Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если ГСТ= 7Ѵ, то результаты такого расчета будут близки к результатам, полученным по формуле (4.5) и по рис. 4.2 и 4.3, как в случае турбулентного, так и смешанного пограничного слоя.

Для расчета коэффициента трения необходимо знать поло­ жение точки перехода ламинарного пограничного слоя в турбу­ лентный. Это положение обычно характеризуется так называе­ мым критическим числом Рейнольдса

R e , = - ^ 4

где Xt — длина ламинарного участка пограничного слоя.

Значение Ret зависит от многих факторов: чисел Re и М, чистоты поверх­ ности тела, градиента давления вдоль тела (т. е. от формы тела), теплооб­ мена между пограничным слоем и телом (т. е. от температуры тела) и, на­

конец,

от

турбулентности

набе-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гающего потока. Совместное влия­

(Ret\1cr6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние этих факторов на Re; еще

 

 

 

 

 

 

 

 

 

недостаточно

изучено,

поэтому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приводимые

ниже данные следует

 

 

 

 

 

 

 

 

У

расценивать

как ориентировочные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 4.4 нанесены значения

 

/r ^ NX. N.

 

 

 

 

 

критического

 

числа

Рейнольдса

/

 

 

 

 

 

для

гладких

 

(тщательно

отполи­

 

 

\

\

 

 

 

 

 

рованных)

тел с нулевым градиен­

 

 

 

 

N

о

і

 

том давления. Эти результаты по­

 

 

 

С

 

/

 

лучены в аэродинамических

трубах

Y L

 

1

 

 

--/

 

непрерывного

действия.

Темпера­

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

тура моделей во всех случаях бы­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ла близка к температуре восста­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

новления, т. е. теплопередача от­

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

сутствовала.

 

Несмотря

на

боль­

О

 

 

 

 

 

J

'

 

м

шой

разброс

 

точек,

объясняемый,

1

 

 

 

 

 

 

вероятно,

различной

формой тел,

Рис. 4.4. Критическое число Рей­

различной

степенью

турбулентно­

сти в трубах и т. п., рис. 4.4 по­

нольдса для гладких тел с нулевым

казывает

определенную тенденцию

градиентом

давления при

отсутствии

изменения

Re< по числам М (пунк­

 

 

теплопередачи:

 

 

тирная линия).

 

 

 

 

О — конус

с

углом

при

вершине

10°;

 

Реальные

летательные

аппа­

Д — конус

с

углом

при

вершине

5°;

 

□ — цилиндр;

 

 

 

 

 

 

 

раты

всегда

 

имеют

шероховатую

X — пластина

 

 

 

 

 

 

 

поверхность.

 

Некоторые

 

данные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о высоте

бугорков

шероховатости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

зависимости от

технологическо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го

процесса

 

обработки поверхно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти приведены в табл. 4.1.

 

 

пограничный слой и

смещает

точку пере­

 

Шероховатость

турбулизирует

хода к носику тела. Это иллюстрируется рис. 4.5, построенным на основе некоторых экспериментальных данных. По оси ординат отложено критическое

число Рейнольдса при отсутствии теплопередачи (Rei)o, а по

оси

абсцисс —

произведение числа

Re данного

тела и относительной, высоты

бугорков ^

(L — длина тела).

относятся к

заостренным конусам, плоским

пластинам,

Рис. 4.4 и 4.5

а также к полым цилиндрам, ось которых параллельна направлению набе­ гающего потока. Следует отметить, что в последних двух ^случаях передняя кромка должна быть тщательно скруглена. При заостренной передней кромке

207


 

 

Таблица 4.t

Характер поверхности

Класс

Примерная высота

чистоты

бугорков, мкм

Механически обработанные детали

ѵ4

40

 

ѵ5

20

 

ѵ6

10

 

V 7

6,3

 

V 8

3,2

 

ѵ9

1,6

Листы дуралюминовые, анодированные

 

6 -1 0

То же, окрашенные с помощью пульверизатора

 

20—30

пластины или цилиндра происходит преждевременная турбулизация погранич­ ного слоя и, как показывает опыт, критическое число Рейнольдса снижается примерно вдвое по сравнению со значениями, показанными на рис. 4.4 и 4.5.

Анализ рис. 4.5 приводит к следующим выводам:

1) при малых числах М даже небольшая шероховатость вызывает резкое перемещение точки перехода к носику тела. По мере возрастания числа М ламинарный пограничный слой становится все менее чувствительным к шеро­ ховатости, т. е. чистота поверхности может быть значительно уменьшена без ущерба для аэродинамических характеристик летательного аппарата,

Рис. 4.5. График для определения критического числа Рейнольдса при шероховатой поверхности тела (гра­ диент давления равен нулю, теплопередача отсутствует)

2) при данных Re и М существует некоторая «критическая» высота бугор­ ков, при которой пограничный слой полностью турбулизируется (значение Re* стремится к нулю);

3) увеличение Re при постоянном М (что может произойти, например, при уменьшении высоты полета) приводит к возрастанию влияния шерохова­ тости. Физически это можно объяснить тем, что уменьшается толщина погра­ ничного слоя и бугорки сильнее турбулизируют его.

Смещение точки перехода может быть вызвано не только общей шерохо­ ватостью поверхности, но также единичными неровностями в носовой части

208


тела (например, гребнями или канавками, расположенными перпендикулярно

.набегающему потоку). На рис. 4.6 'показана зависимость критического числа

Рейнольдса

(при отсутствии теплопередачи) от

произведения Re —

— ,

I D

высота и ширина гребня или канавки

^

где h и В

(рис. 4.7), a L — длина

тела,

і ступ на поверхности, например, соединение листов обшивки внахлестку, экви­ валентен гребню или канавке такой же высоты с отношением — = 0,5. Ряд

Рис. 4.6. График для определения критического числа Рейнольдса при наличии отдельных неровностей на по­ верхности тела (градиент давления равен нулю, тепло­ передача отсутствует)

заклепок с выступающими головками дает примерно такой же эффект, как гребень, высота и ширина которого равны соответственно высоте и диаметру головки заклепки. Следует отметить, что даже при потайной клепке головки заклепок несколько выступают над поверхностью обшивки (приблизительно на 5% диаметра головки).

Рис. 4.7. Примеры отдельных неровностей на по­ верхности тела

Практически можно считать, что если на ламинарном участке находятся соединения отсеков, панелей или листов обшивки встык или внахлестку, а также сварочные швы, ряды винтов или заклепок, то в этих местах проис­ ходит немедленный турбулентный переход пограничного слоя. К тому же результату может привести излом образующей поверхности тела.

Рис. 4.5 и 4.6 относятся к телам с нулевым градиентом давления. В сверх­ звуковом потоке нулевой градиент имеет место при обтекании плоских пла­

209

стин, конусов, цилиндров с образующей вдоль потока, крыльев с профилями линейных очертаний (например, с ромбовидными профилями). При обтекании же тел выпуклой формы (например, крыла с чечевицеобразным профилем, оживальной носовой части корпуса и т. д.) в большинстве случаев возникает отрицательный градиент давления.

Известно, что отрицательный градиент давления способствует стабилиза­ ции ламинарного пограничного слоя. Ориентировочно можно считать, что при­ менение выпуклых обводов носовой части корпуса позволяет при М > 1 уве­ личить Ret в 1,3—1,5 раза.

Вторым фактором, способствующим стабилизации ламинарного погранич­ ного слоя, является охлаждение тела. Теоретически найдено, что при охлаж­ дении поверхности до некоторой температуры Г*ст ламинарный пограничный слой на гладкой поверхности становится устойчивым, т. е. сохраняется при любых числах Рейнольдса. Значения Т*ст приведены на рис. 4.8.

Рис. 4.8. График зависимости тем-

Рис. 4.9. Влияние

температуры ло-

пературы восстановления

Тг и

верхности тела на

критическое число

температуры поверхности

тела

Рейнольдса

Тст* соответствующей полной ста­ билизации ламинарного погранич­ ного слоя, от числа М

Экспериментальные данные в определенной степени подтверждают этот

вывод. Так, например, на рис. 4.9 нанесена по экспериментальным данным за­ висимость

___ , I Тсг \

(Re,)0 ~ f { Тг у

где (Ref)0 — переходное число Рейнольдса при отсутствии теплопередачи

(Тсі =Тг)

Ref — то же при наличии теплопередачи (Тетф Т г).

Из рис. 4.9 видно, что уменьшение Гст приводит к увеличению Re(. Одна­

ко при чрезмерно сильном охлаждении - р - < 0 , 4

) наблюдается обратный

V ‘ г

!

процесс: критическое число Рейнольдса резко падает. Это можно объяснить, тем, что охлаждение тела вызывает уменьшение толщины пограничного слоя.. Начиная с определенной температуры, пограничный слой становится настолько тонким, что из-за шероховатое™ тела он быстро турбулизируется.

Таким образом, величину Xt для корпуса летательного аппарата можно определять следующим способом.

210



(с/ )Ко н > (с/)ш ь

1. По рис. 4.5 найти (Rej)o в зависимости от предполагаемой чистоты поверхности. Если образующая носовой части корпуса имеет выпуклую фор­ му, то при Л4> 1 значение (Re<)0 следует увеличить на 30—50%.

2.Зная хотя бы из прикидочных расчетов среднюю температуру поверх­ ности Тст в носовой части корпуса, найти Re; по рис. 4.9.

3.Подсчитать координату точки перехода

xt = Re/

(4.10)

V

Если впереди найденной таким способом точки перехода имеется источ­ ник турбулизации (например, стык листов обшивки или отсеков корпуса, из­ лом образующей, де-стабилизаторы или рули и т. п.), то правильнее считать точку перехода совпадающей с этим источником.

3. Определить по чертежу площадь поверхности Ft, расположенной впе­

реди точки перехода, и отношение / х/ =

1

Следует отметить, что на этапах предэскизного и эскизного проектирования летательного аппарата такой способ определе­ ния xt мало пригоден, так как чистота поверхности, места сты­

ков

обшивки,

расположение вы­

ступающих

деталей — еще

.неиз­

вестны. Поэтому при расчете сжтр,

как

правило,

принимают

xt = 0,

т. е. считают

пограничный

-слой

полностью

турбулентным.

Воз­

можное при таком подходе завы­

шение

лобового

сопротивления

создает

некоторый «гарантийный

запас»

в получении требуемых

летных

характеристик

аппарата.

Сопротивление трения кониче­

ского корпуса. В тех случаях, ког­

да корпус летательного

аппарата

-имеет форму конуса, использова­

ние

в

формуле

(4.4)

значений

2сf

плоской

пластинки

является

■слишком грубым. Расчеты

пока­

Рис. 4.10. График для расчета

зывают, что сопротивление

тре­

отношения

сопротивления тре­

ния конуса значительно превыша­

ния конуса

к сопротивлению

ет -сопротивление пластинки, осо­

трения плоской пластинки

бенно при -больших числах Маха.

 

 

Это объясняется -следующими причинами. Вследствие возникно­ вения -косого скачка уплотнения местное число М на поверхности конуса падает, а -число Re несколько возрастает по сравнению с их значениями на плоской пластинке. Кроме того, из-за трехмер­ ности течения толщина пограничного слоя б на конусе меньше, чем на -пластинке. Так как коэффициент трения с/ -растет с уменьшением М, Re и б (причем для турбулентного погранич­ ного слоя влияние Re невелико), то Далее, надо

(

211