Файл: Вакуумные прокатные станы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Температурные кривые, характеризующие изменение темпе­ ратуры валка на расстоянии 1,5 мм от контактной поверхности, имеют принципиально одинаковый характер при прокатке и в ва­ кууме, и на воздухе, определяющийся законом теплопроводности: изменение толщины окисной пленки определяет всего лишь темпе­ ратурный уровень. Например, увеличение толщины окалины приводит к снижению максимального значения .температуры. На глубине 5,0 мм от поверхности валка температурных изме-

 

0

Ю

20

 

0

10

20

0

Ю

20

 

 

 

Длина

дуги

захвата,

мм

 

 

 

 

а)

 

 

 

5)

 

 

в)

 

Рис. 150.

Распределение

температуры

металла

по сечению

образца

в процессе

 

прохождения

очага

деформации при прокатке на воздухе

 

 

 

 

и в

вакууме:

 

 

 

а — в а к у у м 1 0 - а

у м Ю~' мм рт.

д у х

 

мм

рт.

ст.

(1—0

мм;

2

— 1

мм;

3—3

мм); б

— в а к у ­

ст.

(1 —

0 мм;

2

0,5

мм;

3

— 1 мм;

4

3,0 мм);

в — в о з ­

(/

0 мм;

2 — 0,5

мм;

3

1

мм;

4

3,0

мм)

 

нений не было обнаружено, что позволяет полагать, что при при­ нятой схеме прокатки (однократной) тепловым колебаниям под­

вергается слой валка не толще 5,0

мм.

 

 

 

Различие

в интенсивности нагрева

тела валка

при

прокатке

на

воздухе

и в вакууме наглядно иллюстрируется

на

рис. 149,

из

которого

видно, что повышение

температуры

поверхности

валка в вакууме почти в 3 раза больше, чем на воздухе. Высокую температуру и интенсивность нагрева поверхностных слоев валка при прокатке в безокислительных условиях совершенно

необходимо

учитывать при выборе материала рабочих

валков,

разработке

технологических режимов прокатки, а также при

эксплуатации прокатного оборудования. Установлено,

что время

охлаждения

валка до начальной температуры после

деформа­

ции в вакууме значительно выше, чем на воздухе,

что свя-

205


зано с менее развитым процессом теплообмена в вакууме между валком и окружающей средой из-за практического отсутствия конвекции.

Типичный характер изменения температур различных слоев металла в процессе деформации в вакууме и на воздухе пред­ ставлен на рис. 150. Процесс прокатки в вакууме сопровождается резкими температурными скачками во всех рассматриваемых точках сечения образца. Как видно из рис. 151, на поверхности

происходит

почти

четырехкратное

падение

 

температуры,

а

на

 

 

 

 

 

 

 

 

глубине 1 мм температура умень­

 

 

 

 

 

 

 

 

шается

на

300° С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Температурная

кривая поверхно­

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

образца

характеризуется

 

резким

 

 

 

 

 

 

 

 

падением

температуры

после

 

входа

 

 

 

 

 

 

 

 

в очаг деформации за счет теплового

 

 

 

 

 

 

 

 

импульса. При

достижении

 

опреде­

 

 

 

 

 

 

 

 

ленного

минимума

происходит

неко­

 

 

 

 

 

 

 

 

торое

 

скачкообразное

увеличение

 

 

 

 

 

 

 

 

температуры, которое, очевидно, свя­

 

 

 

 

 

 

 

 

зано с выделением тепла за счет ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

боты

деформации

и трения. На

вы­

 

Расстояние от

контактной

ходе

из

очага

деформации

преобла­

 

дает

охлаждающее

действие

 

холод­

 

 

поверхности

 

 

 

Рис.

 

151.

Изменение

темпера­

ных валков, которое отражается на

 

температурной

кривой в виде

нового

туры

металла

в очаге

деформа­

минимума.

Характер

изменения тем­

ции в зависимости от расстоя­

ния

от

контактной

поверхности

пературы

металла

на

расстоянии

при

прокатке

на

воздухе и

1,0

мм

от

контактной

поверхности

 

 

в

вакууме:

 

 

имеет

более

простой

вид.

Скачко­

 

 

 

 

 

 

ю-

 

/ — в о з д у х ; 2 в а к у у м

3

образное

уменьшение

 

температуры

 

 

 

рт.

ст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свидетельствует

 

о том, что и на

глу­

бине 1,0 мм характер падения температуры

определяется дейст­

вием

теплового

импульса.

На

глубине

3,0

мм

от

контактной

поверхности температура изменяется более медленно. Можно полагать, что в этом случае передача тепла теплопроводностью имеет преобладающее значение.

Полученные температурные кривые при прокатке на воздухе образца, нагретого до 800° С, хорошо согласуются с результа­ тами исследований С. И. Булата [8] . Температура поверхности металла падает медленнее. К концу очага деформации в балансе теплообмена охлаждающее действие валков перекрывается вы­ делением тепла за счет работы деформации и трения. Изменение температуры металла на глубине 1,0 мм от поверхности доста­ точно заметно и отражает действие теплового импульса, в сере­ дине образца (на глубине 3,0 мм) падение температуры незна­ чительное.

Анализируя условия охлаждения образцов после выхода из валков, можно отметить, что наличие развитого теплообмена

206


металла с окружающей средой обусловливает максимальное значение скорости охлаждения на воздухе (рис. 152). При осты­ вании металла в вакууме Ю - 1 мм рт. ст. скорость охлаждения минимальная, так как практически отсутствует конвективный теплообмен и, кроме того, действует теплоизоляционный слой окисной пленки. Малые скорости охлаждения металла в условиях

процесса прокатки

в вакууме создают благоприятные условия

для

проведения термообработки материала сразу после пластиче­

ской

деформации.

 

Поверхностный

эффект изменения температуры должен ока­

зывать значительное влияние на условия трения и касательные напряжения в очаге деформации. Резкое снижение температуры поверхностных слоев металла при прокатке в вакууме необхо­ димо учитывать при анализе результатов исследований силовых

Рис. 152. Кинетика охлаж­

дения прокатанного

металла

в

зависимости

от

среды

об­

 

работки:

 

 

/

— в а к у у м

Ю - 1

мм

рт.

ст.;

2

— в а к у у м

Ю -

3

мм

рт.

ст.;

 

3

в о з д у х

 

20 30 мин

 

 

 

 

 

 

и скоростных показателей и при расчетах усилий. Несомненно, что сопротивление деформации приконтактных слоев металла имеет повышенное значение. Различие в температурных условиях металла может повлечь за собой и различие в свойствах и струк­ туре по сечению. Очевидно, что анизотропия свойств и структуры увеличивается при прочих равных условиях, с уменьшением тол­ щины окисной пленки на контактной поверхности.

Зависимость температурных условий процесса деформации от физико-химического состояния контактной поверхности необхо­ димо учитывать при оценке контактного трения и касательных напряжений, расчетах энергосиловых показателей прокатки, разработке технологических режимов и конструировании спе­ циального оборудования.

3. КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ПРОКАТКЕ В ВАКУУМЕ

Косвенные методы не позволяют получить картину распре­ деления контактных напряжений в очаге деформации, знание которых необходимо при изучении закономерностей взаимодей­ ствия деформируемого металла с инструментом и установлении общей зависимости касательных и нормальных напряжений от условий на контактной поверхности.

Особый интерес приобретает этот вопрос при исследовании прокатки в вакууме, когда изменение условий в месте контакта

207


в зависимости от глубины вакуума является одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на энергосило­ вые показатели процесса. Знание распределения контактных нап­ ряжений в очаге деформации является фактическим материа­ лом, необходимым для задания граничных условий при расчетах усилий и деформаций и для прямого использования их при решении технологических вопросов (стойкость и износ инструмента, на­ липание металла на валки, подбор смазки и т. д.).

Изучению характера распределения контактных напряжений при пластической деформации посвящено значительное коли­ чество теоретических и экспериментальных работ.

На основании исследований установлено, что основным фак­ тором, влияющим на величину и характер распределения контакт­ ных напряжений в очаге деформации, является фактор формы

очага деформации J . Этот параметр является универсальным

критерием разработанных в настоящее время классификаций процесса прокатки, в соответствии с которыми и определяется характер распределения контактных напряжений по дуге захвата.

Однако границы различных случаев прокатки еще не точно установлены, так как контактные напряжения зависят не только

от - r j — ,

но и от других

факторов, в частности, коэффициента тре­

нер

 

угла

захвата.

ния, обжатия и

При

горячей

прокатке зависимость контактных напряжений

от различных факторов существенно усложняется в связи с тепло­ вым взаимодействием металла с валками, наличием окалины и сложной зависимостью механических свойств металла в очаге деформации и в приконтактных слоях от температуры нагрева, теплопроводности металла, продолжительности охлаждения и отношения поверхности к объему очага деформации.

Для экспериментального исследования контактных напряже­ ний создано большое количество силоизмерительных устройств, которые можно разделить по принципу измерения сил на два типа: для измерения суммарных сил в очаге деформации и для измерения напряжений в каждой точке контактной поверх­ ности.

К первому типу силоизмерительных устройств относятся раз­ резные приборы, торсиометры и месдозы для измерения полного давления. С помощью силоизмерительных устройств второго типа измеряются контактные напряжения в виде эпюр в каждой точке очага деформации. Силоизмерительные устройства этого типа в зависимости от числа измеряемых величин можно подраз­ делить на однокомпонентные, двухкомпонентные и трехкомпонентные.

Анализ существующих штифтовых силоизмерительных устройств для измерения контактных напряжений показывает, что ни одно из них не может быть принято для изучения распре-

208


деления нормальных и касательных напряжений при дефор мации тугоплавких металлов в вакууме по следующим при чинам:

1. Отсутствие высокой конструктивной жесткости, необхо­ димой при измерении распределения нормальных и касательных напряжений по длине очага деформации с повышенной точностью.

2. Недостаточная надежность работы элементов конструкции в условиях высокого вакуума (из-за наличия пар трения возможно схватывание).

 

3.

Отсутствие необходимой

простоты

и надежности

измерения

в

условиях

дистанционного

управления.

 

 

 

 

 

Наиболее

 

приемлемой

конструкцией

силоизмерительного

устройства для изучения контактных напряжений

при про­

катке

тугоплавких

металлов

 

 

 

 

 

 

 

в

вакууме

оказалась

кон­

 

 

 

 

 

 

 

струкция В. А. Мастерова

 

 

 

 

 

 

 

и Н. П. Барыкина

[50],

 

 

 

 

 

 

 

на

основании которой

было

 

 

 

 

 

 

 

сконструировано

силоизме-

 

 

 

 

 

 

 

рительное

устройство,

отве­

 

 

 

 

 

 

 

чающее

необходимым

требо­

 

 

 

 

 

 

 

ваниям.

Новое

силоизмери-

 

 

 

 

 

 

 

тельное

 

устройство

[73]

 

 

 

 

 

 

 

представляет

 

собой

валок

 

 

 

 

 

Вид А

диаметром

210

мм с

вмон­

 

(°та

 

 

 

 

тированной

в

него вставкой

 

 

 

 

 

(рис.

153),

состоящей из

 

 

 

 

 

 

 

двух

секторов

и

упругого

 

 

 

 

 

 

 

элемента, соединенных двумя

 

 

 

 

 

 

Д

болтами.

 

Секторы

в

верх­

Рис.

153.

Вставка

силоизмерительного

ней части стыкуются по пло­

 

 

 

валка:

 

 

1, з

с е к т о ры

вставки; 2 — штифт; 4 — сое ­

скостям

 

выступов

и

обра­

 

 

д и н и т е л ь н ы е

болты

зуют

на

 

поверхности

валка

замкнутую

щель,

в

которой сво-

бодно

находится

головка

упругого

элемента.

 

 

 

 

Упругий

элемент, изготовленный

из той же стали

(ЗХ2В8Ф),

что и валок,

является

балкой-консолью с торцом

прямоугольного

сечения размерами 1,3X25 мм. Зазор между штифтом упругого

элемента

и

стенками

секторов устанавливается

в зависимости

от жесткости

(упругой деформации) вставки и жесткости прока­

тываемого

металла с

целью исключения возможного

затекания

металла в щель и может изменяться в пределах 0,03—0,09 мм.

Гарантированный

зазор между штифтом 2 и

поверхностями

А, Б, В и Г радиальной расточки силоизмерительного

устройства

обеспечивается созданием предварительно напряженного состояния секторов / и 3 по плоскостям их контакта Д и Е. При монтаже силоизмерительного устройства с вмонтированным упругим эле­

ментом

производится

предварительная

затяжка болтов

с

уси­

лием,

исключающим

раскрытие стыков

по плоскостям

Д

и Е,

14 А . В . К р у п и н и д р .

209