Файл: Лебедев А.А. Динамика полета беспилотных летательных аппаратов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 325

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

,3.1. МОМЕНТ КРЕНА, ВЫЗЫВАЕМЫЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИЕЙ

КРЕСТООБРАЗНЫХ КРЫЛЬЕВ И КОРПУСА

При обтекании тела вращения под большим углом атаки про­ исходит отрыв пограничного слоя на верхней (подветренной) сто­ роне тела. Оторвавшийся пограничный слой сворачивается в два вихревых жгута, которые распространяются вдоль линий тока. Если ct=^0, ß=7^0, a ^ ß , то эти вихри создают в области крыльев несимметричное поле скоса потока. В результате подъемные си­ лы левой и правой консолей, а также боковые силы верхней и нижней консолей будут различными, что приведет к появлению момента крена.

Опыт показывает, что рассматриваемый момент нелинейно за­ висит от углов а и ß и может быть приближенно аппроксимиро­ ван выражением

^инт = Л (.аР3 — а3,3).

(6-32)

где коэффициент А 0 является функцией числа

М и геометриче­

ских параметров летательного аппарата. При а<20° этот момент незначителен по сравнению с другими составляющими момента крена. Однако при а = 25-^30° он может играть существенную роль.

3.2. МОМЕНТ КРЕНА, ВЫЗЫБАЕМЫЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИЕЙ ПОДВИЖНЫХ И НЕПОДВИЖНЫХ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

В тех случаях, когда подвижные несущие поверхности распо­ ложены перед неподвижными (схемы «утка» и с поворотными крыльями), могут возникать значительные моменты крена при одновременном управлении по каналам тангажа и рыскания.

Рассмотрим физическую картину

появления этих

моментов

и

приближенный метод их расчета

для летательных

аппаратов

с

+ -образным расположением несущих поверхностей.

 

 

Положение аппарата в потоке

(а следовательно, и величина

момента крена) определяется углами а, ß, бв и бн. Для упроще­ ния задачи рассмотрим частный случай, когда один из этих уг­ лов, а именно угол скольжения, равен нулю. Итак, пусть а=^0, 6в=й=0, 6Н=7^0.

Причины появления момента крена могут быть установлены при рассмотрении рис. 6.13. При а=т^0 и 6В4^0 с горизонтальной пары передних консолей сбегают свободные вихри, распростра­ няющиеся приблизительно в направлении вектора скорости не­ возмущенного потока. Эти вихри создают в области задней не­ сущей поверхности поле скоса потока, симметричное относитель­ но плоскости хОу. Следовательно, момент крена, индуцируемый ими, равен нулю.

С вертикальной пары передних консолей при бн=7^0 также сбегают свободные вихри, распространяющиеся приблизительно

311


в плоскости хОу, причем траектории верхнего и нижнего вихрей расположены несимметрично относительно оси летательного ап­ парата. Очевидно, что поле скоса потока, создаваемое ими в об­ ласти задних консолей, также несимметрично. Поэтому подъем­ ные силы левой и правой консолей неодинаковы; то же можно

сказать о боковых силах верхней и нижней консолей. В резуль­ тате возникает момент крена.

С целью упрощения анализа в дальнейшем заменим систему

вихрей, сбегающих с передних вертикальных консолей, двумя вихревыми шнурами (см. разд. 1.4 гл. III).

Для расчета момента крена необходимо знать координаты точек схода этих двух вихрей, их интенсивность, траектории вих­ рен в пространстве, позволяющие определить их положение отно­ сительно задних консолей. Кроме того, надо уметь рассчитывать

поля вертикального и бокового скосов потока в области задних консолей, вызванных вихрями.

Рассмотрим последовательно эти задачи.

Координаты точек схода вихрей. Обозначим расстояние от оси Ох до точ- ки схода вихря через у„ (см. рис. 6.13). Это расстояние определяется фор- мулой

 

Уа:

А

'+

А

(6.33)

 

 

 

 

 

где 2 В— относительная координата

точки

схода вихря, зависящая

от пара-

метров передних консолей

(см. рис. 3.16).

 

В дальнейшем будем пользоваться безразмерной координатой

 

typ

1 +

l ~D j _

А

(6.34)

Du

— -----гв

 

 

Di

А

 

 

 

 

312


И нтенсивность вихрей. П о теореме Н . Е. Ж у ко в с ко го

 

YKl =

? V { l - D \

*ВГ,

 

(6.35)

отсюда

 

 

 

 

 

 

Укі

 

y_

l — D

 

\

Г =

D)ll B

2

с У к

I

рУ (/ -

* A

 

/ 1

При небольших углах бн

 

 

 

 

 

 

сукі

' ( с^ 1 из.кр*го)і8н

 

 

следовательно,

 

 

 

 

 

 

V

I ~ D

г

 

 

 

''у 1 из.кр

н*

№•36)

2

гв

Хк

 

 

 

 

Знак циркуляции Г будем считать положительным, если 6Н>0.

Траектории вихрей. Вихри, сбегающие с верхней и нижней консолей, рас­ пространяются в плоскости хОу вдоль соответствующих линий тока. Точный расчет формы линий тока очень сложен, поэтому при решении этой задачи введем некоторые упрощения.

Вначале предположим, что горизонтальные консоли отсутствуют. В этом случае форма линий тока определяется обтеканием корпуса, который можно

приближенно

представить в виде бесконечно длинного

кругового цилиндра

с диаметром

Du, установленного в потоке под углом а

(см. рис. 3.8). Вектор

скорости невозмущенного потока разложим на две составляющих, одна из ко­

торых параллельна оси цилиндра

(Ecos а),

 

а

вторая

перпендикулярна ей

(V sin а ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривая обтекание цилиндра поперечным потоком (который при ма­

лых углах атаки всегда является дозвуковым), можно

прийти

к выводу, что

в точках, лежащих в плоскости симметрии, местные скорости

отличаются от

V sin а. По теории потенциального

обтекания

кругового

цилиндра

несжимае­

мой жидкостью местная поперечная скорость

в

точках

указанной

плоскости

(z = 0) определяется выражением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(6.37)

Эта скорость геометрически складывается

с

 

осевой составляющей невозму­

щенного потока V cos а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V cos а =

dx

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dy

dy

d x

-

 

dy

 

 

 

 

V y = ----- =

■--------------=

------ V cos а

 

 

 

dt

d x

dt

 

 

dx

 

 

 

 

и принимая во внимание равенство

(6.37), получим дифференциальное уравне­

ние, определяющее семейство линий тока в плоскости хОу:

 

 

dy

 

 

Г)2

 

 

 

 

 

 

 

=

1

ѴП

 

tg a .

 

 

(6.38)

d x

 

 

W

 

 

 

 

 

 

 

313


Введем безразмерные координаты •

 

 

 

 

2у_

 

 

 

 

X —

----- ;

У =

Du

 

 

 

 

 

 

А ,

 

 

и преобразуем уравнение

(6.38):

 

 

 

 

 

 

 

 

dy

1

1

tg a .

 

(6.39)

 

 

d x

У2

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделяя переменные- и интегрируя,

получим

общее

решение дифферен­

циального уравнения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

 

_

1

У+ 1 + с.

 

(6.40)

 

-Vtg a =

у — — ln

 

 

 

 

 

 

У - 1

 

 

 

Для нахождения произвольной постоянной С необходимо

использовать

начальные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) В е р х н и й

в и х р ь :

х = 0; у=Уо-

После подстановки этого условия и

определения С уравнение

(6.40) принимает вид

 

 

 

-Vtg a =

у Q) + - у 1п

(У — 1)(Уо+ 1)

(6.41)

 

 

 

 

 

 

+ 1) (уо — 1)

 

б) Н и ж н и й

в и х р ь : х = 0; у = уо. Аналогичным способом найдем

xtga = (i/+

 

 

(У — I) (j/0— 1)

(6.42)

г/0)+ -у 1п

 

 

 

 

 

 

 

 

+

1)({/о"В 1)

 

Таким образом, мы получили уравнения линий тока, проходящих через

точки схода вихрей с верхней

и нижней

консолей, или,

что то

же самое, —

уравнения траекторий этих вихрей. Как было отмечено выше, влияние гори­ зонтальной пары передних консолей при этом не учитывалось.

Для приближенного учета этого влияния заменим систему вихрей, сбе­ гающих с горизонтальных консолей, двумя бесконечно длинными свободными вихрями, распространяющимися примерно в направлении невозмущенного по­ тока, т. е. под углом а к оси корпуса. Угол скоса потока, создаваемого этими

вихрями в

Произвольной точке плоскости хОу(г = 0),

определяется

выраже­

нием

 

 

 

 

 

Г

 

 

(6.43)

 

Е = 57,3

cos a — X sin a)2 +

 

 

пѴ

 

 

где X, у — координаты точки;

 

 

 

2В— расстояние от вихря до плоскости хОу.

идентичны, то

х в=Уо-

Поскольку

горизонтальные и

вертикальные консоли

Как видно из выражения (6.43), угол скоса потока зависит от координат X и у. Но учет переменного скоса потока сильно осложнил бы решение зада­ чи. Поэтому поле переменных углов скоса потока заменим некоторым осредненным углом е*. В качестве такого среднего значения будем принимать угол

скоса потока в области верхнего

и нижнего вихрей, т. е. ори

cos а

—Xsin a) « уо. При этом допущении формула принимает вид

 

 

Г

(6.44)

Е *

57,3

2пѴу0

314