Таким образом, поток, движущийся к центру тяжести, созда ет момент, способствующий вращению летательного аппарата, а поток, движущийся от центра тяжести, создает демпфирующий момент.
Общая величина момента определяется суммированием ин тегралов выражения (5.84) по всем потокам жидкости и газа:
|
(5.85) |
где |
|
^Скор= 22 jV e x {xT— x)dx. |
( 5 . 8 6 ) |
о |
|
При полете летательного аппарата в плотных слоях атмосфе ры внутренний момент кориолисовых сил обычно мал по сравне нию с демпфирующим моментом от аэродинамических сил. Поэ тому, при исследовании полета в плотных слоях атмосферы мо ментом кориолисовых сил можно пренебречь. Однако этот мо мент приобретает самостоятельное значение при полете ракеты в разреженных слоях атмосферы или за ее пределами.
§8. ПРОДОЛЬНАЯ БАЛАНСИРОВКА
ВУСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ ПОЛЕТА
Назовем установившимся движением такое движение лета тельного аппарата, при котором кинематические параметры движения (скорость полета, углы атаки, скольжения и крена, а также угловые скорости сож, и coz) остаются неизменными с те чением времени. Вообще говоря, строго установившегося движе ния у летательного аппарата не бывает, так как даже при пря молинейном горизонтальном полете с постоянной скоростью вследствие изменения веса летательного аппарата из-за выгора ния топлива изменяется его угол атаки. Поэтому при строгой постановке задачи можно говорить об установившемся движении только по отношению к одному или нескольким параметрам, на пример, о полете с постоянной скоростью, о полете с постоянным углом атаки и т. п.
Однако, если ограничиться рассмотрением движения лета тельного аппарата за небольшой отрезок времени, то можно пре небречь такими факторами, как изменение веса аппарата и из менение плотности воздуха в связи с изменением высоты. При этих условиях можно выделить определенный класс движений, близких к установившимся: прямолинейный равномерный полет по горизонтальной, наклонной или вертикальной траектории; ус тановившийся вираж, т. е. равномерный полет по дуге окружно сти, лежащей в горизонтальной плоскости; установившаяся спи раль, т. е. равномерный полет по винтовой линии с набором или потерей высоты. К этому классу движений можно также отнести