Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 308

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прямоугольных крыльев в аэродинамических трубах. Характер-

но, что при больших

значениях Хк 3у с

в области М = 0,8-ь0,9

имеют

место

резкие

перемещения

фокуса (кривая

з / - -

ЯКУ с —

= 1,85),

что,

по-видимому, связано

с

интенсивным

развитием

волнового кризиса вначале на верхней, а затем на нижней по­ верхности крыльев.

Из-за недостатка экспериментальных данных выявить влия­

ние параметра лк> ^ с. для других форм крыльев в плане труд­ но. Кривые, представленные на рис. 5.8, соответствуют значениям

К Ѵ с = 0,5-ч-0,8.

Координата точки приложения дополнительной нормальной силы консолей XFA приближенно определяется следующим спо­ собом. По теории тонкого тела известно распределение нормаль­ ной силы по размаху консоли

 

Г

 

Г ~

£ß \ 2

(5.41)

цк = РѴ Ы у

(1 - г 2)

1 -

и по размаху аналогичного изолированного крыла

 

 

Ч*злѴ = Ѵѵ2а1У

1- z l -

(5.42)

Здесь обозначено:

 

 

 

 

 

г

2z

2z K

2z — D

 

I

 

Ік

'/ — D

 

 

 

 

 

 

 

ГрѴ2

^сеч’

 

 

 

' у І с е ч "

 

Дополнительная погонная нагрузка, вызванная влиянием

корпуса на консоль, равна разности

 

 

 

Д?К

Як Ялз.ку

(5.43)

Зная зависимости AqK{z) и <7из.кр(2к), можно найти расстояние вдоль оси Oz между фокусом изолированного крыла и точкой приложения дополнительной нормальной силы консоли (точки А и В на рис. 5.10). Обозначим это расстояние через f\. Значения f\, выраженные в долях размаха консоли /к/2, нанесены на рис. 5.11.

Примем приближенно, что линия, соединяющая точки А и В '(см. рис. 5.10), наклонена к оси Oz под углом %о,5- При таком предположении искомая координата

XFA= X Fi{3 к~ f хtg Хо,5-

(5.44)

Теперь рассмотрим величину х^чф, т. е. координату точки при­ ложения нормальной силы корпуса, индуцируемой консолями.

267


В гл. Ill было показано, что при М>1 зона влияния каждой консоли заключена между винтовыми линиями Маха, выходя­ щими из начала и конца ее бортовой хорды (см. рис. 3.14). Рас­ пределение нормальной силы по длине корпуса характеризуется величиной погонной нагрузки qx и определяется формулами (3.27) и (3.28).

Рис.

5.10. Схема,

Рис. 5.11. График для рас-

поясняющая

чета /і

смысл

величины ft

 

Зная зависимость qx (x), можно найти точку приложения рав­ нодействующей индуцированной нормальной силы:

(*б+ і Хв)

f qxxdx

хРіф = Х б + ----С5-45)

(*б + і хв)

J qx dx

о

где Хб — координата начала бортовой хорды.

Введем безразмерные величины х, Ъб и ЕХв [см. выражение

(3.25)].

 

 

После этого равенство (5.45)

можно преобразовать к виду

(Ьб+ іХ в ) ___

 

J

qxxdx

х Р1ф

 

(5.46)

К

+ І хв)

qxdx

 

J

268


или, с учетом обозначения

(3.26),

 

 

 

 

 

(^б+^хв)

_ _

 

 

 

 

J

q x x d x

 

Х р ѣ * = х 6 +

- É -

F ( L „ ) ------- 2— ----------------- .

( 5 . 4 7 )

 

Ьб

 

J qxdx

 

 

 

 

о

 

 

Подставив сюда выражения

погонной

нагрузки

(3.27) — (3.28)

и выполнив интегрирование, получим

 

 

X F

^ x ^ ^ - F i L j / F ^ ) ,

(5.48)

где

 

 

— cL,Т2—е -^'’б+^хв)2]+

 

 

 

 

 

cb\

 

 

 

f ^

ЗТ_ -Ф(^хв Ѵ 2с)‘ .

(5.49)

 

Ь6у

с

 

 

Величина F(LXB) подсчитывается по формуле (3.30), а величина

с — по формуле (3.29).

 

можно несколько повысить, если во

Точность формулы

(5.48)

второе слагаемое вместо &б/2 подставить расстояние от начала бортовой хорды до фокуса бортового сечения консоли. Обработка некоторых расчетных данных показывает, что это расстояние приблизительно равно

M-^„3.KP+ 0 ;0 2MgXo,5)-

С учетом этой поправки расчетная формула для определения

хРіфпри М > 1 принимает вид

 

м ь

5.50),

где

 

^ 6= X FH3.K;+O,O27Ktgx0i5.

(5.51)

В некоторых частных случаях выражения (5.49) и (5.50) уп­ рощаются. Так, при достаточно длинной хвостовой части корпуса

(LXB^0 ,7 )


Если донный срез корпуса совпадает с концом бортовой хорды (Lxв —0), то

------ (5.53)

сЬ\

 

При дозвуковых и звуковых

скоростях полета

(М ^ І) сле­

дует принимать F(LXB) = F\ (LXB) = 1 и поэтому

 

X FI$= X (>~T Ьбхгб-

(5.54)

4.3.ФОКУС ЗАДНИХ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

По аналогии с выражением (5.39) можно написать

(-£ра)іІ ==

~

[ X F из.кр —I- ( f e a i ' 1 ) X F & "f" ( К а а

k a a j X р

(5 .5 о )

 

^aall

 

 

 

Входящие сюда величины я^из.кр, XFA и хРіф определяются таким же способом, как и для передних несущих поверхностей.

§ 5. РАСЧЕТ КООРДИНАТ ФОКУСОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПО УГЛАМ ОТКЛОНЕНИЯ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

При отклонении передней несущей поверхности на некоторый угол 6і возникают две силы:

нормальная сила, создаваемая собственно передней по­ верхностью и приложенная в ее фокусе по б;

нормальная сила, вызванная скосом потока и приложен­ ная в фокусе по а задней несущей поверхности.

Коэффициенты этих сил были определены в § 2 гл. III. Найдем фокус летательного аппарата по углу бі, как точку

приложения равнодействующей двух указанных сил:

"[(с*/1из.кр70з0^^^т)і О^Лз)!

Сг/іI

 

 

{Су1из.кр^С"сга5'^т)п2ср (•Ял'а)!!]•

(5.56)

Здесь (xj?s )і — координата фокуса передней

несущей

поверхно­

сти по углу б. Она определяется аналогично

координате (х^а)х,

т. е. по формуле (5.39), в которой коэффициенты интерференции

Каа и £аа следует заменить на Кзо и k^ . Если учесть при этом, что согласно теории тонкого тела для случая «60» фокус консо­ лей в присутствии корпуса примерно совпадает с фокусом изо­ лированных крыльев (хрА~Хрю.кр) , то можно написать

(x Fb)l --------

\kbbXpиз.кр + (-^50— £зо)-*Щф]і-

(5.57)

 

^501

 

270