этой системы, их соотно­ шения и положения. На нагрузки влияют: высота подвижной мачты, величина смещения ее относительно оси вращения сигнала, первоначальный угол наклона этой мачты, расстояние от ее осно­ вания до якорного устройства.

В процессе подъема сигнала возникает четыре характерных момента: начало подъема; подъем, в котором мачта и подъемный трос занимают взаимно перпендикулярное положение; выход мач­ ты из работы подъемной системы; выход из работы всей подъем­ ной системы. Для соблюдения условий безопасного и безаварий­ ного подъема сигнала необходимо, чтобы все последующие нагрузки были на 10—15% ниже соответствующих нагрузок, воз­ никающих в начальный момент подъема, в который вся система испытывается на надежность.

6* 163


Зависимости между нагрузками в подъемной системе и ее пер­ воначально задаваемыми параметрами характеризуются следую­ щими формулами.

Рис. 47. Схема подъемной системы в начальный

момент подъема

знака

1. Для начального момента подъема

(рис. 47):

 

 

 

 

<?T = M 0 i /

 

1

+ — — 2 c ° s a

°

 

 

(52)

 

 

 

У

( L P - 0 *

A*

h ( L T

— /)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 cos a 0

 

 

 

(53)

 

 

 

 

 

 

 

 

LJi

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(54)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(55)

где

 

 

M0

=MAr

z.T.— /

 

 

 

 

 

(56)

 

 

 

MA

=

 

PS-cosy,

 

 

 

 

 

(57)

QT, QN ,

QM и

Q j

- соответственно

нагрузки на тяговые и подъ­

 

 

P

емные тросы, мачту и упорное

бревно;

 

 

— вес знака;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

S

и у

-линейная

и угловая

величины,

определяю­

 

щие положение центра тяжести знака;

 

h и a0

•высота

мачты

и

первоначальный

угол на­

 

клона ее;

мачты

 

 

'

 

 

знака

 

/ и LK

—отстояние

от оси вращения

 

 

LT

и от якорного

устройства;

 

 

 

 

 

— расстояние от оси вращения знака до сред-

Тяговое

усилие

недействующей тяговых тросов [2].

системы

на выходе

из полиспаста

подъемной

определяется по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q=„

 

Q"^.,.,

 

 

 

 

 

.

(58)

 

 

 

 

 

2/1.(0,95)* '

 

 

 

 

 

 

164