Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 3
Величина е (рис. 17.16) выбирается из конструктивных сооб ражений; размер R колеса 3 (рис. 17.15) должен удовлетворять неравенству
Яшах > R > |
tfmin- |
(17-79) |
Значение R m a x определяется из условия, что в начальном положении звеньев контурная линия LL'K'K планки (рис. 17.16) не должна выходить за пределы диаметра окружности впадин колеса 2. Обратимся к рис. 17.17, б, из построений которого следует, что
|
|
|
|
|
0 2 G < r f 2 |
— е, |
|
|
|
|
(17.80) |
||
где G — центр |
дуги |
окружности |
радиуса |
е, |
которой |
очерчена |
|||||||
закругленная часть планки; г{2—радиус |
окружности |
впадин |
|||||||||||
колеса |
2. Учитывая, |
что |
(02 G)2 = |
2 (R + |
Л ) 2 , получим |
|
|||||||
|
|
|
|
Rmax = |
0,707 (ri2 |
— е) — А. |
|
|
|
(17.81) |
|||
Значение |
^ г а 1 п |
определяется |
из |
условия, |
что |
за |
последний |
||||||
оборот |
колеса |
2 |
планка |
4 должна |
переместиться |
на |
величину |
||||||
h = 2,3 |
модуля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Выразим |
через конструктивные |
параметры |
механизма |
вели |
чину перемещения планки 4 за последний оборот колеса 2. Обозна чим через q>2 угол поворота колеса 2 от начального положения до такого положения, при котором ось симметрии планки 4 совпа
дает с линией 0 2 Р , выступ |
|
а—а планки |
перпендикулярен |
0 2 Р |
|||||||||||
и находится на близком расстоянии б от линии выступов |
червяка |
||||||||||||||
(б = |
0,2ч-0,3/га). Угол ср* определяется |
следующим |
уравнением, |
||||||||||||
справедливим как |
при четном, |
так |
и |
нечетном |
значении |
k: |
|
||||||||
|
|
|
|
ф * |
= |
я |
( £ |
_ 2). |
|
|
|
|
(17.82) |
||
Введем |
обозначения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Ф 2 = Ф ; + Ф 2 ; Ф 3 |
2 |
= Ф ; 2 + Ф 3 2 |
= Ф ; 2 |
+ ~ Ф » |
|
( 1 7 - 8 3 ) |
|||||||
где |
ф*2 = |
ф* — ф* = — |
ф2 ; |
Ф2 — угол |
поворота |
колеса |
2, |
||||||||
удовлетворяющий |
неравенству |
0 ==£: Ф2 ^ Ф 2 Т А Х |
— |
Ф 2 |
- |
|
|
||||||||
Перемещение s |
планки, |
соответствующее повороту |
колеса |
на |
|||||||||||
угол |
Ф2 , |
определяется |
из |
|
уравнения |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
і = s (Ф ; + Ф2) - |
s (ц>і) = |
[ d - R |
cos (Ф;2 + Ф3 2 ) + |
|
|
|||||||||
+ {-if |
A cos (q>; + |
Ф2)] — [d — R cos ф*2 |
+ |
( - 1 ) k |
A cos q>;]. x { 17.84) |
||||||||||
После преобразований уравнение (17.84) представим в следу |
|||||||||||||||
ющей |
форме: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s = 2R sin ( Ф ; 2 |
+ |
|
|
sin |
|
_ |
А (1 - |
cos Ф2 ). |
(17.85) |
Перемещение h планки за последний оборот колеса получим, приняв в уравнении (17.85)
|
|
Ф 2 |
= ф 2 т а х - Ф 2 . |
Ф 3 |
2 = |
~ |
(% max ~ |
Ф^), |
|
|||
|
|
|
ЯП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГДЄ |
фатах |
= |
Т - |
выражение для h получим, |
|
|
||||||
|
Приближенное |
приняв, |
что Ф 2 = |
|||||||||
= |
2Л, ф 2 т а х |
**** kn- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В результате получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
n = 2#sin [~-(k— |
1)] s i n ( - ^ n ) . |
(17.86) |
|||||||
|
Введя |
обозначение Ф 3 2 |
= |
г 3 |
и |
используя выражение |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
„ |
_ |
Фз max Az _ |
fat |
Дг |
|
|
||
|
|
|
|
Y32 max — |
|
, |
|
, |
> |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г 3 |
|
г |
3 |
|
|
уравнение |
(27.86) |
представим |
в |
виде |
|
|
|
|
||||
|
|
|
h = |
2R Sin Ф 3 |
2 Sin (фзгтах — Ф 3 2 ) - |
(17-87) |
||||||
|
Из выражения |
(17.87) |
следует, |
что при проектировании чер- |
вячно-кулисного ограничителя вращения целесообразно зада ваться значениями близкими к 90°. ЭТО позволяет умень: шить значение R , считая заданным значение h. Выше было реко
мендовано выбирать |
значение |
ф д 2 т а х » |
исходя |
из неравенства |
|||
70° |
125°. |
|
|
|
|
|
|
Выражение (17.87) можно использовать для определения |
ЯтЫ, |
||||||
приняв, |
что перемещение |
за последний |
оборот |
h = 2,3m. В ре |
|||
зультате |
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я т > п = - ^ > |
|
(17.88) |
||
где а = |
2 sin Ф 3 2 sin ( ф 3 2 |
т а х — Ф 3 2 ) . |
|
|
|
||
Зависимости (17.79), (17.81) и (17.88) определяют область |
|||||||
допустимых значений параметра R колеса 3. |
|
|
|||||
Потребуем, ЧТОбы |
Пр И ф 2 = |
ф 2 т а х |
И # т а х > |
R > R m l a |
ВЫ |
СТУП а—а планки 4 совпал с окружностью выступов колеса 2.
Согласно |
уравнению (17.69) |
для этого |
необходимо, |
чтобы |
|||||
S (Фгтах) |
= |
d— R COS ф 3 2 т а х |
+ |
{—if |
A |
COS ф 2 т а х |
= |
r e V |
(17.89) |
Из уравнения (17.89) можно определить конструктивный |
|||||||||
параметр |
d |
планки при выбранном |
значении R . |
|
|
||||
Очевидно, что при соблюдении зависимостей |
(17.79) |
и (17.89) |
|||||||
будет исключено преждевременное |
стопорение |
планки |
4, т. е. |
||||||
стопорение |
при значениях |
ф 2 |
<< ф 2 |
т а |
х . |
|
|
|
|
Для полного определения конструктивных параметров планки |
|||||||||
необходимо |
рассчитать размер |
Ь. Обратимся к |
построениям на |
рис. 17.16, где изображена планка, ось симметрии которой одно временно является осью симметрии впадин колеса 2. Угол q, на который опирается хорда Ь, определяется уравнением
|
Я = ^ |
, |
(17.90) |
||
где с — число впадин |
колеса 2, |
перекрываемых планкой |
4. |
||
Формула (17.90) остается справедливой и для случая, |
когда |
||||
ось симметрии планки совпадает с осью симметрии |
зубца ко |
||||
леса 2. |
|
q находим размер b планки из зави |
|||
После определения |
угла |
||||
симости |
|
|
|
|
|
|
6 = |
2 r e 2 |
s i n | . |
|
(17.91) |
Линии /—/ и /' — /' планки 4 (рис. 17.16) должны |
иметь |
такое |
|||
очертание, чтобы они |
не пересекали впадины колеса |
2. |
|
Уточненное значение числа ограничиваемых оборотов. Во всех предыдущих расчетах предполагалось, что число п ограничивае мых оборотов червяка является целым. В действительности, это число оборотов может быть только дробным, что вытекает из осо бенностей схемы ограничителя. Из построений (рис. 17.12 и 17.13)
следует, |
что, поскольку |
планка 4, колеса 2 и 3 не |
располагаются |
|||||||
в одной |
плоскости, |
между |
осевыми |
плоскостями |
Пх |
и |
Я 2 витка |
|||
червяка |
должен быть угол |
2 (я + |
Щ, где |
|
|
|
||||
|
|
|
|
fl = arcsin ( А ± ^ М . |
|
|
(17.92) |
|||
Здесь |
б4 |
и |
— соответственно толщина планки |
4 |
и |
колеса k |
||||
' (k = |
2,3); г д 1 — р а д и у с |
делительного цилиндра |
червяка. |
|||||||
В соответствии с этим, уточненное значение уо (рис. 17.18) |
||||||||||
определится |
таким |
выражением: |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
ъ = * ± ± . |
|
|
(17.93) |
||
Зависимость (17.67) с учетом соотношения (17.93) |
примет вид |
|||||||||
|
|
|
|
kz2 |
= п + с + |
An, |
|
|
(17.94) |
где Дп = — .
Фактическое число оборотов, совершаемых червяком при переходе от одного стопорного положения к другому, равно n + Дп.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1. |
А к с е л ь р а д |
Э. Л., |
С а в к и н |
Н. М. Графо-аналитический метод |
|||
расчета |
сильфонов. — «Приборы |
и системы |
управления», 1970, № 8, |
с. 36—39. |
|||
2. |
А к с е л ь р а д |
Э. Л., В а с и л ь е в В. В. Расчет |
сильфонов, нагру |
||||
женных |
изгибающим |
моментом. — «Изв. |
вузов. Приборостроение» |
1972 г. |
|||
№ 5, с. 78—83. |
К- |
А. Некоторые вопросы проектирования зубчатых ме |
|||||
3. |
А м и р я н |
||||||
ханизмов прерывистого движения. «Труды третьего совещания |
по основным про |
||||||
блемам |
ТММ». — Теория передач в машинах. М., Машгиз, |
1963, 168—181 с. |
4.А н д р е е в а Л. Е. Упругие элементы приборов. М-, Машгиз, 1962, 455с.
5.А р т о б о л е в с к и й И. И. Механизмы. Пособие для инженеров-
конструкторов и изобретателей. |
Т. 1. М., изд-во АН СССР, |
1951, 887 с. |
1965, |
||||||
6. |
А р т о б о л е в с к и й |
И. И. Теория |
механизмов. М., «Наука», |
||||||
776 с. |
|
|
И. И., |
Д о б р о в о л ь с к и й |
В. В., |
||||
7. А р т о б о л е в с к и й |
|||||||||
Б л о х |
3. Ш. Синтез механизмов. М.—Л-, |
Гостехиздат, 1944, |
387 с. |
|
|||||
8. |
А р у т ю н о в В. О., Б л е х ш т е й н Л. И., |
Ж а р ж е в с к и й З . Л . |
|||||||
и др. Атлас конструкций электроизмерительных приборов |
непосредственной |
||||||||
оценки. М.—Л-, Госэнергоиздат, |
1956, 236 с. |
|
|
|
|
|
|||
Э . А р х а н г е л ь с к и й |
Л . А . Точность изготовления зубчатых передач. |
||||||||
М., Машгиз, 1952, 64 с. |
|
М. Г., Г о л ь д и н |
К- Р- |
и др. |
|||||
10. |
Б а б у ш к и н С- Г., Б е р к о в а |
||||||||
Оптико-механические приборы. М., «Машиностроение», |
1965, 336 с. |
|
|||||||
11. |
Б а р а н о в |
Г. Г. Курс теории механизмов и машин. М., «Машино |
|||||||
строение», 1967, 508 с. |
|
|
А. П., |
Л я х о в с к и й А. В. |
|||||
12. |
Б е р к л а й д |
И. М., К у р о ч к и н |
|||||||
и др. Датчики и измерительные |
головки. М., Машгиз, |
1960, |
160 с. |
коэф |
|||||
13. |
Б л е х м а н |
И. И., Д ж а н е л и д з е |
Г. Ю. Об эффективных |
фициентах трения при вибрациях. «Изв. АН СССР. Отд. техн. наук», № 7, 1958, с. 98—101.
. |
14. Б л о х 3. Ш. К |
определению коэффициента |
полезного действия шар |
нира |
Гука. — «Сельскохозяйственная машина», 1936, |
№ 8—9, с. 4—6- |
|
|
15. Б о л о т о в с к а я |
Т. П., Б о л о т о в с к и й |
И. А., Б о ч а р о в Г. С. |
и др. Справочник по геометрическому расчету эвольвентных зубчатых и чер
вячных |
передач. М-, Машгиз, |
1963, 472 с. |
|
|
|
|
|
|||
16. |
Б р у е в и ч |
Н. Г. Точность |
механизмов. М.—Л., |
Гостехиздат, |
1946, |
|||||
332 с. |
В е н т ц е л ь |
Е. С |
Теория |
вероятностей. М., «Наука», 1969, |
336 с. |
|||||
17. |
||||||||||
18. |
В е р х о т у р о в |
Б. Я- Разностный метод контроля |
кинематической |
|||||||
погрешности зубчатых колес. — «Измерительная техника», |
1963, № 8, с. 11 —15. |
|||||||||
19. |
Г а в р и л е н к о |
В. А. Зубчатые |
передачи в |
машиностроении. М., |
||||||
Машгиз, |
1962, 531 с. |
Л. Б. Экранированные магнитные и электромагнитные |
||||||||
20. |
Г а н з б у р г |
|||||||||
синхронные муфты. ЛДНТП, |
1965, 35 с. |
Л. Т. Детали |
механизмов точной |
|||||||
21. |
Г е в о н д я н |
Т. А., |
К и с е л е в |
|||||||
механики. М., «Оборонгиз», |
1953, 228 с. |
|
|
|
|
|
||||
22. |
Г и н з б у р г |
Е. Г. Волновые зубчатые передачи. Л., |
«Машинострое |
|||||||
ние», 1969, 159 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23.Г о з м а н Я- Б. Способ проверки кинематической точности зубофрезерных станков. Авт. свид. № 125894, «Бюлл. изобр.», 1960, № 3.
24.Г у т м а н Е. И. Синтез поводкового механизма по локальным усло
виям. «Изв. вузов. — Приборостроение», 1969, № 5, с. 89—93.
25. Д а в ы д о в |
Я- С , П е т р о в |
И. И., Т о н к а ч е в Г. С О способах |
формообразования зубьев гибких колес |
волновых передач. В кн.: Надежность |
|
и качество зубчатых |
передач. НИИИНФОРМТЯЖМАШ, 18—67—1, с 1—6. |
26.Д и м е н т б е р г Ф. С. Винтовое исчисление и его приложение в ме ханике. М., «Наука», 1965, 199 с.
27.Д о л и н с к и й И. М. Точные направляющие прямолинейного пере мещения. «Изв. вузов. — Приборостроение», 1964, № 6, с. 112.
28. |
Д р о з д о в |
Ф. В. Детали приборов. М., Оборонгиз, 1948, 596 с. |
|
29. |
Е л и с е е в |
С. В. Геодезические инструменты |
и приборы. М., Геодез- |
издат, |
1959, 479 с. |
В я ч . А. Пространственные |
механизмы с низшими |
30. |
З и н о в ь е в |
парами. М.—Л., Гос. изд. техн.-теорет. литер., 1952, 432 с.
31.З и н о в ь е в В я ч . А. Курс теории механизмов и машин. М., Физматгиз, 1960, 431 с.
32.К а л а ш н и к о в Н. А. Исследование зубчатых передач. М.—Л., Машгиз, 1941, 462 с.
в |
33. К а л и ц и н Г. С. О некоторых применениях матричного исчисления |
|||
теории механизмов. В кн.: Анализ и синтез |
механизмов. М-, Машгиз, 1960, |
|||
с. 77—84. |
В. С , |
Ш е в е л е в а |
Г. И. Влияние погрешностей |
|
на |
34. К а п у с т и н а |
|||
кинематику зубчатых |
передач |
с точечным контактом. В кн.: Теория передач |
вмашинах. М., «Наука», 1971, с. 21—27.
35.К и с л и ц ы н С. Г. Тензорный метод в теории пространственных ме ханизмов. «Труды семинара по теории машин и механизмов»., Изд-во АН СССР,
1954, вып. 54, с. 51—75.
36. К л у б н и к и н П. Ф. Быстродействующие индукционные муфты
всистемах автоматического регулирования. М., Машгиз, 1962, 219 с.
37.К о б р и н с к и й А. Е. К выбору закона движения толкателя. «Труды семинара по теории машин и механизмов института машиноведения». Т. 9, вып. 35. Изд-во АН СССР, 1950, с. 48—75.
38. |
К о в а л е в М. П., С и в о к о н е н к о |
И. М., Я в л е н с к и й К - Н . |
||||
Опоры |
приборов. М., «Машиностроение», 1967, 192 с. |
|
||||
39. |
К о д н и р Д. С |
Контактно-гидродинамическая теория смазки. Куй- |
||||
бышкнижн. изд. 1963, 184 с. |
Е с и п е н к о |
Я- |
И., Р а с к и н Я М . |
|||
40. |
К о ж е в н и к о в |
С. Н., |
||||
Механизмы. М., «Машиностроение», |
1965, |
1058 с. |
и машин. М-, «Машино |
|||
41. |
К о ж е в н и к о в |
С Н. Теория |
механизмов |
|||
строение», 1969, 583 с. |
Ю. В- |
и др. Оптические |
приборы для измерения |
|||
42. |
К о л о м и й ц е в |
линейных и угловых величин в машиностроении. М., «Машиностроение», 1964, 255 с.
43. |
К о л ч и н |
Н. И. и М о в н и н |
М. С- Теория механизмов |
и машин. |
|
Л., Судпромгиз, 1962, 616 с. |
|
Т. 2, 535 с |
М.—Л., |
||
44. |
К о л ч и н |
Н. И. Механика машин. Т. 1, 560с; |
|||
Машгиз, |
1962. |
|
|
|
|
45. |
Конструкции точных приборов. 50 примеров усовершенствования эле |
||||
ментов |
конструкций |
приборов и машин, |
разработанных |
научно-техническим |
коллективом Народного предприятия |
К- Цейсе, Йена, (Пер. с нем.). М., Машгиз, |
||||||
1960, |
119 с. |
|
|
|
|
|
|
46. К о р о т к о в В. П. и Т а й ц |
Б. А. Основы |
метрологии и точность |
|||||
механизмов приборов. М., Машгиз, |
1961, 400 с. |
|
|
||||
47. К р а г е л ь с к и й |
И. В. Трение и износ. М., |
«Машиностроение», |
|||||
1968, |
480 с. |
|
|
|
|
|
|
48. К о б р и н с к и й |
А. Е- Механизмы с упругими связями. М., «Наука», |
||||||
1964, |
390 с. |
|
|
|
|
|
|
49. К р У г е р |
М. Я-, П а н о в |
В. А., К у л а г и н |
В. В. и др. Справоч |
||||
ник |
конструктора |
оптико-механических |
приборов. Л., |
«Машиностроение», |
|||
1967, |
760 с. |
|
|
|
|
|
|
50.К уд р я в ц"е в В. Н. Зубчатые передачи.. М.—Л., Машгиз, 1957, 263 с-
51.К у д р я в ц е в В. Н. Планетарные передачи. Л., «Машиностроение». 1966, 308 с.