Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 16
Особенность расчета боковой и поперечной сил летательного аппарата самолетной схемы состоит в том, что вертикальное оперение в ряде случаев бывает несимметричным относительно оси корпуса (рис. 3.44). В этих случаях можно применить сле дующий приближенный подход. Положим, что горизонтальное оперение является экраном, оказывающим на вертикальную кон соль такое же действие, как симметричная ей вторая консоль. Тогда боковая сила каждой вертикальной консоли может быть
Рис. 3.44. К расчету боковой силы вертикального опере ния
определена, как половина боковой силы фиктивного оперения, состоящего из двух симметрично расположенных консолей.
Если вертикальное оперение состоит из двух неодинаковых по размерам консолей, то такой прием следует применить пооче редно к верхней и нижней консолям, а затем сложить найденные величины боковых сил.
Г Л А В А IV
ЛОБОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Коэффициент лобового сопротивления летательного аппара та представим в виде суммы двух слагаемых:
С* = СхО + схі- |
|
|
(4.1) |
Здесь схо — коэффициент сопротивления |
при a = öi = ön = 0; |
ко |
|
Схі — коэффициент индуктивного |
сопротивления, под |
||
торым будем понимать сопротивление, зависящее' |
|||
от углов а, бі и бц. |
|
аппарата |
при |
В общем случае сопротивление летательного |
|||
а = бі = бц = 0 складывается из сопротивлений |
изолированных |
корпуса, несущих поверхностей и других элементов, а также не которой дополнительной величины (положительной или отрица тельной), обусловленной интерференцией частей аппарата. При неудачной аэродинамической компоновке интерференция повы шает лобовое сопротивление. Напротив, при удачной компонов ке может оказаться, что сопротивление всего аппарата меньше суммы сопротивлений его частей.
В качестве примера можно привести компоновку, основан ную на применении так называемого правила площадей. Соглас но этому правилу, волновое сопротивление комбинации: крылья — корпус при М ~ 1 зависит от распределения вдоль оси Ох площадей поперечных сечений комбинации в целом и поэто му расчет ее волнового сопротивления можно приближенно свести к расчету сопротивления эквивалентного тела вращения..
Рассмотрим рис. 4.1. Проведя ряд сечений, перпендикуляр ных оси корпуса, и определив их площади, включающие в себя и площади поперечного сечения крыльев, можно построить эпю ру распределения площадей по длине корпуса. В соответствий' с правилом площадей, для получения cx0min форма этой эпюры должна быть примерно такой же, как у тела вращения наимень шего сопротивления. Следовательно, в тех местах, где в сечение попадают крылья, корпус должен быть поджат.
202
На рис. 4.1, б показан характер экспериментальных зависи мостей сж0(М) для двух вариантов корпуса в сочетании с крыльями: 1 — исходного корпуса цилиндрической формы с за остренными носовой и кормовой частями; 2 — корпуса, модифи цированного по правилу площадей.
Как видно, применение правила площадей дает заметное сни жение сх0 в диапазоне 0,9<М <1,4. При дальнейшем росте числа Маха этот эффект постепенно исчезает.
Рис. 4.1. Правило площадей:
са— пример |
построения эпюры площадей для |
исходного корпуса (1) и |
корпусі |
|
/с поджатием |
в зоне расположения |
крыльев (2); |
б — характер зависимости |
Схчз(ЛІ) |
|
для |
вариантов 1 и 2 |
|
Для беспилотных летательных аппаратов обычно применя ются простейшие геометрические формы корпусов, т. е. прави ло площадей не используется. В этом случае интерференция частей аппарата при а = бі= бц= 0 незначительна и сводится в основном к торможению потока в области несущих поверхно стей. Следовательно, коэффициент схо летательного аппарата можно выразить в виде
|
С*-о= 1,05 (сУІ |
£*оіі&тіі2 5 іі), |
(4.2) |
|
•где |
1,05 — поправка на неучтенные детали; |
|
|
|
2 5 P |
25. — отношение суммарной |
площади |
всех |
консолей |
|
и/і передней несущей поверхности |
к характерной |
Сое-лбіліияілощади;
I T’&Z' - 2J5 II—'то же для задней несущей поверхности; |
||
ѵ с |
______________ „ г |
„ л |
'gjcrtii, схт— коэффициенты |
сх0 изолированных частей лета |
|
|
тельного аппарата. |
Рассмотрим последовательно величины, входящие в выраже ние (4.2).
§ 1. КОЭФФИЦИЕНТ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
КОРПУСА ПРИ с£ = 0
По физической природе лобовое сопротивление корпуса при «а = 0 можно разделить на сопротивление трения и сопротивление
203
давления. Сопротивление трения представляет собой результи рующую сил трения, приложенных ко всей поверхности корпуса. Сопротивление давления — это результирующая сил избыточ ного давления, действующих главным образом на носовую и кормовую части корпуса, а также на донный срез. В соответст вии с таким делением можно выразить коэффициент лобового сопротивления корпуса при а = 0 (отнесенный к площади миде ля S(j,) в следующем виде:
-'лгОф' |
■'Х’гр |
“'ЛГКОрМ |
'X лн* |
(4.3) |
1.1. СОПРОТИВЛЕНИЕ ТРЕНИЯ |
|
|||
Пренебрегая наклоном отдельных элементов поверхности |
||||
корпуса к его оси, можно написать |
|
|
|
|
|
ф |
2с/ ф |
|
(4.4) |
|
сf ' |
|
|
|
|
5Ф |
|
|
|
где Гф — площадь |
обтекаемой потоком |
поверхности |
корпуса |
|
(без площади донного среза); |
плоской пластинки, |
|||
2Cf — удвоенный |
коэффициент |
трения |
длина которой равна длине корпуса Ьф.
Использование значений 2Cf плоской пластинки допустимо вследствие того, что большая часть поверхности корпусов беспи лотных летательных аппаратов является цилиндрической, а об текание цилиндра при а = 0 мало отличается от обтекания плос кой пластинки.
Величина 2су зависит от чисел Re и М, относительной коор динаты точки перехода ламинарного пограничного слоя в тур булентный xt и от теплообмена между внешней средой и пла стинкой. При определении сжтр корпуса число Re подсчитывает-
V U
ся по длине корпуса Ьф :
На рис. 4.2 представлен график зависимости 2c/(Re, xt) для М = 0 (несжимаемый поток). Как видно из графика, коэффициент трения снижается при увеличении числа Re и увеличении xt-
Увеличение числа М также приводит к снижению коэффи циента трения пластинки, в особенности при полностью турбу лентном пограничном слое. При М^=0
(2с^)м. (4.5)
Множитель г)м почти не зависит от числа Re и определяется по рис. 4.3 в зависимости от М и і г.
Графики, представленные на рис. 4.2 и 4.3, справедливы толь ко при отсутствии теплообмена между пограничным слоем и телом, т. е. в том случае, когда абсолютная температура поверх-
204
Рис. 4.2. Зависимость удвоенного коэффициента трения плоской пластинки
от числа Re и xt при М = 0
Рис. 4.3. Зависимость коэффициента трения плоской пластинки от числа М
205
ности (стенки) тела Тст равна так называемой температуре вос становления *) Тг:
|
Тг = т ( 1+ ^ L r M |
s j |
, |
(4.6) |
|
где |
Т — абсолютная температура |
окружающей среды; |
рав |
||
|
г — коэффициент |
восстановления |
температуры, |
||
|
ный 0,845 при ламинарном и 0,88 при турбулентном |
||||
|
пограничном слое; |
|
|
|
|
|
fc« 1,4 — показатель адиабаты для воздуха. |
|
|||
|
Практически равенство |
ТСГ = ТГ может |
иметь место только в |
том случае, когда полет длительный, установившийся и, кроме того, потери тепла от излучения с поверхности тела равны при току тепла от солнечного излучения и работающего двигателя.
При кратковременном полете или при наличии системы ох лаждения температура поверхности летательного аппарата не достигает значения, определяемого выражением (4.6), вследст вие чего происходит теплоотдача от пограничного слоя к телу. Опыт показывает, что в этом случае коэффициент трения замет но возрастает и графики рис. 4.2 и 4.3 становятся непригод ными.
Существует приближенный способ расчета 2с/, позволяющий одновременно учесть влияние чисел Re и М, а также теплообме на между пограничным слоем и телом. Этот способ применим в том случае, когда из каких-то расчетов (хотя бы грубо прибли-' женных) известна средняя температура поверхности летатель
ного аппарата |
ТстТогда 2с/ определяют следующим |
образом. |
||
1. |
Зная |
Т, Тст, Re и М, подсчитывают среднюю |
по толщине |
|
пограничного слоя |
(так называемую определяющую) |
темпе |
||
ратуру |
|
|
|
|
|
|
Г = |
-L (Т + Тст)+ 0,22 (Т, - Т„), |
(4.7) |
а затем число Re*, соответствующее этой температуре:
Re |
Re |
(4.8) |
Т* \Х ,76
2.По рис. 4.2 определяют удвоенный коэффициент трения
2с/ для |
несжимаемого потока (М = 0) |
при числе Рейнольдса, |
равном |
Re*. |
|
3. По формуле |
|
|
|
2Cf |
(4.9) |
находят искомую величину 2с/.
*> Эта температура иногда называется также температурой адиабатиче ской или теплоизолированной стенки.
206