Величина A#(coz) очень мала и в расчетах подъемной силы ею обычно пренебрегают. Что же касается момента AMZ(<Bz), то он существенно влияет на динамические свойства летательного аппарата и поэтому заслуживает подробного рассмотрения.
Очевидно, что при показанном на рис. 5.12 направлении вра щения летательного аппарата дополнительные аэродинамические силы в его передней части будут направлены вниз, а в хвостовой: части — вверх. При изменении направления угловой скорости ңа противоположное изменится соответствующим образом и на правление действия дополнительных аэродинамических сил. И в; том и в другом случаях момент сил будет направлен в сторону, обратную вращению летательного аппарата.
Момент, обусловленный угловой скоростью вращения лета тельного аппарата вокруг оси Oz\ и всегда препятствующий вра щению, называется демпфирующим моментом рангажа или про дольным демпфирующим моментом. При положительной угловой скорости coz демпфирующий момент отрицателен, а при отрица тельной угловой скорости положителен.
Демпфирующий момент способствует затуханию колебаний, возникающих при отклонении летательного аппарата от положе ния равновесия или при переходе от одного положения равно весия к другому. Таким образом, демпфирующий момент яв ляется важным фактором, улучшающим качество переходных процессов.
Опыт показывает, что величина демпфирующего момента пропорциональна угловой скорости со*. Поэтому
Выразим производную Mz“z через безразмерный коэффициент момента mz и безразмерную угловую скорость (oz. Так как
Mz= mzqSL
и
a zV
ТО |
|
M °‘ = m l* q S L -± - , |
(5.65) |
где m Bzz= dmz}du>z — вращательная производная |
коэффициента |
момента.
Величина этой производной в летном диапазоне углов атаки зависит, главным образом, от геометрических параметров лета
тельного аппарата, его центровки и числа М. Производная mz“ г всегда отрицательна, так как знаки демпфирующего момента и угловой скорости противоположны.
Рассмотрим приближенные способы расчета продольного демпфирующего момента, представив его как сумму моментов,