Файл: Каган Б.М. Цифровые вычислительные машины и системы учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вание является простейшим (пуассоновским) потоком*; 2) продолжительность обработки процессором^ запраши­ ваемой пользователем программы есть случайная вели­ чина, принимающая с вероятностью pj значение t06j из конечного набора значений (Т0би Т2, • • •, Тоба), причем

£ Р}= 1.

/=1 Последнее предположение исключает возможность построения аналитической модели системы и заставляет обратиться к статистическим методам моделирования систем массового обслуживания [Л. 29].

Обозначим через си, аг, ..., ад ... случайные значения промежутков времени между моментами поступления за­ просов от пользователей. Тогда моменты появления за­ просов пользователей определяются соотношениями:

к =

«і;

 

к =

«1 + °Ѵ,

(11-13)

t k ~ a1 + а 2 Н----- +

ak

Для простейшего потока случайные величины интер­ валов между появлением запросов <ц, а2, ..., взаимно независимы и имеют функцию плотности

f(x) = %eXx (х > 0),

(11-14)

где К— есть среднее число запросов в единицу времени. Случайные числа си, сс2, ..., otk с функцией плотности (11-14) могут быть получены на ЦВМ путем преобразо­ вания вырабатываемой машиной последовательности случайных чисел |і, | 2, ■■ іь ..., равномерно распреде­

ленных в интервале (0,1), по формуле

«,•= — у Д п О — іі).

(11-15)

* В теории массового обслуживания простейшим

называют

поток, обладающий одновременно следующими свойствами: 1) ве­ роятность поступления определенного количества запросов на об­ служивание за некоторый интервал времени зависит только от длины интервала и не зависит от начала отсчета времени («ста­ ционарность потока»); 2) вероятностный закон поступления запро­

сов после произвольного момента t

не зависит от числа запросов,

поступивших

до этого момента

(«отсутствие последействия»);

3) в любой

момент времени практически может поступить только

один запрос

(«ординарный поток»).

 

621


Определение

момента і*

поступления

к - г о запроса

Определение

X

продолжительности

обработки

k -го запроса

 

X

Проберка:

очередь пуста ?

£

II

--tk

....__ .____ X ____ ■

Постановка к-й программы

ßочередь

Нет

 

X

 

t M+ A > t k

Проверка* условия

t M+ A - t к

>

 

Да \ і м+ Д - tk

 

 

Выделение г - и программе из

начала

 

очереди

кванта А

 

ім< t?

 

 

I

 

 

 

 

Проверка

условия

t M- t r

>

 

 

 

 

 

 

 

 

V -

 

Да

 

 

 

 

----t-HZ.

 

 

 

 

 

 

 

Нет

1

 

 

 

 

 

 

Проверка

условия

t0gr + Л < t*gr

 

~^оЬг

 

 

Да

 

t обк

t*o6v

 

 

 

 

 

Определение времени

обработки, предост ав­

ленного т>-й программе

ZoSr' - +4

 

 

Определение

нового

значения

 

 

модельного

времени

t M: =t M+ А

 

 

X

 

X

 

 

 

 

 

Определение нового

значения

 

 

модельного

времени

 

= *(t*Sr~t0gr)

 

 

 

I

 

Т

 

 

Перестройка

очереди

 

Печатание протокола

моделирования

 

 

 

 

т

 

 

 

 

<_

Проверка

у с л о в и я

tM± T

 

 

 

Д а

{

t M- T

 

 

 

 

Стоп

 

 

 

Рис. 11-18. Схема программы имитационной модели С Р В .


 

 

 

 

Т а б л и ц а

11-2

 

Средняя длина очереди (в момент Г = 50)

 

 

 

 

д

 

 

 

X

б

36

56

 

 

 

 

 

0 , 3

1 , 6

М

1 , 5

 

 

0 , 5

6 , 1

6 , 4

6 , 3

 

 

0 , 7

1 8 , 1

1 8 , 9

1 9 , 1

 

 

 

 

 

Таблица

11-3

 

Среднее время ожидания 1-го кванта

 

 

 

 

д

 

 

Сб

к

6

36

56

 

 

 

 

 

0 , 3

1 , 0

2 , 2

2 , 9

 

 

0 , 5

4 , 9

1 0 , 5

1 2 , 5

 

36

0 , 3

1 , 0

2 , 0

2,8

 

0 , 5

5 , 1

9 , 9

1 2 , 2

 

 

 

5 6

0 , 3

0 , 9

1 , 6

1,8

 

0 , 5

5 , 3

1 0 , 4

1 0 , 0

 

 

 

Время продолжительности обработки г-го запроса определяется путем разыгрывания в ЦВМ случайного события с s исходами, для которых известны вероятности

Pi (1 </<«).

Согласно циклической дисциплине обслуживания по­ очередно каждой программе выделяется квант времени обслуживания Д.

Упрощенная схема программы имитационной модели рассматриваемой СРВ представлена на рис. 11-18, где

— текущее модельное время, Т — заданный интервал времени моделирования, £0бг — текущее значение време­ ни обработки, предоставленного г-й программе, t*o6r—не­

обходимая общая продолжительность обработки г-й про­ граммы.

Рассмотрим пример статистического моделирования СРВ, взятый из [Л. 1]. Принимается, что время іоб,* тре­

буемое для обработки процессором запроса пользователя, может принимать три значения: б, 36, 56 с вероятностя­ ми соответственно рі =0,6; р2 = 0,2; р3 = 0,2. Рассматрива­

623


ется поведение системы при трех значениях кванта об­ служивания Д= 8; Д—36 и Д= 56 для случая 6 = 1 и при

трех значениях параметра

входного потока запросов

Я = 0,3; Я = 0,5 и Я = 0,8.

моделирования приведены в

Некоторые результаты

табл. 11-2 и 11-3. Из таблиц следует, что в рассматрива­ емой системе величина кванта обслуживания слабо вли­ яет на среднюю длину очереди, но весьма сильно сказы­ вается на среднем времени ожидания первого кванта обслуживания.

Г л а в а д в е н а д ц а т а я

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

12-1. О С Н О В Н Ы Е Х А Р А К Т Е Р И С Т И К И Н А Д Е Ж Н О С Т И Ц В М

Согласно современным представлениям под надежно­ стью понимается свойство изделия (элемента, узла, уст­ ройства, машины, системы) выполнять заданные функ­ ции, сохранять свои характеристики в установленных пределах при определенных условиях эксплуатации.

Надежность вычислительной машины определяется безотказностью, достоверностью функционирования и ремонтопригодностью.

Безотказность есть свойство машины или системы, характеризуемое закономерностями возникновения от­ казов. Под отказом понимается событие, заключающее­ ся в полной или частичной утрате машиной (системой) работоспособности. Отказ ЦВМ — это такое нарушение ее работоспособности, для восстановления которой тре­ буются определенные действия обслуживающего персо­ нала по ремонту, замене и регулировке неисправного эле­ мента, узла или устройства. Безотказность может изме­ ряться средним временем наработки машины на один отказ.

Ремонтопригодность есть степень приспособленности машины к предупреждению, обнаружению и устранению отказов. Ремонтопригодность определяет потерю работо­ способности машины вследствие необходимости произво­ дить устранение неисправностей и может измеряться средним временем устранения неисправности.

624


Рабочий процесс ЦВМ состоит в выполнении преоб­ разований информации, основными типами которых яв­ ляются: передача информации в пространстве (между отдельными блоками и устройствами машины); хране­ ние информации (передача информации во времени); арифметические и логические преобразования информа­ ции.

Всилу указанной специфики рабочего процесса ЦВМ

еенадежность наряду с безотказностью определяется также достоверностью функционирования. Достовер­ ность функционирования есть свойство машины (систе­ мы), определяющее безошибочность производимых ма­ шиной (системой) преобразований информации и харак­ теризуемое закономерностями появления ошибок из-за сбоев.

Сбоем называют кратковременное самоустраняющее­ ся нарушение нормального функционирования машины вследствие кратковременного воздействия на некоторый элемент (или элементы) внешних помех или изменений некоторых других входных воздействий, а также из-за кратковременного изменения параметров элементов (кратковременные нарушения контактов и т. п.). После сбоя машина длительное время может работать нор­ мально. Сбой сопровождается искажением информации при операциях передачи, хранения или обработки ее. Следовательно, если не устранить последствия сбоя, то задача может оказаться неправильно решенной из-за ис­ кажений в данных, промежуточных результатах или в самой программе.

Однако если при отказе для восстановления работо­ способности машины необходимо устранить неисправ­ ность в аппаратуре, то при сбое для получения правиль­ ного решения задачи требуется восстановить лишь досто­ верность информации, что хотя и связано с потерями рабочего времени ЦВМ (например, на повторный пуск программы или ее части), но не требует ремонта или ре­ гулировки аппаратуры. В силу этого восстановление до­ стоверности функционирования сравнительно легко мо­ жет быть автоматизировано.

Достоверность функционирования ЦВМ можно оце­ нить средним временем наработки машины на один сбой. Для более полной оценки достоверности функциониро­ вания введем в состав характеристик надежности ЦВМ

625

I