Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 0
IV
П ЕРИОД ОТ 70-х ГОДОВ XIX в. Д О ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕК
В середине 70-х годов XIX столетия после постройки главных железнодорожных линий необходимость в развитии и улучшении водных путей не отпала. Этого требовал быстрый рост промыш ленности, внутренней и внешней торговли, начавшийся в эпоху послереформенного развития капитализма в России, и связанное с ним увеличение перевозок хлеба, угля, леса и других товаров. Немало способствовало этому также то обстоятельство, что в это
время по Волге и другим рекам начал перевозиться |
новый цен |
|||
ный |
массовый |
груз — нефть; для ее перевозки в |
1873 |
г. в России |
было |
спущено |
на воду первое в мире нефтеналивное судно — реч |
||
ной танкер. |
|
|
|
|
В |
конце XIX и начале XX в. Министерством |
путей |
сообщения |
были выполнены значительные для того времени работы по шлю зованию рек Москвы, Оки, Северского Донца, Шексны. Одновре менно с производством выправительных работ с конца 90-х годов XIX в. на Волге, а затем и на некоторых других русских реках для поддержания необходимых судоходных глубин, по инициативе В. Е. Тимонова и В. Г. Клейбера, стало широко применяться зем лечерпание. В дальнейшем транзитное землечерпание почти пол иостью вытеснило выправительные работы.
Новые искусственные водные пути почти не сооружались (по строенный в 1883—1893 гг. Обь-Енисейский водный путь с исполь зованием р. Кети — притока Оби — и р. Большого Каса — притока Енисея оказался неудачным, не оправдал себя экономически и движение по нему было закрыто около 1910 г.). Размеры и обо рудование старых водных систем уже не удовлетворяли требова ниям судоходства, а потому были развернуты изыскания новых трасс и начали составляться проекты реконструкции почти всех ранее сооруженных межбассейновых водных соединений.
В рассматриваемый период вновь возник интерес к использо ванию водной энергии, чему благоприятствовали усовершенствова ния водяных двигателей, развитие электротехники и разрешение про блемы передачи энергии на расстояние. Крупнейшим достижением
5* |
67 |
русской гидротехники конца XIX в. было строительство Кренгольмской водносиловой установки на р. Нарве. Позднее появился ряд проектов крупных гидросиловых установок — Волховской, Днепров ской и др. Было положено начало разработке проектов гидротехни ческих сооружений, имеющих целью одновременное использование рек для нужд судоходства, энергетики, водоснабжения и сельского хозяйства.
Значительный размах приняло в этот период отечественное портостроение, в связи с чем были начаты работы по улучшению судоходных условий в устьях больших рек, впадающих в моря. Эти работы в период 1882—1902 гг. производились Министерством путей сообщения, а с 1902 г. — Министерством торговли и про мышленности, в ведении которого находились торговые порты.
К организациям, заинтересованным в использовании рек, при соединилось в эти годы и Министерство государственных имуществ (МГИ), на которое было возложено производство мелиора тивных работ. В 1894 г. МГИ было преобразовано в Министер ство земледелия и государственных имуществ, а в его составе был образован самостоятельный Отдел земельных улучшений (ОЗУ); в этом отделе и были сосредоточены работы по осушению и оро шению земель, которыми ранее ведали департаменты Лесной и Земледелия и сельской промышленности. В 1905 г. министерство было преобразовано в Главное управление землеустройства и зем леделия, а в 1915 г. переименовано в Министерство земледелия.
В целях использования обширных болот в западных и северо западных губерниях под сенокосы и пастбища, улучшения роста государственных лесов и оздоровления местности в 1873—1898 гг. были проведены большие работы по осушению болот, особенно Полесья.
Засуха и неурожай 1880 г. заставили приступить к орошению и обводнению земель на юге Европейской России, в Поволжье, Крыму, на Кавказе. Позднее русскими инженерами были состав лены проекты таких крупных ирригационных мероприятий, как орошение Чуйской долины и Голодной степи в Средней Азии.
Особое |
развитие |
мелиоративной |
деятельности |
наблюдалось |
|
в период 1906—1917 гг.; в Сибири это было вызвано |
массовым пе |
||||
реселением |
крестьян, |
в Средней Азии |
и |
Закавказье — развитием |
|
хлопководства, а в Европейской России |
было связано с землеус |
||||
тройством. |
|
|
|
|
|
Таким образом, в рассматриваемый период реки использо вались все более и более разносторонне: как водные пути, источ ники водной энергии, для целей водоснабжения, орошения и об воднения, как водоприемники избыточных вод с осушаемой пло щади. Одновременно приходилось вести борьбу и с разрушающей деятельностью речных вод: наводнениями, размывами берегов, об разованием оврагов, смывом почвы и пр.
Развитие речной гидротехники вызвало дальнейший подъем ис следований русских рек, которые с 70-х годов XIX в. производились уже на более высоком научно-техническом уровне.
68
ИССЛЕДОВАНИЯ РЕК
Исследования рек ведомством путей сообщения
Гидрографические исследования. В рассматриваемый период наиболее важные исследования рек были выполнены ведомством путей сообщения.
В 1874 г., когда на пост министра путей сообщения был назна чен видный гидрограф адмирал К. Н. Посьет, по его инициативе была учреждена временная комиссия под председательством круп ного инженера П. А. Фаддеева; в состав комиссии вошли: И. И. Августовский, М. Л. Фуфаевский, А. М. Плисов, К- К. Гольмстрем, А. А. Шульц и Рылеев.
В задачу этой комиссии входило обсуждение мер, необходимых для успешного и целесообразного исследования и описания рек, организация описных партий, а также составление инструкций и наставлений описным партиям. Главной целью исследования рек являлось составление проектов улучшения их судоходного состоя ния. С апреля 1875 г. в соответствии с приказом адмирала Посьета эта комиссия стала называться Навигационно-описной (НОК).
Деятельность НОК продолжалась с 1874 по 1884 г. и составила целую эпоху в деле изучения русских рек. Комиссия заложила прочные основы:
а) систематического исследования водных путей России; б) организации водомерной сети на реках России; в) организации гидрометрических станций.
Несомненной заслугой комиссии явилось также то, что она со брала вокруг себя специалистов по речному делу, среди которых в дальнейшем выделились такие крупные деятели, как Н. А. Бо гуславский, Д. Д. Гнусин, В. Г. Клейбер, Н. С. Лелявский, В. М. Лохтин, В. А. Макаров, Н. И. Максимович, Н. Моссаковский и др.
В 1881 г. на Географическом конгрессе в Венеции Навигацион но-описной комиссии за ее труды был присужден почетный дип
лом, а в 1882 |
г. на Художественно-промышленной выставке |
в Мо |
скве работы |
комиссии были удостоены диплома первой |
сте |
пени [42]. |
|
|
В 1884 г. Навигационно-описная комиссия слилась с техниче ским отделом Департамента водяных и шоссейных сообщений (впоследствии Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог). Во главе этого Департамента еще в 1876 г. был поставлен П. А. Фаддеев.
Описание рек России велось не только по распоряжению Де партамента, но и по инициативе местных округов путей сообще
ния, а |
на Дальнем |
Востоке — по инициативе |
Управления |
водных |
путей Амурского бассейна. |
|
|
||
С |
учреждением |
Навигационно-описной |
комиссии |
имелось |
в виду производство всех изысканий на водных путях подчинить общему плану. С этой целью в 1876 г. была образована особая ко миссия под председательством В. И. Массальского, которой было
69
поручено разработать классификацию водных путей по степени их государственной и экономической важности. После утвержде
ния эта |
классификация |
была передана |
НОК |
для руководства |
||||
в целях |
соблюдения |
последовательности |
в |
изысканиях |
и |
улуч |
||
шении |
водных путей |
в |
соответствии с |
их |
значением. |
Однако |
||
после упразднения НОК |
к упомянутому |
плану |
более |
не |
обра |
|||
щались. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В зависимости от важности водных путей исследования рек, согласно инструкции НОК 1875—1876 гг. [43], делились на три разряда: подробные, сокращенные и рекогносцировочные [42].
Подробные исследования рек должны были включать следую щие работы: 1) топографическую съемку очертаний русла реки с ее рукавами, а также берегов и речной долины; 2) нивелировку бе регов, поверхности воды в реке и долины реки по поперечным про филям до пределов весенних разливов; 3) промеры глубин; 4) из мерения скоростей течения и расходов воды и 5) наблюдения за колебанием уровня воды и определение по ним нормального уровня с отнесением к нему всех прочих горизонтов.
Основанием всех топографических и нивелировочных работ должна была служить тригонометрическая сеть и магистральная линия, которая должна быть связана как горизонтальной, так и, вертикальной съемками с точками, определенными военно-топо графическим отделом Главного штаба.
Сокращенные исследования |
имели целью |
ускорить описа |
ния второстепенных рек за счет |
сокращения |
объема съемочных |
работ и понижения требований при их исполнении. Они произво дились по сокращенной инструкции 1878 г.
Наконец, при рекогносцировочных исследованиях рек геодези ческие работы исполнялись подробно только в затруднительных местах, съемка остальных пространств производилась бегло или не производилась вовсе.
В 1884 г. под председательством Н. А. Богуславского была об
разована комиссия |
из |
начальников партий (Н. Ф. |
Шелюты, |
Ф. Н. Ширяева, А. |
Н. |
Липина, С. Преображенского) |
для выра |
ботки общей инструкции по описанию рек. Инструкция была со
ставлена «во всех |
подробностях |
соответственно указаниям |
опыта |
|
и если не с полной определенностью, то |
во всяком случае, — пи |
|||
шет Богуславский |
[42, 43], — с |
большею, |
чем инструкции |
1875 и |
1876 гг.». Эта инструкция не была утверждена, но при последую щих снаряжениях партий им предписывалось во многих отноше ниях действовать в соответствии с ней.
В 1896 г. указанная инструкция была опубликована Русским географическим обществом [43], а в 1907 г. она вошла в сборник статей «Вопросы речного быта» [88].
Исследования рек производились отдельными по каждой реке описными партиями. Вначале партии возглавляли, помимо немно гочисленных инженеров путей сообщения, морские офицеры и офи церы Корпуса флотских штурманов, а впоследствии — только ин женеры путей сообщения.
70