Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 314

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из этого уравнения, поперечное сечение искривлен­ ного крыла представляет собой дугу параболы, вершина кото­ рой находится в точке с координатой х = хт.

Принятие «гипотезы искривления» т. е. замена вращающихся плоских крыльев невращающимися искривленными крыльями,, позволяет применить для расчета момента демпфирования тан­ гажа линейную теорию крыльев конечного размаха.

При

сверхзвуковых скоростях

полета

вращательная

произ-

водная

m zzизолированныхсо

 

 

 

а

может

крыльев, отнесенная к С у \ из .кр,

быть подсчитана по формуле

 

 

 

 

 

mZz

 

 

 

1

-

 

\2

(5.74)

 

1и з .к р

 

я , I f

х . -5 7 ,3

-л;т

 

 

 

 

 

 

 

 

где л;т

 

 

1 А .к — координата центра тяжести, измеренная от

 

 

 

А .к

 

 

(лгА.к — координата на­

начала САХ и выраженная в долях САХ

чала САХ консоли).

 

 

 

 

 

 

Величины

( m'V')'

 

 

 

 

 

 

I ---- I и В\ определяются по рис. 5.15 и 5.16, пост-

 

 

 

 

 

 

 

(

m<zz

\

роенным на

основании теоретических данных. Величина ( ------

 

 

V с уі /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

і

/

представляет собой отношение вращательной производной к суіа

при х т= , т. е. она определяет демпфирующий момент отно­

сительно оси, проходящей через середину САХ. Для прямоуголь­ ных крыльев Ві = 0.

I mzz А

, легко

подсчитать и величину

вращатель-

Найдя

------

 

V

с г / і

/ и з . к р

 

 

 

 

ной производной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

mг иzз . к р -

m,z

 

^“і/ІИЗ.Кр*

(5.75)

 

 

 

г*

I

 

 

 

 

ѴУ1

/ и з . к р

 

 

Значения с^іиз.кр определяются по рис. 3.5. Необходимо иметь в виду, что угловая скорость всюду выражается в рад/с, а угол атаки — в градусах.

Графики, приведенные на рис. 5.15 и 5.16, относятся только к Некоторым формам крыльев в плане, а именно — к прямоуголь­ ным (тік = 1; %= 0) и крыльям с заостренными концами (т)к=оо), имеющим произвольный угол стреловидности. Для расчета демп­ фирующего момента крыльев другой формы в плане можно за­ менить эти крылья условными, близкими им по форме, для кото­ рых применимы рис. 5.15 и 5.16. При этом надо стремиться к

27Т


тому, чтобы геометрические параметры ЬАж, A-Ktgxo,5 и SK ус­ ловных крыльев совпадали с аналогичными параметрами дей­ ствительных крыльев.

Примерные значения производной т “*3>кр при дозвуковых ско­

ростях полета могут быть подсчитаны по формулам, приведен- ' ным в книге [22].

Рис. 5.15. График для определения вращательной про­ изводной изолированных крыльев при хт=0,5

Для перехода от демпфирующего момента изолированных

.крыльев к демпфирующему моменту передней несущей поверх-

в,

2 8

2 4

20

16

12

8

4

О

Рис. 5.16. График для определения коэф­ фициента В\ для крыльев с заостренны­ ми концами

278

кости (с учетом интерференции с корпусом) примем во внимание, что величина m mzz какой-либо части летательного аппарата про­ порциональна производной коэффициента нормальной силы этой части по углу атаки. Поэтому можно написать приближен­ ное соотношение

m z\

Г*

_

и-

СУП

 

 

— А (

( т Г и з . к р ) і

( с г /1 и з .к р ) і

 

 

 

 

 

из которого следует

 

 

 

< ? =

(т "5з.чЛ“ )г

(5‘76)

Если передняя несущая поверхность удалена от центра тя­ жести летательного аппарата (например, оперение в схеме «ут­ ка»), в выражении (5.74) решающую роль играет последнее слагаемое. В этом случае

Ш z '

:-5 7 ,3

Суі и з .к р X.

(5.77)

г п г I

 

 

 

7.3. ДЕМПФИРУЮЩИЙ МОМЕНТ ЗАДНИХ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

При расчете ( т “г)и следует пользоваться формулами (5.74)^(5.77), в которых индекс I заменяется на индекс II. Кро­ ме того, необходимо учесть дополнительный эффект, связанный со скосом потока.

В самом деле, при вращении летательного аппарата вокруг

оси Ос, угол атаки передней

несущей поверхности

изменяется

на величину

 

 

да, = - 57,3

(*т - х ц.плі).

(5.78)

Приращение угла атаки сопровождается соответствующим при­ ращением среднего угла скоса потока

Д£Ср = £“рДа.

(5.79)

Нормальная сила задней несущей поверхности также изменяет­ ся на величину

AKJ (е )= — (c£lH3.KpArae<7>S)IIД£ср,

(5.80)

что приводит к появлению дополнительного момента

дЛ4г (£)= дК1(г)(хт — лг/^п).

(5.81)

279-


После необходимых преобразований получим

Д < г (в)

Х т

X F o l J

57,3 (с^іиз.кр АТ««)ц£?р

, (5.82)

 

®А.кіі

^А.кІІ

где Яц.плі — координата центра тяжести площади передних кон­ солей (середины САХ іконсолей).

Таким образом, общая величина вращательной производной,

■создаваемой задней несущей поверхностью, будет

 

< п = (mL W M n + ДК г (£) •

(5-83)

7.4.ВНУТРЕННИЙ МОМЕНТ КОРИОЛИСОВЫХ СИЛ

Если внутри вращающегося летательного аппарата движутся потоки жидкости или газа (рис. 5.17), то возникает момент ко­ риолисовых сил, пропорциональный угловой скорости вращения

<oz. Для определения этого момента рассмотрим один из внут­ ренних потоков. Выделим элемент потока, движущийся от цент­ ра тяжести, длиной dx и с площадью поперечного сечения 5П. Пусть проекция средней скорости в этом поперечном сечении на ось Ох1 равна wx, а средняя плотность элемента равна р. Если

.летательный аппарат вращается с угловой скоростью coz, то ко­ риолисово ускорение рассматриваемого элемента будет равно 2(azwx и направлено в сторону вращения. При этом элементар­ ный момент кориолисовой силы будёт направлен в сторону, противоположную вращению. Так кай масса элемента равна pSndx, то элементарный момент кориолисовой силы будет

 

dMtKOV = (xT —x )p S ndx2vgwx = 2a>llmceK(xr —x)dx, (5.84)

где

Шсек=,р5пг^х — секундный массовый расход жидкости или

 

газа в данном сечении.

сти

Рассматривая элемент потока, движущийся к центру тяже­

(х<хт), прихбдим к выводу, что направление элементарного

момента кориолисовой силы совпадает с направлением вращения летательного аппарата.

.280



Таким образом, поток, движущийся к центру тяжести, созда­ ет момент, способствующий вращению летательного аппарата, а поток, движущийся от центра тяжести, создает демпфирующий момент.

Общая величина момента определяется суммированием ин­ тегралов выражения (5.84) по всем потокам жидкости и газа:

 

(5.85)

где

 

^Скор= 22 jV e x {xT— x)dx.

( 5 . 8 6 )

о

 

При полете летательного аппарата в плотных слоях атмосфе­ ры внутренний момент кориолисовых сил обычно мал по сравне­ нию с демпфирующим моментом от аэродинамических сил. Поэ­ тому, при исследовании полета в плотных слоях атмосферы мо­ ментом кориолисовых сил можно пренебречь. Однако этот мо­ мент приобретает самостоятельное значение при полете ракеты в разреженных слоях атмосферы или за ее пределами.

§8. ПРОДОЛЬНАЯ БАЛАНСИРОВКА

ВУСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ ПОЛЕТА

Назовем установившимся движением такое движение лета­ тельного аппарата, при котором кинематические параметры движения (скорость полета, углы атаки, скольжения и крена, а также угловые скорости сож, и coz) остаются неизменными с те­ чением времени. Вообще говоря, строго установившегося движе­ ния у летательного аппарата не бывает, так как даже при пря­ молинейном горизонтальном полете с постоянной скоростью вследствие изменения веса летательного аппарата из-за выгора­ ния топлива изменяется его угол атаки. Поэтому при строгой постановке задачи можно говорить об установившемся движении только по отношению к одному или нескольким параметрам, на­ пример, о полете с постоянной скоростью, о полете с постоянным углом атаки и т. п.

Однако, если ограничиться рассмотрением движения лета­ тельного аппарата за небольшой отрезок времени, то можно пре­ небречь такими факторами, как изменение веса аппарата и из­ менение плотности воздуха в связи с изменением высоты. При этих условиях можно выделить определенный класс движений, близких к установившимся: прямолинейный равномерный полет по горизонтальной, наклонной или вертикальной траектории; ус­ тановившийся вираж, т. е. равномерный полет по дуге окружно­ сти, лежащей в горизонтальной плоскости; установившаяся спи­ раль, т. е. равномерный полет по винтовой линии с набором или потерей высоты. К этому классу движений можно также отнести

281