Файл: Минаев Г.А. Охрана труда на топографо-геодезических работах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нический персонал должен быть ознакомлен

с геологическими и

гидрогеологическими условиями, в которых

будут производиться

эти работы.

 

 

 

Все подземные выработки должны быть

обеспечены аварий­

ным освещением от самостоятельного источника света.

 

Проведение геодезических работ в действующих тоннелях надо

согласовать с начальником дистанции пути

и

знать

расписание

поездов. Руководитель работ в тоннеле обязан

указать

каждому

.рабочему ниши, куда они должны отойти при пропуске поезда, и в •неосвещенных тоннелях обеспечить освещение ниш. Категорически воспрещается при приближении поезда прислоняться к стенке тоннеля. При проходе поезда-через короткий тоннель, в котором нет ниш, следует находиться за его пределами.

О приближении поезда находящиеся в тоннеле оповещаются специально устроенными автоматическими световыми и звуковыми сигналами не менее чем за 4—5 мин до подхода поезда к тон­ нелю. Сигналы внутри тоннеля устанавливают на таком расстоя­ нии, чтобы они были видны и слышны в каждой точке работ. При отсутствии механической сигнализации с обеих сторон тоннеля вы­ ставляют не ближе чем за 1 км от места работы основных и про­ межуточных сигнальщиков, снабженных рожками и оповещающих о приближении поезда. Поездам дается предупреждение о подаче сигналов.

Тоннели длиной более 100 м связывают по телефону с ближай­ шими станциями, извещающими о выходе поезда. Приступать к работе разрешается только после выхода поезда из тоннеля и уста­ новления хорошей видимости. В случае продолжительной задымленности следует работать в противогазах.

На время выполнения работ на действующих мостах также выделяются сигнальщики. При подходах поезда работающие должны укрываться на специальных площадках или уходить за пределы моста. Стоять у перил моста во время прохода поезда запрещается. На городских мостах надо стараться работу выпол­ нять на тротуарах и лишь при необходимости — на проезжей ча­ сти; место работ ограждается щитами и дорожными условными знаками автотранспорта. На мостах через реки шириной более 100 м должны быть спасательные средства и готовая к действию лодка.

Изыскательские работы, выполняемые на улицах с интенсивным движением, должны быть согласованы с отделом регулирования уличного движения, а на заводских территориях и территориях спецназначения (электростанции, полигоны, аэродромы и т. п.) — с руководителями этих объектов. Изыскатели при работе в городе обязаны знать правила уличного движения. Место работ ограж­ дают переносными знаками или щитами, согласованными с от­ делом регулирования уличного движения. Производство работ в городе не должно препятствовать уличному движению. При ин­ тенсивном движении городского транспорта расстояния следует

187


определять по возможности аналитически, базисы располагать

на.

тротуаре или в безопасном месте;

по возможности выполнять ра­

боты в ранние утренние часы или

ночью. Рытье

котлованов

для

центров и реперов на территории,

где имеются

кабельные элект­

рические линии, производить с письменного разрешения

управле­

ния кабельных сетей.

 

 

 

 

При геодезических работах в районе действующих

трамвай­

ных,

троллейбусных н электрифицированных

железнодорожных

путей

нельзя касаться контактной

сети и производить

измерения

на рельсах

металлической лентой.

 

 

 

 

Съемку

подземных коммуникаций необходимо согласовать с от­

делом .городского архитектора и получить все данные о подземном' хозяйстве города. При съемке геодезисту приходится опускаться' в смотровые колодцы. Перед спуском в колодец подземной комму­ никации следует проверить наличие вредного газа в колодце.при*

помощи газоанализатора

или взрывобезопасной лампы. При

на­

личии газа необходимо

проветривать — открывать

крышки

всех

смежных

колодцев, а в

тихую погоду — применять

вентилятор

Работу в

колодце можно начинать после повторной

проверки

га­

зоанализатором. Если газ не исчезает, прекращают работу и до­ водят до сведения санитарно-эпидемиологической станции и ком­ мунальной службы города. Спуск геодезиста в колодец допускается1

при страховке двумя канатами.

 

 

 

При' постройке геодезического знака

на крыше высокого

зда­

ния необходимо вначале проложить трап от места выхода

на

крышу к месту постройки, затем изготовить площадку

с перила­

ми высотой

1 м и бортовой доской 15—20 см и только

после этого*

приступать

к строительству. Доставка

строительного

материала

к месту постройки и строительные работы производятся со стра­ ховкой.

§ 44. Маркшейдерские работы

При подземных геодезических работах маркшейдеры встре­ чаются с такими опасностями и вредностями, как взрывные рабо­ ты, отравляющие и взрывоопасные газы и пыль, движущиеся ме­ ханизмы и различные электросети, сконцентрированные на малых: площадках, возможные прорывы воды, разрушения крепи. Поэтому

основные требования техники безопасности

маркшейдерских ра­

бот в шахтах и в рудниках заключаются в

следующем.

Перед началом нарезки шахты осуществляется проходка пер­ воочередных вентиляционных шурфов и скважин. При их отсут­

ствии работы по нарезке шахты приостанавливаются.

Вентиля­

ция в шахтах применяется естественная и искусственная.

 

 

Устья действующих стволов шахт и шурфов должны быть ого­

рожены с нерабочих сторон оградами высотой не менее 1,8

м. Все

нерабочие шурфы и устья стволов отработанных шахт

 

должны?

быть засыпаны или перекрыты деревянным настилом.

 

 

Вход в шахту разрешается только лицам, назначенным

на ра-

1S8


боту. В уединенных и отдаленных местах работа должна

выпол­

няться в присутствии представителя технического

надзора. Нахо­

дящиеся в подземных выработках лица должны

быть снабжены

спецодеждой, обувью и индивидуальными

средствами

защиты

(противогазом, респиратором, очками и др.).

 

 

Запрещается работа в

двух ярусах одной вертикали

шахты.

На время взрывных работ

прекращаются

другие

работы,

в том

числе и маркшейдерские, и всех людей выводят из шахты. В зону взрывных работ после взрывов можно входить по разрешению тех­ нического надзора. Все работающие в шахте должны знать время взрывных работ и условные сигналы для выхода из шахты.

В процессе угловых и линейных измерений маркшейдеры поль­ зуются переносной лампой. Подключать ее можно только к про­ водке с напряжением не более 36 В, поэтому до начала работ недо­ получить в службе электроснабжения шахты план расположения этой проводки и мест включения и дополнительно ежедневно по­ лучать консультацию у дежурного монтера.

При маркшейдерских работах в шахте на данном участке дру­ гие работы прекращаются. При необходимости откатки из забоя породы через участок маркшейдерских работ последние на путях

следования транспорта на это время прекращаются. Для

предот­

вращения несчастного случая на безопасных расстояниях

уста­

навливаются сигнальщики.

 

Производство работ в шахтах, рудниках, тоннелях не

разре­

шается до проведения «оборки» камней на стенах и потолке забоя. Повышенные требования по технике безопасности должны со­ блюдаться в местах появления вредных и взрывоопасных газов и подземных вод. Без дополнительного инструктажа по этим вопро­ сам, дополнительных средств защиты и сигнализации к работе в шахте люди не допускаются. Не разрешается загромождение про­

ходов, проездов и рабочих мест.

Серьезный момент в работе шахты возникает при сближении встречных забоев. При расстоянии между ними около 15 м марк­ шейдер должен предупредить горного мастера, чтобы взрывные работы в этом месте велись в забоях разновременно. При расстоя­ нии между забоями 7 м взрывные работы должны вестись только с одного забоя; при этом обязательно должны буриться разведоч­ ные шпуры глубиной на 1 м больше глубины зарядки шпура.

В районах

Заполярья

возникают

профессиональные

вредности

и опасности,

свойственные

климату

и вечной мерзлоте..

Поэтому

дополнительные требования техники безопасности в этих районах заключаются в следующем.

Низкие температуры, сильные ветры, большое количество осад­ ков в летнее время создают необходимость снабжения работников теплой, непродуваемой и непромокаемой спецодеждой и спецобувью.

Так как шахты пробивают в вечной мерзлоте, то крепление на глубинах, расположенных ниже максимальной зоны оттаивания

189


поверхностного грунта, осуществляется целиками, надежность ко­ торых определяется наличием низких температур в шахтах, не превышающих —25—35°. По условиям очистки воздуха в забоях его движение должно быть в пределах 10—15 м/сек, вследствие чего появляется вредность, обусловленная работой на сквозняках

при низкой температуре. Поэтому необходим обогрев

работающих

в специальном помещении через каждые 1,5—2 ч.

В термосах

должен быть горячий чай, раз в смену должен доставляться горя­ чий обед. Одежда и обувь должны быть теплыми и удобными.

Работы на открытых карьерах на всех широтах характеризу­ ются наличием большого количества техники. Поэтому большое место в технике безопасности занимают вопросы выбора рабочего места маркшейдера в стороне от зоны обрушения грунта, путей движения транспорта и работы на разных уровнях. При открытой разработке месторождений маркшейдерские работы выполняются •одновременно с основными работами, поэтому обязательно согла­ совывать план маркшейдерских работ с горным мастером.

Поскольку работы по добыче полезного ископаемого в боль­

шинстве

случаев

осуществляются

круглосуточно,

на

полигоне

имеется

густая осветительная сеть,

линии высокого напряжения;

на территории разработок выполняется большой объем

взрывных

работ. Разработка

мероприятий по

безопасному

ведению работ

должна осуществляться с учетом возникающих опасностей на по­ лигоне.

Открытые разработки в Заполярье целесообразны при залега­ нии полезного ископаемого на глубине не более 6—10 м. Вскры­ тие полезных ископаемых в районе вечной мерзлоты в летнее вре­ мя производится постепенно в зависимости от времени оттаивания верхних слоев. При открытых разработках в этих районах возни­ кают опасности, связанные с большим количеством влаги при от­ таивании грунта, необходимостью прокладки руслоотводных и раз­ резных канав для отвода паводковых, русловых и подрусловых вод в русла ключей или рек. Эти канавы достигают 4—7 м глубины и часто заиливаются, поэтому их обозначают на местности вешка­

ми, а переходы через них оборудуют

мостками с перилами.

§ 45. Гидротехническое

строительство

Техника безопасности

выполнения

топографо-геодезических

работ на гидростроительстве

зависит

от

рельефа, характера реки

и строительной площадки гидростанции. Строительство гидростан­ ции выполняется разными субподрядными организациями, отве­ чающими за состояние техники безопасности на своих работах. Общее руководство службой техники безопасности осуществляется главным инженером управления строительства.

Рельеф в районах строительства обычно сложный. Располо­ жение пунктов геодезической основы стройплощадки определяется требованиями строительства, поэтому часто пункты основы рас-

190