Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выражена слабо и поэтому выражение (5.1) можно представить в виде линейной функции:

M21 = M210 + М'ю + Mz[h + М ^З,, + М"««^ + M“jâ + М.Ц8, (5.2)

где Мг,, Мг[ и т. д. — частные производные момента тангажа

по соответствующим параметрам.

Строго говоря, величина момента Mzi зависит и от некоторых других параметров: угла скольжения, угла отклонения элеронов, угловой скорости вращения летательного аппарата вокруг оси Охі и т. д. Обычно влияние этих факторов незначительно, поэтому при расчете аэродинамических характеристик им пренебрегают.

Безразмерный коэффициент момента mzі является функцией

только безразмерных параметров. Так как величины «щ, а и б имеют размерность 1/с, то вместо них вводят безразмерную уг­ ловую скорость

 

 

 

<*z\L

 

(5.3)

 

 

 

V

 

и безразмерные производные

 

 

 

 

 

 

а

aL

8

bL

(5.4)

 

 

V

Общее выражение

коэффициента

продольного момента при

малых значениях параметров а, 6і, бц и т. д. имеет вид

 

т г \ = m zio +

 

-f

I +

-f m*vа -f m]\ 8i.

(5.5)

Входящие сюда

частные

производные тагѴ mszV m“zl,

,

m \j,а также

mzj0 (коэффициент аэродинамического момента при

a = 6= cozi = a

= 6= 0) зависят главным образом от числа Маха

и геометрических форм летательного аппарата. Производные -ко­ эффициента момента по какому-либо углу принято называть статическими производными, а производные по скорости измене­

ния того или иного угла — вращательными производными. Таким

образом, в выражении

8

6

(5.5) mazV mz\ и r n ^ — статические произ­

водные, а

m“j,

mz l — вращательные производные.

Для упрощения записи величин, входящих в выражения (5.2) и (5.5), индекс «1» будем в дальнейшем опускать. Кроме того, будем опускать черточки в обозначениях частных производных

mzilfn zi и mh- Таким образом, m“ z будет частной производ­ ной коэффициента момента mz\ по безразмерной угловой скоро­ сти cözi, а M z 2 — частной производной момента Mzl по размерной угловой скорости со2і и т. д.

252


Средняя аэродинамическая хорда. Как известно, под средней аэродинамической хордой (САХ) крыльев произвольной формы в плане принимают хорду равновеликих прямоугольных крыль­ ев, моментные характеристики которых приблизительно совпа­ дают с моментными характеристиками данных крыльев. Величи­ на САХ и ее координаты относительно начала корневой хорды (рис. 5.1) определяются следующими выражениями*:

Рис. 5.1. К определению средней аэродина­ мической хорды крыльев произвольной формы

 

 

т

(5.6)

*а= - |-

^ b2dz\

 

0

 

2

и2

 

р

 

(5.7)

х к = —

\ bxdz\

 

0

 

 

 

 

II2

(5.8)

У А = у

С йі/öfz.

 

 

о

 

Середина средней аэродинамической хорды всегда совпадает с центром тяжести площади крыльев.

Для трапециевидных крыльев интегралы можно найти аналитическим путем, так как для них справедливы такие соотношения:

é = 6о^ _ JLziL^).

(5>9)

in +1

(5.10)

S = t > o l- ± -2-------ц ;

* Эти выражения получены в предположении, что характеристики сече­ ний крыла (Суюеч, Схюеч, С т о ) «е изменяются івдоль его размаха.

253


x

= z i g \ 0;

(5.11)

У

== z tg^,

(5.12)

где ф — угол поперечной Ѵ-образности крыльев;

_ 2z

Подставив выражения (5,9) —(5.12) в (5.6) —(5.8), после интегрирования получим

*А = -

Г1і_ ---- 3---- I;

(5.13)

з

I

L1 - '(^i + i)213J

 

 

I

у + 2

tg xo;

(5.14)

 

6

T) + 1

 

 

УA =

I

4 -H 2

tg^-

(5.15)

6

Y) + 1

 

Существует простой графический способ определения САХ трапециевид­ ного крыла. Для этого необходимо проделать следующие построения (рис. 5.2):

Рис. 5.2. Графический способ опреде-

Рис. 5.3. Определение САХ крыла

ления САХ трапециевидного крыла

сложной формы в плане с линейны­

 

ми очертаниями

1)провести линию Aß, делящую хорды крыла пополам;

2)на продолжении концевой хорды отложить отрезок CD = b0, а на про­ должении корневой хорды — отрезок EF=b\. Концы этих отрезков соединить между собой; точка G пересечения линий AB и DF будет центром тяжести площади трапеции (крыла);

3)через точку G провести хорду MN, которая и будет средней аэроди­ намической хордой.

Если крыло имеет более сложную форму в плане (рис. 5.3), то поступают следующим образом:

1) разбивают крыло на две части с площадями 5! и S2, каждая из кото­ рых представляет собой трапецию или треугольник;

2) находят САХ каждой части описанным выше способом и концы САХ соединяют прямыми АС и BD;

254

I


3) отрезок АС делят обратно пропорционально площадям 5 1 и 52> т. е. со­ гласно условию

AM _ S 2

СМ ~ Si ’

4) через найденную таким образом точку М проводят прямую MN, закан­ чивающуюся на линии BD.

Отрезок MN и есть средняя аэродинамическая хорда крыла. Как видно из рис. 5.3, начало и конец САХ не совпадают с передней и задней кромками

крыла.

Если крылья имеют криволинейные очертания, то для определения САХ приходится вычислять выражения (5.6) —(5.8) методом графического инте­ грирования.

§2 . МОМЕНТ ТАНГАЖА ПРИ coz= a = ö = 0 .

Рассмотрим величину аэродинамического продольного момен­ та, действующего на летательный аппарат, при условии, что уг­ ловая скорость cöz равна нулю, а угол атаки и углы отклонения

органов управления остаются неизменными по времени.

 

Введем

понятие

 

 

 

 

центра давления

лета­

 

 

 

 

тельного

аппарата.

 

 

 

 

Це-нтр

давления — это

 

 

 

 

точка

на

продольной

 

 

 

 

оси Охи через которую

 

 

 

 

проходит равнодейству­

 

 

 

 

ющая

аэродинамиче­

 

 

 

 

ских

сил

(рис.

5.4).

 

 

 

 

Беспилотные летатель­

 

 

 

 

ные аппараты,‘как пра­

Рис. 5.4.

К

определению понятия

центра

вило, симметричны или

 

 

давления

 

почти симметричны от­

 

 

тангенциальная'

сила X t

носительно

плоскости XiOzi, поэтому

проходит по оси

Ох1. При

этом

условии ц е н т р д а в л е н и я '

м о ж н о о п р е д е л и т ь к а к т о ч к у п р и л о ж е н и я р а в ­ н о д е й с т в у ю щ е й н о р м а л ьн ы X >с и л Yі.

Обозначим координату центра давления, отсчитанную от не­ которой точки на оси Ох\ (например, от носика корпуса), через xdj а координату центра тяжести аппарата (центровку) через хт. Тогда момент аэродинамических сил относительно центра тяже­ сти можно выразить в виде

^ г = У і ( х т~ Х а),

(5.16)

а коэффициент момента

(5.17)

По аналогии с понятием центра давления всего летательного аппарата введем также понятия центров давления его частей,

255


как точек приложения нормальных сил, создаваемых этими час­ тями. Так как момент равнодействующей равен сумме моментов ее составляющих, то

Cyi-^d

{ C y i S k ^ ^ i - j- (CyiS k TXrf)u.

( 5 . 1 8 )

Отсюда находим связь между координатами центров давления частей аппарата Хаф, хц, х<пі и координатой общего центра дав­ ления:

x d= — [(('lfiS x d)<p-\-(cl,lS k Tx {t)i-j-(cl/1S k Tjca)u].

(5.19)

°у\

 

Исключив из равенств (5.17) и (5.19) величину ха, можно вы­ разить коэффициент момента тангажа непосредственно через

Хаф, Xdi и х,ііі.

Х т X.dl

m»= (Cy\S)b-

+ (cylSkr)и - r LXdn ■•

(5.20)

При малых углах атаки и углах отклонения рулей удобно пользоваться понятйем аэродинамических фокусов летательного аппарата. Как было показано в гл. Ill, в этом случае нормальная сила может быть представлена в виде линейной функции

+

,

(5-21)

Каждая из составляющих нормальной силы приложена в опре­ деленной точке. Фокусом летательного аппарата по углу атаки

называется точка приложения той части нормальной силы, кото­ рая пропорциональна углу атаки (У“ а)*. Аналогичный смысл

имеют понятия фокусов по углам отклонения передних или зад­ них несущих поверхностей: это точки приложения тех составляю­ щих нормальной силы, которые пропорциональны углам 6і или

б п О ^ б і и У? п 6п).

Как видно из приведенных определений, ни один из фокусов в общем случае не совпадает с центром давления летательного

аппарата, т. е. с точкой

приложения в с е й

нормальной силы.

В частном случае, когда

аппарат

симметричен относительно

плоскости X\Oz\ и 6і = 0ц = 0, центр

давления

совпадает с фоку­

сом по а, так как в этом случае Уі = У£ а. Если аппарат симмет­

ричен и а = 6ц = 0, то центр давления совпадает с фокусом по 6і и т. д.

Можно дать и другое определение понятия фокуса. Предста­ вим, что поперечная ось Ozі проходит через фокус по а, и вычис-

* Строго говоря, здесь надо было бы рассматривать не составляющие нормальной силы, а составляющие полной аэродинамической силы.

256