Файл: Бухарин Н.А. Автомобили. Конструкции, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 111.3

Механические свойства термообработанных рессорно-пружинных сталей

 

Предел

прочности сгв

Предел текучести ат

Удлинение

Марка

 

 

 

 

МПа

кгс/см2

МПа

кгс/см2

Ö.. %

 

 

 

65Г

1000

10 000

800

8 000

8

85

1100

11 000

900

9 000

9

55С2

1300

13 000

1200

12 000

6

70СЗА

1800

18 000

1600

16 000

5

50XГ

1400

14 000

1200

12 000

4,5

60С2ХА

1800

18 000

1600

16 000

5

60С2ВА

1900

19 000

1700

17 000

5

50ХГА

1300

13 000

1200

12 000

6

60С2А

1600

16 000

1400

14 000

5

60С2Н2А

1750

17 500

1600

16 000

5

45ХНМФА

1550

15 500

1400

14 000

5

в поверхностном слое создание остаточных сжимающих напря­ жений. С этой целью применяют заневоливаипе пружин, запеволивание и чеканку торсионных валов, обкатку роликами, пласти­ ческую осадку и дробеструйную обработку листовых рессор.

Легированная рессорно-пружинная сталь, термообработанпая до твердости HRC 45—50, имеет предел усталости при кручении (база 2-10® циклов) т_і = 190 МПа. После дробеструйной обра­ ботки предел усталости увеличивается до 350 МПа (3500 кгс/см2).

Л и т ы е с т а л и (по ГОСТ 977—65) применяются для кронштейнов, картеров задних мостов, ступиц и колес грузовых автомобилей высокой грузоподъемности (35Л, 40Л, 45Л). Эти стали применяются также для изготовления методом точного литья по выплавляемым моделям сложных по форме деталей. Это позволяет в ряде случаев полностью исключить механическую обработку или значительно ее сократить. Стальные отливки можно закаливать, а при содержании углерода ниже 0,25% цементи­ ровать и закаливать.

Се р ый ч у г у н марок СЧ 21—40 и СЧ 24—44 применяют для отливок нажимного диска сцепления, тормозных колодок, шки­ вов, картеров коробок передач, раздаточных коробок, крышек подшипников, тормозных барабанов и т. д. Твердость отливок НВ 190—240.

Наилучшей прочностью и фрикционными свойствами обла­ дает чугун с перлитной структурой. Для наиболее ответственных

50


отливок (тормозные барабаны) применяют также легированные чугуны с увеличенным до 4% содержанием углерода. Это увели­ чивает стойкость материала против растрескивания при высоких термических нагрузках. Механические свойства чугуна в зна­ чительной степени зависят от формы включений-графита. Высо­ копрочный чугун получают модифицированием жидкого чугуна магнием или его сплавами, что приводит к получению шаровид­ ной формы графита. Такой чугун, например ВЧ 60-2, имеет предел

прочности при растяжении

ав = 600, при

изгибе аи =

1100,

предел текучести

стт = 420

МПа.

применяется

для

К о в к и й

ч у г у н

(черносердечный)

отливок деталей, воспринимающих динамические нагрузки: кор­ пуса дифференциалов, картеры главных передач, балки ведущих мостов, ступицы колес, кронштейны рамы.

В автостроении применяют ковкие чугуны. марок КЧ 45-6 и КЧ 35-10,

Перлитный ковкий чугун сочетает преимущества литых изде­ лий с прочностью на разрыв и усталость, близкую к стали. Пре­ дел прочности ств = 600 -н800; а_2 = 300 -т-350 МПа. Некоторые фирмы применяют перлитный ковкий чугун для таких ответ­ ственных деталей, как вилки карданов, шестерни внутреннего зацепления планетарных коробок передач, тормозные диски и барабаны.

§ 13. ЦВЕТНЫЕ МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ

Для изготовления деталей автомобиля применяют алюминие­ вые, магниевые и цинковые сплавы.

Сплавы на основе алюминия имеют малую плотность (2,65 X X ІО3 -т-2,73 - ІО3 кг/м3), хорошую пластичность, коррозионную стойкость, прочность на разрыв до 420 МПа (4200 кгс/см2), удов­ летворительно свариваются.

Алюминиевые сплавы разделяются на литейные и деформи­ руемые (ковка, штамповка). В зависимости от химического состава получаются сплавы с различными свойствами.

С и л у м и н ы (6— 12% Si) обладают хорошими механиче­ скими свойствами и технологическими качествами. Сплав АЛ4 применяется для отливки картеров коробок и главных передач, колес и ступиц, картеров рулевых механизмов, картеров и рабо­ чих колес гидродинамических трансформаторов. Предел проч­ ности ов — 260 4-290 МПа (2600—2900 кгс/см2).

М е д н о - а л ю м и н и е в ы е с п л а в ы (4—5% Си) прп-

.меняются для изготовления мелких отливок, упрочняемых термо­ обработкой. Сплав АЛ7 средней прочности (ав = 220 МПа), сплав АЛ 19 высокой прочности. Прочность алюминиевых сплавов при температуре выше 200° С заметно падает. На рис. III.3, а показана зависимость предела прочности от температуры для сплава АЛ19. Этот сплав как при комнатной, так и при повышен­

51


ной температуре имеет прочность выше, чем другие литейные алюминиевые сплавы.

М а г н и й - а л ю м и н н е в ы е с п л а в ы АЛ8

(10% Mg)

и АЛ 13 (5% Mg) обладают наиболее высокой коррозионной стой­

костью и хорошей удельной прочностью. Однако их

литейные

свойства

хуже.

Применяются для мелких отливок, работающих

в агрессивной

среде.

К д е ф о р м и р у е м ы м а' л ю м и н и е в ы м с п л а в а м

относятся

АМц, АМг и АМгб и другие.

Сплав

АМц

(1— 1,6% Мп) обладает высокой коррозионной

стойкостью, свариваемостью, но плохо обрабатывается резанием.

а)6е,МПа

Рис. 111.3. Изменение

предела прочности в

зависимости от - температуры:

 

а — сплав АЛ 19:

 

1 — закаленный

н подвергнутый старению;

2 — только закаленный;

 

б — сплав АМгб

 

Применяется для штамповки ненагруженных деталей: колпаков колес, декоративных деталей, ободов фар.

Сплав АМг (2—2,8% Mg) имеет более высокую прочность (ст„ = = 200ч-250 МПа). Применяется для штамповки сварных средненагруженных конструкций, например топливных баков и т. д.

Наиболее высокой прочностью обладает сплав АМгб (5,8— 6,8% Mg).

Предел прочности ов = 320 МПа, предел усталости сг_і = = 190 МПа (база 5 -108 циклов). Применяется для штамповки деталей, от которых требуются высокая прочность и коррозионная стойкость. По удельной прочности превосходит малоуглеродистые стали. Применяется для изготовления рам, каркасов несущих кузовов автобусов, кузовов грузовых автомобилей, цистерн, две­ рей и т. д. Зависимость предела прочности от температуры пока­ зана на рис. III.3, б.

М а г н и е в ы е с п л а в ы имеют малую плотность (1,76 х X ІО3— 1,83-103 кг/м3), сравнительно высокую прочность и хо­ рошо обрабатываются резанием. Сплав МЛ4 (5—7% А1) исполь­ зуется для отливки под давлением картеров коробок передач, колес, кожухов маховика, тормозных колодок, крышек подшипни­ ков и т. д. Коррозионная стойкость пониженная. Детали после

52


механической обработки анодируются, грунтуются и окраши­

ваются. Предел

прочности сгв = 150—-250 МПа.

Ц и н к о в ы е

с п л а в ы используются для изготовления

методом литья под давлением кронштейнов, корпусов приборов, решеток радиаторов, корпусов фар и фонарей, декоративных де­ талей. Предел прочности ав = 280-4-320 МПа.

Для повышения коррозионной стойкости применяют электро­ литические покрытия хромом, никелем, кадмием.

§ 14. РЕЗИНА И ПЛАСТМАССЫ

Применение резины как конструкционного материала суще­ ственно отличается от применения металлов. Резина способна к очень большим деформациям при относительно небольших на­ пряжениях. Относительное удлинение при разрыве до 350%.

Модуль

упругости резины определяется двумя слагаемыми:

Е = Е о +

Е г, где Е 0— постоянная для данного состава резины

составляющая; Е г — переменная составляющая, которая зависит от внутреннего трения и изменяется с изменением температуры, частоты и скорости деформации.

Эластичные свойства резины в зависимости от ее состава соче­ таются с другими важными свойствами: износостойкостью, тепло- и морозостойкостью, устойчивостью к воздействию бензина, масел и других веществ.

Силовые резиновые конструкции армируются металлической арматурой или кордом. Большинство деталей изготавливается формованием.

Предел упругости резины близок к ее пределу прочности. Зависимость между напряжениями и деформациями нелинейная. При деформации объем резины почти не меняется (коэффициент Пуассона р. = 0,47—0,5).

Резина по сравнению со сталью обладает значительно большей энергоемкостью. Благодаря большому внутреннему трению хорошо гасит вибрации и колебания. Поэтому она широко используется в качестве упругих элементов в подвесках, тягово-сцепных устрой­ ствах, соединительных муфтах и т. д.

В табл. III.4 приведены свойства резин и области их приме­ нения. В тех случаях, когда одна резина не может удовлетворить всем требованиям, применяют сочетание нескольких марок резин или резины с другими материалами. Так, например, для повыше­ ния прочности резиновых диафрагм их армируют тканью. Для защиты от разрушающего действия масла наносят покрытие на основе найрита, а для обеспечения газонепроницаемости вводят прослойку из бутилкаучука. Чтобы повысить стойкость резины к воздействию озона и солнечного света, применяют защитные'

покрытия из

восков

и

антиозонаторов.

самостоятельный кон­

П л а с т м а с с ы

применяются как

струкционный

материал

и в сочетании с

другими материалами

53