ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
Температурные кривые, характеризующие изменение темпе ратуры валка на расстоянии 1,5 мм от контактной поверхности, имеют принципиально одинаковый характер при прокатке и в ва кууме, и на воздухе, определяющийся законом теплопроводности: изменение толщины окисной пленки определяет всего лишь темпе ратурный уровень. Например, увеличение толщины окалины приводит к снижению максимального значения .температуры. На глубине 5,0 мм от поверхности валка температурных изме-
|
0 |
Ю |
20 |
|
0 |
10 |
20 |
0 |
Ю |
20 |
|
|
|
Длина |
дуги |
захвата, |
мм |
|
|
||
|
|
а) |
|
|
|
5) |
|
|
в) |
|
Рис. 150. |
Распределение |
температуры |
металла |
по сечению |
образца |
|||||
в процессе |
|
прохождения |
очага |
деформации при прокатке на воздухе |
||||||
|
|
|
|
и в |
вакууме: |
|
|
|
а — в а к у у м 1 0 - а
у м Ю~' мм рт.
д у х
|
мм |
рт. |
ст. |
(1—0 |
мм; |
2 |
— 1 |
мм; |
3—3 |
мм); б |
— в а к у |
|||
ст. |
(1 — |
0 мм; |
2 — |
0,5 |
мм; |
3 |
— 1 мм; |
4 |
— |
3,0 мм); |
в — в о з |
|||
(/ |
— 0 мм; |
2 — 0,5 |
мм; |
3 |
— |
1 |
мм; |
4 |
— |
3,0 |
мм) |
|
нений не было обнаружено, что позволяет полагать, что при при нятой схеме прокатки (однократной) тепловым колебаниям под
вергается слой валка не толще 5,0 |
мм. |
|
|
||
|
Различие |
в интенсивности нагрева |
тела валка |
при |
прокатке |
на |
воздухе |
и в вакууме наглядно иллюстрируется |
на |
рис. 149, |
|
из |
которого |
видно, что повышение |
температуры |
поверхности |
валка в вакууме почти в 3 раза больше, чем на воздухе. Высокую температуру и интенсивность нагрева поверхностных слоев валка при прокатке в безокислительных условиях совершенно
необходимо |
учитывать при выборе материала рабочих |
валков, |
разработке |
технологических режимов прокатки, а также при |
|
эксплуатации прокатного оборудования. Установлено, |
что время |
|
охлаждения |
валка до начальной температуры после |
деформа |
ции в вакууме значительно выше, чем на воздухе, |
что свя- |
205
зано с менее развитым процессом теплообмена в вакууме между валком и окружающей средой из-за практического отсутствия конвекции.
Типичный характер изменения температур различных слоев металла в процессе деформации в вакууме и на воздухе пред ставлен на рис. 150. Процесс прокатки в вакууме сопровождается резкими температурными скачками во всех рассматриваемых точках сечения образца. Как видно из рис. 151, на поверхности
происходит |
почти |
четырехкратное |
падение |
|
температуры, |
а |
на |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
глубине 1 мм температура умень |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
шается |
на |
300° С. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Температурная |
кривая поверхно |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
сти |
образца |
характеризуется |
|
резким |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
падением |
температуры |
после |
|
входа |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
в очаг деформации за счет теплового |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
импульса. При |
достижении |
|
опреде |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ленного |
минимума |
происходит |
неко |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
торое |
|
скачкообразное |
увеличение |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
температуры, которое, очевидно, свя |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
зано с выделением тепла за счет ра |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
боты |
деформации |
и трения. На |
вы |
|||||||||||
|
Расстояние от |
контактной |
ходе |
из |
очага |
деформации |
преобла |
|||||||||||||||
|
дает |
охлаждающее |
действие |
|
холод |
|||||||||||||||||
|
|
поверхности |
|
|
|
|||||||||||||||||
Рис. |
|
151. |
Изменение |
темпера |
ных валков, которое отражается на |
|||||||||||||||||
|
температурной |
кривой в виде |
нового |
|||||||||||||||||||
туры |
металла |
в очаге |
деформа |
минимума. |
Характер |
изменения тем |
||||||||||||||||
ции в зависимости от расстоя |
||||||||||||||||||||||
ния |
от |
контактной |
поверхности |
пературы |
металла |
на |
расстоянии |
|||||||||||||||
при |
прокатке |
на |
воздухе и |
1,0 |
мм |
от |
контактной |
поверхности |
||||||||||||||
|
|
в |
вакууме: |
|
|
имеет |
более |
простой |
вид. |
Скачко |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ю- |
|
|||||||||||||||
/ — в о з д у х ; 2 — в а к у у м |
3 |
образное |
уменьшение |
|
температуры |
|||||||||||||||||
|
|
|
рт. |
ст. |
|
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
свидетельствует |
|
о том, что и на |
глу |
|||||||||||
бине 1,0 мм характер падения температуры |
определяется дейст |
|||||||||||||||||||||
вием |
теплового |
импульса. |
На |
глубине |
3,0 |
мм |
от |
контактной |
поверхности температура изменяется более медленно. Можно полагать, что в этом случае передача тепла теплопроводностью имеет преобладающее значение.
Полученные температурные кривые при прокатке на воздухе образца, нагретого до 800° С, хорошо согласуются с результа тами исследований С. И. Булата [8] . Температура поверхности металла падает медленнее. К концу очага деформации в балансе теплообмена охлаждающее действие валков перекрывается вы делением тепла за счет работы деформации и трения. Изменение температуры металла на глубине 1,0 мм от поверхности доста точно заметно и отражает действие теплового импульса, в сере дине образца (на глубине 3,0 мм) падение температуры незна чительное.
Анализируя условия охлаждения образцов после выхода из валков, можно отметить, что наличие развитого теплообмена
206
металла с окружающей средой обусловливает максимальное значение скорости охлаждения на воздухе (рис. 152). При осты вании металла в вакууме Ю - 1 мм рт. ст. скорость охлаждения минимальная, так как практически отсутствует конвективный теплообмен и, кроме того, действует теплоизоляционный слой окисной пленки. Малые скорости охлаждения металла в условиях
процесса прокатки |
в вакууме создают благоприятные условия |
|
для |
проведения термообработки материала сразу после пластиче |
|
ской |
деформации. |
|
Поверхностный |
эффект изменения температуры должен ока |
зывать значительное влияние на условия трения и касательные напряжения в очаге деформации. Резкое снижение температуры поверхностных слоев металла при прокатке в вакууме необхо димо учитывать при анализе результатов исследований силовых
Рис. 152. Кинетика охлаж
дения прокатанного |
металла |
|||||
в |
зависимости |
от |
среды |
об |
||
|
работки: |
|
|
|||
/ |
— в а к у у м |
Ю - 1 |
мм |
рт. |
ст.; |
|
2 |
— в а к у у м |
Ю - |
3 |
мм |
рт. |
ст.; |
|
3 |
— в о з д у х |
|
20 30 мин |
||
|
|
|
|
|
|
и скоростных показателей и при расчетах усилий. Несомненно, что сопротивление деформации приконтактных слоев металла имеет повышенное значение. Различие в температурных условиях металла может повлечь за собой и различие в свойствах и струк туре по сечению. Очевидно, что анизотропия свойств и структуры увеличивается при прочих равных условиях, с уменьшением тол щины окисной пленки на контактной поверхности.
Зависимость температурных условий процесса деформации от физико-химического состояния контактной поверхности необхо димо учитывать при оценке контактного трения и касательных напряжений, расчетах энергосиловых показателей прокатки, разработке технологических режимов и конструировании спе циального оборудования.
3. КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ПРОКАТКЕ В ВАКУУМЕ
Косвенные методы не позволяют получить картину распре деления контактных напряжений в очаге деформации, знание которых необходимо при изучении закономерностей взаимодей ствия деформируемого металла с инструментом и установлении общей зависимости касательных и нормальных напряжений от условий на контактной поверхности.
Особый интерес приобретает этот вопрос при исследовании прокатки в вакууме, когда изменение условий в месте контакта
207
в зависимости от глубины вакуума является одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на энергосило вые показатели процесса. Знание распределения контактных нап ряжений в очаге деформации является фактическим материа лом, необходимым для задания граничных условий при расчетах усилий и деформаций и для прямого использования их при решении технологических вопросов (стойкость и износ инструмента, на липание металла на валки, подбор смазки и т. д.).
Изучению характера распределения контактных напряжений при пластической деформации посвящено значительное коли чество теоретических и экспериментальных работ.
На основании исследований установлено, что основным фак тором, влияющим на величину и характер распределения контакт ных напряжений в очаге деформации, является фактор формы
очага деформации J . Этот параметр является универсальным
критерием разработанных в настоящее время классификаций процесса прокатки, в соответствии с которыми и определяется характер распределения контактных напряжений по дуге захвата.
Однако границы различных случаев прокатки еще не точно установлены, так как контактные напряжения зависят не только
от - r j — , |
но и от других |
факторов, в частности, коэффициента тре |
|
нер |
|
угла |
захвата. |
ния, обжатия и |
|||
При |
горячей |
прокатке зависимость контактных напряжений |
от различных факторов существенно усложняется в связи с тепло вым взаимодействием металла с валками, наличием окалины и сложной зависимостью механических свойств металла в очаге деформации и в приконтактных слоях от температуры нагрева, теплопроводности металла, продолжительности охлаждения и отношения поверхности к объему очага деформации.
Для экспериментального исследования контактных напряже ний создано большое количество силоизмерительных устройств, которые можно разделить по принципу измерения сил на два типа: для измерения суммарных сил в очаге деформации и для измерения напряжений в каждой точке контактной поверх ности.
К первому типу силоизмерительных устройств относятся раз резные приборы, торсиометры и месдозы для измерения полного давления. С помощью силоизмерительных устройств второго типа измеряются контактные напряжения в виде эпюр в каждой точке очага деформации. Силоизмерительные устройства этого типа в зависимости от числа измеряемых величин можно подраз делить на однокомпонентные, двухкомпонентные и трехкомпонентные.
Анализ существующих штифтовых силоизмерительных устройств для измерения контактных напряжений показывает, что ни одно из них не может быть принято для изучения распре-
208
деления нормальных и касательных напряжений при дефор мации тугоплавких металлов в вакууме по следующим при чинам:
1. Отсутствие высокой конструктивной жесткости, необхо димой при измерении распределения нормальных и касательных напряжений по длине очага деформации с повышенной точностью.
2. Недостаточная надежность работы элементов конструкции в условиях высокого вакуума (из-за наличия пар трения возможно схватывание).
|
3. |
Отсутствие необходимой |
простоты |
и надежности |
измерения |
|||||||||||
в |
условиях |
дистанционного |
управления. |
|
|
|
|
|||||||||
|
Наиболее |
|
приемлемой |
конструкцией |
силоизмерительного |
|||||||||||
устройства для изучения контактных напряжений |
при про |
|||||||||||||||
катке |
тугоплавких |
металлов |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
в |
вакууме |
оказалась |
кон |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
струкция В. А. Мастерова |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
и Н. П. Барыкина |
[50], |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
на |
основании которой |
было |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
сконструировано |
силоизме- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
рительное |
устройство, |
отве |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
чающее |
необходимым |
требо |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ваниям. |
Новое |
силоизмери- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
тельное |
|
устройство |
[73] |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
представляет |
|
собой |
валок |
|
|
|
|
|
Вид А |
|||||||
диаметром |
210 |
мм с |
вмон |
|
(°та |
|
|
|
|
|||||||
тированной |
в |
него вставкой |
|
|
|
|
|
|||||||||
(рис. |
153), |
состоящей из |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
двух |
секторов |
и |
упругого |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
элемента, соединенных двумя |
|
|
|
|
|
|
Д |
|||||||||
болтами. |
|
Секторы |
в |
верх |
Рис. |
153. |
Вставка |
силоизмерительного |
||||||||
ней части стыкуются по пло |
|
|
|
валка: |
|
|
||||||||||
1, з |
с е к т о ры |
вставки; 2 — штифт; 4 — сое |
||||||||||||||
скостям |
|
выступов |
и |
обра |
|
|
д и н и т е л ь н ы е |
болты |
||||||||
зуют |
на |
|
поверхности |
валка |
замкнутую |
щель, |
в |
которой сво- |
||||||||
бодно |
находится |
головка |
упругого |
элемента. |
|
|
|
|||||||||
|
Упругий |
элемент, изготовленный |
из той же стали |
(ЗХ2В8Ф), |
||||||||||||
что и валок, |
является |
балкой-консолью с торцом |
прямоугольного |
сечения размерами 1,3X25 мм. Зазор между штифтом упругого
элемента |
и |
стенками |
секторов устанавливается |
в зависимости |
|
от жесткости |
(упругой деформации) вставки и жесткости прока |
||||
тываемого |
металла с |
целью исключения возможного |
затекания |
||
металла в щель и может изменяться в пределах 0,03—0,09 мм. |
|||||
Гарантированный |
зазор между штифтом 2 и |
поверхностями |
|||
А, Б, В и Г радиальной расточки силоизмерительного |
устройства |
обеспечивается созданием предварительно напряженного состояния секторов / и 3 по плоскостям их контакта Д и Е. При монтаже силоизмерительного устройства с вмонтированным упругим эле
ментом |
производится |
предварительная |
затяжка болтов |
с |
уси |
лием, |
исключающим |
раскрытие стыков |
по плоскостям |
Д |
и Е, |
14 А . В . К р у п и н и д р . |
209 |