Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
Т а б л и ц а 111.3
Механические свойства термообработанных рессорно-пружинных сталей
|
Предел |
прочности сгв |
Предел текучести ат |
Удлинение |
||
Марка |
|
|
|
|
||
МПа |
кгс/см2 |
МПа |
кгс/см2 |
Ö.. % |
||
|
||||||
|
|
|||||
65Г |
1000 |
10 000 |
800 |
8 000 |
8 |
|
85 |
1100 |
11 000 |
900 |
9 000 |
9 |
|
55С2 |
1300 |
13 000 |
1200 |
12 000 |
6 |
|
70СЗА |
1800 |
18 000 |
1600 |
16 000 |
5 |
|
50XГ |
1400 |
14 000 |
1200 |
12 000 |
4,5 |
|
60С2ХА |
1800 |
18 000 |
1600 |
16 000 |
5 |
|
60С2ВА |
1900 |
19 000 |
1700 |
17 000 |
5 |
|
50ХГА |
1300 |
13 000 |
1200 |
12 000 |
6 |
|
60С2А |
1600 |
16 000 |
1400 |
14 000 |
5 |
|
60С2Н2А |
1750 |
17 500 |
1600 |
16 000 |
5 |
|
45ХНМФА |
1550 |
15 500 |
1400 |
14 000 |
5 |
в поверхностном слое создание остаточных сжимающих напря жений. С этой целью применяют заневоливаипе пружин, запеволивание и чеканку торсионных валов, обкатку роликами, пласти ческую осадку и дробеструйную обработку листовых рессор.
Легированная рессорно-пружинная сталь, термообработанпая до твердости HRC 45—50, имеет предел усталости при кручении (база 2-10® циклов) т_і = 190 МПа. После дробеструйной обра ботки предел усталости увеличивается до 350 МПа (3500 кгс/см2).
Л и т ы е с т а л и (по ГОСТ 977—65) применяются для кронштейнов, картеров задних мостов, ступиц и колес грузовых автомобилей высокой грузоподъемности (35Л, 40Л, 45Л). Эти стали применяются также для изготовления методом точного литья по выплавляемым моделям сложных по форме деталей. Это позволяет в ряде случаев полностью исключить механическую обработку или значительно ее сократить. Стальные отливки можно закаливать, а при содержании углерода ниже 0,25% цементи ровать и закаливать.
Се р ый ч у г у н марок СЧ 21—40 и СЧ 24—44 применяют для отливок нажимного диска сцепления, тормозных колодок, шки вов, картеров коробок передач, раздаточных коробок, крышек подшипников, тормозных барабанов и т. д. Твердость отливок НВ 190—240.
Наилучшей прочностью и фрикционными свойствами обла дает чугун с перлитной структурой. Для наиболее ответственных
50
отливок (тормозные барабаны) применяют также легированные чугуны с увеличенным до 4% содержанием углерода. Это увели чивает стойкость материала против растрескивания при высоких термических нагрузках. Механические свойства чугуна в зна чительной степени зависят от формы включений-графита. Высо копрочный чугун получают модифицированием жидкого чугуна магнием или его сплавами, что приводит к получению шаровид ной формы графита. Такой чугун, например ВЧ 60-2, имеет предел
прочности при растяжении |
ав = 600, при |
изгибе аи = |
1100, |
|
предел текучести |
стт = 420 |
МПа. |
применяется |
для |
К о в к и й |
ч у г у н |
(черносердечный) |
отливок деталей, воспринимающих динамические нагрузки: кор пуса дифференциалов, картеры главных передач, балки ведущих мостов, ступицы колес, кронштейны рамы.
В автостроении применяют ковкие чугуны. марок КЧ 45-6 и КЧ 35-10,
Перлитный ковкий чугун сочетает преимущества литых изде лий с прочностью на разрыв и усталость, близкую к стали. Пре дел прочности ств = 600 -н800; а_2 = 300 -т-350 МПа. Некоторые фирмы применяют перлитный ковкий чугун для таких ответ ственных деталей, как вилки карданов, шестерни внутреннего зацепления планетарных коробок передач, тормозные диски и барабаны.
§ 13. ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ
Для изготовления деталей автомобиля применяют алюминие вые, магниевые и цинковые сплавы.
Сплавы на основе алюминия имеют малую плотность (2,65 X X ІО3 -т-2,73 - ІО3 кг/м3), хорошую пластичность, коррозионную стойкость, прочность на разрыв до 420 МПа (4200 кгс/см2), удов летворительно свариваются.
Алюминиевые сплавы разделяются на литейные и деформи руемые (ковка, штамповка). В зависимости от химического состава получаются сплавы с различными свойствами.
С и л у м и н ы (6— 12% Si) обладают хорошими механиче скими свойствами и технологическими качествами. Сплав АЛ4 применяется для отливки картеров коробок и главных передач, колес и ступиц, картеров рулевых механизмов, картеров и рабо чих колес гидродинамических трансформаторов. Предел проч ности ов — 260 4-290 МПа (2600—2900 кгс/см2).
М е д н о - а л ю м и н и е в ы е с п л а в ы (4—5% Си) прп-
.меняются для изготовления мелких отливок, упрочняемых термо обработкой. Сплав АЛ7 средней прочности (ав = 220 МПа), сплав АЛ 19 высокой прочности. Прочность алюминиевых сплавов при температуре выше 200° С заметно падает. На рис. III.3, а показана зависимость предела прочности от температуры для сплава АЛ19. Этот сплав как при комнатной, так и при повышен
51
ной температуре имеет прочность выше, чем другие литейные алюминиевые сплавы.
М а г н и й - а л ю м и н н е в ы е с п л а в ы АЛ8 |
(10% Mg) |
и АЛ 13 (5% Mg) обладают наиболее высокой коррозионной стой |
|
костью и хорошей удельной прочностью. Однако их |
литейные |
свойства |
хуже. |
Применяются для мелких отливок, работающих |
в агрессивной |
среде. |
|
К д е ф о р м и р у е м ы м а' л ю м и н и е в ы м с п л а в а м |
||
относятся |
АМц, АМг и АМгб и другие. |
|
Сплав |
АМц |
(1— 1,6% Мп) обладает высокой коррозионной |
стойкостью, свариваемостью, но плохо обрабатывается резанием.
а)6е,МПа
Рис. 111.3. Изменение |
предела прочности в |
зависимости от - температуры: |
|
а — сплав АЛ 19: |
|
1 — закаленный |
н подвергнутый старению; |
2 — только закаленный; |
|
б — сплав АМгб |
|
Применяется для штамповки ненагруженных деталей: колпаков колес, декоративных деталей, ободов фар.
Сплав АМг (2—2,8% Mg) имеет более высокую прочность (ст„ = = 200ч-250 МПа). Применяется для штамповки сварных средненагруженных конструкций, например топливных баков и т. д.
Наиболее высокой прочностью обладает сплав АМгб (5,8— 6,8% Mg).
Предел прочности ов = 320 МПа, предел усталости сг_і = = 190 МПа (база 5 -108 циклов). Применяется для штамповки деталей, от которых требуются высокая прочность и коррозионная стойкость. По удельной прочности превосходит малоуглеродистые стали. Применяется для изготовления рам, каркасов несущих кузовов автобусов, кузовов грузовых автомобилей, цистерн, две рей и т. д. Зависимость предела прочности от температуры пока зана на рис. III.3, б.
М а г н и е в ы е с п л а в ы имеют малую плотность (1,76 х X ІО3— 1,83-103 кг/м3), сравнительно высокую прочность и хо рошо обрабатываются резанием. Сплав МЛ4 (5—7% А1) исполь зуется для отливки под давлением картеров коробок передач, колес, кожухов маховика, тормозных колодок, крышек подшипни ков и т. д. Коррозионная стойкость пониженная. Детали после
52
механической обработки анодируются, грунтуются и окраши
ваются. Предел |
прочности сгв = 150—-250 МПа. |
Ц и н к о в ы е |
с п л а в ы используются для изготовления |
методом литья под давлением кронштейнов, корпусов приборов, решеток радиаторов, корпусов фар и фонарей, декоративных де талей. Предел прочности ав = 280-4-320 МПа.
Для повышения коррозионной стойкости применяют электро литические покрытия хромом, никелем, кадмием.
§ 14. РЕЗИНА И ПЛАСТМАССЫ
Применение резины как конструкционного материала суще ственно отличается от применения металлов. Резина способна к очень большим деформациям при относительно небольших на пряжениях. Относительное удлинение при разрыве до 350%.
Модуль |
упругости резины определяется двумя слагаемыми: |
Е = Е о + |
Е г, где Е 0— постоянная для данного состава резины |
составляющая; Е г — переменная составляющая, которая зависит от внутреннего трения и изменяется с изменением температуры, частоты и скорости деформации.
Эластичные свойства резины в зависимости от ее состава соче таются с другими важными свойствами: износостойкостью, тепло- и морозостойкостью, устойчивостью к воздействию бензина, масел и других веществ.
Силовые резиновые конструкции армируются металлической арматурой или кордом. Большинство деталей изготавливается формованием.
Предел упругости резины близок к ее пределу прочности. Зависимость между напряжениями и деформациями нелинейная. При деформации объем резины почти не меняется (коэффициент Пуассона р. = 0,47—0,5).
Резина по сравнению со сталью обладает значительно большей энергоемкостью. Благодаря большому внутреннему трению хорошо гасит вибрации и колебания. Поэтому она широко используется в качестве упругих элементов в подвесках, тягово-сцепных устрой ствах, соединительных муфтах и т. д.
В табл. III.4 приведены свойства резин и области их приме нения. В тех случаях, когда одна резина не может удовлетворить всем требованиям, применяют сочетание нескольких марок резин или резины с другими материалами. Так, например, для повыше ния прочности резиновых диафрагм их армируют тканью. Для защиты от разрушающего действия масла наносят покрытие на основе найрита, а для обеспечения газонепроницаемости вводят прослойку из бутилкаучука. Чтобы повысить стойкость резины к воздействию озона и солнечного света, применяют защитные'
покрытия из |
восков |
и |
антиозонаторов. |
самостоятельный кон |
П л а с т м а с с ы |
применяются как |
|||
струкционный |
материал |
и в сочетании с |
другими материалами |
53