ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
Перед прокаткой образцы промывали в ацетоне и предвари
тельно |
выдерживали |
в |
вакууме |
до |
40 мин, так |
как анализ без |
||
выдержки приводил |
к |
завышенным |
результатам |
йз-за |
наличия |
|||
в газовой среде большого количества |
Н 2 0 , десорбированной с по |
|||||||
верхности образцов. |
|
|
|
|
|
|
||
На рис. 144—146 представлено изменение ионных токов эффек |
||||||||
тивных |
масс 2, |
18, 28, |
32, 44, |
идентифицируемых как |
положи |
|||
тельные |
ионы |
соответственно Нг" Н 2 0 + , С О + , N2", |
и СОо". |
|
|
|
|
I |
2 |
|
6 |
8 |
W |
11 |
Ш |
16 18 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
Е |
|
Время} |
мин |
Ш Ш |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
Рис. |
146. |
Кинетика дегазации |
сплава |
Н И В О З |
|
|
|
|||||||
|
Весь процесс нагрева, прокатки и охлаждения во времени |
|||||||||||||||||
разделен |
на |
четыре |
периода: |
/ — введение |
образца |
в |
нагрева |
|||||||||||
тельную |
камеру |
(время |
введения |
равно |
|
1 |
сек); I I |
— нагрев |
||||||||||
(15 |
мин); |
III |
— прокатка |
(общее |
машинное |
время |
|
1,5 |
сек); |
|||||||||
IV |
— охлаждение |
(5 |
мин) |
до |
температуры |
500° С. |
|
|
|
|||||||||
|
Интервал фиксирования на киноленту в |
I и |
I I I периодах |
был |
||||||||||||||
равен |
1/24 |
сек, |
а |
во |
втором и третьем периодах — 1 |
мин. |
|
|||||||||||
|
В первый период происходило увеличение парциальных дав |
|||||||||||||||||
лений |
всех |
компонентов |
газовой |
смеси, |
кроме |
углеводородов, |
||||||||||||
что может быть объяснено поверхностными эффектами. |
|
|||||||||||||||||
|
Сплавы могут содержать газы, адсорбированные |
поверхностью, |
растворенные в объеме, а также находящиеся в виде соединений на поверхности и внутри. Создание вакуума препятствует газо насыщению, течению реакций образования химических соедине-
200
ний и делает возможным развитие дегазации и реакции диссо циации.
Очевидно, что выделение газов определяется наиболее медлен ным из этих процессов. Повышение температуры способствует процессу десорбции газов.
Так как коэффициент диффузии водорода больше коэффициента диффузии других газов, то сравнительно быстрое удаление во дорода из сплавов во второй период легко объяснимо. Так, коэф
фициент |
диффузии |
водорода в никеле при 1100° С равен 2,05 X |
||||
Х І О - 4 |
смІсекг, |
а |
окиси углерода — 3 , 8 - Ю - 7 |
см/сек2. |
||
Появление минимума перед вторым периодом на кривой изме- |
||||||
ненения^ионного |
тока 2 Н2",_по-видимому, объясняется |
действием |
||||
двух |
противоположно^направленных факторов — удалением по |
|||||
верхностно-адсорбированного водорода и водорода, |
находяще |
|||||
гося |
в |
твердом |
растворе. |
|
|
|
Ход кривых, построенных по изменению ионного тока эффек |
||||||
тивных масс 28, 32 и 44, очевидно, объясняется |
малой |
скоростью |
диффузии и устойчивостью окислов и нитридов. Что касается изменения давления паров воды 1 8 Н 2 0 + , то оно связано не только
с выделением из образца, но и с инерцией системы по |
Н 2 0 . |
Как видно, из сплавов Н29К18 и НИВО-3 могут быть удов |
|
летворительно удалены Н 2 , СО и N 2 при принятых |
условиях |
нагрева в вакууме. Сплав НЧ2 требует большого времени для
удаления |
указанных |
газов. |
|
Во время процесса прокатки (третий период) происходила |
|||
дополнительная дегазация |
сплавов, о чем свидетельствовало |
||
увеличение |
ионных |
токов |
всех представленных масс. |
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ
ВВАКУУМЕ
Число экспериментальных работ по исследованию темпера турных условий процесса деформации ограничено, при этом исследования * посвящены рассмотрению пластической деформа ции на воздухе без учета и строгой оценки физико-химического состояния поверхности металла. Известно, что физико-хими ческое состояние поверхности металла (наличие, толщина и свой ства окисной пленки, газонасыщенного слоя) оказывает на по следующих стадиях обработки существенное влияние на характер распределения температур в объеме металла, величину перепада температур между поверхностными и глубинными слоями, интен сивность охлаждения металла в процессе транспортировки к вал кам и после выхода из валков, теплообмен между металлом и окружающей средой и металлом и инструментом, температурный режим работы инструмента.
Недооценка роли влияния физико-химического состояния деформируемого металла на его температурное поле может отри цательно сказаться на условиях службы инструмента (вслед-
2091 |
201 |
ствие тепловых ударов), а также на качество полуфабрикатов (из-за резкой неравномерности деформации, вызванной охлажде нием приконтактных слоев).
Авторами было проведено исследование зависимости темпе ратурного поля металла и валка от физико-химического состояния поверхности металла, обусловленного средой и условиями обра ботки [74].
Экспериментальная часть выполнена на вакуумном прокатном стане МИСиС-210. На основании анализа существующих мето дов изучения температурных условий процесса прокатки был разработан комплексный метод, позволяющий исследовать изме нение температуры по сечению металла и валка во времени на
всех стадиях |
процесса прокатки: |
во |
время |
нагрева |
заготовки |
|||||||||
|
|
|
|
в печи и транспортирования к |
рабо |
|||||||||
|
|
|
|
чим валкам, при прохождении очага |
||||||||||
|
|
|
|
деформации и в процессе охлажде |
||||||||||
|
|
|
|
ния |
после |
выхода |
из валков. К ка |
|||||||
|
|
|
|
честву |
измерения |
температурного |
||||||||
|
|
|
|
поля |
|
валков |
предъявляются |
особые |
||||||
|
|
|
|
требования. |
Большие |
скорости |
из |
|||||||
|
|
|
|
менения температуры |
на |
поверхно |
||||||||
Рис |
147. Вставка |
измеритель |
сти |
валков требуют для получения |
||||||||||
достоверных |
показаний |
|
максималь |
|||||||||||
|
ного |
устройства: |
|
|||||||||||
/ — |
т е р м о п а р |
|
2 — с т е р ж е н ь ; |
ного |
|
снижения |
инертности |
тепло- |
||||||
|
3 - |
сегмент |
приемников, |
в том |
числе |
термопар. |
||||||||
|
|
|
|
Для |
исследования |
характера |
|
рас |
пределения температур в валке было сконструировано спе циальное устройство, позволяющее проводить непрерывное изме рение температуры в трех точках валка: по контактной поверх ности и на расстоянии 1,5 и 5,0 мм от нее. Измерительное устрой ство (рис. 147) состоит из стальной вставки с внутренним отвер стием, в которое вставляется с плотной посадкой ступенчатый стержень, выполненный из материала валка. В стержень зачеканивали хромель-алюмелевые термопары диаметром 0,2 мм. изолированные кварцевой соломкой и специальной смазкой, Термопары выводили через боковую канавку в стержне и вводили в осевое отверстие валка. Тарировка термопар измерительного устройства осуществлялась на собранном валке, что позволило автоматически исключить ошибки, которые могли быть обуслов лены погрешностями сборки устройства.
Для исследований были выбраны стальные образцы (Ст 3) размерами 7 X40 X 160 мм. Измерение температурного поля образ цов осуществлялось хромель-алюмелевыми термопарами диамет ром 0,2 мм на четырех различных уровнях сечения: на контактной поверхности и на расстоянии 0,5; 1,0; 3,0 мм от нее. Термопары крепились в стальных дисках (из стали Ст 3) диаметром 6 мм, которые с тугой посадкой были вмонтированы в отверстия на об разцах, расположенных последовательно по продольной оси.
202
Такое размещение обеспечивало постоянство тепловых условий металла в процессе прокатки. Погрешностью измерения, возни кающей из-за расположения точек заделки термопар в разных сечениях, можно пренебречь. Изготовление дисков из материала образца и плотная посадка свели к минимуму искажения темпе ратурного поля. Тарировка термопар, вмонтированных в обра зец, производилась непосредственно в рабочих условиях во время нагрева под прокатку.
Специально отрабатывалась техника эксперимента, учиты вающая специфику процесса прокатки на вакуумном прокатном стане (дистанционное управление, труднодоступность к рабочим
Рис. 148. Характер изме |
|
||||||
нения |
|
температурного |
|
||||
поля |
валка при |
прокатке |
|
||||
на |
воздухе |
и в |
вакууме |
|
|||
на |
расстоянии от контакт |
|
|||||
|
ной поверхности: |
|
|
|
|||
/ |
— 0 |
мм; |
2 — 1,5 |
мм; |
3 |
— |
|
5 мм; |
О — |
в а к у у м |
1 0 _ |
3 |
мм |
|
|
|
рт. |
ст.; |
X — |
в о з д у х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,3 0,k |
0,7 сек |
|
|
|
|
|
|
Время |
|
валкам, |
совмещение в процессе деформации |
измерительной |
вставки в валке с областью измерений образца, сохранение ра ботоспособности термопар образца после его деформации).
Выбранные режимы прокатки позволили варьировать в широ ких пределах физико-химическим состоянием контактной поверх ности, за критерий которого была принята толщина окисной пленки.
Прокатка проводилась на воздухе и в различном вакууме при температуре нагрева под прокатку 800—1000° С, что обусло вило диапазон изменения толщины окисной пленки от 2 до 100 мкм.
Степень деформации во всех случаях |
составляла |
22%. |
На рис. 148 показан характер |
изменения |
температуры |
валка при прокатке в различных средах. Данные измерения сви детельствуют, что максимальное изменение температуры в про цессе пластической деформации наблюдается на контактной по верхности. При прокатке в высоком вакууме 5 - Ю - 4 мм рт. ст. температура поверхности валка скачкообразно возрастает при входе образца в очаг деформации, что связано с тепловым импуль сом, сообщаемым валку нагретым металлом. По мере продвиже ния металла через очаг деформации температурная кривая плавно
203
растет, но уже с гораздо меньшей интенсивностью, что отражает выравнивающее действие процесса теплопроводности между го рячим металлом и холодными валками. Максимальная темпера тура на контактной поверхности валка достигается в плоскости выхода металла из очага деформации. За пределами очага дефор мации температура довольно резко снижается в первый момент (из-за нарушения теплового контакта) и затем асимптотически приближается к своему первоначальному значению. Высокую интенсивность процесса нагрева поверхностных слоев валка иллю
стрирует |
тот |
факт, |
что температура поверхности |
|
валка |
при про |
|||||||||||||||||
|
30 г |
|
|
|
|
|
|
|
хождении |
очага деформации |
|
практи |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
чески |
достигает |
мгновенного |
значе |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ния |
температуры |
поверхности |
ме |
|||||||||||
|
1 • |
|
|
|
|
|
|
талла |
в момент |
контакта |
(разность |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
температур |
поверхности |
металла и |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
: |
\> |
|
|
|
|
|
|
валка не превышала 5° С). |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Характер |
нагрева |
прокатного |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
валка |
при |
деформации |
на |
|
|
воздухе |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
принципиально |
отличен. |
|
|
Наличие |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
развитого |
слоя |
Окалины, |
|
действие |
||||||||||||
I |
|
|
|
|
|
|
которого, |
подобно |
тепловому |
изоля |
|||||||||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
тору, существенно |
замедляет |
|
процесс |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
О |
1 |
|
|
2 |
3 |
I* |
мм |
нагрева поверхности |
прокатного вал |
|||||||||||||
|
|
|
ка. |
Температурная |
кривая |
|
|
поверх |
|||||||||||||||
|
Расстояние от контактной |
ности |
валка |
при |
прокатке |
металла |
|||||||||||||||||
|
|
|
поверхности |
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
на |
воздухе |
носит |
более |
|
пологий |
|||||||||||||
Рис. 149. Изменение темпера |
|
||||||||||||||||||||||
характер; |
максимальное |
|
|
значение |
|||||||||||||||||||
туры слоев валка в зависимости |
температуры |
при |
|
этом |
более |
низ |
|||||||||||||||||
от |
расстояния |
от |
контактной |
|
|||||||||||||||||||
поверхности |
|
при |
прокатке |
на |
кое, |
хотя |
мгновенное |
значение |
тем |
||||||||||||||
|
воздухе |
и в' вакууме: |
|
пературы |
поверхности металла в дан |
||||||||||||||||||
|
/ — в о з д у х ; |
2 |
— в а к у у м |
|
ном |
случае |
выше. |
Температура |
по |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
верхности |
валка |
|
после достижения |
|||||||||||
максимума |
падает уже |
в пределах |
очага деформации, |
а |
|
начиная |
|||||||||||||||||
примерно с плоскости выхода металла из валков — снова |
растет. |
||||||||||||||||||||||
Такой |
характер |
изменения |
температуры поверхности валка можно |
||||||||||||||||||||
объяснить |
|
сложной |
совокупностью |
факторов, |
|
определяющих |
|||||||||||||||||
условия |
теплообмена |
между |
металлом |
и валком |
(качественные |
||||||||||||||||||
и |
количественные |
свойства |
окалины, |
изменяющиеся |
|
по |
мере |
прохождения очага деформации, влияние тепла пластической деформации и трения, время контакта и др.).
При прокатке на воздухе при более высоких температурах нагрева (следствием чего является увеличение толщины окисной пленки) процесс нагрева валка замедляется и максимум темпе ратуры смещается к выходу из очага деформации. Температур ные условия прокатки на воздухе характеризуются значительным перепадом температур поверхностей металла и валка. Так, при прокатке на воздухе образцов, нагретых до 800° С, перепад со ставил 415° С.
204