Файл: Казаков А.П. Технология и организация перегрузочных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

судов, показатель использования пропускной способности причалов порта, показатель использования перегрузочных машин по времени, уровень охвата погрузочно-разгрузочных работ комплексной механи­ зацией, коэффициент переработки (перевалки) грузов, показатель вы­ полнения графика движения и норм обработки судов в порту.

1.Средняя норма обработки тоннажа характеризует среднее

время, в течение которого находится в порту одна тонна тоннажа с момента его прибытия до момента отправления. Она определяется для различных видов флота с выделением затрат времени на грузо­

вые и технические операции. Средняя

норма

обработки

тоннажа

в сутках

 

 

 

 

 

 

tср — S Q n

~Ь 2 Qb

2 Q t

 

 

(7)

 

 

2Q - Q '

 

 

 

где 2 Qn tn и 2QBth — количество

тоннаже-суток

в порту

соответст­

венно под погрузкой и выгрузкой;

 

2QTtT — количество тоннаже-суток

в порту под негру­

зовыми (техническими) операциями (ожидание

погрузки, тяги и т. п.);

 

обработанного

2 Q— суммарная

грузоподъемность

тоннажа, т;

тоннажа, поданного

под

погрузку

Q' — количество

из-под

собственной выгрузки,

т.

 

Следует отметить, что увеличение грузоподъемности судов при прочих равных условиях приводит к повышению средней нормы обра­ ботки тоннажа. Поэтому изменение этого показателя не всегда может правильно отражать рост технической оснащенности и механической

вооруженности порта.

грузовой обработки судов характеризуется ко­

2.

Интенсивность

личеством тонн груза, выгруженных (погруженных) из одного судна

за сутки

 

 

 

 

 

(8)

 

 

Лф tc

где Gnep — объем переработки грузов за сутки, т;

 

Nc — количество

обработанных

судов;

 

tc — средняя норма обработки

одной тонны тоннажа (под

 

грузовыми

операциями),

сутки.

Интенсивность обработки судов может измеряться также в тоннах тоннажа, обработанных за сутки

^ТЖ = Сер ^с.ср>

где QCp = дг — средняя грузоподъемность обрабатываемых судов, т;

Nc. ср — среднее количество судов, обслуживаемых портом за сутки.

19



3. Показатель использования пропускной способности причалов порта характеризует степень использования производственной мощ­ ности порта. Определяют его по отдельным родам груза по формуле

jr

G

(9)

-Ки.пр—

п ’

где G — объем переработанного портом груза данного рода в физи­ ческих тоннах за определенный период времени (сутки, на­ вигацию);

П — пропускная способность соответствующих причалов порта в тоннах за этот же период.

Величина, обратная этому показателю, представляет собой коэф­ фициент резерва пропускной способности причалов порта:

Крез

/7

(10)

G

 

 

4. Показатель использования перегрузочных машин по времени /Си. в определяется отношением времени использования машины на перегрузочных работах 2^раб к общей плановой продолжительности эксплуатационного периода /э:

(ip

5. Уровень охвата погрузочно-разгрузочных работ комплексной механизацией выражается в процентах от общего объема выполненных погрузочно-разгрузочных работ:

 

Q К-М

12

^K-N

100 %,

SGt-0

( )

 

 

где SGt-” — количество тонно-операций, выполненных

комплексно­

механизированным способом;

 

2GT.0 — общее количество тонно-операций, выполненных в порту. Следует отметить, что этот показатель не учитывает фактической трудоемкости различных перегрузочных работ. При одном и том же уровне комплексной механизации трудовые затраты на перегрузку

единицы груза могут быть различны.

6. Коэффициент переработки (перевалки) грузов

 

/Спер = ^ .

(13)

Чем меньше коэффициент переработки, тем рациональнее орга­ низованы перегрузочные работы в порту. Коэффициент переработки не может быть меньше единицы. Необходимо стремиться к тому, чтобы он был равен единице. В этом случае с каждой тонной перегруженного груза производится лишь одна операция.

Однако уменьшения коэффициента переработки следует добивать­ ся не путем увеличения простоя транспортных средств в ожидании

20


перевалки, а в первую очередь путем согласованной работы различных видов транспорта (см. гл. XI).

7.Показатель выполнения графика движения и норм обработки

судов в порту выражает отношение обработанных и отправленных в срок и досрочно судов за определенный период времени ко всему их количеству. Измеряется он в процентах.

Основными экономическими показателями порта (пристани) по основной деятельности являются:

а) прибыль, исчисленная как разность доходов, полученных за погрузочно-разгрузочные работы, и расходов, связанных с выполне­ нием этих работ:

б) уровень рентабельности, измеряемый отношением прибыли к стоимости основных и оборотных фондов, используемых на перегру­ зочных работах; уровень расчетной рентабельности, измеренный от­

ношением прибыли,

из величины которой вычтены плата за фонды

и погашение ссуд

Госбанку, к стоимости

основных и оборотных

фондов, используемых на перегрузочных работах;

в) себестоимость

перегрузочных работ,

представляющая собой

эксплуатационные расходы, приходящиеся на одну физическую тонну перегруженного груза;

г) производительность труда, измеряемая количеством физичес­ ких тонн груза, перегруженных одним работником, занятым на пере­ грузочных работах;

д) фондоотдача, представляющая собой количество тонн перера­ ботанного груза, приходящихся на один рубль стоимости основных фондов.

Эти показатели и методика их расчета подробно рассматриваются в главе XII.

§ 7. Технические условия погрузки и выгрузки судов

Для типовых судов, перевозящих массовые однородные грузы, разработаны технические условия их погрузки, размещения и выг­ рузки, определяющие технически обоснованные нормы загрузки судов данным грузом, с указанием его размещения в каждом трюме и на палубе.

Соблюдение технических условий погрузки-выгрузки судов яв­ ляется обязательным как для портов Министерства речного флота, так и для причалов клиентуры.

Надзор за выполнением технических условий возложен на экипа­ жи судов, а на судах, не имеющих команд, — на представителей порта.

Однако в ряде случаев в суда грузят самые разнообразные грузы, направляемые в различные пункты. В этом случае трудно заранее разработать технические условия на погрузку, размещение и выгрузку грузов.

Наиболее рационально различные грузы могут быть размещены на судне, если заранее разработан грузовой план, представляющий

21


ю

 

ГРУЗОВОЙ ПЛАН

 

м

 

 

 

 

теплохода

«Шестая пятилетка»

 

 

 

(наименование судна)

 

 

 

 

 

Волжское объединенное речное пароходство

Волжское объединенное речное пароходство

Порт погрузки_______________Горький__________ _

Порты выгрузки:

Казань, Куйбышев, Саратов,

 

 

 

Начало погрузки

8 ч 30 мин 12 июня 197 . . г.

____________________ Волгоград

Окончание

________ 23 ч 12 июня 197 . . г . _______ _

Начало выгрузки

__________________________ __

Погружено

------------------ ^ 7 ____________ т

Окончание _____________ _____________________ _

Выгружено— ___________________________

 

 

 

№ партии груза

Таблица грузового плана

№ на­

Наименование груза

пар­

т

Порт

Грузополучатель

№ трюма

кладных

Вес

тии,

назначения

 

 

 

 

 

 

1

718456

Гвозди

339

Волгоград

Деревообрабаты­

I, III

 

 

 

на поддонах

 

 

 

вающий комбинат

 

 

 

 

(Я-50)

 

 

 

 

 

 

2

845941

Бумага

250

Волгоград

Росбакалея

III

 

 

 

в рулонах

 

 

 

 

 

 

 

 

(БР-500)

 

 

 

 

 

 

3

1135762

Металл

390

Саратов

Машинострои­

II, IV

 

 

 

связки (ММ-Д-8)

 

 

тельный завод

 

 

4

2456718

Металл

80

Куйбышев

Станкозавод

Палуба

 

 

 

связки (ММ-Д-8)

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

5

8991432

Металл

80

 

Казань

Завод «Метиз»

Палуба

 

 

 

связки (ММ-Д-8)

 

 

 

 

 

 

6

9145876

Кабель, барабаны

50

Волгоград

Тракторный

I

 

 

 

(Т-КТ-3)

 

 

 

завод

 

 

7

7432145

Кабель (Т-КТ-3)

140

 

Саратов

Станкозавод

II, IV

 

8

5471864

Промышленные

15

 

Саратов

Оргснаб

IV

 

 

 

товары на

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е

 

поддонах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

5642541

Промышленные

95

Куйбышев

Росгалантерея

III

 

 

 

товары на

 

 

 

 

 

 

 

 

поддонах

 

 

 

 

 

 

10

6432821

Контейнеры

95

Куйбышев

Завод «Прибор»

I

 

 

 

груж. (Т-КГ)

 

 

 

 

 

 

11

4497842

Контейнеры

13

Куйбышев

Порт

II

 

 

 

порожн. (Т-КП)

 

 

 

 

 

 

12

3247654

Контейнеры

190

 

Казань

Текстильторг

II, IV

 

 

 

груж. (Т-КГ)

 

 

 

 

 

 

Порт погрузки

 

 

 

 

Порт выгрузки

 

 

Нача льник (сменный помощник) района

 

 

 

 

 

 

 

Начальник (сменный помощник) района

 

КЗ

Капитан судна______________________

 

Капитан судна------- -------------------------

 

Шкипер

 

Шкипер

 

 

 

 

 

со