Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лим момент аэродинамических сил относительно этой оси при закрепленных в определенном положении органах управления (öj = бц = const). Легко убедиться в том, что этот момент будет постоянным, не зависящим от угла атаки. Действительно, первая составляющая нормальной силы в выражении (5.21) приложена в фокусе по а и поэтому не создает момента, а вторая, третья и четвертая составляющие при бі = бц = const дают момент посто­ янной величины.

Следовательно, фокусом по углу атаки можно назвать точку, обладающую тем свойством, что при закрепленных органах уп­

равления

момент

аэродинамических сил

относительно оси Ozu

проходящей через эту точку, не з а в и с и т от у г л а

а т а к и .

Путем

таких

же рассуждений легко

показать, что

момент

относительно фокуса по бі не зависит от бі, а момент относитель­ но фокуса по бп не зависит от бц.

Пользуясь понятиями аэродинамичеоких фокусов, можно на­ писать следующее выражение коэффициента момента тангажа

летательного аппарата при малых углах а, 6і и бц:

'

т, ■тI ■Суіа-

 

 

Ѵа

Х Т X Fb\

 

 

 

+ й

 

 

5

 

 

ХПп

 

(5.22)

+ ^ 1 8” ------ }------

t

 

или

 

 

 

 

• 5,

 

mz= mzQ-\- ihaza -f mz% +

(5.23)

mzuhu

где

а

 

а

T— -— = -

 

 

 

 

 

(5.24)

m z =

 

 

 

 

Су 1—

 

 

m

I =

c

I

 

 

(5.25)

!

 

S i

 

 

 

6n

 

S

Xl~ XFh

 

(5.26)

m

11 = c

У —■---------

 

г

 

у1

/

 

 

В этих выражениях xFa, х?м и х^біі — координаты фокусов по а, бі и бц.

§3. ПРОДОЛЬНАЯ СТАТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Вдинамике полета большую роль играют понятия статиче­ ского равновесия и статической устойчивости летательного аппа­ рата. Состояние равновесия характеризуется тем, что сумма моментов всех сил, действующи^ на летательный аппарат при

сі)2= а = б = 0, относительно его центра тяжести равна нулю. Ста-

9 - 3422

/:257


тическое равновесие моментов возникает в установившемся пря­ молинейном полете, когда все параметры движения остаются не­ изменными по времени.

Равновесие продольных моментов иначе называется продоль­ ной балансировкой летательного аппарата. Чтобы сбалансиро­ вать летательный аппарат на некотором угле атаки, необходимо отклонить рули или другие органы управления на определенный угол. И, наоборот, каждому углу отклонения рулей соответству­

 

ет

свой

балансировочный

угол

 

атаки

ссбал.

 

 

 

 

рис.

 

 

Рассмотрим, например,

 

5.5, где изображен

типичный ха­

 

рактер зависимости

коэффициен­

 

та

момента

тангажа

от углов а

 

и б. Точки пересечения кривых с

 

осью

абсцисс

(тг= 0)

соответст­

 

вуют

состоянию

статического

 

равновесия

 

(балансировки)

ле­

 

тательного

аппарата.

Каждому

 

значению угла б соответствует не­

Рис. 5.5. Пример зависимо­

которое

значение

абал. Возмож­

ны и такие случаи, когда одному

сти mz= f( а)

и тому же углу отклонения рулей

 

соответствует

несколько различ­

ных балансировочных углов атаки

(кривая б= —15° на рис. 5.5).

Известно, что равновесие может быть устойчивым или неус­ тойчивым. В первом случае тело, выведенное из равновесия ка­ ким-либо малым по величине и кратковременным возмущающим воздействием, после некоторого переходного процесса возвраща­ ется в исходное состояние равновесия. Во втором случае даже при самом малом возмущении тело уходит от положения равно­ весия.

Характер равновесия продольных моментов в прямолиней­ ном установившемся полете летательного аппарата с закреплен­ ными рулями в значительной степени определяется наличием или отсутствием так называемой продольной статической устой­ чивости.

Летательный аппарат называют статически устойчивым, если момент аэродинамических сил, возникающий при угловом откло­ нении от положения равновесия, направлен в сторону исходного положения равновесия. Момент аэродинамических сил статиче­ ски неустойчивого летательного аппарата направлен в сторону дальнейшего увеличения начального отклонения.

Наличие или отсутствие продольной статической устойчиво­ сти определяется характером моментных кривых. Для пояснения рассмотрим график mz= f( а) при каком-либо фиксированномположении рулей.

258,


в зависимости от наклона кривых в точке их пересечения с осью абсцисс (mz= 0) различают три типа моментных характе­ ристик (рис. 5.6).

Кривая, показанная на рис. 5.6,а, характеризуется тем, что тангенс угла наклона касательной, проведенной в точке пересе­ чения кривой с осью абсцисс, отрицателен:

М т Ц

< 0 _

V да

/ ' ‘ “ «бал

Рис. 5.6. Кривая mz=f(a) летательного аппарата:

а — статически устойчивого;

б

 

статически

неустойчивого; в — ней­

 

трального

в отношении статической

 

 

устойчивости

 

 

Если вывести летательный аппарат из состояния равновесия,

увеличив или уменьшив угол атаки по

сравнению с

сібална не­

которую малую величину Да, то на него будет действовать аэро­ динамический момент, стремящийся увеличить угол атаки при а<абал и уменьшить этот угол при а>абал, т. е. направленный всегда в сторону положения равновесия. В данном случае лета­ тельный аппарат будет обладать продольной статической устой­ чивостью. Аэродинамический момент, вызванный отклонением от положения равновесия и направленный в сторону равновесия, иногда называют восстанавливающим. Коэффициент восстанав­

ливающего момента

<2и

д т г= (т;)в_вбмда.

(5.27)

В случае, изображенном на рис. 5.6, б, тангенс угла наклона моментной кривой в точке ее пересечения с осью абсцисс поло­ жителен:

9*


m z ( C y i ) .

В этом случае имеет место продольная статическая неустойчи­ вость, так как при отклонении летательного аппарата в любую сторону от положения равновесия возникает момент, направлен­ ный всегда в ту же сторону. Такой момент называют иногда оп­ рокидывающим. Величина его также определяется формулой (5.27).

Наконец, можно представить третий тип моментной кривой, показанный на рис. 5.6, в. В этом случае

dmz

да

бал

ипри малом отклонении угла атаки от балансировочного не воз­ никает ни восстанавливающего, ни опрокидывающего момента. Летательный аппарат, имеющий такую моментную характеристи­ ку, называют нейтральным в отношении статической устойчиво­

сти.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

 

а)

статически устойчивый летательный

аппарат имеет отри­

цательную величину частной производной mz“

при а = абал, т. е.

 

 

( т “ ) « = “ бал

 

 

 

б)

статически неустойчивый летательный аппарат имеет

по­

ложительную величину Шг :

 

 

 

 

(/П“)а=абал>

0;

 

 

в)

нейтральный летательный

аппарат

характеризуется

ра­

венством

 

 

 

 

М» - ‘ бал = ° -

Производная (т1)«=%ал’ 0Т котоР°й зависит абсолютная величина восстанавливающего или опрокидывающего момента, называется степенью продольной статической устойчивости.

Так как 'суі и а связаны приблизительно линейной зависи­ мостью, то часто наряду с кривыми mz(a) строят кривые Частная производная (пгсуі )су1= с у1бал, как и производ­

ная (mt)a=a6ajIдает качественную и количественную оценку

статической устойчивости летательного аппарата и поэтому так­ же называется степенью продольной статической устойчивости. Эти производные связаны между собой равенством

z

дсуі

да

дсу\

(5.28)

щ с У 1 —

д т * =

д г П г

д а

 

При малых углах атаки, когда зависимости суі(а) и mz(a) линейны, степень продольной статической устойчивости опреде-

260