Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассуждая точно таким же образом в отношении вращатель­

ных производных т\ и /% , приходим к выводу, что

т«= 2 (т)2(тЯ*>’'

(5Л14)

(5Л15>

Вращательные производные тиуу, т? и ть всегда отрица­ тельны.

10.4. ВРАЩАТЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДНАЯ тух

Момент Му, зависящий от угловой скорости «ж, иногда назы­ вают спиральным моментом рыскания, так как под действием

этого момента

летательный аппарат,

летящий с некоторой ско­

ростью

V и вращающийся вокруг оси

Охь получает

вращение

также и вокруг оси Оу\. При

 

 

 

 

 

некоторых

условиях

 

такое

 

 

 

 

 

движение

летательного ап­

 

 

 

 

 

парата

напоминает

движе­

 

 

 

 

 

ние по спирали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спиральный момент рыс­

 

 

 

 

 

кания

 

создается

крыльями

 

 

 

 

 

и оперением.

летательного

 

 

 

 

 

Вращение

 

 

 

 

 

аппарата вокруг оси Охі

 

 

 

 

 

приводит

к тому,

что

каж­

 

 

 

 

 

дое сечение крыла' получает

 

 

 

 

 

дополнительные

вертикаль­

 

 

 

 

 

ные

скорости

 

(рис.

5.18).

Рис. 5.18. Дополнительные скоро­

При

положительном

 

значе­

 

сти

и

дополнительные

танген­

нии со* эти скорости направ­

циальные

силы при

вращении

лены вниз на правом

 

крыле

 

крыльев вокруг оси Охі

и вверх

на

левом

крыле.

правого

крыла возрастает, а угол

Следовательно,

угол

 

атаки

атаки левого крыла уменьшается.

 

не

только к

появлению

Приращения

углов

атаки

приводят

момента крена, но и момента рыскания, т. е. момента тангенци­ альных сил. Разница в тангенциальных силах левого и правого крыла зависит, главным образом, от изменения подсасывающих сил на передних кромках этих крыльев. Ранее было выявлено* что подсасывающая сила изменяется пропорционально квадрату угла атаки. Поэтому на правом (опускающемся) крыле подсасы­ вающая сила возрастает, а на левом уменьшается, в результате чего на летательный аппарат действует положительный момент рыскания.

291


Можно показать (см., например [22]), что этот момент про­ порционален углу атаки или коэффициенту подъемной силы.

Следует отметить, что если горизонтальные крылья создают спиральный момент рыскания, то вертикальные крылья — анало­ гичный спиральный момент тангажа Mz(их) .

При сверхзвуковой передней кромке спиральный момент рыскания, создаваемый крыльями, равен нулю, так как подсасы­ вающие силы отсутствуют. Но даже и при дозвуковой передней кромке этот момент очень мал по сравнению с другими состав­ ляющими момента рыскания. При больших углах атаки спираль-

Рис. 5.19. К определению спирального момен­ та рыскания вертикального оперения

ный момент крыла мог бы достигнуть заметной величины, если бы подсасывающая сила была равна ее теоретическому значе­ нию. Однако, как было показано в гл. IV, действительная вели­ чина подсасывающей силы при больших углах атаки составляет лишь незначительную долю теоретической величины, особенно при заостренной передней кромке крыльев. По этой причине тео­ ретические способы определения спирального момента рыскания крыльев являются ненадежными. Достоверные значения могут быть получены только экспериментально.

В большинстве практических случаев влиянием крыльев на спиральный момент рыскания можно пренебречь. То же самое можно сказать и о влиянии горизонтального оперения.

Что касается вертикального оперения, то очевидно, что при симметричном расположении его относительно корпуса спираль­ ный момент рыскания равен нулю; в случае же несимметричного расположения оперение может создавать значительный момент. Для определения этого момента воспользуемся следующим уп­

292

рощенным способом. При'вращении летательного аппарата вок­ руг оси Ох1 в различных сечениях вертикального оперения (рис. 5.19) возникают дополнительные углы скольжения

Aß= 57,3 ~ ~ у,

(5.116)

где у — расстояние от оси корпуса до выбранного сечения.

Вместо того чтобы рассматривать оперение с переменным по размаху углом скольжения, примем приближенно, что угол скольжения постоянен и равен углу скольжения в центре тяжести площади оперения, находящемся на расстоянии ув.о от оси Охх

дРср= 5 7 ,3 -^ { /в.0.

(5.117)

Тогда на вертикальное оперение будет действовать боковая сила

 

AZ = ~ с*у1из.в.о {K **SkX oq$cv.

 

(5.118)

Эта сила приложена на расстоянии

(xFßB.o—хт) от оси Оух и соз­

дает момент рыскания

 

 

 

 

 

AMy — AZ (xF?B.o —x J .

 

(5.119)

Перейдя к коэффициенту момента и взяв его производную по

безразмерной угловой скорости крена озж, найдем

 

 

пг х -

— 57 ЗСуіиз.в.о (KaaSkT)B

В.0 ■

2{/в

(5.120)

^В,0

 

 

 

 

 

Входящие сюда величины с^іиз.в.о

и

(К аа)в.о определяются в со­

ответствии с указаниями, данными в § 5 гл. Ill, т. е. точно таким же способом, как если бы оперение имело две консоли, располо­ женные симметрично относительно корпуса.

10.5. БОКОВАЯ БАЛАНСИРОВКА ПРИ ПОЛЕТЕ БЕЗ КРЕНА

Рассмотрим установившееся криволинейное движение лета­ тельного аппарата в плоскости хОг при угле крена, равном ну­ лю. Такое движение может возникнуть при боковом маневре ле­ тательного аппарата, стабилизированного по крену с помощью автопилота.

Условием установившегося движения является равенство ну­ лю коэффициента момента рыскания:

mg— ml$-\-mbyb-\-rn'yttiüy= 0-

(5.121)

Отсюда можно найти угол отклонения рулей, необходимый для балансировки летательного аппарата на данном режиме полета,

293


характеризуемом углом скольжения ß и угловой скоростью а у:

8бал=

------- (5.122)

 

ml

В большинстве случаев летательные аппараты обладают зна­ чительной степенью статической устойчивости пути, и тогда роль второго слагаемого в скобках оказывается весьма малой. Пре­ небрегая им,получим

■ 8бал= = ---------

Н -

(5 .1 2 3 )

Это приближенное равенство становится точным в случае пря­ молинейного установившегося полета со скольжением.

ГЛАВА VI

МОМЕНТ КРЕНА

Момент относительно продольной оси летательного аппарата Ох1, или момент крена, возникает при несимметричном обтека­ нии аппарата набегающим потоком воздуха. Симметрия обтека­ ния может нарушиться при полете со скольжением, при отклоне­ нии тех или иных органов управления, при вращении летатель­ ного аппарата вокруг осей Охи Оуі и Oz\. Наконец, к нарушению симметрии приводят производственные ошибки, например, раз­ личие в углах установки левого и правого крыльев, левого и пра­ вого стабилизаторов и т. д.

Как и при анализе других аэродинамических сил и моментов, в дальнейшем будем чаще рассматривать не абсолютную величи­ ну момента Мх*, а безразмерный коэффициент момента

Этот коэффициент зависит от многих факторов, к числу кото­ рых относятся геометрические формы летательного аппарата, кинематические параметры его движения и число М. Ниже будет показано, что для данного летательного аппарата, при заданном числеМ

отл т=/(а, М в, 8Н, 5Э, сох , Ш у , ш г ).

(6.1) •

Изучение зависимости коэффициента момента крена от раз­

личных факторов, а также изложение приближенных

методов

его расчета и составляет предмет данной главы. По

аналогии

с гл. V, сначала рассмотрим величину момента при a>x=io)u= o)z = = 0, а затем — дополнительные моменты крена, вызванные вра­ щением летательного аппарата.

* Для упрощения записи будем опускать индекс «1» в обозначении мо­ мента относительно оси Ох\.

295


§ 1. МОМЕНТ КРЕНА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ

1.1. ВЛИЯНИЕ СТРЕЛОВИДНОСТИ И ФОРМЫ КОНЦОВ КРЫЛЬЕВ НА МОМЕНТ КРЕНА

Представим себе плоские изолированные крылья, угол стре­ ловидности которых по линии, соединяющей середины хорд, ра­ вен %о,5- Если воздушный поток набегает на них под некоторым

 

 

 

 

углом скольжения ß (рис. 6.1),

 

 

 

 

то условия обтекания

правого

 

 

 

 

и левого

крыльев получаются

 

 

 

 

неодинаковыми,

что приводит

 

 

 

 

к

возникновению

 

момента

 

 

 

 

крена.

 

 

способ

оп­

 

 

 

 

Приближенный

 

 

 

 

ределения

этого

момента

мо­

 

 

 

 

жет

быть

получен

на

основе

 

 

 

 

следующих соображений.

 

 

 

 

 

Ввиду

того,

что

плоскость

 

 

 

 

симметрии крыльев

Х\Оу\

по­

 

 

 

 

вернута на угол ß по отноше­

 

 

 

 

нию

к направлению 'набегаю­

 

 

 

 

щего потока, фактические

уг­

 

 

 

 

лы

стреловидности,

а

также

Рис.

6.1.

Изменение

парамет­

удлинения

правого

и

левого

ров правого крыла при полете

крыльев

будут

различными.

со

скольжением. Пунктиром

В гл. Ill

было

показано,

что

показано

зеркальное

отобра­

жение правого крыла

бтноси-

подъемная сила

крыльев зави­

 

тельно плоскости хОу

сит от Лк и %о,5- Следовательно,

 

 

 

 

при скольжении левое

и пра­

вое крылья будут создавать неодинаковую подъемную силу. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Если угол скольже­

ния равен ß (см. рис. 6.1), то фактический угол стреловидности правого крыла будет

Хправ = Х0,5— ß-

(6.2)

Считая угол ß малым и выражая его в радианах, получим

<g Х0,5-Р

(6.3)

tgXправ

1+ ßtgХо,5

 

Удлинение правого крыла также изменится по сравнению с удлинением нескользящего крыла. Нетрудно вывести следующее выражение для определения удлинения ХПрав условных крыльев, показанных штрих-пунктиром на рис. 6.1:

 

I2

 

 

прав

нрав

U i+ H g x o ,5)2.

(6:4)

S

 

 

 

296


Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

ДХ=

Хправ-

Хк = Хк [(1+ Р tg Ход)2 — 1] ~ 2ßXKtg Х0.В-

(6.5)

Найдем

приращение параметров

К Ѵ Ш 2— 1| и XKtgxo,5,

от которых, как известно из гл. Ill, зависит отношение с“ Д к:

д(Хк]/|М 2- 1 I ) =

ДХУ|М2- 1 |

= 2ßXKtg ход У | М2 — 11 ;

(6.6)

M M g X 0 ,5 ) =

XnpMtg X n p a B - XKtgX0,5 «

ßXK(tg2X0,B— У

(6.7)

Изменение этих параметров

приводит к соответствующему

изменению величины с^/Хк:

 

 

 

 

 

 

 

 

, ( і к

 

 

 

 

 

 

 

V

хк

 

Д(Хк Ѵ |м 2

11 )~Ь

 

 

 

Ö(хк

I М2-1 I )

 

 

 

 

 

 

 

т

Д (Хк tg Х0.5)= ßXKtg Х0,5

 

 

X

d(Mg№5)

 

 

 

 

 

 

<э(хк У

I M2 - 1 1

)

 

 

 

iL .)

,

(

1

 

 

X 2 У IM2 — 1

 

\ K I

 

(6. 8)

d O K

tg 7.0,&)

g /ß’5 \

tg2X0,5

 

 

 

 

 

Определим приращение производной cayi-

( 6 ' 9 )

Пользуясь соотношениями (6.5), (6.8) и выразив угол ß в гра­ дусах, найдем

LCyi-

где

 

X1

У в .

д2

1

 

 

5 7 ,3

К tg Хо,5

 

2

tg2 Х0>5

')]

(6. 10)

ЬУ1

В ,=

К у I М2 - 1

 

Хк

(6. 11)

 

 

 

 

^ У ^

д ( х к у I М 2 - 1 1 . )

 

 

 

, /

-с<л

 

 

Хк tg x 0,5

Ö\

Хк

(6. 12)

 

 

 

 

д (Хк tg хо.б)

IML

Хк

297