,3.1. МОМЕНТ КРЕНА, ВЫЗЫВАЕМЫЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИЕЙ
КРЕСТООБРАЗНЫХ КРЫЛЬЕВ И КОРПУСА
При обтекании тела вращения под большим углом атаки про исходит отрыв пограничного слоя на верхней (подветренной) сто роне тела. Оторвавшийся пограничный слой сворачивается в два вихревых жгута, которые распространяются вдоль линий тока. Если ct=^0, ß=7^0, a ^ ß , то эти вихри создают в области крыльев несимметричное поле скоса потока. В результате подъемные си лы левой и правой консолей, а также боковые силы верхней и нижней консолей будут различными, что приведет к появлению момента крена.
Опыт показывает, что рассматриваемый момент нелинейно за висит от углов а и ß и может быть приближенно аппроксимиро ван выражением
^инт = Л (.аР3 — а3,3). |
(6-32) |
где коэффициент А 0 является функцией числа |
М и геометриче |
ских параметров летательного аппарата. При а<20° этот момент незначителен по сравнению с другими составляющими момента крена. Однако при а = 25-^30° он может играть существенную роль.
3.2. МОМЕНТ КРЕНА, ВЫЗЫБАЕМЫЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИЕЙ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
В тех случаях, когда подвижные несущие поверхности распо ложены перед неподвижными (схемы «утка» и с поворотными крыльями), могут возникать значительные моменты крена при одновременном управлении по каналам тангажа и рыскания.
Рассмотрим физическую картину |
появления этих |
моментов |
и |
приближенный метод их расчета |
для летательных |
аппаратов |
с |
+ -образным расположением несущих поверхностей. |
|
|
Положение аппарата в потоке |
(а следовательно, и величина |
момента крена) определяется углами а, ß, бв и бн. Для упроще ния задачи рассмотрим частный случай, когда один из этих уг лов, а именно угол скольжения, равен нулю. Итак, пусть а=^0, 6в=й=0, 6Н=7^0.
Причины появления момента крена могут быть установлены при рассмотрении рис. 6.13. При а=т^0 и 6В4^0 с горизонтальной пары передних консолей сбегают свободные вихри, распростра няющиеся приблизительно в направлении вектора скорости не возмущенного потока. Эти вихри создают в области задней не сущей поверхности поле скоса потока, симметричное относитель но плоскости хОу. Следовательно, момент крена, индуцируемый ими, равен нулю.
С вертикальной пары передних консолей при бн=7^0 также сбегают свободные вихри, распространяющиеся приблизительно