Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 315

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§10. МОМЕНТ РЫСКАНИЯ

10.1.ОБЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ МОМЕНТА РЫСКАНИЯ

Существует полная аналогия между моментом рыскания Му, л. е. моментом относительно связанной оси Оуи и моментом тан­ гажа. Момент тангажа вызывается в основном подъемными сила­ ми, а момент рыскания—-боковыми силами, действующими на различные части летательного аппарата — корпус, крылья, опе­ рение и т. д. В гл. Ill отмечалось, что физическая картина воз­ никновения подъемных и боковых сил одинакова и что для рас­ чета боковой силы следует пользоваться выражениями подъемной •силы, написанными применительно к летательному аппарату, условно повернутому вокруг продольной оси на 90°.

Применяя такой же прием и для расчета моментов рыскания, можно написать

M y = (Mz)90°,

(5.105)

где (Mz)g0°— момент тангажа условного летательного аппарата, полученного путем поворота данного летательного аппарата на 90° вокруг скоростной оси Ох в сторону правого крыла.

В § 1 настоящей главы были перечислены параметры, от ко­

торых зависит момент тангажа (а, б, coz, а, б и др.). Очевидно, что момент рыскания зависит от аналогичных параметров: угла скольжения ß, угла отклонения органов управления рысканием (например, рулей направления) б, от производных этих углов по

времени ß и б, от угловой скорости <лу и т. д. Однако степень влияния отдельных параметров на моменты тангажа и рыскания может быть различной.

Летательные аппараты не всегда симметричны относительно плоскости x\Oz\. Симметрия может нарушаться установкой крыльев и стабилизаторов под некоторым углом к оси корпуса, односторонним расположением вертикального оперения и т. п. Отсутствие симметрии приводит к возникновению момента танга­ жа Mz0. В то же время все летательные аппараты практически симметричны относительно плоскости Х\Oyh вследствие чего мо­ мент рыскания Муо равен нулю.

Далее, мы пренебрегли влиянием вращения вокруг продоль­ ной оси на момент тангажа (см. § 1). Аналогичное допущение в отношении момента рыскания является уже неприемлемым в тех случаях, когда вертикальное оперение расположено несиммет­ рично. Действительно, при вращении летательного аппарата вок­ руг оси Ох\ вертикальное оперение, находящееся, например, над корпусом, будет создавать боковую силу, а следовательно, и мо­ мент относительно оси Оух.

Отклонение элеронов также вызывает некоторый момент рыс­ кания. Это объясняется тем, что при отклонении элеронов возни­

287


кают дополнительные тангенциальные силы на левом и правом крыльях, которые, вообще говоря, неодинаковы, особенно при больших углах атаки, и поэтому их момент относительно оси Оуі не равен нулю. Заметим, что отклонение элеронов на вертикаль­ ной паре крыльев при наличии угла скольжения вызовет анало­ гичный момент тангажа. У современных летательных аппаратов моменты рыскания и тангажа, вызываемые отклонением элеро­ нов, очень малы и ими обычно пренебрегают.

Таким образом, при заданных скорости и высоте полета мо­ мент рыскания летательного аппарата зависит от параметров ß,

б, wz, Юу, ß и 6. При небольших значениях перечисленных пара'- метров эти зависимости близки к линейным, благодаря чему можно написать следующее общее выражение момента:

м „ : = м $ - + м ѣ + л г у* * х + м а«% + ж { р + м Ч . [[(5.1 об)

Введем безразмерные величины: а) коэффициент момента

Мп

т„

qSL

б) безразмерные угловые скорости

'2ѵ:

<-Оуі

*•’

в) безразмерные производные

ь

U . Г

8/

 

Подставив эти величины в (5.106), получим общее выражение коэффициента момента рыскания

ту= т1§+ т1Ь+ m fö x +

т1£

107)

где т® и т ьу — статические производные;

т”*, т°уУ>т1, ту — вращательные производные.

Величина всех этих производных зависит в основном от внеш­ них форм летательного аппарата и числа М.

Переход от безразмерных коэффициентов к размерным про­ изводным, входящим в выражение (5.106), осуществляется по следующим формулам:

а) для статических производных

M by— mlyqSl\

288


б) для вращательных производных

M a*= ma* q S l—

'; M ß = m h S l ~

у

у ѵ

у и

и т . Д .

Рассмотрим особенности расчета каждой из производных, входящих в выражение (5.107)

10.2. СТАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВОДНЫЕ m ßy и т\

По аналогии с понятием продольной статической устойчиво­ сти введем понятие статической устойчивости пути. Наличие или отсутствие устойчивости пути определяется знаком момента, воз­ никающего при скольжении летательного аппарата.

Если момент Му, появившийся в результате скольжения, при положительном значении угла ß отрицательный, т. е. направлен в сторону уменьшения ß (восстанавливающий момент), то лета­ тельный аппарат обладает статической устойчивостью пути. Если же при положительном ß момент Му также положителен, т. е. действует в сторону увеличения ß (опрокидывающий момент), имеет место статическая неустойчивость пути.

Степень устойчивости пути характеризуется статической про­ изводной т\. При т | < 0 летательный аппарат статически ус­ тойчив, при m l> 0 неустойчив, а при/л^ = 0 нейтрален в отно­ шении устойчивости пути.

Термин «устойчивость пути» является весьма условным. В са­ мом деле, речь идет не о выдерживании заданного направления полета, а об устранении угла скольжения. Летательный аппарат, обладающий устойчивостью пути, при действии различных воз­ мущений, приводящих к изменению направления полета, не воз­ вратится к прежнему направлению, а лишь повернется носом в сторону нового вектора скорости. С этой точки зрения' более удачен термин «флюгерная устойчивость, который, однако, не получил широкого распространения.

В § 3 при рассмотрении продольной статической устойчиво­ сти было введено понятие фокуса летательного аппарата по углу атаки, как точки приложения нормальной силы, обусловленной углом атаки.

По аналогии с этим можно ввести понятие о фокусе по углу скольжения, т. е. точке приложения боковой силы, обусловлен­ ной углом скольжения (ZPß). Координату фокуса по ß будем обозначать через хрр ■

Пользуясь понятием фокуса по углу скольжения, можно вы­ разить степень статической устойчивости пути в-следующем виде:

тІ = - с І " . (5-108)

10 -3422

289


или

mr -

(5.109)

 

Таким образом, наличие или отсутствие статической устойчи­ вости пути зависит от взаимного положения центра тяжести и фокуса летательного аппарата по углу ß. Заметим, что в силу принятого правила знаков производная т ѵс* статически устойчи­ вого летательного аппарата положительна.

Для расчета величины m l можно воспользоваться выраже­

ниями ml, приведенными в § 3 настоящей главы. Так как ко­ эффициент момента рыскания относят к размаху крыльев, а ко­ эффициент момента тангажа к характерной длине L, то

т1 = ~ ( т І ) Жо .

(5.110)

Производная {ml)90° подсчитывается так, как указано в § 2, причем, все величины в расчетных формулах берутся для услов­ ного летательного аппарата, полученного путем поворота задан­ ного летательного аппарата на 90° вокруг продольной оси.

Аналогичным способом подсчитывается и статическая произ­

водная т ьу, характеризующая эффективность органов управле­ ния рысканием:

т1 ^ т ( т% ° -

(5Л И )

10.3. ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ

, т| , т®

Момент рыскания, вызываемый вращением летательного ап­ парата вокруг оси Оу1, всегда направлен в сторону, обратную вращению, и поэтому получил название демпфирующего может та рыскания. Поокольку этот момент аналогичен демпфирующе­ му моменту тангажа, то

(5.112)

При переходе к безразмерным коэффициентам необходимо пом­ нить, что

После несложных преобразований выражения

(5.112) получим

ш,,

(5.113)

туВ-

 

290