Файл: Зайков Б.Д. Очерки гидрологических исследований в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IV

П ЕРИОД ОТ 70 ГОДОВ XIX в. Д О ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕК

В середине 70-х годов XIX столетия после постройки главных железнодорожных линий необходимость в развитии и улучшении водных путей не отпала. Этого требовал быстрый рост промыш­ ленности, внутренней и внешней торговли, начавшийся в эпоху послереформенного развития капитализма в России, и связанное с ним увеличение перевозок хлеба, угля, леса и других товаров. Немало способствовало этому также то обстоятельство, что в это

время по Волге и другим рекам начал перевозиться

новый цен­

ный

массовый

груз — нефть; для ее перевозки в

1873

г. в России

было

спущено

на воду первое в мире нефтеналивное судно — реч­

ной танкер.

 

 

 

В

конце XIX и начале XX в. Министерством

путей

сообщения

были выполнены значительные для того времени работы по шлю­ зованию рек Москвы, Оки, Северского Донца, Шексны. Одновре­ менно с производством выправительных работ с конца 90-х годов XIX в. на Волге, а затем и на некоторых других русских реках для поддержания необходимых судоходных глубин, по инициативе В. Е. Тимонова и В. Г. Клейбера, стало широко применяться зем­ лечерпание. В дальнейшем транзитное землечерпание почти пол­ иостью вытеснило выправительные работы.

Новые искусственные водные пути почти не сооружались (по­ строенный в 1883—1893 гг. Обь-Енисейский водный путь с исполь­ зованием р. Кети — притока Оби — и р. Большого Каса — притока Енисея оказался неудачным, не оправдал себя экономически и движение по нему было закрыто около 1910 г.). Размеры и обо­ рудование старых водных систем уже не удовлетворяли требова­ ниям судоходства, а потому были развернуты изыскания новых трасс и начали составляться проекты реконструкции почти всех ранее сооруженных межбассейновых водных соединений.

В рассматриваемый период вновь возник интерес к использо­ ванию водной энергии, чему благоприятствовали усовершенствова­ ния водяных двигателей, развитие электротехники и разрешение про­ блемы передачи энергии на расстояние. Крупнейшим достижением

5*

67


русской гидротехники конца XIX в. было строительство Кренгольмской водносиловой установки на р. Нарве. Позднее появился ряд проектов крупных гидросиловых установок — Волховской, Днепров­ ской и др. Было положено начало разработке проектов гидротехни­ ческих сооружений, имеющих целью одновременное использование рек для нужд судоходства, энергетики, водоснабжения и сельского хозяйства.

Значительный размах приняло в этот период отечественное портостроение, в связи с чем были начаты работы по улучшению судоходных условий в устьях больших рек, впадающих в моря. Эти работы в период 1882—1902 гг. производились Министерством путей сообщения, а с 1902 г. — Министерством торговли и про­ мышленности, в ведении которого находились торговые порты.

К организациям, заинтересованным в использовании рек, при­ соединилось в эти годы и Министерство государственных имуществ (МГИ), на которое было возложено производство мелиора­ тивных работ. В 1894 г. МГИ было преобразовано в Министер­ ство земледелия и государственных имуществ, а в его составе был образован самостоятельный Отдел земельных улучшений (ОЗУ); в этом отделе и были сосредоточены работы по осушению и оро­ шению земель, которыми ранее ведали департаменты Лесной и Земледелия и сельской промышленности. В 1905 г. министерство было преобразовано в Главное управление землеустройства и зем­ леделия, а в 1915 г. переименовано в Министерство земледелия.

В целях использования обширных болот в западных и северо­ западных губерниях под сенокосы и пастбища, улучшения роста государственных лесов и оздоровления местности в 1873—1898 гг. были проведены большие работы по осушению болот, особенно Полесья.

Засуха и неурожай 1880 г. заставили приступить к орошению и обводнению земель на юге Европейской России, в Поволжье, Крыму, на Кавказе. Позднее русскими инженерами были состав­ лены проекты таких крупных ирригационных мероприятий, как орошение Чуйской долины и Голодной степи в Средней Азии.

Особое

развитие

мелиоративной

деятельности

наблюдалось

в период 1906—1917 гг.; в Сибири это было вызвано

массовым пе­

реселением

крестьян,

в Средней Азии

и

Закавказье — развитием

хлопководства, а в Европейской России

было связано с землеус­

тройством.

 

 

 

 

 

Таким образом, в рассматриваемый период реки использо­ вались все более и более разносторонне: как водные пути, источ­ ники водной энергии, для целей водоснабжения, орошения и об­ воднения, как водоприемники избыточных вод с осушаемой пло­ щади. Одновременно приходилось вести борьбу и с разрушающей деятельностью речных вод: наводнениями, размывами берегов, об­ разованием оврагов, смывом почвы и пр.

Развитие речной гидротехники вызвало дальнейший подъем ис­ следований русских рек, которые с 70-х годов XIX в. производились уже на более высоком научно-техническом уровне.

68


ИССЛЕДОВАНИЯ РЕК

Исследования рек ведомством путей сообщения

Гидрографические исследования. В рассматриваемый период наиболее важные исследования рек были выполнены ведомством путей сообщения.

В 1874 г., когда на пост министра путей сообщения был назна­ чен видный гидрограф адмирал К. Н. Посьет, по его инициативе была учреждена временная комиссия под председательством круп­ ного инженера П. А. Фаддеева; в состав комиссии вошли: И. И. Августовский, М. Л. Фуфаевский, А. М. Плисов, К- К. Гольмстрем, А. А. Шульц и Рылеев.

В задачу этой комиссии входило обсуждение мер, необходимых для успешного и целесообразного исследования и описания рек, организация описных партий, а также составление инструкций и наставлений описным партиям. Главной целью исследования рек являлось составление проектов улучшения их судоходного состоя­ ния. С апреля 1875 г. в соответствии с приказом адмирала Посьета эта комиссия стала называться Навигационно-описной (НОК).

Деятельность НОК продолжалась с 1874 по 1884 г. и составила целую эпоху в деле изучения русских рек. Комиссия заложила прочные основы:

а) систематического исследования водных путей России; б) организации водомерной сети на реках России; в) организации гидрометрических станций.

Несомненной заслугой комиссии явилось также то, что она со­ брала вокруг себя специалистов по речному делу, среди которых в дальнейшем выделились такие крупные деятели, как Н. А. Бо­ гуславский, Д. Д. Гнусин, В. Г. Клейбер, Н. С. Лелявский, В. М. Лохтин, В. А. Макаров, Н. И. Максимович, Н. Моссаковский и др.

В 1881 г. на Географическом конгрессе в Венеции Навигацион­ но-описной комиссии за ее труды был присужден почетный дип­

лом, а в 1882

г. на Художественно-промышленной выставке

в Мо­

скве работы

комиссии были удостоены диплома первой

сте­

пени [42].

 

 

В 1884 г. Навигационно-описная комиссия слилась с техниче­ ским отделом Департамента водяных и шоссейных сообщений (впоследствии Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог). Во главе этого Департамента еще в 1876 г. был поставлен П. А. Фаддеев.

Описание рек России велось не только по распоряжению Де­ партамента, но и по инициативе местных округов путей сообще­

ния, а

на Дальнем

Востоке — по инициативе

Управления

водных

путей Амурского бассейна.

 

 

С

учреждением

Навигационно-описной

комиссии

имелось

в виду производство всех изысканий на водных путях подчинить общему плану. С этой целью в 1876 г. была образована особая ко­ миссия под председательством В. И. Массальского, которой было

69


поручено разработать классификацию водных путей по степени их государственной и экономической важности. После утвержде­

ния эта

классификация

была передана

НОК

для руководства

в целях

соблюдения

последовательности

в

изысканиях

и

улуч­

шении

водных путей

в

соответствии с

их

значением.

Однако

после упразднения НОК

к упомянутому

плану

более

не

обра­

щались.

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от важности водных путей исследования рек, согласно инструкции НОК 1875—1876 гг. [43], делились на три разряда: подробные, сокращенные и рекогносцировочные [42].

Подробные исследования рек должны были включать следую­ щие работы: 1) топографическую съемку очертаний русла реки с ее рукавами, а также берегов и речной долины; 2) нивелировку бе­ регов, поверхности воды в реке и долины реки по поперечным про­ филям до пределов весенних разливов; 3) промеры глубин; 4) из­ мерения скоростей течения и расходов воды и 5) наблюдения за колебанием уровня воды и определение по ним нормального уровня с отнесением к нему всех прочих горизонтов.

Основанием всех топографических и нивелировочных работ должна была служить тригонометрическая сеть и магистральная линия, которая должна быть связана как горизонтальной, так и, вертикальной съемками с точками, определенными военно-топо­ графическим отделом Главного штаба.

Сокращенные исследования

имели целью

ускорить описа­

ния второстепенных рек за счет

сокращения

объема съемочных

работ и понижения требований при их исполнении. Они произво­ дились по сокращенной инструкции 1878 г.

Наконец, при рекогносцировочных исследованиях рек геодези­ ческие работы исполнялись подробно только в затруднительных местах, съемка остальных пространств производилась бегло или не производилась вовсе.

В 1884 г. под председательством Н. А. Богуславского была об­

разована комиссия

из

начальников партий (Н. Ф.

Шелюты,

Ф. Н. Ширяева, А.

Н.

Липина, С. Преображенского)

для выра­

ботки общей инструкции по описанию рек. Инструкция была со­

ставлена «во всех

подробностях

соответственно указаниям

опыта

и если не с полной определенностью, то

во всяком случае, — пи­

шет Богуславский

[42, 43], с

большею,

чем инструкции

1875 и

1876 гг.». Эта инструкция не была утверждена, но при последую­ щих снаряжениях партий им предписывалось во многих отноше­ ниях действовать в соответствии с ней.

В 1896 г. указанная инструкция была опубликована Русским географическим обществом [43], а в 1907 г. она вошла в сборник статей «Вопросы речного быта» [88].

Исследования рек производились отдельными по каждой реке описными партиями. Вначале партии возглавляли, помимо немно­ гочисленных инженеров путей сообщения, морские офицеры и офи­ церы Корпуса флотских штурманов, а впоследствии — только ин­ женеры путей сообщения.

70