Файл: Дудич И.И. Самодельные радиоэлектронные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

производить кнопкой, замыкающей при нажатии кон­ такты, к которым подведены провода от клемм ВК и ВК-Б катушки зажигания. Для удобства можно уста­ новить две кнопки, включив их выводы параллельно; одну кнопку устанавливают под приборной доской в кабине, другую •— за бампером переднего буфера.

Однако практика показала, что запуск двигателя с транзисторным блоком электронного зажигания доста­ точно надежно осуществляется и без замыкания ре­ зистора-вариатора. Поэтому перед установкой кнопок следует убедиться в необходимости их применения. Для этого надо сравнить случаи запуска двигателя с включенным и с закороченным резистором-вариатором.

Хотя предложенная конструкция транзисторного за­ жигания менее эффективна, чем электронная система зажигания на кремниевых диодах, все же изготовление ее может быть оправдано, тем более, что в дальнейшем устройство можно усовершенствовать.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТАХОМЕТР НА ТРАНЗИСТОРАХ

Применение полупроводниковых диодов и транзисторов в контрольных приборах, устанавливаемых на современ­ ных автомобилях, стало сейчас обычным явлением. Автолюбитель может, например, своими силами изгото­ вить дополнительное простое устройство для определе­ ния количества оборотов двигателя. Поскольку эксплуа­

тируются автомашины с

разным напряжением

бортсети

(6 и 12 в) и различной

полярностью подключения ак­

кумулятора к шасси, ниже приводится краткое

описание

двух сравнительно простых приборов, предназначенных для определения числа оборотов двигателя.

Принципиальная схема тахометра, применяемого на автомобиле, аккумуляторная батарея которого подклю­ чается к шасси отрицательным полюсом, изображена на рис. 95.

Прерывистое напряжение, поступающее из системы зажигания на вход тахометра, превращается в импуль­ сы,, одинаковые по форме и амплитуде. Частота их пропорциональна частоте ценообразования или, что то же самое, скорости вращения вала двигателя.

Как видно из схемы, основу прибора составляет ждущий мультивибратор на двух транзисторах. В кол-


Вк,

Рис. 95. Принципиальная схема электронного тахометра.

лекторную цепь второго транзистора включен чувстви­ тельный микроамперметр (50—250 мка). Диод Ді определяет полярность входного импульса.

Положительные импульсы, получаемые с первичной обмотки катушки — бобины зажигания, управляют работой мультивибратора, и ток, что протекает через транзистор Т2, измеряемый микроамперметром, будет пропорционален частоте образования искр. Шкала, проградуированная в оборотах в минуту, получается почти линейной. Для четырехтактного двигателя, имеющего 3000 об/мин, соответствующая частота будет 100 гц, для 1500 об/мин, соответствует 50 гц. Это позволяет ка­ либровать прибор напряжением от сети.

Устройство подключается к системе зажигания тремя проводами, показанными на схеме. Лампочка Л\ служит для освещения шкалы прибора. При применении при­

бора в автомобилях

с

питанием б в

стабилитрон Д2

можно из схемы исключить.

 

 

 

Аналогичный по

назначению прибор можно

собрать

по

схеме, изображенной

на

рис. 96.

Принцип

работы

его

не отличается от работы

частотомера. Это

простое

измерительное устройство, выполненное на одном тран­ зисторе. При данном включении прибор позволяет опре­ делить число оборотов двигателя в машинах, где к шасси подключен плюс батареи.

Чтобы исключить наводку мешающих импульсов, которые могут попасть на вход транзисторного усили­ теля и вызвать ложные показания, в приборе пред-

18 И. И, Дудач,

241

 


Кпрери

бателл

к акиуму-

ЛЯ тару

Рис. 96. Пршщипиальная схема упрощенного та­ хометра.

усмотрено подключение фильтра, состоящего из резис­ тора Ri и конденсатора С\. Усиленные транзистором импульсы, возникающие пропорционально с количест­ вом прерываний при работе двигателя, через раздели­ тельный конденсатор попадают на мостик, образуемый диодами Д і — Д А . В диагональ мостика включен стре­ лочный индикатор, фиксирующий изменение частоты повторения импульсов. Резистор R4 подбирается при калибровке прибора в зависимости от типа индикатора. Величины всех остальных элементов, входящих в состав прибора, указаны на схеме (рис. 96).

РАДИОСИГНАЛИЗАТОР

Для предохранения автомобилей или других объектов от некомпетентных лиц можно рекомендовать электрон­ ное сигнализирующее устройство, включающее звуко­ вую или световую сигнализацию при приближении к охраняемому объекту.

Принципиальная схема такого устройства с исполь­

зованием принципа емкостного

реле

приведена

на

рис. 97.

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из схемы, реле состоит из генератора

на

транзисторе Т\

и однокаскадного

усилителя

на

тран­

зисторе Гг. Генератор работает на

частоте

760

кгц.

На

эту же частоту

настраивается контур

L h

Cit

С\,

ин­

дуктивно связанный с контуром генератора Li, С2 и названный отсасывающим. Катушки обоих контуров


Рис. 97. Принципиальная схема радиосигнализатора на транзи­ сторах.

наматываются на плоские ферритовые стержни. Ка­

тушка

Lj имеет 100

витков провода ЛЭШО 7x0,07, ка­

тушка

L 2 — 28 + 23

витка такого же провода.

Для

отсасывающего контура нужно взять минималь­

ные величины емкостей конденсаторов и подобрать не­ обходимую величину индуктивности L \ . Это надо для того, чтобы емкость человека относительно земли имела существенное влияние на расстройку контура. К отса­ сывающему контуру подсоединяется кусок медной фоль­ ги, который образует обкладку конденсатора, емкость которого изменяется при приближении к нему руки. В этом случае происходит изменение резонансной ча­ стоты отсасывающего контура; он перестает отбирать энергию из контура генератора. В результате уровень высокочастотного напряжения на генераторном контуре возрастет, и через конденсатор связи С7 напряжение попадет на детектор Д\. Продетектированное напряже­ ние через резистор # 4 , регулирующий его амплитуду, подается на базу транзистора Т2. Транзистор должен быть обязательно высокочастотным и обладать малой входной емкостью. Емкость разделительного конденса­ тора С7 выбирается экспериментально так, чтобы связь

16-

243

Рис. 98. Принципиальная схема лампового радиосигнализатора..

между этими каскадами была надежной, но и не очень большой.

Нагрузкой транзистора Т2 служит одна из обмоток поляризованного реле Р. Как только ток через транзис­

тор достигнет величины тока

срабатывания реле (0,8—

1 ма), оно своими контактами

включает сирену или сиг­

нальную лампу. Вторая обмотка используется для бло­ кировки сигнала.

Другая разновидность радиосигнализатора, выполнен­ ного на электронных лампах, изображена на рис. 98.

Это автоматическое устройство, срабатывающее при приближении человека к антенне. Использовать такой


прибор можно для сигнализации о приближении челове­ ка к автомашине, к двери квартиры и т. п. Радиосигна­ лизатор можно использовать также для автоматического включения освещения стенной газеты, фотомонтажа, лестничных клеток, телефонов-автоматов.

Прибор прост по устройству и несложен в наладке. Основными элементами сигнализатора служат емкост­ ный датчик и электромагнитное реле. Датчик преобра­ зует небольшие изменения емкости антенны в электри­ ческий сигнал при приближении человека. Сигнал по­ дается на обмотку электромагнитного реле, контакты которого замыкаются и включают звонок, гудок или цепь освещения.

На триодной части лампы Лі собран генератор вы­

сокой

частоты, преобразующий

небольшие

изменения

емкости антенны, связанные

с

приближением

к

ней

человека,

в электрический

сигнал, включающий

 

реле

Р. Часть

высокочастотного

напряжения,

образующе­

гося

на

катушке контура генератора, Снимается

с

от­

вода катушки и выпрямляется диодной частью лампы.

Выпрямленное

напряжение

создает

на конденсаторе

С3

постоянное

напряжение,

минус

которого

подается

на управляющую сетку лампы

Л2.

 

 

В

нормальном положении,

когда

вблизи

антенны

никого нет, на

контуре генератора

имеется

большое

напряжение высокой частоты, что приводит к появле­ нию большого отрицательного напряжения на управ­ ляющей сетке лампы Л2. Вследствие этого анодный ток лампы Л2 незначителен, и электромагнитное реле Р сработать не сможет. Приближение человека к антенне приведет к увеличению емкости промежутка антенна —

земля С а ~ з,

вследствие

чего

коэффициент

обратной свя­

зи генератора

уменьшится

(изменится

соотношение

емкостей С а

= з

и С2).

В результате амплитуда высоко­

частотного напряжения на катушке уменьшится, что при­ ведет, в свою очередь, к уменьшению отрицательного напряжения на управляющей сетке лампы Л2. Анодный ток лампы увеличится, электромагнитное реле Р сра­

ботает и замкнет контакты сигнализации

(звонок, осве­

тительную лампу и т. п.).

.

Большинство деталей, примененных в сигнализаторе,

изготавливается

промышленностью,

однако

некоторые

из них можно сделать самостоятельно.

 

Для питания

накальных и анодных

цепей

может быть