Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
Для любого из положен» ротора примерной половина поршней находится под напором и создает момент (вращение ведущих колес), а другая часть — соединена с магистралью вытеснения жидкости (слива).
Основным недостатком радиально-поршневых гидроагрегатов является их меньшая быстроходность, чем аксиально-поршневых из-за большого момента инерции ротора.
Аксиально-поршневые гидроагрегаты по кинематическим свой ствам бывают с вращающимся и невращающимся блоком цилин-
Рнс. VII. 14. Элементы конструкции радиально-поршневого высокомоментного гидромотора с профильной направляющей статора
дров, а по конструкции — с наклонным блоком цилиндров, с на клонной шайбой или наклонным диском.
На рис. VII. 15 показана типичная конструкция аксиально поршневого нерегулируемого мотора с вращающимся блоком цилиндров и наклонным диском. В корпусе (статоре) 1 установ лен составной блок цилиндров 2, который может вращаться
вподшипниках 3 и в расточке корпуса. Между блоком цилиндров
иприставкой 7 корпуса закреплен торцовый распределитель 8.
Врасточках цилиндров блока размещены поршни 6, головки кото рых завальцованы в наклонном подвижном диске 5 (угол наклона диска у = до 25°)..
Блок цилиндров через шлицы жестко связан с валом 9 привода колес автомобиля. Постоянное, поджатие блока цилиндров к рас пределителю и. наклонного диска к опоре осуществляется разжим ной пружиной 4. Подвод и отвод жидкости производится через каналы А и В.
При подаче |
в канал |
А высокого давления поршни, лежащие |
за плоскостью |
чертежа, |
будут выдвигаться из блока цилиндров |
196
и воздействовать на наклонный дискНа этом диске возникают окружные составляющие давления, которые и заставят его вра щаться. Вращающийся диск поведет за собой поршни, а через них и сам блок цилиндров, а следовательно и ведущие колеса автомобиля. Поршни, лежащие перед плоскостью чертежа, будут вытеснять жидкость в сливную магистраль.
В выполненных конструкциях применяются следующие типо вые материалы: для поршней, распределительных цапф и распре
делительных дисков стали марок 20Х и 40Х с твердостью после термообработки поверхностей трения HRC 56—62; для направ
ляющих — стали марки |
ШХ-15, для роторов и блоков цилин |
дров — чугуны марки |
СЧ 32—52, для распределительных вту |
л ок — антифрикционные бронзы Бр.ОСНІО-2-3, Бр.ОФІО-1 или Бр.СЧЖ7-2.
При изготовлении гидроагрегатов выдерживаются жесткие нормы на точность изготовления и чистоту обработки поверх ностей: овальность и конусность распределительных цапф, цилин дров и поршней не должны превышать 5 мкм, чистота обработки направляющих и зеркала цилиндров — ѵ 9 — V 10.
Для обеспечения нормальной работы гндрообъемных передач применяются жидкости, удовлетворяющие требованиям, предъ являемым к ним как к рабочему телу, так и как к смазочному мате риалу. Таким требованиям отвечают углеводородные полимеры
107
минеральных масел и некоторые кремнийорганические н фторо углеродные полимеры. Из числа полимеров минеральных масел наиболее универсальными и подходящими для ГОТ являются авиационные жидкости АМГ-10 и АГМ,. имеющие весьма стабиль ную вязкость в широком диапазоне температур (от -f-50 до ■—60° С), хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства и отличаю щиеся низкой растворимостью воздуха. Указанные масла содер жат специальные присадки, повышающие их свойства и работо способность. Для среднеклиматических условий возможно при менение менее дефицитных минеральных масел типа АУ, а также индустриальных масел 20 и 45. .
Кремниево-полимерные жидкости (ЖРМ-1 и др.) по своим свойствам не уступают минеральным жидкостям, однако по сравнению с последними они более агрессивны по отношению к уплотнительным устройствам, шлангам и прочей резиновой арматуре.
Подбор гидроагрегатов ГОТ
Конкретное содержание расчета зависит оттипа гидроагрегата, режима его работң и особенностей его конструкции, однако общий подход при этом будет примерно одинаков для всех разновид ностей гидромашин. Рассмотрим, для примера, радиально-порш невой гидроагрегат с цилиндрической направляющей (рис. VII. 16). Центр Ог ротора Р по отношению к центру статора О сдвинут на величину эксцентриситета е. Величина его может принудительно средствами автоматики или вручную меняться (для насосов) или оставаться постоянной (для моторов). На приведенном ри сунке в крупном масштабе показан лишь один силовой элемент гидромашины для положения, когда эксцентриситет максимален (е = етах). Пусть гидроагрегат работает в режиме мотора. Тогда направление вращения ротора будет против часовой стрелки. Полезный момент сопротивления М с на валу ротора преодоле вается моментом Л4М, возникающим на роторе от поршней, нахо дящимся в данный момент времени под напором жидкости.
На поршень со стороны статора действуют две силы: нормаль ная сила N (составляющие Т и R) и касательная сила трения F — = \kN (составляющие FT и FR).
Из уравнения моментов сил относительно центра ротора * (точка Ох) получим выражение для М ы0 одного цилиндра (поло жение его относительно исходного положения Н — И опреде ляется углом а)
Мм = { T - F T)-X - ( R |
+ Fr) у. |
(VII.24) |
|
Так как |
|
FR = F sin ß, |
|
Т = R tg-ß, Fr = F cos ß, |
|
||
............. F — \iN = |
[I — |
, |
|
r |
r cosß ’ |
|
198
где (.i — коэффициент трения в контактной паре поршень—направ ляющая; ß — текущий угол направления силы УѴ; х, у — плечи приложения сил относительно оси вращения Ох ротора, то после подстановки в выражение (VII.24) и некоторых преобразований
Рис. VII. 16. Расчетная схема радиально-поршневого гидроагрегата (режим мотора)
получим:
М МО R [(tg ß - ц) X— (1 + ц tg ß) у]. |
(VII.25). |
Нетрудно показать, что, в свою очередь,
sin ß = |
•sin а; |
|
' —PJ |
|
(VII.26) |
x = pcosß -j- (r — p)(cos ß — JZZT^ cosa) I
У — Psin ß,
где r — радиус цилиндрической направляющей статора; р — радиус сферы поршня (ролика поршня); а — текущее значение угла поворота ротора, отсчитываемое от нейтрального положе ния НН.
199
В большинстве существующих конструкций взаимодействие поршней ротора с направляющими осуществляется через ролики, поэтому в исходном выражении для М т (VII.24) допустимо пренебрежение силами трения рлѴ (р, = 0,001 -ь 0,002). С учетом сделанного замечания и приняв во внимание геометрические зависимости (VII.26) окончательное выражение для момента, развиваемого одним поршнем ротора, будет
Л4м0:=t'/?sin а |
(VI 1.27) |
Значения R находятся из |
очевидного соотношения: |
R = |
Pi зid~ |
где рх — давление рабочей жидкости на входе в мотор; dn — диа метр поршней ротора.
Для многопоршневой машины итоговый крутящий момент на валу гидромотора равен сумме моментов всех поршней, находя щихся под напором, за вычетом момента сопротивления тех порш
ней, 'которые для |
рассматриваемого |
мгновения времени соеди |
|||||
нены через распределитель |
сливной |
магистралью, |
т. е. |
|
|||
nd' |
і=т' |
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
------- cos a.* |
|
|
||
Рх |
sin |
a f |
1 |
г — р |
|
|
|
М Н= гЯ—Г~ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
|
<=i |
|
|
У 1 ( г - p s i na0 |
_ |
||
|
|
|
|
||||
—р„ S |
sin а- |
|
|
г — р COS а ; |
, |
(VI1.28) |
|
|
|
|
|
||||
;=і |
|
|
|
|
sin a,.)2 |
• |
|
|
|
|
|
|
|
где р і , р2— высокое (на входе) и низкое (на выходе) давление гидромотора соответственно; а (. — угол, определяющий положе ние данного ряда поршней от начала отсчета НН; m', т" — число рядов цилиндров ротора, находящихся под напором и под сливом соответственно; q — число поршней в каждом ряду ротора.
Из формулы VII.28 видно, что при всех прочих равных усло виях развиваемый гидромотором момент (или потребляемый насосом момент) тем больше, чем больше эксцентриситет е (в об щем случае— параметр регулирования £), давление, напора р ъ диаметр поршня dn, число рядов цилиндров р и число поршней т!. Число рядов цилиндров (поршней) в гидроагрегатах выбирается всегда нечетным (7, 9 или 11), так как при этом удается снизить пульсацию жидкости и обеспечить более равномерный рабочий процесс гидропривода.
200
Найдем удельный теоретический (геометрический) объем ра диально-поршневого гидроагрегата с цилиндрической направляю щей. Обозначим ход поршня через S. Максимальное значение хода
А и а х = % а = л ^ а = 0 — 2 б .
За один оборот ротора все поршни срабатывают один раз (для машин однократного действия). Тогда
ndi |
|
m il |
A Mоо = - 4 - |
inqS = |
- 4 —/и(72е, |
где т = in' -f т " — общее |
число |
рядов цилиндров в роторе. |
Один и тот же гидроагрегат может работать как в режиме на соса (н), так и в режиме мотора (м).
Методика подбора гидроагрегатов для ГОТ изложена в спе
циальной |
литературе |
[VII. 1]. |
|
|
|
|
§ 33. |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ |
|
||
|
(ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ |
ТРАНСФОРМАТОРЫ) |
|||
|
Типы электрических передач |
|
|||
Электротрансформаторы бывают двух |
типов |
[VII.3]: |
|||
а) без |
разделения |
потока |
мощности |
ДВС |
(однопоточные, |
с последовательным потоком), когда вся мощность ДВС в генера торе преобразуется в электрическую мощность, а в электромото рах — в первоначальную механическую, поступающую к веду щим колесам автомобиля;
б) с разделением потока мощности ДВС (двухпоточные), когда часть мощности ДВС пропускается через ЭТ (генератор-электро мотор), а другая ее часть — через механическую ветвь трансмис сии; суммирование параллельных потоков осуществляется в диф ференциальном механизме (аналогично двухпоточным ГМП, см. рис. VII.9). Электрические передачи с параллельными потоками в литеретуре принято называть электромеханическими трансфор маторами (ЭМТ) в отличие от однопоточных, называемых просто -электрическими трансформаторами (ЭТ).
Однопоточные передачи являются довольно распространен ными, наиболее простыми, имеют высокие преобразующие свой ства- (применялись на автобусах ЗИЛ-154), однако в отличие от двухпоточных они обладают более низким к. п. д. и большим весом.
Так же как и ГДТ и ГОТ электрические трансформаторы (и ЭМТ) могут для расширения диапазона регулирования исполь зоваться в комплексе с дополнительной ступенчатой коробкой передач (см. рис. VII.8 и VII.9).
В зависимости от рода тока ЭТ (ЭМТ) делятся на передачи постоянного тока и передачи переменного тока. Передачи на пере
201