§10. МОМЕНТ РЫСКАНИЯ
10.1.ОБЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ МОМЕНТА РЫСКАНИЯ
Существует полная аналогия между моментом рыскания Му, л. е. моментом относительно связанной оси Оуи и моментом тан гажа. Момент тангажа вызывается в основном подъемными сила ми, а момент рыскания—-боковыми силами, действующими на различные части летательного аппарата — корпус, крылья, опе рение и т. д. В гл. Ill отмечалось, что физическая картина воз никновения подъемных и боковых сил одинакова и что для рас чета боковой силы следует пользоваться выражениями подъемной •силы, написанными применительно к летательному аппарату, условно повернутому вокруг продольной оси на 90°.
Применяя такой же прием и для расчета моментов рыскания, можно написать
где (Mz)g0°— момент тангажа условного летательного аппарата, полученного путем поворота данного летательного аппарата на 90° вокруг скоростной оси Ох в сторону правого крыла.
В § 1 настоящей главы были перечислены параметры, от ко
торых зависит момент тангажа (а, б, coz, а, б и др.). Очевидно, что момент рыскания зависит от аналогичных параметров: угла скольжения ß, угла отклонения органов управления рысканием (например, рулей направления) б, от производных этих углов по
времени ß и б, от угловой скорости <лу и т. д. Однако степень влияния отдельных параметров на моменты тангажа и рыскания может быть различной.
Летательные аппараты не всегда симметричны относительно плоскости x\Oz\. Симметрия может нарушаться установкой крыльев и стабилизаторов под некоторым углом к оси корпуса, односторонним расположением вертикального оперения и т. п. Отсутствие симметрии приводит к возникновению момента танга жа Mz0. В то же время все летательные аппараты практически симметричны относительно плоскости Х\Oyh вследствие чего мо мент рыскания Муо равен нулю.
Далее, мы пренебрегли влиянием вращения вокруг продоль ной оси на момент тангажа (см. § 1). Аналогичное допущение в отношении момента рыскания является уже неприемлемым в тех случаях, когда вертикальное оперение расположено несиммет рично. Действительно, при вращении летательного аппарата вок руг оси Ох\ вертикальное оперение, находящееся, например, над корпусом, будет создавать боковую силу, а следовательно, и мо мент относительно оси Оух.
Отклонение элеронов также вызывает некоторый момент рыс кания. Это объясняется тем, что при отклонении элеронов возни