Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ские, диффузорные, дисковые |
и пр.); QHф = |
г|0 н— факти |
||||
ческая производительность |
насоса. |
то окончательно |
получим |
|||
Если учесть |
выражения |
для Q„ ф, |
||||
выражение для |
определения |
момента, |
потребляемого |
насосом |
||
|
М п = |
^ H(P«H- P IH) . |
|
(VI1.19) |
||
|
|
|
II |
|
|
|
Гидравлическая мощность, подведенная к моторам, преобра зуется в первоначальную форму — механическую. Из уравнения баланса мощностей для одного мотора имеем:
По. ы Ѵ MYQM. ф^ ід = м к(йи . |
( V 1 1 .2 0 ) |
Так как фактическое количество жидкости, перерабатываемой
моторами (их фактическая производительность) QMф: А.^м 2ят]о.м
то после подстановки в выражение (VII.20) вместо QMфего значе ния, получим формулу для определения момента, развиваемого одним гидромотором
Мм= |
А і (Лім |
Ргм) |
Л в |
(V II.21) |
|
2л |
|
|
|
Используя выражения (VII. 19) и (VII.21), находим коэффициент трансформации ГОТ
К = м н |
А Л в - н Л в |
( V I I . 2 2 ) |
|
Это выражение показывает, на какие параметры следует воздействовать, чтобы изменять /гт в нужном направлении. Сравни вая А и ін. м нетрудно установить, что для ГОТ коэффициент трансформации и передаточное число отличаются только формами
к.п. д. и их положением в дроби.
Определим общий к. п. д. ГОТ, равный отношению суммар
ной полезно-использованной мощности всех гидромоторов к под веденной мощности насоса,
Лт = |
і7ИцШм |
AÂ И' |
(VI 1.23) |
Мнсоп |
|||
Если подставить вместо |
/гт и гм н их значения |
из выраже |
|
ний (VII. 17) и (VII.22), окончательно получим |
|
||
Л т |
Л в - н Л в . м Л о . н Л о . м - |
|
Для выполненных конструкций гидроагрегатов объемный к. п. д. Л о . н ~ Л о . м = 0,94+0,98, а внутренний к. п. д. Л в .п ^ Лв. м = = 0,92-4-0,96.
190
Характеристики и способы регулирования ГОТ
Гидрообъемные трансформаторы не относятся как ГДТ к числу автоматических и требуют для своего регулирования специаль ной автоматизированной системы, реагирующей как на изменение внешней нагрузки, так и на положение педали подачи топлива (нагрузку двигателя). Наиболее удобным способом регулирования
ГОТ является р е г у л и р о в а н и |
е г е о м е т р и ч е с к о г о |
о б ъ е м а н а с о с а , т. е. А п = |
ѵаг (при А ы= const). При |
таком способе регулирования достаточно иметь только одну-две (по числу насосов) автоматизированных системы, воздействую
щих на величину А н. Регулирование моторов по Ам |
(при А„ = |
|
= const) является более сложным, поскольку |
число моторов |
|
всегда значительно превосходит число насосов |
(в |
зависимости |
от схемы в 4 и более раз), а сами моторы размещены на шасси машины рассредоточенно. Следовательно, регулирование ГОТ по А мтребует нескольких (по числу моторов) синхронно работаю щих параллельных автоматизированных систем. В связи с изло женным отрабатываемые ГОТ для промышленного применения на автотранспорте регулируются исключительно по первому способу.
Если считать при этом, что ГОТ непрозрачен и мощность,
потребляемая насосом, постоянна, т. е. |
N n = М нсоп = const (при |
сон = const), то согласно выражению |
(VII. 16) скорость автомо |
биля (V — сом) будет прямо пропорциональна производительности
насоса (юн= сонг|0 tPIo. 11 обратно пропорциональна числу і
работающих моторов. Таким образом, изменением Ан и і осуще ствляется регулирование скорости движения автомобиля.
Момент на выходном вале гидромоторов (ведущих колес) согласно выражению (VII.21) прямо пропорционален перепаду
давления Ар = |
р 1м— р 2м в гидросистеме. |
В свою очередь, пере |
||
пад давления в |
гидросистеме равен |
[(см. |
выражение |
(VII. 19)] |
|
2лАМнН "Пв- и- |
|
|
|
Следовательно, при регулировании |
насоса перепад |
давления |
||
будет обратно |
пропорционален величине |
регулирования Ан. |
Назовем отношение текущего |
значения А и к его максимальному |
||
значению |
п а р а м е т р о м |
р е г у л и р о в а н и я и обозна |
|
чим через |
£ = |
На рис. VII. 12, а показана характеристика |
регулирования (для одного мотора), а на рис. VII. 12, б— каноническая характеристика ГДТ. Из рис. VII. 12 следует, что, во-пер вых, ГОТ с регулированием по Ан обеспечивает гиперболическую характеристику (в отличие от ГДТ), что соответствует требова ниям идеальной тяговой характеристики, и, во-вторых, создает благоприятные условия для плавного трогания и разгона авто мобилям.
191
Важным вопросом регулирования ГОТ является его реверсіи рование, т. е. образование заднего хода, автомобиля. Реверси рование ГОТ может быть осуществлено по одному из трех воз можных способов:
обращением вращения вала насоса, для чего между ДВС и насосом должен устанавливаться специальный реверс-редуктор; этот способ наиболее простой и доступный;
Рис. VII. 12. |
Характеристики гндрообъемного трансформатора: |
а — характеристика регулирования; б — каноническая характери |
|
|
стика |
установкой в |
магистральных трубопроводах между насосом |
и моторами специальной распределительной коробки, которая бы допускала переключение направления потока жидкости к мото рам; этот способ реверсирования сложнее первого (для много приводных машин), но вполне осуществим;
применением насосов с двухсторонним регулированием Лн, при котором параметр регулирования £ мог бы изменяться в пре делах от 0 до +£ (£тах = +1,0) н от 0 до —£ (£т1п = — 1,0). Последний способ реверсирования в принципе доступен для большинства типов гидронасосов, но не в одинаковой мере для
них целесообразен. |
|
эксцен |
Для гидронасосов с параметром регулирования по |
||
триситету (радиально-поршневые |
машины) этот способ |
приво |
дит к чрезмерному усложнению |
конструкции, в то время как |
для гидронасосов с параметром регулирования по углу (аксиальнопоршневые машины) он легко осуществим и уже нашел прак тическое применение.
192
Конструкция ГОТ
В практике машиностроения нашли применение гидроагре гаты различных типов: шестеренчатые, винтовые, шиберные (ло пастные) и поршневые. По всем показателям наиболее приемле мыми для ГОТ являются поршневые гидроагрегаты. Другие типы гидроагрегатов используются в ГОП в качестве вспомога тельных (в системе подпитки, охлаждения и пр.).
Поршневые гидроагрегаты развивают высокое рабочее давление в напорных магистралях р = 30—50 МПа (300—500 кгс/см'2), обладают достаточной быстроходностью (до 2000—4000 об/мин), хорошо поддаются регулированию, весьма, энергоемки , (до 150— 300 кВт) и обратимы, т. е. могут работать как в режиме насоса, так и в режиме мотора.
Следует иметь в виду, что повышением рабочего давления конструкторы добиваются значительного снижения веса гидро агрегатов и силовой передачи в целом. Вместе с этим, однако, возрастают требования в отношении точности изготовления гидро машин и снижается моторесурс их работы. По данным техниче ской литературы [VII. 1] гарантийный моторесурс гидроагрега тов доведен до 5000—10 000 ч их непрерывной работы.
Гидроагрегаты поршневого типа делятся на две группы: радиальные и аксиальные. Те и другие в зависимости от типа распределительного устройства (золотниковой системы) разли чаются на гидромашины с цапфенным распределением и на гидро машины с торцевым распределением. Клапанное распределение пз-за сложности пока не применяется, хотя оно и обеспечивает
за счет |
лучшей герметичности более высокий напор — до 35— |
50 МПа |
(350—500 кгс/см2). |
Радиально-поршневые машины выпускаются с цилиндрической, цилиндро-конической и профильной направляющими.^ Под на правляющей понимается рабочая поверхность радиально-поршне вой машины, с которой взаимодействуют поршни и по которой они скользят. Выбором типа направляющей можно получить тот или иной положительный эффект. Например, при цилиндроконической направляющей поршни совершают не только, воз вратно-поступательное радиальное перемещение, но и совершают вращательное движение вокруг своих осей, что способствует повышению герметичности и уменьшению потерь на трение. Профильные направляющие позволяют получать гидроагрегаты многократного действия (высокомоментные гидромашины).
Пример конструкции регулируемой радиально-поршневой ма шины (насоса) с цилиндроконической направляющей и цапфен
ным |
распределением |
показан на рис. VII. 13. Ведущий вал 1 |
через |
зубчатый венец |
2 жестко связан с ротором 4, в котором |
в два ряда размещены поршни 6. Ротор и ведущий вал установ лены в подшипниках качения. Поршни взаимодействуют с цилин дро-коническими направляющими 5 (угол конуса 10—12°). На
7 |
Н. А. Бухарин |
193 |
194
Рис. VII. 13. Конструкция радиально-поршневого регулируемого насоса
цапфе 11 размещен распределитель 7, соединенный трубопрово дами с напорной и сливной магистралями. Направляющие 5 запрессованы в обойму 8 и поджаты фланцем 3. Обойма может под действием сил трения, возникающими между поршнями и
направляющими, в |
окружном направлении проворачиваться |
(в подшипниках 9), |
что обеспечивает ее равномерный износ и вы |
сокий срок службы. |
|
Реактивный момент ротора воспринимается обоймой 8 и далее |
|
через блок 12 передается на корпус 10. В конструкции насоса |
предусмотрено перемещение блока 12 в пределах 15—17 мм по отношению к ротору 4 (перпендикулярно плоскости чертежа). Этим осуществляется изменение геометрического объема гидро насоса (А н и £). От ведущего вала 1 приводится в действие под питочный насос 13.
Принцип поршневого гидроагрегата (например, в режиме насоса) заключается в следующем. При вращении вала 1 часть поршней 6 вследствие наличия между ротором4 и направляющими5 эксцентриситета перемещается в направлении к центру, создавая напор жидкости, в то время как другая часть перемещается от центра, засасывая в поршневое пространство очередной объем жидкости. Прижатие поршней к направляющим осуществляется или только центробежными силами или также еще и с помощью прижимных пружин.
Важным положительным свойством радиально-поршневых гид роагрегатов является возможность достижения малых осевых габаритов, позволяющих производить установку гидромоторов непосредственно в ведущих колесах автомобилей. Получение необходимого момента на колесах в этом случае осуществляется применением специальных высокомоментных моторов (ВММ), могущих работать в широких пределах оборотов (7—400 об/мин) и не требующих механического редуцирования. На рис. VII. 14 показан один из вариантов ВММ девятикратного действия (за один оборот ротора в каждом цилиндре совершается девять ра бочих циклов). Статор 2 закреплен жестко на раме автомобиля. В статоре выполнена профильная направляющая, состоящая из девяти сегментных ячеек. По направляющей перекатываются парные ролики 3, которые посажены на осях ползунов 4. Ползуны взаимодействуют с поршнями 5, которых в роторе 1 установлено в каждом ряду по два (а всего 34). Подвод и отвод жидкости к гид ромотору производится через цапфенный распределитель 6.
Гидроагрегаты с профильными направляющими в отличие от гидроагрегатов с цилиндрическими направляющими не могут регулироваться за счет изменения геометрического объема. По этому в таких гидроагрегатах возможно лишь частичное регулиро вание, осуществляемое выключением из работы части рабочих цилиндров. Это производится принудительным поворотом распре делителя 6, который может занимать несколько (шесть) фикси рованных положений.
Т |
195 |