как точек приложения нормальных сил, создаваемых этими час тями. Так как момент равнодействующей равен сумме моментов ее составляющих, то
Cyi-^d |
{ C y i S k ^ ^ i - j- (CyiS k TXrf)u. |
( 5 . 1 8 ) |
Отсюда находим связь между координатами центров давления частей аппарата Хаф, хц, х<пі и координатой общего центра дав ления:
x d= — [(('lfiS x d)<p-\-(cl,lS k Tx {t)i-j-(cl/1S k Tjca)u]. |
(5.19) |
°у\ |
|
Исключив из равенств (5.17) и (5.19) величину ха, можно вы разить коэффициент момента тангажа непосредственно через
Хаф, Xdi и х,ііі.
Х т — X.dl
m»= (Cy\S)b-
+ (cylSkr)и - r LXdn ■• |
(5.20) |
При малых углах атаки и углах отклонения рулей удобно пользоваться понятйем аэродинамических фокусов летательного аппарата. Как было показано в гл. Ill, в этом случае нормальная сила может быть представлена в виде линейной функции
Каждая из составляющих нормальной силы приложена в опре деленной точке. Фокусом летательного аппарата по углу атаки
называется точка приложения той части нормальной силы, кото рая пропорциональна углу атаки (У“ а)*. Аналогичный смысл
имеют понятия фокусов по углам отклонения передних или зад них несущих поверхностей: это точки приложения тех составляю щих нормальной силы, которые пропорциональны углам 6і или
б п О ^ б і и У? п 6п).
Как видно из приведенных определений, ни один из фокусов в общем случае не совпадает с центром давления летательного
аппарата, т. е. с точкой |
приложения в с е й |
нормальной силы. |
В частном случае, когда |
аппарат |
симметричен относительно |
плоскости X\Oz\ и 6і = 0ц = 0, центр |
давления |
совпадает с фоку |
сом по а, так как в этом случае Уі = У£ а. Если аппарат симмет
ричен и а = 6ц = 0, то центр давления совпадает с фокусом по 6і и т. д.
Можно дать и другое определение понятия фокуса. Предста вим, что поперечная ось Ozі проходит через фокус по а, и вычис-
* Строго говоря, здесь надо было бы рассматривать не составляющие нормальной силы, а составляющие полной аэродинамической силы.